Файл: Занятие для подростков 1011 классов по профилактике суи цидального поведения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

50
Регрессия
В классических представлениях регрессия рассматривается как меха- низм психологической защиты, посредством которого личность в своих по- веденческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. При этой форме защитной реакции лич- ность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет реше- ние субъективно более сложных задач на относительно более простые и до- ступные в сложившихся ситуациях. Использование более простых и привыч- ных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций. К этому меха- низму относится и упоминаемая в литературе защита по типу «реализация в действии», при которой неосознаваемые желания или конфликты прямо вы- ражаются в действиях, препятствующих их осознаванию. Импульсивность и слабость эмоционально-волевого контроля, свойственная психопатическим личностям, определяются актуализацией именно этого механизма защиты на общем фоне изменения мотивационно-потребностной сферы в сторону их большей упрощенности и доступности.
Компенсация
Этот механизм психологической защиты нередко объединяют с иден- тификацией. Он проявляется в попытках найти подходящую замену реально- го или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим ка- чеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой лично- сти. Часто это происходит при необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствован- ные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструк- турирования и поэтому не становятся частью самой личности.
Ряд авторов обоснованно считают, что компенсацию можно рассматри- вать как одну из форм защиты от комплекса неполноценности, например, у подростков с асоциальным поведением, с агрессивными и преступными дей- ствиями, направленными против личности. Вероятно, здесь речь идет о ги- перкомпенсации или близкой по содержанию регрессии с общей незрелостью
МПЗ.
Другим проявлением компенсаторных защитных механизмов может быть ситуация преодоления фрустрирующих обстоятельств или сверхудовле- творения в других сферах. Например, физически слабый или робкий человек, неспособный ответить на угрозу расправы, находит удовлетворение в униже- нии обидчика с помощью изощренного ума или хитрости. Люди, для которых компенсация является наиболее характерным типом психологической защи- ты, часто оказываются мечтателями, ищущими идеалы в различных сферах жизнедеятельности.


51
Проекция
В основе проекции лежит процесс, посредством которого неосознавае- мые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписывается другим людям и таким образом становятся как бы вторичны- ми. Негативный, социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелатель- ность, которая проявляется как бы в защитных целях. Хорошо известны при- меры ханжества, когда человек постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления,
Реже встречается другой вид проекции, при котором значимым лицам
(чаще из микросоциального окружения) приписываются позитивные, соци- ально одобряемые чувства, мысли или действия, которые способны возвы- сить. Например, учитель, не проявивший особых способностей в профессио- нальной деятельности, склонен наделять любимого ученика талантом именно в этой области, неосознанно возвышая тем самым и себя («победителю уче- нику от побежденного учителя»).
Замещение
Распространенная форма психологической защиты, которая в литера- туре нередко обозначается понятием «смещение». Действие этого защитного механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враж- дебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие мень- шую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например, открытое проявление ненависти к человеку, ко- торое может вызвать нежелательный конфликт с ним, переносится на друго- го, более доступного и неопасного. В большинстве случаев замещение раз- решает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирую- щей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели, В этой ситуации субъект может совершать неожиданные, подчас бес- смысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.
Интеллектуализация
Этот защитный механизм часто обозначают понятием «рационализа- ция». Авторы методики объединили эти два понятия, хотя их сущностное значение несколько отличается. Так, действие интеллектуализации проявля- ется в основанном на фактах чрезмерно «умственном» способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний. Иными слова- ми, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъектив- но неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуля- ций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противополож- ного. Отличие интеллектуализации от рационализации, по мнению Ф. Е. Ва- силюка (1984), состоит в том, что она, по существу, представляет собой
«уход из мира импульсов и аффектов s мир слов и абстракций». При рацио- нализации личность создает логические (псевдоразумные), но благовидные


52 обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вы- званных причинами, которые она (личность) не может признать из-за угрозы потери самоуважения. При этом способе защиты нередко наблюдаются оче- видные попытки снизить ценность недоступного для личности опыта. Так, оказавшись в ситуации конфликта, человек защищает себя от его негативного действия путем снижения значимости для себя и других причин, вызвавших этот конфликт или психотравмирующую ситуацию. В шкалу интеллектуали- зации - рационализации была включена и сублимация как механизм психоло- гической защиты, при котором вытесненные желания и чувства гипертрофи- рованно компенсируются другими, соответствующими высшим социальным ценностям, исповедуемым личностью.
Реактивные образования
Этот вид психологической защиты нередко отождествляют с гипер- компенсацией. Личность предотвращает выражение неприятных или непри- емлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного раз- вития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их проти- воположность. Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия.
Тест жизнестойкости
(адаптация опросника Hardiness Survey С. Мадди Д.А.Леонтьев,
Е.И.Рассказова)
Цель: выявление уровня жизнестойкости.
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, отмечая в бланке Теста знаком «+» тот ответ, который наилучшим образом отражает
Ваше мнение

ВОПРОСЫ
НЕТ
Скорее
НЕТ, чем
ДА
Скорее
ДА, чем
НЕТ
ДА
Я часто не уверен в собственных решениях
Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела
Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом за- ставляю себя встать с постели
Я постоянно занят и мне это нравится
Часто я предпочитаю «плыть» по течению
Я меняю свои планы в зависимости от обстоя- тельств
Меня раздражают события, из-за которых я вы- нужден менять свой распорядок дня
Непредвиденные трудности порой сильно утом- ляют меня
Я всегда контролирую ситуацию настолько,

