Файл: Занятие для подростков 1011 классов по профилактике суи цидального поведения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

57
Бланк методики
ФИО ____________________________Возраст _____Пол ____
Дата __________
Вам предлагается ряд вопросов, которые помогут определить некото- рые свойства вашей личности. Здесь нет «правильных» ил «ошибочных» от- ветов. Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности.
Если ты согласен с утверждением – ДА, не согласен – НЕТ, если не уверен – ИНОГДА.
ВОПРОС
ДА ИНОГДА НЕТ
1
Я всегда сдерживаю свои обещания.
2
У меня бывают мысли, которыми я не хотел бы делиться.
3
Разозлившись, я нередко выхожу из себя.
4
Бывает, что я сплетничаю.
5
Бывает, что я говорю о вещах, в которых ничего не смыслю.
6
Я всегда говорю только правду.
7
Я люблю прихвастнуть.
8
Я никогда не опаздываю.
9
Все свои привычки я считаю хорошими.
10 Бывает, спорю и ссорюсь с родителями.
11 Бывает, я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.
12 Я всегда покупаю билет в транспорте.
13 Бывает, мне хочется выругаться грубыми нецензурными сло- вами.
14 Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
15 Я никогда не нарушаю правил общественного поведения.
16 Я не хочу учиться и работать.
17 Я могу уйти из дома жить в другое место.
18 Меня забирали в полицию за плохое поведение.
19 Я могу взять чужое, если мне надо или очень хочется.
20 Состою на учете в подразделении по делам несовершенно- летних.
21 Меня часто обижают окружающие (обзывают, бьют, отбира- ют деньги и вещи).
22 У меня есть судимые родственники и/или знакомые.
23 У меня бывают сильные желания, которые обязательно надо исполнить.
24 У меня бывает желание отомстить, восстановить справедли- вость.
25 Я не верю окружающим.
26 Хочу быть великим и всесильным.
27 Я испытываю отчаяние, обиду, бессильный гнев.
28 Я завидую своим одноклассникам, другим людям, взрослым.
29 Если нельзя, но очень хочется – значит можно.
30 Сильным и богатым людям необязательно соблюдать все правила и законы.
31 Я курю.
32 Я употребляю пиво и/или другие спиртные напитки.

58 33 Я нюхал клей, растворители, пробовал наркотики, куритель- ные смеси.
34 Мои родители злоупотребляют спиртным.
35 Мои друзья курят, употребляют спиртное.
36 Люди пьют за компанию, для поддержания хорошего настро- ения
37 Пить и курить – это признаки взрослости.
38 Я пью/курю из-за проблем в семье, школе, от одиночества.
39 Дети и взрослые пьют и курят, потому что это модно и до- ступно.
40 Дети пьют и курят из любопытства, по глупости.
41 Удовольствие — это главное, к чему стоит стремиться в жиз- ни.
42 Мне необходимы сильные переживания и чувства.
43 Я хотел бы попробовать спиртное, сигареты, наркотики, если бы этого никто не узнал.
44 Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.
45 Если в моей компании будет принято, то и я буду курить и пить пиво.
46 Я редко жалею животных, людей.
47 Я часто пререкаюсь или ругаюсь с учителями, одноклассни- ками.
48 Я часто ссорюсь с родителями.
49 Я не прощаю обиды.
50 Если у меня плохое настроение, то я испорчу его еще кому- нибудь.
51 Люблю посплетничать.
52 Люблю, чтобы мне подчинялись.
53 Предпочитаю споры решать дракой, а не словами.
54 За компанию с друзьями могу что-нибудь сломать, приста- вать к посторонним.
55 Часто испытываю раздражение, отвращение, злость, ярость, бешенство.
56 У меня бывает желание что-то сломать, громко хлопнуть дверью, покричать, поругаться или подраться.
57 В порыве гнева я могу накричать или ударить кого-то.
58 Я охотно бы участвовал вкаких-нибудьбоевых действиях.
59 Могу нарочно испортить чужую вещь, если мне что-то не нравится.
60 Я хочу быть взрослым и сильным.
61 Я чувствую, что меня никто не понимает, мной никто не ин- тересуется.
62 Я чувствую, что от меня ничего не зависит, безнадежность, беспомощность.
63 Я могу причинить себе боль.
64 Я бы взялся за опасное для жизни дело, если быза это хоро- шо заплатили.
65 Было бы лучше, если бы я умер.
66 Я испытываю чувство вины перед окружающими, родителя- ми.


59 67 Я не люблю решать проблемы сам.
68 У меня есть желания, которые никак не могут исполниться.
69 Я не очень хороший человек.
70 Я не всегда понимаю, что можно делать, а что нельзя.
71 Я часто не могу решиться на какой-либо поступок.
72 Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.
73 Я нуждаюсь в теплых, доверительных отношениях.
74 Терпеть боль назло мне бывает даже приятно.
75 Я испытываю потребность в острых ощущениях.
Обработка
При обработке бланков, каждый ответ оценивается в количестве от 2 до
0 баллов; «да» - 2 балла, «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. Максимально по каждой шкале испытуемый может получить 30 баллов. Интерпретация полу- ченных результатов основана на том, что более высокая суммарная оценка (в баллах) по шкале указывает на более высокую степень социально- психологической дезадаптации: значения от 21 до 30 баллов оцениваются как выраженная социально-психологическая дезадаптация, от 11 до 20 – легкая степень социально-психологической дезадаптации, от 0 до 10 – отсутствие признаков социально-психологической дезадаптации.
Разработанный способ оценки степени социально-психологической дезадаптации вследствие выраженности девиантного поведения у подростков позволяет не только объективизировать картину поведенческой дезадапта- ции, но и посмотреть, какие из видов поведения нарушены.
I шкала социально обусловленное поведение
(СОП)
(вопросы с 1 по 15)
0-10 отсутствие ориентации на социально обусловлен- ное поведение, преобладает индивидуализация
11-20 обнаружена ориентация на социально обуслов- ленное поведение – подростковая реакция груп- пирования
21-30 сформированная модель социально обусловлен- ного поведения
II шкала делинквентное поведение
(ДП)
(вопросы с 16 по 30)
0-10 отсутствие признаков делинквентного поведения
11-20 обнаружена ситуативная предрасположенность к делинквентному поведению
21-30 сформированная модель делинквентного поведе- ния
III шкала зависимое (аддиктивное) по- ведение
(ЗП)
(вопросы с 31 по 45)
0-10 отсутствие признаков зависимого поведения
11-20 обнаружена ситуативная предрасположенность к зависимому поведению
21-30 сформированная модель зависимого поведения
IV шкала агрессивное поведение
(АП)
(вопросы с 46 по 60)
0-10 отсутствие признаков агрессивного поведения
11-20 обнаружена ситуативная предрасположенность к агрессивному поведению
21-30 сформированная модель агрессивное поведения
V шкала суицидальное (аутоагрессив-
0-10 отсутствие признаков аутоагрессивного поведе- ния


60 ное) поведение
(СП)
(вопросы с 61 по 75)
11-20 обнаружена ситуативная предрасположенность к аутоагрессивному поведению
21-30 сформированная модель аутоагрессивное поведе- ния
Описание шкал
Разработанный способ представляет собой опросник, состоящий из 75 вопросов, разбитых на 5 блоков по 15 вопросов в каждом.
В I блоке (вопросы с 1 по 15) оценивается предрасположенность под- ростков на социально обусловленное поведение (шкала искренности отве- тов), как просоциальное, относительно-деструктивное, адаптированное к нормам ведущей, значимой или референтной группы, возможно имеющей антисоциальную или девиантную в разных вариантах направленность, при этом учитывается подверженность влиянию окружающих, действию соци- альных установок, мнению группы, степень ведомости в поступках.
Средние значения по шкале СОП соответствуют возрастной норма для подростков, для которых характерно общение, как ведущий вид деятельности и основа психического и личностного развития; потребность в принадлежно- сти к группе и ориентация на ее идеалы, стремление быть замеченным, при- нятым и понятым.
Низкие значения могут говорить о неадаптированности и даже изоля- ции подростка от групп сверстников, замкнутости, скрытности.
Высокие значения – показатель высокой адаптированности в группе, но одновременно и свидетельство тесного слияния со значимой группой, что может ыть одним из проявлений зависимости от других людей или общения.
Во II блоке (вопросы с 16 по 30) – делинквентное (допротивоправное) поведение (ДП) - оценивается антисоциальное, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей поведение, включающее любые действия или бездействия, запрещен- ные законодательством.
К числу делинквентных относятся: 1) административные правонаруше- ния - нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство, скверно- словие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приста- вание к гражданам, распитие спиртных напитков и появление в пьяном виде в общественных местах; 2) дисциплинарные проступки - это неисполнение или ненадлежащее исполнение своих непосредственных обязанностей, для подростков это прогулы без уважительных причин занятий, появление в учебном заведении или в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств по месту учебы и в учебное время, нарушение правил безопасности; 3) преступления - обще- ственно опасные деяния, предусмотренные уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания – кражи, причинение вреда здоровью, угоны транспорта, вандализм, терроризм и другие поступки, за которые предусмат- риваются меры уголовной ответственности с 16 лет, а за некоторые преступ-


61 ления с 14 лет; совершение деяний, признаваемых преступлениями, лицами, не достигшими уголовной ответственности, влечет применение мер воздей- ствия, носящих воспитательный характер (помещение в специальное учебно- воспитательное учреждение и др.).
В III блоке оценивается зависимое (аддиктивное) поведение (ЗП) (во- просы с 31 по 45) - 1) злоупотребление различными веществами, изменяю- щими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака, до того, как от них сформировалась зависимость; 2) одна из форм деструктивного по- ведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем из- менения своего психического состояния посредством приема некоторых ве- ществ или постоянной фиксации на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций; 3) не болезнь, а нарушение поведения.
Необходимо учитывать многообразие видов зависимостей: 1) традици- онно трактуемые – химические – зависимость от психоактивных веществ; 2) промежуточные – аддикции к еде (голодание, переедание); 3) нехимические – патологическая склонность к азартным играм (гемблинг, лудомания), эроти- ческие (любовные аддикции и аддикции избегания, сексуальные), социально приемлемые (работоголизм, спортивная аддикция, компульсивный шопинг, зависимость от общения, религиозные аддикции), технологические – (интер- нет-зависимость, зависимость от социальных сетей, зависимость от мобиль- ных телефонов и SMS, телевизионная аддикция), недифференцированные
(зависимость от получения удовольствия, коллекционирование, фанатизм, духовный поиск).
В IV блоке оценивается агрессивное поведение (АП) (вопросы с 46 по
60) - вербальная и физическая агрессия, направленная на окружающих лю- дей, враждебность, негативизм, дерзость и мстительность.
Агрессивный подросток противостоит родителям, свои авторитеты он ищет на стороне, что свойственно возрасту; он хочет, чтобы от него отстали, при этом агрессивность приобретает различные формы, которые в дальней- шем становятся чертами характера. Агрессивное поведение может приобре- тать следующие формы: физическая, словесная, косвенная агрессия; раздра- жение, обидчивость, подозрительность, негативизм. Физическая и словесная агрессия имеют внешнее выражение, тогда как другие её формы имеют до- вольно скрытый характер: вандализм, наблюдения за издевательствами, пор- ча имущества и одежды, раздражение и вечное недовольство, обида и чув- ство вины, чрезмерная подозрительность, нападки и критикой в адрес друго- го человека. Всякая форма агрессивного поведения направлена на упрямое отстаивание подростком своей самости. Так как базисными потребностями ребёнка является свобода и самоопределение, воспитатель, лишающий ре- бёнка свободы действий, убивает естественные силы его развития.
В V блоке оценивается самоповреждающее (аутоагрессивное) поведе- ние (СП) (вопросы с 61 по 75), стремление причинить себе боль и/или физи- ческий вред, как сознательный отказ человека от жизни, связанный с дей-


62 ствиями, направленными на ее прекращение, или незавершенными попытка- ми.
В силу возрастных особенностей – высокая эмоциональная восприим- чивость и чувствительность, низкая устойчивость к стрессу, отсутствие сформированных моделей совладания с внешнеситуативными проблемами и внутренними переживаниями, потребность в тесных контактах со сверстни- ками, стремление к эмансипации от взрослых, переживание возрастного кри- зиса и другие – подростки составляют группу риска и требуют внимания к своим переживаниям. Специалисты, работающие с несовершеннолетними, должны иметь обширные знания по проблеме для осуществления превентив- ным мероприятий, знать научную трактовку понятий и их содержание, уметь говорить на сложную тему как с подростками, так и с их родителями.
Самоповреждающее поведение (self-injury) определяется как предна- меренное причинение вреда собственному телу в результате повреждения тканей организма; направлено на освобождение или уменьшение невыноси- мых эмоций - человек надеется справиться с эмоциональной болью, или свя- зано с ощущением невозможности действовать или чувствовать.
Самоповреждающее поведение не обязательно ведет к суицидальным попыткам.
Признаки самоповреждающего поведения:
• умышленное желание нанести себе физический вред, преднамерен- ность, повторяемость;
• невозможность противостоять импульсу повредить себя;
• повреждение, но не смерть, является желаемым конечным результа- том, отсутствие суицидального намерения, социальная неприемлемость;
• чувство напряжения или тревоги, предшествующие акту, и чувства облегчения или беспокойства после акта самоповреждения.
Самоповреждающее поведениевключает в себя:
- психологический компонент - психологическое неблагополучие ин- дивидуума и его стремление это неблагополучие преодолеть; форма ответа
«на беспокоящие психологические симптомы или события окружающего ми- ра»;
- физический компонент - физическая травматизация; вред, причиня- емый собственному телу, включая акты удаления, разрушения, обезображи- вания или повреждения части тела независимо от явных или скрытых наме- рений - повреждение тканей и органов тела; причинение вреда телу посред- ством нарушений пищевого поведения (анорексия и булимия), татуировок, пирсинга, ряда навязчивых действий (обкусывание ногтей и губ, выдергива- ние волос, щипание кожи), вывихов суставов пальцев, а также других форм несмертельного повреждения (кусание рук и других частей тела, царапанье кожи, расчесывание ран, язв, швов, родимых пятен, самопорезы, перфорация частей тела с помещением в отверстие инородных предметов, удары кулаком и головой о предметы и самоизбиение (чаще – кулаком, проводом), уколы
(булавками, гвоздями, проволокой, ручкой), самоожоги (чаще – сигаретой), неполное самоудушение злоупотребление алкоголем, лекарственными сред-