ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 851
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
49 гражданства могут быть ограничены в реализации таких прав и свобод. Данные особенности находят свое закрепление в самом содержании норм конституции, устанавливающих права и свободы.
Применительно к правам человека в этих нормах используются термины "человек", (каждый", "все", "каждый человек" и т.п.). Для определения прав гражданина используются термины "гражданин",
"все граждане", "каждый гражданин" и т.д.
При этом следует иметь в виду, что равноправие граждан даже при его даже при его закреплении в Конституции РФ не может исключить особенностей административно-правового статуса некоторых категорий граждан РФ. Такие особенности присущи, например, административно-правовому статусу депутатов
Государственной Думы, судей, участников Великой Отечественной
Войны,
Героев
Российской
Федерации, вынужденным переселенцам и т.д.
Права и обязанности граждан в РФ базируются на следующих основных принципах:
1. Равноправие граждан. Учитывая важность этого принципа законодатель включил его в содержание основ конституционного строя. Так, в соответствии с п. 2 ст. 6 Конституции РФ «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности предусмотренные
Конституцией Российской Федерации".
Данное положение дополняется ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает, что все равны перед законом и судом.
Государство, подчеркивается п. 2 этой статьи, гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, и т.п
2. Неотчуждаемость как принцип правового положения состоит в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это означает, что никто ни на каком основании не может быть лишен конституционных прав и свобод (п. 2 ст. 17 Конституции РФ). Этот принцип проявляется также в связи с положением о том, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства (п. 3 ст. 6 Конституции РФ).
3. Непосредственное действие прав и свобод закреплено ст.
18 и означает также, что ни один орган в государстве не может
50 издать правовой акт, содержащий права, свободы и обязанности, противоречащие конституционным или ограничивающие их.
4. Гарантированность прав, свобод и обязанностей.
Конституционные права и свободы и их реализация обеспечиваются совокупностью гарантий – экономических, социальных, политических и правовых.
В статье 2 Конституции РФ государство берет на себя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. В ст. 7
Конституции РФ Российская Федерация признается социальным государством, политика которого направлена на создание условии, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В пункте 1 ст. 17 Конституции РФ подчеркивается, что в
Российской Федерации не только признаются, но и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Конкретные правовые и иные гарантии осуществления прав и свобод содержатся практически в каждойстатье главы 2
Конституции РФ, устанавливающей отдельные права и свободы человека и гражданина. В ст. 80 п. 2 Конституции РФ установлено, что Президент Российской Федерации является гарантом
Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ст. 114 Конституции РФ в компетенцию
Правительства Российской Федерации входит осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан. Деятельность по обеспечению реального осуществления прав, свобод и обязанностей граждан является важной составной частью работы правоохранительных органов.
5. Соответствие международно-правовым актам. Статьей
15 п. 4 Конституции РФ нормы международного права и международные договоры Российской Федерации признаются составной частью ее правовой системы., а, кроме того, в случае противоречий норм национального и международного законодательства, устанавливается приоритет последнего. Статья
17 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно "общепризнанным принципам и нормам международного права".
51
Статья 46 п. 3 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого в соответствии с международными договорами
Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
6. Запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина содержится в ст. 55 Конституции РФ, которая устанавливает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой о том, что "любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения"
(п. 3 ст. 15 Конституции РФ).
Конституция как основной закон государства не может закрепить все возможные права и свободы, а устанавливает лишь наиболее важные из них. В этой связи ст. 55 Конституции РФ подчеркивает: "Перечисление в
Конституции
Российской
Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина".
Запрет на ограничение прав и свобод не является абсолютным.
Человек живет в обществе и его интересы зачастую пересекаются с интересами других людей. Это обусловило закрепление п. 3 ст. 17
Конституции
РФ пределов осуществления человеком и гражданином его прав и свобод.
§
2.
А
ДМИНИСТРАТИВНО
-
ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
Для всей системы правовых гарантий прав и законных интересов граждан определяющими являются следующие положения Конституции
РФ.
Во-первых, в РФ не должны издаваться законы, а следовательно, и подзаконные акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Во-вторых, их ограничение возможно только федеральным законом и лишь при наличии определенных обстоятельств, предусмотренных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, и только в той мере,
52 в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В-третьих, определены права и свободы граждан, вообще не подлежащие ограничению. Кним ст. 56 Конституции РФ относит право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени, недопустимость сбора, хранения информации о частной жизни лица без его согласия, свободу совести и свободу вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и ряд других.
