Файл: Общая частьраздел 1 тема.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 847

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

39 предметом изучения гражданского, трудового, финансового и других отраслей российского права. Так, административно- правовые отношения характеризуются неравенством сторон, могут возникать без согласия другой стороны, а споры между ними разрешаются преимущественно в административном порядке.
Перечисленные признаки в совокупности не свойственны ни одной другой отрасли права.
§2.
В
ИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО
-
ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
.
Классификация разнообразных по назначению и содержанию административно-правовых отношений может проводиться по различным основаниям.
По степени распространенности различают основные и не
основные административные правоотношения.
К основным относятся те правоотношения, в которых отчетливо проявляется властная природа государственно- управленческой деятельности. Это – властеотношения, для которых характерен приоритет воли субъекта исполнительной власти.
К их числу относятся отношения между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти (например,
Правительство и министерство), между такими органами и гражданами, на которых возлагаются определенные административно-правовые обязанности (например закрепленная ст. 58 Конституции РФ обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду), и т.п.
Не основные обычно характеризуются такими административно-правовыми отношения, в рамках которых непосредственное управляющее воздействие субъекта на объект отсутствует. Их особенностью является то, что они не выражают присущую управлению властность, т.е. их участники юридически равноправны. Фактически они являются организационно-правовой предпосылкой властеотношений.
Например, предусматривается возможность издания совместных правовых актов федеральных министерств. В процессе подготовки такого рода актов министерства находятся на одинаковом правовом уровне. В совместно принятом акте равноправие сторон уступает место непосредственному

40 управляющему воздействию, поскольку такой акт является формой реализации исполнительной власти.
Таким образом, неосновные правоотношения отличаются от основных отсутствием соподчиненности между их участниками.
Тем самым признается возможность возникновения административно-правовых отношений на основе равноправия их участников.
По характеру взаимодействия участников (субъектов) административно-правовые отношения могут быть
вертикальными и горизонтальными.
Для вертикальных отношений характерно, что в них находят свое непосредственное выражение как содержание государственно- управленческой деятельности, так и вытекающие из этого особенности связей между субъектом и объектом управления.
Вертикальные отношения возникают между соподчиненными сторонами при отсутствии юридического равенства сторон (у одной стороны есть юридически-властные полномочия, которых у другой либо нет, либо их объем меньше (например, отношения, возникающие между федеральными министерствами, службами и агентствами или между должностным лицом и гражданином).
Властной стороной в этих отношениях обязательно выступает орган исполнительной власти либо должностное лицо. В отношениях с участием граждан, государственных и негосударственных образований последние вообще не имеют полномочий такого характера.
В рамках вертикальных административно-правовых отношений все возникающие вопросы решаются не соглашением сторон, а односторонним юридически-властным решением компетентного субъекта исполнительной власти или иного полномочного субъекта управления
(например, руководителя государственного предприятия, учреждения).
Горизонтальными признаются такие административно- правовые отношения, участники или стороны которых фактически и юридически равноправны. В горизонтальных правоотношениях сторона, выступающая в качестве субъекта исполнительной власти, не "властвует", а несет определенные юридические обязанности, соответствующие юридическим правам другой стороны.


41
Наиболее типичными примерами горизонтальных административно-правовых отношений являются:
- административно-процессуальные отношения (в рамках производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение и разрешение должностными лицами жалоб);
- административно-договорные отношения (соглашение между органами исполнительной власти различного уровня о перераспределении объектов управления);
Примером могут служить довольно распространенные административные договоры (соглашения). Так, в соответствии со ст. п. 2 и 3 ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов
Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий и наоборот.
- административно-согласительные отношения (например, соглашения администрации с профсоюзами по поводу установления условий коллективных договоров и установления тарифов оплаты труда);
- повседневные связи между государственными служащими – исполнителями одного уровня;
- отношения между субъектами исполнительной власти одинакового уровня (например, по поводу проведения совместных мероприятий).
Особенностью административных правоотношений горизонтального типа является то, что они предшествуют вертикальным отношениям либо являются их следствием
(результатом) (например, создание на базе юридически-властного решения, принятого двумя субъектами управления, межведомственной комиссии по его реализации).

