Файл: Занятие для подростков 1011 классов по профилактике суи цидального поведения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

69 чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетич- ности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.
Проективный тест «Человек под дождем»
(Е. Романова, Т. Сытько)
Цель: определить устойчивость человека к стрессу, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им.
Методика проведения
На листе бумаги предлагается нарисовать человека, а потом, на дру- гом таком же листе — человека под дождем. Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприят- ные ситуации, что он чувствует при затруднениях.
Бланк проективной методики «Человек под дождем»
ФИО_________________________________________ Возраст ______
Дата обследования _________
Порядок рисования:____________________________________________
Расскажите об этом человеке (пол, возраст): _______________________
_____________________________________________________________
Как он себя ощущает, что чувствует?_____________________________
_____________________________________________________________
Насколько комфортно чувствует себя человек в этой ситуации?_______
_____________________________________________________________
Какое у него настрое- ние?________________________________________
_____________________________________________________________
В какой момент времени мы его заста- ли?___________________________
_____________________________________________________________
Что ему больше всего хочется сделать?____________________________
_____________________________________________________________
Дождь пошёл неожиданно или по прогно- зу?________________________
Человек был готов к тому, что пойдёт дождь или для него это неожи- данность?____________________________________________________
Какие у него перспективы?______________________________________
_____________________________________________________________
Если человеку под дождём дискомфортно (плохо), то чем ему можно помочь?___________________________________________________________
Что сам человек может сделать, чтобы себе помочь, чтобы справится с дождём?___________________________________________________________
_____________________________________________________________
Любите ли Вы дождь? Почему?__________________________________
_____________________________________________________________

70
Дополнительная информация:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Интерпретация
При интерпретации рисунков следует оценить сначала общее впечат- ление от рисунка: атмосферу изображенного пейзажа, настроение персонажа.
Только после этого можно перейти к анализу специфических деталей с точ- ки зрения логики интерпретации.
В рисунке «Человек под дождем» по сравнению с рисунком «Человек», как правило, обнаруживаются отличия. Важно посмотреть, что изменилось.
Так, например, если на втором рисунке человек изображен уходящим, это может быть связано с привычкой уходить от трудных жизненных ситуаций, избегать неприятностей.
Если на втором рисунке человек смещен в верхнюю часть листа, можно предположить склонность к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан.
Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление от- решиться от мира, к самозащите.
Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности.
В остальном при интерпретации следует опираться на методику «Чело- век». Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с нали- чием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.
Если рисунок расположен преимущественно в верхней части листа, это может означать, что у человека высокая самооценка, он недоволен своим по- ложением в обществе, ему не хватает признания. Если при расположении в верхней части листа фигура очень маленькая, то человек считает себя своего рода непризнанным гением.
Если рисунок располагается большей частью в нижней части листа, то у его автора может быть низкая самооценка, неуверенность в себе, подавлен- ность, нерешительность, страхи, связанные с самопредъявлением, незаинте- ресованность в своем положении в обществе.
Положение рисунка по горизонтальной оси (лево-право): — если рису- нок расположен больше в левой части, человек больше опирается на про- шлый опыт, склонен к самоанализу, нерешителен в действиях, пассивен; — если большая часть рисунка располагается в правой части листа, то перед нами человек действия, который реализует задуманное, активен и энергичен.
Трансформация фигуры .Увеличение размера фигуры иногда встреча- ется у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более силь- ными и уверенными.


