ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
42
Ïàëü÷èêîâàÿ ãèìíàñòèêà è ãèìíàñòèêà äëÿ ãëàç «Ñîëíå÷íûé çàé÷èê»
Цель: совершенствовать координацию движений.
Солнечный мой заинька,
Прыгни на ладошку.
Солнечный мой заинька,
Маленький, как крошка.
Прыг на носик, на плечо –
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик – и опять
На плече давай скакать.
Вот закрыли мы глаза,
А солнышко играет:
Щечки теплыми руками
Нежно согревает.
М. Картушина [74]
Вытягивают вперед ладошку.
Ставят на ладонь указательный палец другой руки.
Прослеживают взглядом движение пальца, которым медлен-
но касаются сначала носа, затем плеча, лба и другого плеча.
Закрывают глаза ладошками.
Поглаживают щечки.
Ðèòóàë ïðèâåòñòâèÿ «Äàâàéòå ïîçäîðîâàåìñÿ»
Цель: систематизировать представления детей о внешнем виде.
Õ î ä
– Ребята, давайте поздороваемся: «Здравствуй, носик!», «Здравствуйте, глазки!», «Здрав- ствуйте, ушки!», «Здравствуйте, ручки!», «Здравствуйте, ножки!» (Äåòè âûïîëíÿþò äåé-
ñòâèÿ âìåñòå ñ âîñïèòàòåëåì, ïîâòîðÿÿ ñëîâà.)
Èãðîâîå óïðàæíåíèå «Íàäî ïîìûòüñÿ»
Цель: побуждать детей выполнять движения в соответствии с текстом, проговаривая слова.
Õ î ä
Надо, надо нам помыться!
Где тут чистая водица?
Кран откроем – ш-ш-ш.
Руки моем – ш-ш-ш.
Щечки, шейку мы потрем и водичкой обольем.
Буль-буль-буль – журчит водица,
Все ребята любят мыться.
Руки с мылом мы помыли,
Нос и щеки не забыли.
Не ленились вымыть уши,
После вытереть посуше.
Вот так, хорошо!
Вот так, хорошо!
Руки с мылом мы помыли.
Буль-буль-буль – журчит водица.
Äèäàêòè÷åñêàÿ èãðà «Ñîëíå÷íûå çàé÷èêè»
Цель: упражнять детей в чтении стихотворения в сочетании с движениями.
Дидактический материал: маленькое зеркало.
43
Игровые правила. Пока дети читают стихотворение, они стоят на месте, следят за тем, как зайчики бегают по стене. Ловить солнечный зайчик можно только после слов «убежал на потолок».
Игровые действия. Дети ловят солнечного зайчика.
Õ î ä è ã ð û . Воспитатель с помощью маленького зеркальца пускает солнечного зайчика и читает стихотворение:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Поманю их пальчиком –
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей.
Вот он, светленький кружок,
Вот, вот, вот – левей, левей!
Убежал на потолок.
По М. Пожарову [58, с. 97]
Ëîãîðèòìè÷åñêîå óïðàæíåíèå «Óìûâàëî÷êà!»
Цель: упражнять детей в чтении стихотворения в сочетании с движениями
– Кран откройся! Нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь, уши! Мойся, шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, умывайся!
Грязь, смывайся, грязь, смывайся!
Ý. Ìîøêîâñêàÿ [37, с. 8]
Ëîãîðèòìè÷åñêîå óïðàæíåíèå «Óìûâàþñü ïîóòðó…»
Умываюсь поутру:
В таз воды я наберу…
Мою руки, мою шею
И лицо помыть сумею!
Я дружу с водой и мылом,
Чтоб здоровье крепче было!
Я почищу зубки щеткой,
И намылю мылом щечки.
Причешусь, оденусь сам я,
В детский сад отправлюсь с мамой!
Êóðèöà è óòÿòà
Ê. Óøèíñêèé [50]
Цель: формировать умение пересказывать короткие рассказы.
Захотелось хозяйке развести уток. Купила она утиных яиц, положила под курицу и ждет, когда у ней утятки выведутся. Сидит курица на яйцах, терпеливо сидит, сойдет ненадолго корма поклевать да опять на гнездо.
Высидела курица утят, рада, квохчет, по двору их водит, землю разрывает – корма им ищет.