42
В
ОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Дайте определение административного правоотношения.
2. Какова структура административного правоотношения.
3. Что такое субъект и объект административного
правоотношения.
4. Что такое юридические факты и какова их роль в
административном правоотношение?
5. В чем особенности административных правоотношений?
6.
Чем
отличаются
основные
и
неосновные
административные правоотношения?
7. В чем существо вертикальных и горизонтальных
административных правоотношений? Приведите их конкретные
примеры.

43
Р
АЗДЕЛ
2.
С
УБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Т
ЕМА
1.
П
ОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВА
.
Под субъектом административного права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующем законодательством Российской Федерации могут быть участниками
(сторонами) регулируемых административным правом общественных отношений. Круг таких субъектов многообразен и они могут быть условно сгруппированы следующим образом: а) индивидуальные субъекты, т.е. физические лица, которым относятся граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства. К перечню индивидуальных специальных субъектов административного права следует также отнести государственных и муниципальных служащих, а также руководителей различного рода коммерческих и некоммерческих структур; б) коллективные субъекты, т.е. различного рода объединения граждан как государственного, так и негосударственного характера.
К числу государственных субъектов административного права относятся, прежде всего, органы исполнительной власти
(исполнительные органы), а также их структурные подразделения, наделенные собственной компетенцией. Кроме того, к их числу следует отнести государственные учреждения, предприятия и иные государственные организации. Негосударственными субъектами могут быть исполнительные органы системы местного самоуправления, муниципальные организации, общественные объединения, некоммерческие организации, коммерческие организации, частные организации, иностранные организации.
Кроме того, коллективные субъекты могут быть
юридическими лицами – это все органы государственной власти, структурные подразделения органов исполнительной власти, государственные и муниципальные предприятия, организации и


44 учреждения, а также коммерческие и некоммерческие организации, в том числе, с иностранным капиталом; а также организациями, не
имеющими статуса юридического лица. К ним относятся общественные объединения и организации, которые в соответствии с
Федеральным законом 1995 г. «Об общественных объединениях»
22
могут осуществлять свою деятельность без государственной регистрации, а моментом их создания признается принятие собранием или съездом объединения решения о его создании и принятие Устава или Положения о нем.
Для того, чтобы стать субъектом административного права лицо или коллективное образование должны обладать особым юридическим качеством: административной правосубъектностью.
Административная правосубъектность состоит из двух, имеющих самостоятельное правовое значение, элементов: административной правоспособности и административной дееспособности.
Административная правоспособность является разновидностью общей правоспособности, под которой понимается установленная и охраняемая административно-правовой нормой способность
(возможность) данного субъекта приобретать административно- правовые обязанности и права и нести юридическую ответственность за их практическую реализацию в сфере исполнительной власти. В отношении граждан это, как правило, нормы гл. 2 Конституции РФ и нормы правовых актов органов исполнительной власти, устанавливающих порядок их реализации.
Соответственно каждый, кто нормами административного права наделен обязанностями и правами в этой сфере, признается субъектом административного права. Характерным для них свойством является возможность быть участником конкретных административно-правовых отношений, но не само это участие.
Следовательно, говоря о субъектах административного права, необходимо иметь ввиду, прежде всего, не их перечень, а основные позиции, характеризующие административно-правовой статус каждого из них.
Субъекты административного права становятся участниками административных правоотношений лишь тогда, когда они обладают способностью реализовать свою административную
22
СЗ РФ от 22 мая 1995 г. № 21 ст. 1930

45 правоспособность. Для этого требуется, чтобы они были наделены административной дееспособностью.
Административная дееспособность – это предусмотренная административно-правовыми нормами способность лица или организации своими действиями приобретать права и обязанности, а также осуществлять права и исполнять обязанности. Речь идет о практической способности лица или организации реализовать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений.
В административных правоотношениях, возникающих в связи с совершением административного правонарушения, составной частью административной дееспособности является административная деликтоспособность.
Административная деликтоспособность означает установленную административной нормой способность субъекта административного права нести юридическую (административную или дисциплинарную) ответственность за административное правонарушение.
На практике административная право- и дееспособность чаще всего неразделимы, так как являются, по существу, двумя элементами единого административно-правового статуса.
Так, для органов исполнительной власти, должностных лиц, являющихся государственными служащими, административная право и дееспособность наступают одновременно, т.е. с момента образования и закрепления компетенции органа либо назначение должностного лица.
Государственные и негосударственные организации, общественные объединения приобретают административные правоспособность и дееспособность с момента утверждения их устава (положения) или с момента их государственной регистрации.
Иногда административные право- и дееспособность не совпадают. Это характерно для административно-правового статуса граждан как субъектов административного права и участников административно-правовых отношений: так, административная правоспособность гражданина возникает с момента рождения, а дееспособность, в полном объеме в соответствии со ст. 60
Конституции РФ – с 18 лет. Для привлечения к административной


46 ответственности установлено, что лицо должно достичь возраста 16 лет.
Административная право- и дееспособность может быть общей
(ст. 59 Конституции РФ – обязанность гражданина нести военную службу) и специальной (гражданин, призванный на военную службу, приобретает особый статус в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
23
), ограниченной (ст. 97
Конституции РФ запрещает депутатам Государственной Думы находиться на государственной службе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности).
В
ОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Что такое субъект административного права?
2. При каких условиях субъектов административного права
становятся субъектом административного правоотношения?
3. Что такое административная правоспособность?
4. Что такое административные дееспособность и
деликтоспособность?
5. Как возникают административные правоспособность и
дееспособность у органов исполнительной власти и граждан?
23
СЗ РФ от 30 марта 1998 г. № 31 ст. 1475

47
Т
ЕМА
2.
Г
РАЖДАНЕ
РФ
КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВА
.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

§1.
А
ДМИНИСТРАТИВНО
-
ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАН
Р
ОССИЙСКОЙ
Ф
ЕДЕРАЦИИ
.
Административно-правовой статус граждан
Российской
Федерации составляет важнейшую часть их общего правового статуса гражданина РФ, установленного нормами гл. 2
Конституции РФ, Федеральным законом 2002г. "О гражданстве
Российской Федерации"
24
, другими законодательными актами РФ и ее субъектов, принятыми в развитие указанных положений.
При этом административно-правовой статус граждан РФ обладает рядом особенностей в зависимости от субъекта
Федерации, на территории которого они проживают, поскольку в отношении них действуют Конституции и Уставы субъектов, законы, а также нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов. (Так, например, в отношении граждан, проживающих в г. Москве действует Устав г. Москвы
25
, а также законы, постановления и принятые в соответствии с ними правила).
Многочисленные права, свободы и обязанности гражданина
РФ, установленные Конституцией РФ, могут быть условно сгруппированы следующим образом:
1. Личные права и свободы (ст. 20-29 Конституции РФ), принадлежащие каждому человеку независимо от принадлежности гражданству (подданству), а также безотносительно пола, расы, имущественного положения, вероисповедания и т.д.
2. Социально-экономические права и свободы (ст. 34-37, 41
Конституции РФ) представлены рядом норм, закрепляющих право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37), право
24
СЗ РФ от 3 июня 2002 г. № 22 ст. 2031 25
«Вестник Мэрии Москвы», № 9, май 2000 г.

48 частной собственности, в том числе на землю, причем никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда
(ч. 3 ст. 35).
3. Социально-культурные права и свободы (ст. 43, 44 Конституции
РФ). По сути, эти права принадлежат любому лицу в равной степени. Вместе с тем, любое государство вправе не ввести ограничение для иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении ряда прав и свобод, предоставляемых только гражданам данного государства. В их числе право на образование, на участие в культурной жизни, свобода творчества и т.п.
4. Политические права и свободы (ст. 30-33Конституции РФ) принадлежат только гражданам РФ и позволяют последним формировать органы государственной власти, участвовать в их работе, либо косвенно влиять на них; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31) и т.п.
Вместе с тем, граждане РФ несут ряд обязанностей, возложенных на них Конституцией, к ним относятся:
1) обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст.
57);
2) обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
3) обязанность защищать Отечество с учётом возможности прохождения альтернативной гражданской службы (ст. 59);
4) общей обязанностью граждан, иностранцев и лиц без гражданства является соблюдение требований Конституции РФ и законов
(ст.15).
Конституция Российской Федерации провозглашает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещает любые формы ограничения граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Однако, в любом государстве равными правами обладают только граждане данного государства, которые в равной мере пользуются правами гражданина. Иностранные граждане и лица без