71
Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за соб- ственную жизнь на других. Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержан- ности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса.
Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, «включение» поведен- ческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек).
Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.
Если в рисунке «Человека под дождем» при изображении фигуры про- пускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций.
Функция одежды — «формирование защиты от стихии». Обилие одеж- ды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импуль- сивностью реагирования.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Направление фигуры человека
В проективной методике «Человек под дождем» немаловажно, как изображена фигура человека: — повернута влево — внимание сосредоточено на себе, своих мыслях, переживаниях в прошлом; — повернута вправо — ав- тор рисунка устремлен в будущее, активен; — виден затылок, человек изоб- ражен спиной — проявление замкнутости, уход от решения конфликтов.
Если человек изображен бегущим, автор рисунка хочет убежать от проблем. Шагающий человек означает хорошую адаптацию. Если человек на рисунке стоит неустойчиво, это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия.
Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике.
Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении.
Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой ад- рес, переживание неполноценности, враждебности.
Средства защиты от дождя
Зонт, головной убор, плащ и т.д. — это символы защитных механиз- мов, способов справляться с неприятностями.
Зонт представляет собой символическое изображение психической за- щиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки обра- зов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол — материнское начало, а ручка — отцовское. Зонт может защищать или не защищать от не- погоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать. Так,

72 например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависи- мости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интен- сивность действия механизмов психической защиты.·
Очень большой зонт означает созависимость с родителями, желание в трудной ситуации получит поддержку от авторитетных лиц. Отсутствие шляпы, зонта и других средств защиты говорит о плохой адаптированности и потребности в защите.
Атрибуты дождя.
Дождь — помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли — как временная, преодо- лимая; тяжелые, закрашенные капли или линии — тяжелая, постоянная.
Необходимо определить, откуда дождь «приходит» (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей сте- пени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значе- ниями правой и левой стороны листа или фигуры человека.
По линиям, которыми изображен дождь, можно судить об отношении автора рисунка к окружающей среде. Уравновешенные, одинаковые штрихи, в одну сторону, говорят о сбалансированной окружающей среде. Беспоря- дочные штрихи — окружающая среда тревожная, нестабильная. Вертикаль- ные штрихи говорят об упрямстве, решительности. Короткие, неровные штрихи по всему полю и отсутствие всех защит указывает на тревогу и вос- приятие окружающей среды как враждебной.
Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо.
Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя». Следует обратить внима- ние на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они пе- ред или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже).
Лужи символизируют нерешенные проблемы. Нужно обратить внима- ние, слева или справа от персонажа находятся лужи: если слева, значит, че- ловек видит проблемы в прошлом, если справа — предвидит их в будущем.
Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.
Дополнительные детали.
Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассмат- риваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и


73 замещающей деятельности. Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов. Например, молния мо- жет символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изме- нения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предве- щает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.
Дополнительные предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т.д.), обычно символизируют значимых людей для автора рисунка.
Тенденции.
Признаки эмоциональной холодности — схематичная фигура; лицо ча- стично или полностью не прорисовано
Признаки импульсивности — много движений у фигуры; взлохмачен- ные волосы; несогласованность направленности тела, рук и ног; недостаточ- ность одежды
Признаки конфликта в семье — ограничение пространства для фигуры; явное несоответствие качества рисунка другим; на лице прорисованы явно положительные эмоции.
Признаки инфантильности — человек в сказочной или праздничной одежде; на лице выражение восторга; у фигуры отсутствует шея; рисунок пе- реместился вверх по сравнению с другими; уменьшение возраста человека, по сравнению с другими рисунками.
Искажение и пропуск деталей. Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.
Сравнивая два рисунка из серии, обратите внимание на следующие ха- рактерные изменения:
Как изменяется цвет (цвет фона, цвет человечка, в какой цвет окраше- ны дождевые капли);
Изменяется ли пол человека от рисунка к рисунку? Очень часто в таких сериях меняется пол человека. Это укажет нам на способ реагирования — по
«женскому» или «мужскому» гендерному типу встречает человек трудности;
Изменяется ли возраст человечка? Соответствует ли примерный воз- раст человечка возрасту самого художника? Регресс в детство — покажет изображённый на картинке взрослого человека ребёнок. Если на картинке ребёнка или подростка изображён взрослый человек или старик — это рас- скажет о том, кому из старших родственников склонен подражать ребёнок, решая свои проблемы.
Изменяется ли размер фигуры? Очень миниатюрная фигура во второй картинке говорит о низкой стрессоустойчивости, о ранимости, возможно о низкой самооценке. Очень большая фигура свидетельствует об активной жизненной позиции, агрессивности.


