Файл: Общая частьраздел 1 тема.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 853

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

180
Административный договорразновидность публично-
правового договора. В системе правовых связей он занимает промежуточное место между административным актом, выражающим одностороннее властное волеизъявление компетентного государственного органа власти, и договором частноправового характера, основанным на равноправии сторон.
Вышеупомянутые общие принципы договорного права действуют по отношению к административным договорам с определенными ограничениями, обусловленными особенностями административно- правового регулирования.
Классификация административных договоров
По предмету различают:
- договоры о компетенции (разграничение или делегирование полномочий и предметов ведения);
- договоры в сфере управления государственной собственностью;
- договоры, обеспечивающие государственные нужды
(именуемые в законодательстве "государственными контрактами");
- контракты с военнослужащими, студентами, агентами спецслужб;
- финансовые и налоговые соглашения;
- договоры о взаимодействии, сотрудничестве;
- различного рода концессии и инвестиционные соглашения и др.
По иным основаниям административные договоры можно разделить на дву- и многосторонние, типовые и консенсуальные,
предварительные и главные и т. д. В принципе, для характеристики административного договора вполне применимы средства выработанные гражданским правом ко любым видам договоров.
Основными признаками административного договора являются:
1) Он заключается непосредственно на основе норм
действующего законодательства. (Например, о разграничении компетенции и предметов ведения, о делегировании полномочий между федеральными органами власти и органами субъектов

181
Федерации.) В этом случае административный договор существует независимо от административных актов.
2) Административный договор заключается на основе акта
нормативного характера исполнительной власти.
3) Административный договор заключается на основании и
во исполнение индивидуального административного акта.
4) Административный договор может служить основанием
для последующего принятия административных актов, причем как индивидуального, так и нормативного характера.
5) Споры, связанные с заключением и исполнением административных договоров, разрешаются в административном, в
обычном судебном порядке и путем так называемых
"согласительных процедур", то есть посредством третейской формы разрешения споров.
6) Административные договоры, как правило, являются
формальными, заключаются в письменной форме. Как исключение допускаются и устные соглашения. В ряде случаев законодатель устанавливает как обязательное условие действительности административного договора обязательность регистрации его в специально уполномоченных государственных органах.
Таким образом, и административные акты, и административные договоры можно объединить более общим понятием – правовой акт публичной исполнительной власти.


182
Т
ЕМА
2.
А
ДМИНИСТРАТИВНО
-
ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ
.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

§1.
П
ОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО
-
ПРАВОВЫХ МЕТОДОВ
.
В общепринятом понимании метод означает способ, прием практического осуществления чего-либо. Применительно к государственно-управленческой деятельности под
ним
понимается способ, прием практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов
(должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме.
Воля государственной власти воплощается в юридических актах. Но издать нормы, в которых закреплена господствующая воля, недостаточно - необходимо обеспечить подчинение граждан и организаций содержащимся в них правилам.
Подчинение воли подвластных воле субъекта власти достигается различными методами, под которыми понимаются способы воздействия на людей, средства, приемы достижения какой-либо цели, выполнения поставленной задачи.
Метод можно понимать как систему определенных способов целенаправленного воздействия субъекта власти на коллектив, группу или одного человека.
Методы управления разнообразны, ибо различны по своему назначению субъекты исполнительной власти, различны и находящиеся под их воздействием объекты.
Для обеспечения должного поведения субъектов применяются методы убеждения и принуждения. Метод убеждения рассчитан на законопослушное поведение субъектов, их добровольное исполнение требований законов. Это – два элемента механизма обеспечения должного поведения и правопорядка, оторые взаимно дополняют друг друга.
Органы исполнительной власти используют следующие методы:
1. разъяснение принимаемых нормативно-правовых актов и их предварительное обсуждение;

183 2. метод принуждения, который, в зависимости от характера воздействия, подразделяется на экономические и принудительные методы.
Экономические должны воздействовать на материально- финансовый интерес объектов, например, льготы по налоговым и таможенным платежам; их разновидностью являются экономические санкции.
§2.
А
ДМИНИСТРАТИВНОЕ УБЕЖДЕНИЕ
:
СУЩНОСТЬ
,
ВИДЫ
Убеждение – это целенаправленное воздействие на сознание и волю человека, с целью привития социально полезных качеств.
Убеждение – это процесс последовательно осуществляемых действий, который включает в себя такие элементы, как внушение, воздействие на сознание, эмоции, и т.п. Граждане добровольно соблюдают требования юридических актов, если понимают цели и задачи властной деятельности, одобряют их, сознательно, активно участвуют в их осуществлении.
Убеждение проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования.
В обеспечении добровольного исполнения большое значение имеет воспитание правовой дисциплины, привычки соблюдать закон, ему подчиняться. Устрашение тоже является одной из форм воспитания, угроза принуждения может способствовать воспитанию привычки соблюдать команду.
В демократическом обществе убеждение – главный метод
воздействия. Во-первых, оно используется систематически и в отношении всех граждан. Во-вторых, оно обеспечивает добровольное выполнение норм, а в конечном итоге воспитывает привычку к законопослушанию.
Способы убеждения разнообразны: обучение, пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом. Большое влияние на граждан оказывают инструктажи, митинги, собрания, реклама, своевременное реагирование на обращения и решение дел.


