Файл: Занятие для подростков 1011 классов по профилактике суи цидального поведения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 241
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
43 34.
У меня нет врагов.
35.
Я не очень хорошо помню свое детство.
36.
Я не боюсь состариться, потому что это происходит с каждым.
37.
В своих фантазиях я совершаю великие дела.
38.
Большинство людей раздражают меня, потому что они слишком эгоистичны.
39.
Прикосновение к чему-либо склизкому вызывает во мне омерзе- ние.
40.
У меня часто бывают яркие, сюжетные сновидения.
41.
Я убежден, что если буду неосторожен, люди воспользуются этим.
42.
Я не скоро замечаю дурное в людях.
43.
Когда я читаю или слышу о трагедии, это не слишком трогает меня.
44.
Когда есть повод рассердиться, я предпочитаю основательно все обдумать.
45.
Я испытываю сильную потребность в комплиментах.
46.
Сексуальная невоздержанность отвратительна.
47.
Когда в толпе кто-то мешает моему движению, у меня иногда возникает желание толкнуть его плечом.
48.
Как только что-нибудь не по-моему, я обижаюсь и мрачнею.
49.
Когда я вижу окровавленного человека на экране, это почти не волнует меня.
50.
В сложных жизненных ситуациях я не могу обойтись без под- держки и помощи людей.
51.
Большинство окружающих считают меня очень интересным че- ловеком.
52.
Я ношу одежду, которая скрывает недостатки моей фигуры.
53.
Для меня очень важно всегда придерживаться общепринятых правил поведения.
54.
Я склонен часто противоречить людям.
55.
Почти во всех семьях супруги друг другу изменяют.
56.
По-видимому, я слишком отстраненно смотрю на вещи.
57.
В разговорах с представителями противоположного пола я ста- раюсь избегать щекотливых тем.
58.
Когда у меня что-то не получается, мне иногда хочется плакать.
59.
Из моей памяти часто выпадают некоторые мелочи.
60.
Когда кто-то толкает меня, я испытываю сильное негодование.
61.
Я выбрасываю из головы то, что мне не нравится.
62.
В любой неудаче я обязательно нахожу положительные стороны.
63.
Я терпеть не могу людей, которые всегда стараются быть в цен- тре внимания.
64.
Я почти ничего не выбрасываю и бережно храню множество раз- ных вещей.
44 65.
В компании друзей мне больше всего нравятся разговоры о про- шедших событиях, развлечениях и удовольствиях.
66.
Меня не слишком раздражает детский плач.
67.
Мне случалось так разозлиться, что я готов был перебить все вдребезги.
68.
Я всегда оптимистичен.
69.
Я чувствую себя неуютно, когда на меня не обращают внимания.
70.
Какие бы страсти не разыгрывались на экране, я всегда отдаю се- бе отчет в том, что это только на экране.
71.
Я часто испытываю чувство ревности.
72.
Я бы никогда специально не пошел на откровенно эротический фильм.
73.
Неприятно то, что людям, как правило, нельзя доверять.
74.
Я готов почти на все, чтобы произвести хорошее впечатление.
75.
Я никогда не бывал панически испуган.
76.
Я не упущу случая посмотреть хороший триллер или боевик.
77.
Я думаю, что ситуация в мире лучше, чем полагает большинство людей.
78.
Даже небольшое разочарование может привести меня в уныние.
79.
Мне не нравится, когда люди откровенно флиртуют.
80.
Я никогда не позволяю себе терять самообладание.
81.
Я всегда готовлюсь к неудаче, чтобы не быть застигнутым врас- плох.
82.
Кажется, некоторые из моих знакомых завидуют моему умению жить.
83.
Мне случалось со зла так сильно ударить или пнуть по чему- нибудь, что я неумышленно причинял себе боль.
84.
Я знаю, что за глаза кое-кто отзывается обо мне дурно.
85.
Я едва ли могу вспомнить свои первые школьные годы.
86.
Когда я расстроен, я иногда веду себя по-детски.
87.
Мне намного проще говорить о своих мыслях, чем о своих чув- ствах.
88.
Когда я бываю в отъезде и у меня случаются неприятности, я сра- зу начинаю сильно тосковать по дому.
89.
Когда я слышу о жестокостях, это не слишком глубоко трогает меня.
90.
Я легко переношу критику и замечания.