74
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ БЛОК
Все виды профилактической и коррекционной деятельности должны выстраиваться в целостной взаимосвязанной системе «родитель-ребенок- педагог». Поэтому психолого-педагогическое сопровождение обучающихся группы суицидального риска носит комплексный характер и включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности:
- педагогическая помощь, которая заключается в отслеживании и устранении пробелов в знаниях, определение системы дополнительных занятий и помощи, а также в создании обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;
- психологическая помощь: к которой относится диагностика, консультирование, проведение индивидуальной и групповой психологической коррекции;
- организация занятости и досуга, посредством вовлечения в общественно полезную деятельность, секции, кружки;
- медицинская помощь;
- социальная помощь.
Основанием для осуществления комплексного сопровожденияявляется выявление у обучающегося риска развития кризисных состояний и суицидального поведения, что возможно в следующих ситуациях:

в ходе планового выявления обучающегося риска развития кризисных состояний и суицидального поведения с использованием таблицы факторов риска и психологической диагностики. Необходимо указать имеющиеся у обучающегося факторы риска и результаты психологической диагностики, проводимой для определения степени суицидального риска;

обучающийся высказывает или демонстрирует суицидальные намерения;

получение информации о суицидальных намерениях обучающегося от родителей, обучающихся, педагогов.
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровожде- ния детей и подростков, склонных к суицидальному поведению, разрабаты- вается на основе типовой модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся и с учетом индивидуально-психологических осо- бенностей несовершеннолетнего, его семейной и жизненной ситуации, ана- лиза факторов суицидального риска.
Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение должно быть направлено на:
- предупреждение развития дидактогении;
- осуществление системы мер, направленных на разработку комплекса методик обучения детей группы суицидального риска;

75
- разработку режима и проведения индивидуальной коррекционной ра- боты с обучающимися группы суицидального риска психологом и классным руководителем;
- оказание помощи родителям по воспитанию и обучению ребёнка.
К основным задачам психолого-педагогического сопровождения школьников группы суицидального риска можно отнести:
- развитие уверенности в себе;
- развитие навыков успешного взаимодействия с окружающими;
- развитие навыков постановки и умений, необходимых для достиже- ния поставленных целей, и как итог – формирование созидательной и актив- ной жизненной позиции;
- формирование своего внутреннего потенциала.
При выделении «группы риска» в образовательной организации, вслед- ствие факта суицида либо парасуицида, работа по отреагированию возник- ших чувств может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Основная индивидуальная коррекционная работа с несовершеннолет- нем при выявлении суицидального риска или совершенной попытки суицида: проработать суицидальные чувства и сфокусировать внимание на антисуи- цидальных факторах, укрепить желание жить (через амбивалентные чувства) и обсудить альтернативы самоубийства.
Работа по разработке и реализации программы индивидуального пси- хологического сопровождения предполагает:
– установление контакта, оценка риска суицида, выявление проблемы;
– выявление неадаптивных психологических установок, блокирующих оптимальные способы разрешения кризиса, рассмотрение неопробованных ранее способов разрешения проблемы, коррекция неадаптивных психологи- ческих установок, укрепление личностных ресурсов;
– тренинг неопробованных ранее способов проблемно-решающего по- ведения, выработка навыков самоконтроля в отношении неадаптивных пси- хологических установок, расширение сети социальной поддержки путём привлечения к психокоррекционной работе значимых лиц из его окружения
(родители, учителя, сверстники, специалисты и т.д.).
С целью оказания своевременной комплексной помощи для всех обучающихся выявленной группы суицидального риска в образовательной организации на заседании ПМПк специалистами разрабатываются индивидуальные программы комплексного сопровождения.
На консилиуме обсуждается конкретный случай, причины возникновения проблем у обучающегося. При выдвижении гипотез используют мультимодальный подход, который позволяет определить уровень и глубину проблемы и в соответствии с этим наметить адекватные
«мишени помощи» подростку и его семье, что, в свою очередь, позволяет разработать обоснованную индивидуальную программу сопровождения.
На консилиуме планируются конкретные мероприятия индивидуальной