Файл: Занятие для подростков 1011 классов по профилактике суи цидального поведения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 247
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
63 ствами и наркотиками (с отравлением и передозировкой без суицидального намерения), глотание коррозийных химикалий, батареек, булавок;
-
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 13
скрытые формы - поведение, связанное с пренебрежением опасно- стью, повышенным риском, стремлением к возбуждающим переживаниям или с избеганием депрессии.
Тест «Рисунок несуществующего животного»
(М.З. Дукаревич)
Данная проективная методика направлена на выявление личностных черт, бессознательных личностных конфликтов, установок, влечений и по- требностей у детей и взрослых.
Испытуемому предлагается придумать и изобразить несуществующее в природе животное и дать ему несуществующее имя. Требуемый материал: лист бумаги, простой и цветные карандаши. После того, как испытуемый за- кончил рисунок, его просят описать его и его образ жизни. Если рассказ о нарисованном персонаже оказался кратким или неполным, ему задают наво- дящие уточняющие вопросы (список вопросов ориентировочный).
Метод данного исследования основан на теории психомоторной связи.
Для диагностики психического состояния используется изучение моторики доминантной руки. Данный метод основан на исследованиях И.М. Сеченова, согласно которым всякое представление, возникающее в психике, любая тен- денция, связанная с этим представлением, заканчивается движением
Бланк проективной методики
«Рисунок несуществующего животного»
ФИО_________________________________________ Возраст _____
Дата обследования __________
Порядок рисования:_________________________________________________
Название животного: _______________________________________________
Пол: _____________________________________________Возраст__________
Семья:
__________________________________________________________________
Друзья:
__________________________________________________________________
Где живет?
__________________________________________________________________
Чем занимается?
__________________________________________________________________
Чем питается?
__________________________________________________________________
Есть ли враги?
__________________________________________________________________
Как защищается?
64
__________________________________________________________________
Счастливо ли животное?
__________________________________________________________________
Какой подарок можно подарить?
__________________________________________________________________
Дополнительная информация:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Интерпретация
Существует несколько общих тенденций интерпретации рисунков: по виду начертания и смысловому содержанию рисунка можно изучить такие психические сферы как уровень агрессивности в целом, склонность к вер- бальной агрессии, боязнь агрессии и защитная агрессия, невротическая агрессия, уровень стрессоустойчивости испытуемого (реакция на эмоцио- нальную нагрузку), а также выявить некоторые признаки психических пато- логий.
Общая оценка построения рисунка
Самый примитивный вид выполнения задания— изображение уже су- ществующего в природе животного. Такой рисунок противоречит данной ин- струкции и говорит о низкой обучаемости, а также очень плохо развитом во- ображении. В отдельных случаях у испытуемого, неспособного изобразить несуществующее животное, диагностируют задержку психического развития.
Однако стоить заметить, что данный вид выполнения задания не вызывает тревоги, если его выполнил ребенок дошкольного возраста. Задание, выпол- ненное с нарушением инструкции, но все же находящееся на более высоком
уровне— изображение животного из сказочного или мифологического мира.
Нормально для детей 8-9 лет, для детей старшего возраста говорит о низком общекультурном уровне и плохо развитом воображении. Стандартное и
наиболее часто встречающееся выполнение задания— изображение несуще- ствующего животного из частей реально существующих. Говорит скорее об исполнительском характере личности, чем творческой направленности. Ав- торы таких рисунков обычно имеют рациональный подход к выполнению за- дач. Изображение человекообразного животного говорит о дефиците обще- ния у испытуемого. Также может свидетельствовать об инфантильности.
«Механизированное» несуществующее животное— признак некон- формности и иногда даже низкой социализированности испытуемого. Жи- вотные, не имеющие органов чувств, обычно свидетельствуют ошизоидной направленности личности. Слишком вычурные изображения— признакде- монстративнойличности.
65
Оценка уровня агрессивности и тревожных состояний
Для выявления уровняагрессивностиличности используют дополни- тельную методику— изображение «злого животного».
О низком уровне агрессивности говорит отсутствие у «злого животно- го» орудий нападения и агрессивной символики. Признаком вербальной
агрессии считается изображение у животного зубов. О повышенной агрессив-
ности испытуемого говорит наличие на рисунке острых шипов и выростов, вне зависимости от того, какие части тела они представляют.
При описании «злого животного» в силу социального контроля обычно отсутствуют яркое проявление агрессивных тенденций с подробным описа- нием его «злодеяния». В противном случае можно говорить об ослабленном социальном контроле личности.
Боязнь агрессии и защитная агрессия проявляются в рисунке в виде дополнительной физической защиты животного: панцирь, чешуя, броня, тол- стая кожа, а также изображение рядом с животным запасов пищи или поме- щение животного в аквариум, загон или клетку (стремление к изоляции от окружающего мира).
Отревожностииспытуемого обычно говорит плотная штриховка и большие уши, о страхе— большие и ярко заштрихованные глаза. Также о тревожном состоянии часто говорит гигантский размер животного.
О невротической агрессии свидетельствует неблагоприятное место обитания животного, тщательная темная штриховка, выражение в описании животного невротических страхов, ощущении угрозы со стороны окружаю- щего мира.
Некоторые признаки возможной психической патологии
Важно отметить, что ни один из отдельно взятых нижеприведенных
признаков не может указывать на психическую патологию: состояние ис-
пытуемого следует диагностировать в комплексе с другими видами психо-
логических исследований.