44
Вышла как-то курица со своим выводком за ограду, добралась до пруда. Увидали утята воду, все к ней побежали, один за другим вплавь пустились. Курица, бедная, по берегу бегает, кричит, утят к себе зовет – боится, что они утонут.
А утята рады воде, плавают, ныряют и вовсе не думают на берег выходить. Еле-еле хо- зяйка курицу от воды отогнала.
Äèäàêòè÷åñêàÿ èãðà «Ëåòè, ãîëóáîê!»
Цель: закреплять умение ориентироваться в цветовых тонах по их названию; развивать внимание, воспитывать желание сотрудничать с педагогом.
Дидактический материал: голубки (оригами), окрашенные в разные цвета, различные виды разноцветных игровых материалов.
Игровые правила. Выполнять поручения голуби могут только после слов «Лети, голубок!».
Игровые действия. Бег врассыпную, поиск своей игрушки.
Õ î ä è ã ð û . К детям прилетают необычные голубки (оригами), окрашенные в разные цвета. В групповом помещении расположены все виды разноцветных игровых материалов.
Педагог предлагает поиграть. Выполнять поручения голуби могут только после слов «Лети, голубок!». Вернувшись на место, каждый «голубь» показывает всем участникам игры, что он принес и называет цвет выбранного предмета.
×òåíèå ñòèõîòâîðåíèé î ïðàâèëàõ ëè÷íîé ãèãèåíû
Цель: расширять представление детей о чистоте; формировать потребность в аккурат- ности, соблюдении правил личной гигиены.
Óøè
Доктор, доктор,
Как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть,
То как нам быть:
Часто мыть
Или пореже?
Отвечает доктор гневно:
– Еже-Еже-Ежедневно!!!
Ý. Ìîøêîâñêàÿ [65, с. 295]
Äÿäÿ Ñòåïà
(отрывок)
Дядя Степа утром рано
Быстро вскакивал с дивана.
Окна настежь открывал,
Душ холодный принимал.
Чистить зубы дядя Степа
Никогда не забывал.
Ñ. Ìèõàëêîâ [9, с. 80]
45
* * *
Умываемся мы чисто,
Вытираемся мы быстро.
Мы опрятны, аккуратны –
Всем смотреть на нас приятно.
Никому и никогда
Не была вредна вода!
È. Äåìüÿíîâ [76]
Ýòþä íà âûðàæåíèå ýìîöèé
Цель: способствовать эмоциональному раскрепощению каждого ребёнка, упражнять де- тей в изображении эмоциональных состояний с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты).
– Улыбнитесь, как кот на солнышке; как хитрая лиса; как радостный ребенок.
– Испугайтесь, как заяц, увидевший лису; как котенок, на которого лает собака.
– Разозлитесь, как злая волшебница.
Èãðà-èìèòàöèÿ äâèæåíèé æèâîòíûõ
(повторяется 2–3 раза)
Зайка – ушки на макушке –
Скачет, скачет по опушке.
Шел за ним колючий ежик,
Шел по травке без дорожек.
А за ежиком – краса –
Рыжехвостая лиса.
Мишка по лесу идет,
Ветки у деревьев гнет.
Руки у висков.
Прыгают.
Идут семенящим шагом.
Идут, выполняя плавные движе-
ния руками перед собой.
Идут, раскачиваясь из стороны
в сторону.
46
ÏÐÈËÎÆÅÍÈÅ 11
Òåìà íåäåëè: «Îãîðîä. Òðóä. Íàáëþäåíèÿ»
Ïàëü÷èêîâàÿ èãðà «Êàïóñòà»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Õ î ä è ã ð û
Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетерли,
Посолили
И набили плотно в кадку.
Все теперь у нас в порядке!
Í. Íèùåâà [15, c. 11]
Ритмичные удары ребром ладони по столу.
Хватательные движения обеими руками.
Указательный и средний пальцы трутся о большой.
Удары обеими руками по столу.
Отряхивание руки.
Àâãóñò
Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторными
Нивами стоит.
И подсолнух зернами
Черными
Набит.
Ñ. Ìàðøàê [19, с. 121]
Äèäàêòè÷åñêàÿ èãðà «×óäåñíûé ìåøî÷åê»
Цель: продолжать формировать представление детей об овощах.
Дидактический материал: «чудесный мешочек», муляжи овощей.
Игровые правила. Отгадывать знакомый предмет на ощупь. Предмет из мешочка достать и показать можно только после того, как рассказано о нем. Мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию, неправильно назван.
Игровые действия. Ощупывание предмета; загадывание загадок о предмете.
Õ î ä è ã ð û . Воспитатель показывает детям «чудесный мешочек, в котором находятся овощи (репа, морковь, свекла, картофель, лук и т.д.) и предлагает, опустив руку в мешочек, узнать, что в нем лежит. Дети сначала на ощупь угадывают овощ, а затем достают его и опи- сывают (Например: «У меня помидор, он красный, круглый, гладкий».)
Äèäàêòè÷åñêàÿ èãðà «Âåðøêè–êîðåøêè»
Цель: формировать представление детей о том, что одни овощи растут на земле, а дру- гие – в земле.
Игровые правила. Выигрывает тот, кто не ошибается.
Игровые действия. Действия по сигналу воспитателя.
Õ î ä è ã ð û . Воспитатель перечисляет названия овощей. Если овощи растут на земле, дети поднимают руки вверх, если в земле – приседают.
47
Äèäàêòè÷åñêàÿ èãðà «Äîñêàæè ñëîâå÷êî»
Цель: упражнять детей в подборе рифмы в двустишия.
Игровые правила. Кто правильно закончит предложение, получает фишку. Победитель определяется по наибольшему количеству набранных фишек.
Игровые действия. Отгадывание.
Õ î ä è ã ð û . Дети отгадывают загадки про овощи, подбирая рифмы в двустишия.
В огороде пусто,
Если нет … (êàïóñòû).
Вот зеленый молодец,
Он зовется … (îãóðåö).
Отлежал себе бочок
Наш зеленый … (êàáà÷îê).
Кто в земле укрылся ловко?
Это сочная … (ìîðêîâêà).
Испытает много мук,
Кто без хлеба скушал … (ëóê).
Тому, кто занемог,
Поможет … (÷åñíîê).
В огороде светофор
Это красный … (ïîìèäîð).
Посмотри-ка, тетя Фекла,
Уродилась нынче … (ñâåêëà).
В земле засела крепко
Золотая … (ðåïêà).
Ïàëü÷èêîâàÿ ãèìíàñòèêà «Îãîðîä»
(самомассаж фаланг пальцев)
Вырос у нас чеснок, перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали, ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год,
Наш друг-огород.
Î. Êðóïåí÷óê [63]
Îïûò «×òî âíóòðè?»
Цель: помочь детям установить, почему стебель может проводить воду к листьям; под- твердить, что строение стебля обусловлено его функциями.
Оборудование: лупа, стебель петрушки или моркови.
Õ î ä . Дети под руководством воспитателя рассматривают растение, любуясь сочной зе- ленью. Вопросы: «Как вода из корней попадает к листочкам?» (×åðåç ñòåáåëüêè.) «Что для этого должно быть в стебельках?» (Îòâåðñòèÿ.) (Ïðåäïîëîæåíèÿ äåòåé ïðîâåðÿþòñÿ.)
Дети под руководством воспитателя рассматривают срез стебля петрушки (моркови) через лупу. Сжимая пальцами стебель, выясняют, что в нем есть вода.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Вывод: вода по стеблю поступает к листьям через отверстия.
48
Îïûò «Ãäå ëó÷øå ðàñòè?»
Цель: помочь детям установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на их рост и развитие; выделить почвы разные по составу.
Оборудование: почва для посадки растений (чернозем, смесь песка с глиной), черенки традесканций, вазоны для посадки растений.
Õ î ä . Перед началом эксперимента воспитатель закрепляет с детьми правила поведения: нельзя брать землю и грязные пальцы в рот, тереть глаза руками. Воспитатель набирает почву для посадки растений (чернозем, смесь песка с глиной). Дети под руководством воспитателя сажают два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдают за ростом черен- ков при одинаковом уходе в течение двух-трех недель (в глине растение не растет, в черноземе растению хорошо). Пересаживают черенок из песчано-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отмечают результат опыта (у растений отмечается хороший рост).
Вывод: без почвы растение не растет, в хорошей почве растение растет лучше.
Îïûò «Óìíûé íîñ»
Цель: формировать умение определять предметы по запаху; продолжать знакомить с особенностями работы носа.