91.
Я не скрываю своего раздражения по поводу привычек некото- рых членов моей семьи.
92.
Я знаю, что есть люди, настроенные против меня.
93.
Я не могу переживать свои неудачи в одиночку.
94.
К счастью, у меня меньше проблем, чем имеет большинство лю- дей.
95.
Если что-то волнует меня, я иногда испытываю усталость и же- лание выспаться.
45 96.
Отвратительно то, что почти все люди, добившиеся успеха, до- стигли его с помощью лжи.
97.
Нередко я испытываю желание почувствовать в своих руках пи- столет или автомат.
Подсчитывается количество положительных ответов по каждой из 8 шкал, в соответствии с ключом. Затем сырые баллы переводятся в проценты.
На основе процентных показателей составляется профиль эго-защит.
Методика «ИЖС»/Бланк ответов
ФИО _______________________________________ пол _____________ да- та __________________
№
да
нет №
да
нет №
да
нет №
да
нет
1 26 51 76 2
27 52 77 3
28 53 78 4
29 54 79 5
30 55 80 6
31 56 81 7
32 57 82 8
33 58 83 9
34 59 84 10 35 60 85 11 36 61 86 12 37 62 87 13 38 63 88 14 39 64 89 15 40 65 90 16 41 66 91 17 42 67 92 18 43 68 93 19 44 69 94 20 45 70 95 21 46 71 96 22 47 72 97 23 48 73 24 49 74 25 50 75
Обработка результатов
Подсчитывается количество положительных ответов по каждой из 8 шкал, в соответствии с ключом. Затем сырые баллы переводятся в проценты.
На основе процентных показателей составляется профиль эго-защит.
Существует и другой вариант обработки результатов:
46
Восемь эгозащитных механизмов формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные, указанные ниже утверждения, разделенные на число утвер- ждений в каждой шкале. Напряженность каждой психологической защиты подсчитывается по формуле где n – число положительных ответов по шкале этой защиты, N – число всех утверждений, относящихся к этой шкале.
Тогда общая напряженность всех защит (ОНЗ) подсчитывается по фор- муле где n – сумма всех положительных ответов по опроснику.
По данным В.Г. Каменской (1999), нормативные значения этой вели- чины для городского населения России равны 40 – 50 %. ОНЗ, превышающий
50-процентный рубеж, отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты.
Ключ
№ >
Название шкал
Номера утверждений n
А
Отрицание
1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94 12
B
Подавление
6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89 12
C
Регрессия
2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95 14
D
Компенсация
3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74 10
E
Проекция
7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96 13
F
Замещение
8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97 13
G
Интеллектуализация
4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87 12
H
Реактивное образование 5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79,
10
Средние величины нормативных данных по 8 вариантам
Механизмы защиты
Данные авторов при апробации мето- дики n = 140
Данные авторов методики n = 104
M
S
+- m
M
S
+- m
Отрицание
4, 5 2, 96 0, 25 3, 81 2, 07 0, 20
Вытеснение
4, 0 2, 97 0, 20 2, 59 1, 77 0, 17
Регрессия
4, 7 2, 96 0, 25 5, 12 3, 09 0, 30
Компенсация
3, 1 2, 13 0, 18 4, 38 1, 86 0, 18
Проекция
8, 2 3, 55 0, 30 5, 51 3, 01 0, 30
Замещение
3, 8 2, 96 0, 25 3, 12 2, 01 0, 20
Интеллектуализация
5, 9 2, 60 0, 22 6, 32 1, 95 0, 19
Реактивное образование 3, 1 2, 13 0, 18 2, 80 2, 35 0, 23
47
Шкала перевода сырых балов в процентили (при апробации)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 13
Сы
рые
оч-
ки
отри-
цание
вытес-
нение
регрес-
сия
ком-
пенса-
ция
проек-
ция
заме-
щение
интел-
лектуа-
лизация
реак-
тивное
образо-
вание
A
B
C
D
E
F
G
H
0
0 2
1 2
2 4
13
1
2 15 6
5 2
15 0
38
2
8 34 15 16 4
27 3
56
3
19 54 30 29 9
40 16 71
4
33 71 47 45 16 53 32 81
5
52 83 61 62 26 69 51 88
6
70 91 73 79 39 83 74 93
7
83 96 82 90 53 90 87 95
8
91 99 89 97 68 94 95 98
9
97 93 99 70 96 99 99
Сы- рые очки отрица- ние вытес- нение ре- грес- сия компен- сация проек- ция заме- щение интел- лектуа- лизация
Ре- ак- тив- ное об- ра- зо- ва- ние
A
B
C
D
E
F
G
H
0 3
2 2
5 1
6 0
7
48
Интерпретация результатов
С помощью опросника Плутчика–Келлермана–Конте можно исследо- вать уровень напряженности 8 основных психологических защит, изучить иерархию системы психологической защиты и оценить общую напряжен- ность всех измеряемых защит (ОНЗ), т.е. среднего арифметического из всех измерений 8 защитных механизмов. С помощью данной методики можно подсчитать наиболее высокий индекс напряженности каждой из защит у ре- спондентов однородной группы, определить наличие или отсутствие корре- ляции между напряженностью отдельных защит и ОНЗ, а также сравнить данные показатели с показателями другой независимой группы.