Искаженная или поврежденная голова животного
Изображение внутренних органов животного, «рентгеновский» рису- нок
Покалеченное животное, наличие ран и повреждений
Пустые глазницы, рот
Неравномерный, невротический способ штриховки и контура рисунка
При описании образа жизни нарисованного животного испытуемый за- стревает на теме смерти, убийства, страданий
При наличии на рисунке нескольких из этих признаков обычно реко- мендуется консультация психиатра.
66
Опросник суицидального риска
(модификация Т.Н. Разуваевой)
Цель: экспресс-диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серь- езных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса.
Возможно индивидуальное и групповое тестирование
Инструкция: Я буду зачитывать утверждения, а Вы в бланке для отве- тов ставить в случае согласия с утверждением «+», в случае несогласия с утверждением «–»
1.
Вы все чувствуете острее, чем большинство людей.
2.
Вас часто одолевают мрачные мысли.
3.
Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни.
4.
В случае неудачи Вам трудно начать новое дело.
5.
Вам определенно не везет в жизни.
6.
Учиться Вам стало труднее, чем раньше.
7.
Большинство людей довольны жизнью больше, чем Вы.
8.
Вы считаете, что смерть является искуплением грехов.
9.
Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни.
10.
Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.
11.
Обычно Вы осторожны с людьми, которые относятся к Вам дру- желюбнее, чем Вы ожидали.
12.
Вы считаете себя обреченным человеком.
13.
Мало кто искренне пытается помочь другим, если это связано с неудобствами.
14.
У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.
15.
Человек, который вводит других в соблазн, оставляя без при- смотра ценное имущество, виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это имущество похищает.
16.
В Вашей жизни не было таких неудач, когда казалось, что все кончено.
17.
Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.
18.
Вы считаете, что всегда нужно вовремя поставить точку.
19.
В Вашей жизни есть люди, привязанность к которым может очень повлиять на Ваши решения и даже изменить их.
20.
Когда Вас обижают, Вы стремитесь во что бы то ни стало дока- зать обидчику, что он поступил несправедливо.
21.
Часто Вы так переживаете, что это мешает Вам говорить.
22.
Вам часто кажется, что обстоятельства, в которых Вы оказались, отличаются особой несправедливостью.
23.
Иногда Вам кажется, что Вы вдруг сделали что-то скверное или даже хуже.
24.
Будущее представляется Вам довольно беспросветным.
67 25.
Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным путем.
26.
Будущее слишком расплывчато, чтобы строить серьезные планы.
27.
Мало кому в жизни пришлось испытать то, что пережили недавно
Вы.
28.
Вы склонны так остро переживать неприятности, что не можете выкинуть мысли об этом из головы.
29.
Часто Вы действуете необдуманно, повинуясь первому порыву.
Обработка результатов
По каждому субшкальному диагностическому концепту подсчитывает- ся сумма положительных ответов. Полученный балл уравнивается в значени- ях с учетом индекса. Делается вывод об уровне сформированности суици- дальных намерений и конкретных факторах суицидального риска.
Бланк ответов
Номер утверждения
+ / –
Номер утверждения
+ / –
1 16 2
17 3
18 4
19 5
20 6
21 7
22 8
23 9
24 10 25 11 26 12 27 13 28 14 29 15
Обработка
Субшкальный диагностический- коэффициент
Номера суждений
Индекс
Демонстративность
12, 14, 20, 22, 27 1, 2
Аффективность
1, 10, 20, 23, 28, 29 1, 1
Уникальность
1, 12, 14, 22, 27 1, 2
Несостоятельность
2, 3, 6, 7, 17 1, 5
Социальный пессимизм
5, 11, 13, 15, 17, 22, 25 1
Слом культурных барьеров
8, 9, 18 2, 3
Максимализм
4, 16 3, 2
Временная перспектива
2, 3, 12, 24, 26, 27 1, 1
Антисуицидальный фактор
19, 21 3, 2
Cодержание субшкальных диагностических концептов
1.
Демонстративность. Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как «шантаж», «истероидное выпячивание трудно-
68 стей», демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как
«крик о помощи». Наиболее суицидоопасно сочетание с эмоциональной ре- гидностью, когда «диалог с миром» может зайти слишком далеко.
2.
Аффективность. Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирую- щую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте – аф- фективная блокада интеллекта.
3.
Уникальность. Восприятие себя, ситуации, и, возможно, соб- ственной жизни в целом как явления исключительного, не похожего на дру- гие, и, следовательно, подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности, суицид. Тесносвязана с феноменом «непроницаемости» для опыта, т.е. с недостаточным умением использовать свой и чужойжизненный опыт.
4.
Несостоятельность. Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, «выключенности» из мира. Данная субшкала может быть связа- на с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность выражает интрапунитивный ради- кал. Формула внешнего монолога – «Я плох».
5.
Социальный пессимизм. Отрицательная концепция окружаю- щего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего пред- ставлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими. Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. В отсутствие Я наблюдается экстрапунитив- ность по формуле внутреннего монолога «Вы все недостойны меня».
6.
Слом культурных барьеров. Культ самоубийства. Поиск куль- турных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. В крайнем варианте
- инверсия ценности смерти и жизни. В отсутствие выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об «экзистенции смерти». Одна из возможных внутренних причин культа смерти – доведенная до патологиче- ского максимализма смысловая установка на самодеятельность: «Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования».
7.
Максимализм. Инфантильный максимализм ценностных уста- новок. Распространение на все сферы жизни содержания локального кон- фликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации.
Аффективная фиксация на неудачах.
8.
Временная перспектива. Невозможность конструктивного пла- нирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем.
9.
Атисуицидальный фактор. Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снимает глобальный суици- дальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких,