Файл: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 280
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ
РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ ВЛИЯНИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ФИНАНСОВУЮ
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА: ОСОБЕННОСТИ И СКЛАДЫВАЮЩИЕСЯ ТРЕНДЫ
показателями подтверждается.
Второй шаг заключительного этапа оценки влияния налоговой нагрузки на финансовую устойчивость предприятия представляет собой общие выводы и рекомендации по повышению и поддержанию общей финансовой устойчивости.
Таким образом, в данном параграфе предложен авторский методический подход к оценке влияния налоговой нагрузки на финансовую устойчивость предприятия. Представленный подход состоит из трех последовательных этапов, реализация которых позволяет определить, существует ли взаимосвязь между исследуемыми показателями.
На основании этого, сформулируем положение научной новизны: разработан авторский методический подход к оценке влияния налоговой нагрузки на финансовую устойчивость предприятия, предполагающий поэтапный расчет интегрального показателя финансовой устойчивости, показателя налоговой нагрузки и их сопоставление на основе комплексного корреляционно-регрессионного анализа, обобщающего результаты исследования временных рядов изучаемых показателей и данных одного временного среза, что позволяет получать более обоснованные оценки финансовой устойчивости предприятия и ее изменения под влиянием налоговой политики государства.
Представленный авторский методический подход требует апробации, по результатам которой могут быть предложены направления его совершенствования.
Для российской экономики одной из ключевых сфер деятельности является производственная сфера, нефтегазовый комплекс, а именно – предприятия по добыче, транспортировке и переработке нефти и газа и распределению продуктов их переработки. Такие предприятия создают большую часть объема производства промышленной продукции России, составляя ее конкурентоспособное преимущество. Нефтегазовый комплекс в значительной степени определяет динамику экономического развития многих регионов на территории Российской Федерации, существенным образом детерминируя развитие национальной экономики в целом. На территории Российской Федерации существуют более 200 компаний по добыче нефти и газа, которые занимаются поставками как на внутреннем, так и на мировом рынке. Согласно инвестиционной программе нефтегазовых компаний [77] Россия занимает второе место в мире по добычи нефти и газа в 2018 г. Так, в 2018 г. Россия установила рекорд по добыче природного газа – 725 млрд. куб. м. газа, – и стала вторым мире после США производителем природного газа. По результатам деятельности 2018 г. основные производственные показатели нефтегазового комплекса, характеризующие рост добычи нефти и газа по отношению к аналогичному периоду 2017 г., имеют следующие данные:
Согласно данным группы «Интерфакс» [78], в 2019 г. объем добычи нефти и газового конденсата в России составил 560,2 млн. тонн (+ 0,8 % по сравнению с 2018
г.). Основными компаниями, занимающимися добычей нефти и газового конденсата, являются: «НК «Роснефть», «ЛУКОЙЛ»,
«Сургутнефтегаз» и др. (рис. 5).
250
200
млн. тонн
150
100
50
0
«НК «Роснефть» «ЛУКОЙЛ» «Сургутнефтегаз» «Газпром нефть» «НОВАТЭК»
Рисунок 5 – Добыча нефти и газового конденсата в России основными недропользователями в 2019 г., млн. тонн 4
В 2019 г. объем добычи газа в России составил 737,59 млрд. куб. м. (+ 1,7 % по сравнению с 2018 г.) Основные компании, добывающие газ в России, представлены на рис. 6.
80
70
60
млрд. куб.м.
50
40
30
20
10
0
«НОВАТЭК» «НК «Роснефть» «Газпром нефть» «ЛУКОЙЛ» «Сургутнефтегаз»
Рисунок 6 – Добыча газа в России основными недропользователями в 2019 г., млрд. куб. м. 5
4, 5 Составлено автором по: [78]
По состоянию на 2018 г. самыми крупными и прибыльными среди них являются «Газпром», «Лукойл» и «НК «Роснефть». Согласно их финансовым отчетностям [79, 80, 81], в 2019 г. результаты их деятельности по отношению к аналогичному периоду 2018 г. характеризуются следующими финансовыми показателями:
Таким образом, результаты деятельности двух крупнейших нефтегазовых компаний, «НК «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ», в экономике России имеют тенденцию к росту, что позитивно сказывается на экономической безопасности страны. В настоящее время на территории Российской Федерации происходит развитие действующих месторождений и разработка новых.
Можно выделить следующие специфические особенности нефтегазового комплекса России:
На фоне вышеперечисленных особенностей, устойчивость финансового состояния нефтегазовых компаний подвержена влиянию различного рода факторов. В первую очередь стоит отметить государственное регулирование и степень налогового обременения нефтегазового комплекса, как главного источника государственного бюджета. Поскольку компании нефтегазового
комплекса, в отличие от других сфер деятельности, имеют высокую степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей (налоговую нагрузку), величина этой нагрузки является важным фактором финансовой устойчивости.