По утверждению некоторых ученых, наиболее конструктивными пси- хологическими защитами являются компенсация и рационализация, а наибо- лее деструктивными – проекция и вытеснение. Использование конструктив- ных защит снижает риск возникновения конфликта или его обострения.
Содержательные характеристики типологий психологической защиты
Отрицание
Механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятель- ства, либо какой-либо внутренний импульс или сторона отрицает самое себя.
Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспек- тов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не восприни-
1 13 8
6 20 5
23 3
19 2
27 25 19 37 6
37 6
39 3
39 42 35 63 7
48 17 61 4
50 63 53 78 12 65 28 76 5
61 76 70 88 20 77 42 91 6
79 87 80 95 27 86 59 97 7
84 92 85 97 36 93 76 98 8
90 97 88 99 46 97 87 99 9
97 98 95 64 98 92 10 98 99 97 72 99 97 11 99 99 90 99 12 96 13 99
49 мается. Имеется в виду конфликт, возникающий при проявлении мотивов, противоречащих основным установкам личности, или информация, которая угрожает ее самосохранению, самоуважению или социальному престижу.
Как процесс, направленный вовне, отрицание часто противопоставля- ется вытеснению как психологической защите против внутренних, инстинк- тивных требований и побуждений. Примечательно, что авторы методики
ИЖС объясняют наличие повышенной внушаемости и доверчивости у исте- роидных личностей действием именно механизма отрицания, с помощью ко- торого у социального окружения отрицаются нежелательные, внутренне не- приемлемые черты, свойства или негативные чувства к субъекту пережива- ния. Как показывает опыт, отрицание как механизм психологической защиты реализуется при конфликтах любого рода и характеризуется внешне отчетли- вым искажением восприятия действительности.
Вытеснение
З. Фрейд считал этот механизм {его аналогом служит подавление) главным способом защиты инфантильного «Я», неспособного сопротивлять- ся соблазну. Другими словами, вытеснение - механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы: , желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, становятся бессознательными. По мнению большин- ства исследователей, этот механизм лежит в основе действия и других за- щитных механизмов личности. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее сохраняют свои эмоциональ- ные и психо-вегетативные компоненты. Например, типична ситуация, когда содержательная сторона психотравмирующей ситуации не осознается, и че- ловек вытесняет сам факт какого-ибо неблаговидного поступка, но интрапси- хический конфликт сохраняется, а вызванное им эмоциональное напряжение субъективно воспринимается как внешне немотивированная тревога. Именно поэтому вытесненные влечения могут проявляться в невротических и психо- физиологических симптомах. Как показывают исследования и клинический опыт, наиболее часто вытесняются многие свойства, личностные качества и поступки, не делающие личность привлекательной в собственных глазах себя и в глазах других, например, завистливость, недоброжелательность, неблаго- дарность и т. п. Следует подчеркнуть, что психотравмирующие обстоятель- ства или нежелательная информация действительно вытесняются из сознания человека, хотя внешне это может выглядеть как активное противодействие воспоминаниям и самоанализу.
В опроснике в эту шкалу авторы включили и вопросы, относящиеся к менее известному механизму психологической защиты - изоляции. При изо- ляции психотравмирующий и эмоционально подкрепленный опыт индивида может быть осознан, но на когнитивном уровне, изолированно от аффекта тревоги.