Файл: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 270
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ
РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ ВЛИЯНИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ФИНАНСОВУЮ
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА: ОСОБЕННОСТИ И СКЛАДЫВАЮЩИЕСЯ ТРЕНДЫ
Согласно официальным данным Министерства финансов Российской Федерации, представленных в таблице 9, доходы федерального бюджета за период 2014-2019 гг. выросли и составили 20 187,2 млрд. руб., а нефтегазовые доходы составили 7 924,3 млрд. руб. (или 39,25 % от доходов федерального бюджета).
В 2018 году нефтегазовые доходы составили 46,35 % федерального бюджета Российской Федерации, что связано с положительной экономической динамикой в конце 2018 г. Формирование доходов в большей степени происходило за счет налога на добычу полезных ископаемых, а не за счет поступлений от уплаты таможенных пошлин. При этом, начиная с 2015 г., произошло увеличение ставок налога на добычу полезных ископаемых (далее –
НДПИ), а в 2019 г. был введен дополнительный налог на добавленный доход в нефтегазовом комплексе. Стоит отметить, что в разрезе доходов федерального бюджета Российской Федерации не учитывались ненефтегазовые доходы (НДС, акцизы, налог на прибыль и прочие налоги), которые также уплачиваются компаниями нефтегазового комплекса. Рассмотрим соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов на графике (рис. 7).
2019
2018
Годы
2017
2016
2015
2014
0 20 40
%
60 80 100
Нефтегазовые доходы Ненефтегазовые доходы
Рисунок 7 – Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета в 2014 -2019 гг.7
Как видно из представленного на рисунке 7 соотношения, роль нефтегазовых доходов в формировании бюджета Российской Федерации велика. Как говорилось ранее, на долю нефтегазовых компаний, кроме налога на прибыль, приходятся НДС, налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины, акцизы, налог на имущество и отчисления во внебюджетные фонды.
Согласно консолидированной отчетности компаний по Международным стандартам финансовой отчетности, крупнейшие нефтегазовые компании перечислили в бюджет следующие суммы налогов без учета платежей по пошлинам, акцизам и страховым взносам (рис. 8).
«НК «Роснефть»
«Газпром»
«ЛУКОЙЛ»
«НОВАТЭК»
0
0.5 1 1.5 2 2.5 3
трлн. руб.
Рисунок 8 – Сумма налогов, уплаченных крупнейшими нефтегазовыми компаниями в 2018 г., трлн. руб. 8
По данным отчетности Федеральной налоговой службы, в 2018 г. сумма налоговых поступлений составила 772,5 млрд. руб. (+ 188,6 млрд. руб. по сравнению с аналогичным периодом 2017 г.). Данное увеличение произошло за счет роста поступлений по НДПИ (в 2018 г. поступление от этого налога составило 358 млрд. руб. и увеличилось относительно2017 г. на 130,2 млрд. руб.) [87].
В 2018 г. налоги, уплаченные нефтегазовыми компаниями, увеличились за счет роста расходов по НДПИ, рост которого обусловлен ростом цен на нефть и изменениями в формуле расчета НДПИ, а также введением налога на дополнительный доход для новых регионов нефтедобычи и повышением ставки НДС с 18% до 20%. Претерпев различные изменения в налоговом законодательстве, нефтегазовые компании должны использовать различные финансовые инструменты для эффективного формирования своих бюджетов. Это необходимо для сохранения устойчивости и обеспечения высокого уровня финансовых результатов.
Таким образом, представленное в данном параграфе исследование позволило сделать следующие выводы. Во-первых, роль нефтегазовых
8 Составлено автором по: [79, 80, 81, 86]
компаний в экономике России велика. За счет деятельности таких компаний формируется практически половина бюджета страны. Во-вторых, в последние годы наблюдается положительная динамика финансовых и производственных показателей нефтегазовых компаний. В-третьих, нефтегазовые компании являются одними из ключевых налогоплательщиков страны. Такие компании имеют высокий показатель налоговой нагрузки в выручке, поэтому им необходимо грамотное управление финансовыми ресурсами для сохранения их устойчивой финансовой деятельности.
- 2 АПРОБАЦИЯ РАЗРАБОТАННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ ВЛИЯНИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ФИНАНСОВУЮ
УСТОЙЧИВОСТЬ
Результатом и научной новизной исследования, проведенного в рамках магистерской диссертации, является разработанный методический подход к оценке влияния налоговой нагрузки на финансовую устойчивость предприятия, представленный во второй главе работы. Целью данного параграфа является его апробация.
Проведенное в параграфе 3.1 исследование показало, что нефтегазовые компании имеют высокий уровень налоговой нагрузки. Большую часть своих финансовых ресурсов такие компании отчуждают в пользу государства в виде налогов. Для проведения апробации разработанного методического подхода были отобраны экономически хозяйствующие субъекты нефтегазового комплекса Российской Федерации, которые занимаются добычей полезных ископаемых, их транспортировкой и переработкой и являются одними из самых крупных налогоплательщиков для экономики страны. Были использованы данные финансовой отчетности следующих предприятий: ПАО «Газпром», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «ЛУКОЙЛ».
Представим краткую характеристику отобранных для апробации разработанного методического подхода предприятий.
Основными направлениями деятельности ПАО «Газпром» являются:
-
геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа, газового конденсата и нефти; -
реализация газа в качестве моторного топлива; -
производство и сбыт тепло- и электроэнергии [79].
Согласно [88], в структуре внутреннего рынка газодобычи «Газпром» занимает лидирующую позицию, однако последние несколько лет эта доля имеет тенденцию к снижению. Так, в 2009 г. доля компании в газодобыче составляла 80 %, но в 2018 г. всего лишь 68 %. Также «Газпром» поставляет на внутренний рынок свыше половины добываемого газа. Основные финансовые показатели деятельности компании представлены в таблице 10.
Таблица 10 – Основные финансовые показатели деятельности ПАО «Газпром» за 2017-2019 гг.
9
Показатели | 2017 г., млрд. руб. | 2018 г., млрд. руб. | 2019 г., млрд. руб. | Изменение за период | |||
млрд. руб. | % | ||||||
2018 г. к 2017 г. | 2019 г. к 2018 г. | 2018 г. к 2017 г. | 2019 г. к 2018г. | ||||
Выручка | 6 546 | 8 224 | 7 659 | + 1 678 | - 565 | + 25,63 | - 6,87 |
Прибыль от продаж | 871 | 1 930 | 1 119 | + 1 059 | - 811 | + 121,58 | - 42,02 |
Прибыль до налогообложения | 1 018 | 1 852 | 1 627 | + 834 | - 225 | + 81,93 | - 12,15 |
Чистая прибыль | 766 | 1 528 | 1 269 | + 762 | - 259 | + 99,48 | - 16,95 |
Как видно из данных, представленных в таблице 10, в целом за период с 2017 по 2019 гг. выручка компании показала рост. В 2018 г. она составила 8 224 млрд. руб. (+ 25,63 % по сравнению с 2017 г.), что было связано с увеличением объема продаж на ликвидных торговых площадках Европы. Прибыль от