Российская система налогообложения нефтегазового комплекса имеет сложную структуру и на протяжении последних лет претерпела существенные изменения, касающихся ужесточения общего налогового бремени и предоставления преимуществ для отдельных категорий запасов нефти. В связи с этим представляет интерес анализ налоговой нагрузки нефтегазовых компаний в условиях влияния внешнеэкономических факторов и реформирования, происходящего внутри страны.
В процессе своей деятельности все хозяйствующие субъекты стремятся к минимизации своих расходов, тем самым увеличивая свои доходы, которые являются главной целью любого экономического субъекта. В свою очередь, государство также стремится к увеличению дохода бюджета и использует налог как главный источник его пополнения. Главным финансовым ресурсом государства выступают доходы федерального бюджета. При этом главным источником формирования федерального бюджета Российской Федерации являются нефтегазовые доходы. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации ст. 96.6 «Нефтегазовые доходы федерального бюджета», такие доходы формируются за счет:
Федерации, большая часть федерального бюджета сформирована за счет нефтегазовых доходов (табл. 9).
Таблица 9 – Доходы федерального бюджета Российской Федерации и структура нефтегазовых доходов 6
Второй шаг заключительного этапа оценки влияния налоговой нагрузки на финансовую устойчивость предприятия представляет собой общие выводы и рекомендации по повышению и поддержанию общей финансовой устойчивости.
Таким образом, в данном параграфе предложен авторский методический подход к оценке влияния налоговой нагрузки на финансовую устойчивость предприятия. Представленный подход состоит из трех последовательных этапов, реализация которых позволяет определить, существует ли взаимосвязь между исследуемыми показателями.
На основании этого, сформулируем положение научной новизны: разработан авторский методический подход к оценке влияния налоговой нагрузки на финансовую устойчивость предприятия, предполагающий поэтапный расчет интегрального показателя финансовой устойчивости, показателя налоговой нагрузки и их сопоставление на основе комплексного корреляционно-регрессионного анализа, обобщающего результаты исследования временных рядов изучаемых показателей и данных одного временного среза, что позволяет получать более обоснованные оценки финансовой устойчивости предприятия и ее изменения под влиянием налоговой политики государства.
Представленный авторский методический подход требует апробации, по результатам которой могут быть предложены направления его совершенствования.
- АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ФИНАНСОВУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 15
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА: ОСОБЕННОСТИ И СКЛАДЫВАЮЩИЕСЯ ТРЕНДЫ
Для российской экономики одной из ключевых сфер деятельности является производственная сфера, нефтегазовый комплекс, а именно – предприятия по добыче, транспортировке и переработке нефти и газа и распределению продуктов их переработки. Такие предприятия создают большую часть объема производства промышленной продукции России, составляя ее конкурентоспособное преимущество. Нефтегазовый комплекс в значительной степени определяет динамику экономического развития многих регионов на территории Российской Федерации, существенным образом детерминируя развитие национальной экономики в целом. На территории Российской Федерации существуют более 200 компаний по добыче нефти и газа, которые занимаются поставками как на внутреннем, так и на мировом рынке. Согласно инвестиционной программе нефтегазовых компаний [77] Россия занимает второе место в мире по добычи нефти и газа в 2018 г. Так, в 2018 г. Россия установила рекорд по добыче природного газа – 725 млрд. куб. м. газа, – и стала вторым мире после США производителем природного газа. По результатам деятельности 2018 г. основные производственные показатели нефтегазового комплекса, характеризующие рост добычи нефти и газа по отношению к аналогичному периоду 2017 г., имеют следующие данные:
-
объем добычи нефти и газового конденсата – 555,9 млн. т. (+ 1,7%); -
поставка нефти на экспорт – 257,7 млн. т. (+ 0,3%); -
объем добычи газа – 725,4 млрд. м3 (+ 5%); -
поставка газа на экспорт – 248,1 млрд. м3 (+ 10,7%).
Согласно данным группы «Интерфакс» [78], в 2019 г. объем добычи нефти и газового конденсата в России составил 560,2 млн. тонн (+ 0,8 % по сравнению с 2018
г.). Основными компаниями, занимающимися добычей нефти и газового конденсата, являются: «НК «Роснефть», «ЛУКОЙЛ»,
«Сургутнефтегаз» и др. (рис. 5).
250
200
млн. тонн
150
100
50
0
«НК «Роснефть» «ЛУКОЙЛ» «Сургутнефтегаз» «Газпром нефть» «НОВАТЭК»
Рисунок 5 – Добыча нефти и газового конденсата в России основными недропользователями в 2019 г., млн. тонн 4
В 2019 г. объем добычи газа в России составил 737,59 млрд. куб. м. (+ 1,7 % по сравнению с 2018 г.) Основные компании, добывающие газ в России, представлены на рис. 6.