53 насколько это необходимо
Порой я так устаю, что уже ничто не может ме- ня заинтересовать
Порой все, что я делаю, кажется мне бесполез- ным
Я стараюсь быть в курсе всего происходящего вокруг меня
Лучше синица в руках, чем журавль в небе
Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым
Я предпочитаю ставить перед собой труднодо- стижимые цели и добиваться их
Иногда меня пугают мысли о будущем
Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь все, что задумал
Мне кажется, я не живу полной жизнью, а толь- ко играю роль
Мне кажется, что если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне бы- ло бы сейчас легче жить на свете
Возникающие проблемы часто кажутся мне не- разрешимыми
Испытав поражение, я буду пытаться взять ре- ванш
Я люблю знакомиться с новыми людьми
Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, он просто не умеет видеть интерес- ное
Мне всегда есть чем заняться
Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг
Я часто сожалею о том, что уже сделано
Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен
Мне трудно сближаться с другими людьми
Как правило, окружающие слушают меня вни- мательно
Если бы я мог, я бы многое изменил бы в про- шлом
Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен
Мне кажется, жизнь проходит мимо меня
Мои мечты редко сбываются
Неожиданности дарят мне интерес к жизни
Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны
Порой я мечтаю о спокойной размеренной жиз- ни
Мне не хватает упорства закончит начатое
Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцвет- ной
У меня нет возможности влиять на неожидан-


54 ные проблемы
Окружающие меня недооценивают
Как правило, я работаю с удовольствием
Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей
Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются
Друзья уважают меня за упорство и непреклон- ность
Я охотно берусь воплощать новые идеи
Обработка результатов:
Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» - 0 баллов, «скорее нет, чем да» - 1 балл, «скорее да, чем нет»
- 2 балла, «да» - 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до О («нет» - 3 балла, «да» - 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, кон- троля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.
Вовлеченность
Прямые пункты 4, 12, 22, 23, 24, 29, 41
Обратные пункты 2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42
Контроль
Прямые пункты 9, 15, 17, 21, 25, 44
Обратные пункты 1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43
Принятие риска
Прямые пункты 34, 45
Обратные пункты 7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36
Нормативные значения
Среднее значение
Нормы 80,72
Вовлечённость 37,64
Контроль 29,17
Принятие риска 13,91
Стандартное отклонение
Нормы 18,53
Вовлечённость 8,08
Контроль 8,43
Принятие риска 4,39
Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Жизнестойкость – это некая экзистен- циальная отвага, позволяющая личности в меньшей степени зависеть от си- туативных переживаний, преодолевать постоянную базовую тревогу, актуа- лизирующуюся в ситуации неопределённости и необходимости выбора.

55
Данная диспозиция включает в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внут- реннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания
(hardy coping) со стрессами.
Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом во- влеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В проти- воположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. «Если вы чувствуете уверен- ность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность».
Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом кон- троля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.
Принятие риска (challenge) — убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматрива- ющий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к про- стому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Тест «Склонность к девиантному поведению»
(Леус Э.В.)
Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних
(тест СДП) разработана коллективом авторов (Э.В. Леус, САФУ им. М.В.
Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск) и прошла процедуру адаптации и стандартизации.
Цель методики - оценка степени выраженности дезадаптации у под- ростков с разными видами девиантного поведения. Определяют показатели выраженности зависимого поведения (ЗП), самоповреждающего поведения
(СП), агрессивного поведения (АП), делинквентного поведения (ДП), соци- ально обусловленного поведения (СОП) по содержанию вопросов, каждый из которых оценивают в баллах по шкале опросника. В зависимости от набран- ной по шкале суммы баллов оценивают степень выраженности конкретных видов девиантного поведения: отсутствие признаков социально- психологической дезадаптации, легкая степень социально-психологической дезадаптации, высокая степень социально-психологической дезадаптации.
Способ позволяет получить максимально полную информацию о наличии

56 разного рода поведенческих девиаций у подростков при проведении монито- ринговых исследований.
Структура теста, процедура проведения
Решение данной задачи осуществляется ответами на вопросы теста.
Испытуемому предлагается выразить свое отношение по каждому из указан- ных вопросов, которые даны в доступной форме и обращены лично, выбрав один из трех возможных предлагаемых вариантов ответов, который более всего свойственен на настоящее время, и отметить его в бланке. Эксперимен- таторам нельзя допускать пропуск вопросов, так как это не позволит полу- чить достоверный результат.
Инструктаж перед тестированием
(читает ответственный за проведение тестирования, специалист, прово- дящий диагностику)
Вам предлагается ряд вопросов, которые помогут определить некото- рые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» и
«ошибочных». Мы ждем Ваш ответ, основанный на Вашем мнении. Отвечая на каждый вопрос, выберите ответ, который в наибольшей степени соответ- ствует Вашему мнению о себе, и поставьте отметку напротив в виде любого значка (х ,v, + и или другая отметка).
Отвечая, помните:
1. Не нужно тратить много времени на обдумывание. Давайте тот от- вет, который первым придет к Вам в голову. Отвечать нужно как можно точ- нее, но не очень медленно.
2. Старайтесь не увлекаться неопределенными ответами слишком ча- сто.
3. Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская.
Возможно, некоторые вопросы покажутся Вам не очень точно сформулиро- ванными, но и тогда постарайтесь найти наиболее точный ответ. Некоторые вопросы могут показаться Вам личными, но Вы можете быть уверены в том, что ответы не будут разглашены.
4. Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности.
Благодарим Вас за сотрудничество!