184
§3.
А
ДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ
:
СУЩНОСТЬ
,
ВИДЫ
.
Применение методов принуждения обеспечивает должное поведение субъектов с помощью мер административного принуждения, которые вправе принимать лишь те органы исполнительной власти и их должностные лица, которые этим правом наделены конкретным законом. Эти меры применяются в строго определенном процессуальном порядке с обязательным соблюдением прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
В зависимости от цели и юридического характера предписания выделяют:
1. меры административного предупреждения;
2. меры административного пресечения;
3. меры административной ответственности.
Административно-предупредительные
меры – меры принудительного характера применяются с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, предотвращения иных, вредных для режима общественной безопасности, явлений. Например, они применяются при стихийных бедствиях, несчастных случаях для того, чтобы обеспечить безопасность здоровья и жизни граждан, нормальные условия работы предприятий и учреждений.
Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, то есть в процессе односторонней реализации юридически- властных полномочий компетентных исполнительных органов
(должностных лиц). Выражаются они, как правило, в виде определенных ограничений и запретов.
Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений. Они их предотвращают и, в этом смысле, предшествуют применению иных мер принуждения, направленных против виновных в совершении административных правонарушений.

185
Меры такого рода многообразны, применяются в различных областях общественной жизни и различными субъектами с компетенцией контрольно-надзорного характера (специальные государственные инспекции и т. п.).
Наиболее типичными являются следующие административно-
предупредительные меры: а) контроль и надзорные проверки; б) досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, милицейский); в) проверка документов, удостоверяющих личность; г) введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях); д) прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности; е) освидетельствование медицинского состояния лиц и санитарного состояния предприятий общественного питания; ж) реквизиция имущества; з) закрытие участков Государственной границы и т. п.
Применение этих и других мер строго регламентировано.
Административно-пресекательные меры своим назначением имеют прекращение противоправных действий и предотвращение их вредных последствий. Они также разнообразны и применяются различными исполнительными органами (должностными лицами).
Использование пресекательных средств позволяет предотвратить новые нарушения, новые вредные последствия, а также привлечь виновных к ответственности.
Административное пресечение имеет ряд особенностей.
Целью пресечения является предотвращение противоправного деяния и профилактика новых.
Фактическим
основанием
пресечения
является
правонарушение, виновное противоправное действие. Но меры пресечения используются и для прекращения объективно противоправных, невиновных действий. С другой стороны, применение огнестрельного оружия и иные средства административного пресечения могут быть использованы и в связи с преступлениями.
Меры административного пресечения могут применяться к лицам, не достигшим 16-летнего возраста, и к невменяемым, и к лицам, обладающим иммунитетом
(депутатским,


186 дипломатическим), и к военнослужащим, и т.п. при совершении ими нарушений, за которые они могут нести дисциплинарную ответственность.
В отличие от карательных санкций, меры пресечения могут нарушать и физическую неприкосновенность граждан. Если перечень первых четко установлен законом, то перечень пресекательных мер, содержащийся в нормативных актах, нельзя считать исчерпывающим. Их использование часто связано с ситуацией необходимой обороны или крайней необходимости, в которой оказались субъекты.
Меры пресечения во многих случаях применяются непосредственно на основе факта нарушения без издания письменных актов, так как необходимость срочно прервать противоправные действия исключает такую возможность.
Юридическим фактом, влекущим принуждение, в данном случае является само нарушение, для прекращения которого должностное лицо предпринимает определенные действия
(использует специальные средства).
К
административно-пресекательным
мерам, например, относятся: а) требования прекратить противоправные действия (например, милиция вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения административных правонарушений, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции); б) непосредственное физическое воздействие; в) применение специальных средств (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, водометы и т. п.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждений; г) применение оружия (например, для остановки транспортного средства, если водитель создает реальную опасность здоровью и жизни людей); д) принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; е) временное отстранение от работы инфекционных больных; ж) запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;

187 з) запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности и т. п.
К мерам пресекательного характера относятся также специфические меры, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях, именно – процессуальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. В их числе: доставление правонарушителя в орган внутренних дел (милиции); административное задержание физического лица для составления протокола об административном правонарушении; личный досмотр; изъятие документов; отстранение от управления транспортным средством, задержание транспортных средств.
В
ОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Что представляет собой административно-правовая
форма?
2. Назовите основные виды административно-правовых форм.
3. Что такое правовой акт управления? Какие виды актов
управления вы знаете?
4. Что представляет собой административно-правовой
метод?
5. Назовите и раскройте основные виды административно-
правовых методов.