80
70
60
млрд. куб.м.
50
40
30
20
10
0
«НОВАТЭК» «НК «Роснефть» «Газпром нефть» «ЛУКОЙЛ» «Сургутнефтегаз»
Рисунок 6 – Добыча газа в России основными недропользователями в 2019 г., млрд. куб. м. 5
4, 5 Составлено автором по: [78]
По состоянию на 2018 г. самыми крупными и прибыльными среди них являются «Газпром», «Лукойл» и «НК «Роснефть». Согласно их финансовым отчетностям [79, 80, 81], в 2019 г. результаты их деятельности по отношению к аналогичному периоду 2018 г. характеризуются следующими финансовыми показателями:
-
выручка и чистая прибыль ПАО «Газпром» – 7 659 млрд. руб. (– 7 %) и 1 269 млрд. руб. (– 17 %) соответственно; -
выручка и чистая прибыль ПАО «ЛУКОЙЛ» – 7 841 млрд. руб. (– 2 %) и 640 млрд. руб. (+ 3 %) соответственно; -
выручка и чистая прибыль ПАО «НК «Роснефть» – 8 676 млрд. руб. (+ 5 %) и 805 млрд. руб. (+ 24%) соответственно.
Таким образом, результаты деятельности двух крупнейших нефтегазовых компаний, «НК «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ», в экономике России имеют тенденцию к росту, что позитивно сказывается на экономической безопасности страны. В настоящее время на территории Российской Федерации происходит развитие действующих месторождений и разработка новых.
Можно выделить следующие специфические особенности нефтегазового комплекса России:
-
сложность комплексного технологического процесса; -
зависимость от сырьевой базы; -
масштабность деятельности и территориальная расположенность; -
высокая степень государственного регулирования, тесная взаимосвязь с другими сферами деятельности; -
сложная организационная и финансовая структура; -
высокий уровень налогового обременения [82, 83].
На фоне вышеперечисленных особенностей, устойчивость финансового состояния нефтегазовых компаний подвержена влиянию различного рода факторов. В первую очередь стоит отметить государственное регулирование и степень налогового обременения нефтегазового комплекса, как главного источника государственного бюджета. Поскольку компании нефтегазового
комплекса, в отличие от других сфер деятельности, имеют высокую степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей (налоговую нагрузку), величина этой нагрузки является важным фактором финансовой устойчивости.
Российская система налогообложения нефтегазового комплекса имеет сложную структуру и на протяжении последних лет претерпела существенные изменения, касающихся ужесточения общего налогового бремени и предоставления преимуществ для отдельных категорий запасов нефти. В связи с этим представляет интерес анализ налоговой нагрузки нефтегазовых компаний в условиях влияния внешнеэкономических факторов и реформирования, происходящего внутри страны.
В процессе своей деятельности все хозяйствующие субъекты стремятся к минимизации своих расходов, тем самым увеличивая свои доходы, которые являются главной целью любого экономического субъекта. В свою очередь, государство также стремится к увеличению дохода бюджета и использует налог как главный источник его пополнения. Главным финансовым ресурсом государства выступают доходы федерального бюджета. При этом главным источником формирования федерального бюджета Российской Федерации являются нефтегазовые доходы. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации ст. 96.6 «Нефтегазовые доходы федерального бюджета», такие доходы формируются за счет:
-
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья; -
вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; -
вывозных таможенных пошлин на газ природный; -
вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти [84]. Согласно официальным данным Министерства финансов Российской
Федерации, большая часть федерального бюджета сформирована за счет нефтегазовых доходов (табл. 9).
Таблица 9 – Доходы федерального бюджета Российской Федерации и структура нефтегазовых доходов 6
Год Показатель | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
Доходы федерального бюджета РФ, млрд. руб. | 14 496,9 | 13 659,2 | 13 460,0 | 15 088,9 | 19 454,4 | 20 187,2 |
Нефтегазовые доходы в составе федерального бюджета РФ, млрд. руб.: | 7 433,8 | 5 862,7 | 4 844,0 | 5 971,9 | 9 017,8 | 7 924,3 |
- налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья | 2 836,8 | 3 130,5 | 2 830,0 | 4 021,6 | 6 009,8 | 5 971,7 |
- вывозные таможенные пошлины | 4 597,0 | 2 732,2 | 2 014,0 | 1 950,3 | 3 007,9 | 2 276,0 |
Доля нефтегазовых доходов в составе федерального бюджета РФ, %: | 51,28 | 42,92 | 35,99 | 39,58 | 46,35 | 39,25 |
- доля налога на добычу полезных ископаемых, % | 38,16 | 53,40 | 58,42 | 67,34 | 66,64 | 75,36 |
- доля вывозной таможенной пошлины, % | 61,84 | 46,6 | 41,58 | 32,66 | 33,36 | 28,72 |