Оборудование: продукты (например, укроп, рыба, лимон, цветок, гриб и т.п.); картинки с изображением ядовитых грибов (мухомор, поганка).
Õ î ä . Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и определить предметы по запаху.
(Рекомендуемые продукты: укроп, рыба, лимон, цветок, гриб.) После того, как дети отгадали все продукты, предлагается подробнее рассмотреть гриб (еще раз его понюхать, уточнить, как он называется, отметить, что съедобные грибы и ядовитые пахнут по-разному. Рассмотреть на картинке ядовитые грибы).
Вывод: продукт или предмет можно узнать по запаху, не видя его.
Ðèñîâàíèå ïàëî÷êîé
Цель: совершенствовать двигательные функции, зрительные представления.
Õ î ä . Сырой песок утрамбовывается доской и воспитатель рисует на нем заостренной палочкой домик, фигурки и т.п., спрашивает у детей, что нарисовано. Предлагает детям взять палочки и самим что-нибудь нарисовать.
Êîììóíèêàòèâíàÿ èãðà «Äðîçäû»
(в парах)
Цель: формировать у детей опыт социальных навыков поведения, положительных вза- имоотношений друг с другом.
Õ î ä è ã ð û
Я – дрозд.
Ты – дрозд.
У меня нос,
У тебя нос.
У меня щечки гладкие,
У тебя щечки гладкие.
У меня губки сладкие,
У тебя губки сладкие.
Я тебя люблю.
49
Êàïóñòà
На гародзе стала пуста.
Толькi пышная капуста
Ветру, сцюжы не баiцца:
Мае цёплыя спаднiцы.
Гожая, здаровая,
Уся белагаловая.
Ë. Ãåíiþø [9, c. 3]
Îâîùè
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу,
Ох!…
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!…
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу,
Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла,
Ох!..
И суп овощной оказался неплох!
Þ. Òóâèì [9, c. 105]
Çàãàäêè ïðî îâîùè
[13, c. 18–22]
Цель: упражнять детей в отгадывании загадок.
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …
(лук).
50
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
(Лук.)
Сидит в земле Ивашка
В черной рубашке.
(Картошка.)
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
(Морковь.)
Лежит меж грядок, зелен и сладок.
(Огурец.)
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
(Морковь.)
Как солнце кругла,
Как сахар бела,
Сидит в земле крепко,
Зовут ее …
(репка).
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок,
К земле прирос крепко.
Что это?
(Репка.)
Сидит на грядке Матрена,
Вся сплошь зелена,
На ней сто одежек,
И все без застежек!
(Капуста.)
Лоскуток на лоскутке,
Зеленые заплатки,
Целый день на животе
Нежится на грядке.
(Капуста.)
Убежали как-то с грядки
Огородом погулять
Голопузые ребятки:
Раз-два-три-четыре-пять!
И упали, и пропали,
Головой в рассол попали:
Были все зеленые,
Стали все соленые!
(Огурцы.)
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке
Зеленые пятки.
(Морковь.)
51
Ïàëü÷èêîâàÿ èãðà «Ñ÷èòàëî÷êà»
Цель: развивать мелкую моторику, ритм, речь.
Õ î ä è ã ð û
Чищу овощи для щей,
Сколько нужно овощей?
Три картошки,
Две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Раз!
Два!
Три!
Огонь зажжен.
Кочерыжка,
Выйди вон!
Ì. Áîðîäèöêàÿ [64, c. 11]
Хлопаем в ладоши.
Развести руки в стороны.
Загнуть три пальца на левой руке.
Загнуть два пальца на левой руке.
Загнуть три пальца на правой руке.
Загнуть один палец.
Загнуть один палец.
Ладошками отодвинуть капусту в сторону.
Выставить большие пальцы.
Выставить указательные пальцы.
Выставить средние пальцы.
Хлопаем в ладоши
Правой рукой показать на центр круга.
Правой рукой показать на дверь.
Èãðà-èìèòàöèÿ «Èçîáðàçè ãåðîåâ»
Цель: способствовать эмоциональному раскрепощению каждого ребенка; упражнять детей в последовательной передаче движений героев сказки.
В сказке «Репка» дедка есть,
Бабушка и внучка,
Вместе с ними жили кошка,
Мышка, песик Жучка.
Дедка репку посадил,
Долго он ее растил.
Выросла какая?
Большая-пребольшая. [68, c. 32]