В-четвертых, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Конституция и законодательство Российской Федерации устанавливают систему конкретных административно-правовых гарантий прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:
1. В соответствии со ст. 33 Конституции РФ действует
Федеральный закон 2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ"
26 2. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ действует
Федеральный закон 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"
27
С учетом данных федеральных законов различают два вида административно-правовых гарантий:
1. внесудебный, т.е. административный порядок и
2. судебный порядок.
Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией РФ, международными договорами
Российской
Федерации, федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской
Федерации могут устанавливать положения,
26
СЗ РФ от 8 мая 2006 г. № 19 ст. 2060 27
СЗ РФ, выпуск VIII, 1993 г., ст. 117
53 направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе, устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные федеральным законодательством.
Право на обращение является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный гражданин может обратиться в любую государственную и негосударственную организацию, к любому должностному лицу, по любому значимому для него поводу. Этому праву граждан соответствует обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц принимать обращения, регистрировать их, рассматривать эти обращения и давать на них своевременные ответы.
Согласно принятому в развитие ст. 33 Конституции РФ
Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» под обращением гражданина следует понимать направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Таким образом, различают три вида обращений:
1. Предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
2. Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативно-правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
3. Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо
54 прав, свобод и законных интересов других лиц.
Принятые в ряде субъектов Российской Федерации законы об обращениях граждан рассматривают также таки обращения, как:
- Ходатайства – письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав, свобод;
- Коллективные обращения граждан – обращения двух или более граждан, в том числе обращения, принятые на митингах и собраниях.
- Устав г. Москвы 1995 г. выделяет, кроме того, петиции – предложения о принятии, изменении или отмене закона г.
Москвы
28
Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Установлено, что закрепленный Федеральным законом от 2 мая
2006 г. порядок рассмотрения обращений граждан РФ распространяется и на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором
Российской
Федерации или федеральным законом.
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. устанавливает следующие требования к письменному обращению гражданина:
1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения,
28
«Вестник Мэрии Москвы», № 9, май 2000 г.; см. также Закон г. Москвы от
11 декабря 2002 г. «О гражданской законодательной инициативе в городе
Москве» // «Вестник Мэра и Правительства Москвы», январь 2003, № 5
55 излагает суть обращения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в порядке, установленном указанным федеральным законом.
Федеральным законом 2006 г. закрепляются гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением.
Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов, либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течении трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Право на обращение, закрепленное ст. 33 Конституции РФ, не означает, что ответить заявителю обязано именно то лицо, которому обращение направлено, так как оно полномочно давать
56 ответы только в пределах своей компетенции. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного лица, направляется в течении семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, в уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, когда текст письменного обращения не поддается прочтению.
В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие органы или соответствующим должностным лицам.
Должностное лицо и компетентные органы, перенаправившие обращение
«по подведомственности» вправе в случае необходимости запрашивать у государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающим обращения по существу, сведения и материалы о результатах разрешения заявления.
Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в тот орган или тому должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
В случае, если орган, в который направлено обращение, не правомочен разрешать поставленные в нем вопросы, а компетентный орган или должностное лицо являются суьектами, действия (бездействие) которых обжалуются, орган или должностное лицо, принявшие обращение, возвращают его гражданину и разъясняют его право на судебное обжалование действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. определяет права гражданина и обязанности государственных и муниципальных органов и их должностных лиц при рассмотрении обращений.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
57 1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 Закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лице в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение компетентный орган или должностное лицо могут обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
58 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Орган, или должностное лицо рассматривающие обращение, вправе запрашивать дополнительные документы или материалы, необходимые для разрешения вопросов по существу, если представленной в обращении информации недостаточно. Запрос компетентным органом или должностным лицом информации у другого государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица обязателен для исполнения ими.
Предоставление документов и материалов должно быть произведено в срок не позднее 15 дней со дня получения запроса.
Освобождены от такой обязанности только органы предварительного следствия и дознания, а так же органы судебной системы. Это связано с необходимостью соблюдения тайны следствия и суда.
Ответ на запрос подписывается заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти, а в федеральных министерствах - заместителем министра или директором департамента.
В случае если запрашиваемая информация не может быть предоставлена в срок, указанный в запросе, руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти в 5-дневный срок с даты получения запроса согласовывает с федеральным органом исполнительной власти, направившим запрос, срок предоставления информации.
Запросы, поступающие в соответствии с законодательством
Российской
Федерации из правоохранительных органов, исполняются в федеральном органе исполнительной власти в указанный в запросе срок, а если срок не установлен - в течение 30 дней. В случае, если запрашиваемая информация не может быть предоставлена в указанный в запросе срок, руководитель
(заместитель руководителя) федерального органа исполнительной