Файл: 1. 1 Теоретические основы воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 312

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, о леворукости и т.п.). Тематика групповых встреч и индивидуальных бесед с родителями воспитанников групп дошкольного возраста в течение года ограничивается традиционными вопросами: «Адаптация детей к детскому саду, после летнего отдыха», «Секреты воспитания вежливого ребенка», «Как правильно отвечать на детские вопросы», «Роль игры в подготовке ребенка к школе», «О пользе чтения». К сожалению, не было обнаружено ни одной темы, посвященной воспитанию самостоятельности, ответственности детей, формированию рефлексии родителей, умения налаживать партнерские взаимоотношения с детьми и т.п.

Анализ данных третьего направления констатирующего исследования показал недостаточное качество руководства и отсутствие системности и методической поддержки педагогов в процессе повышения педагогической компетентности родителей в условиях ДОО. Это является причиной отсутствия должного уровня профессионального мастерства педагогов в общении с родителями.

Отсутствие практики организации родительских встреч по вопросам воспитания самостоятельности детей, редкое использование в работе эффективных форм повышения педагогической компетентности родителей и методов активизации родительского опыта, слабый, в связи с этим, отклик родителей на инициативы детского сада, говорят о недостаточном уровне работы по повышению компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста.

Таким образом, в результате реализации всех направлений констатирующего исследования были выявлены характер проявлений самостоятельности детей дошкольного возраста; современное состояние сформированности педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей; изучен процесс повышения педагогической компетентности родителей в условиях ДОО.

Анализ собранных данных позволяет отметить стихийно формирующийся характер педагогической компетентности современных родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста: большинство современных родителей имеют недостаточный уровень компетентности в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста: наряду с высокой заинтересованностью в воспитании самостоятельности детей, наблюдается недостаточное владение знаниями основ и методов воспитания самостоятельности и отсутствие компетентностного опыта, что доказывает необходимость использования активных форм и методов в работе педагогов с семьями.

Исследование показало наличие у родителей высокой заинтересованности в успешном результате воспитания самостоятельности у ребенка; понимание роли самостоятельности для его самореализации.


Кроме этого, у родителей присутствует осознание значимости совершенствования своих воспитательных умений. Это говорит о проявлении рефлексии и эмпатии. Однако лишь менее половины родителей выразили понимание того, что ребенок развивается динамично, следовательно, воспитательная деятельность не должна быть стереотипной, напротив важна гибкость приемов, методов взаимодействия в различных ситуациях.

Анализ результатов выявления сформированности гностического компонента педагогической компетентности свидетельствует о его недостаточном уровне сформированности у большинства родителей.

Лишь незначительная часть родителей обладает в полном объёме знаниями теоретических основ воспитания самостоятельности ребенка (самостоятельность как интегративное качество личности; разные проявления самостоятельности в младшем и старшем дошкольном возрасте; особенности становления самостоятельности в разных видах деятельности), о психологических особенностях личности ребенка; об эффективных методах и приемах воспитания самостоятельности у ребенка в семье.

Изучение состояния коммуникативно-деятельностного компонента компетентности родителей показало, что большинство родителей не владеют приемами воспитания самостоятельности у ребёнка. У них слабо выражено умение привлекать внимание ребёнка к различным видам деятельности, создавать благоприятную среду для проявлений у ребенка самостоятельности. Кроме этого, в результате исследования выявилось неумение родителей строить взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики (часто оценивают деятельность ребенка не адекватно, не поддерживают его самооценку, с трудом определяют эмоциональное состояние ребенка, часто выбирают неадекватные способы общения с ребенком, имеют проблемы в установлении партнерских взаимоотношений с ребенком).

Самые низкие результаты получены по компетентностному опыту. У родителей, имеющих достаточный уровень сформированности гностического компонента, стремящихся к самообразованию, выявилось расхождение в знаниях о развитии и воспитании ребенка и умениях пользоваться ими в педагогической практике. Родители, которые в условиях эксперимента показывают достаточные знания и умения в воспитании самостоятельности ребенка, не применяют их в практике семейного воспитания, что говорит об их недостаточном компетентностном опыте. В связи с этим деятельность по формированию родительской компетентности целесообразно обогащать активными формами и методами (ролевые игры, тренинги,

игровое моделирование, проективные методы и методики, домашние упражнения).

Лишь незначительное число родителей имеют высокий уровень сформированности компетентностного опыта. Это характеризуется наличием у них взаимосвязанных педагогических знаний, умений, навыков воспитания у детей самостоятельности, которые родители апробируют в действии и применяют в семейном воспитании. Данная группа родителей проявляет свою готовность к сотрудничеству, взаимодействию с педагогами в воспитании самостоятельности детей. Педагогам следует откликаться на инициативу таких родителей, привлекать их к сотрудничеству с другими семьями для повышения их компетентности.

Недостаточная компетентность родителей в воспитании самостоятельности детей во многом объясняется отсутствием внимания к данной теме со стороны педагогов. В связи с этим необходима целенаправленная, систематическая работа, посвященная формированию педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста.

Недостаточное качество руководства и отсутствие системности и методической поддержки педагогов в процессе повышения педагогической компетентности родителей в условиях ДОО является причиной отсутствия должного уровня профессионального мастерства педагогов в общении с родителями.

Не смотря на то, что большинство педагогов владеют культурой общения с родителями на достаточном уровне, они редко участвуют в разработке и внедрении образовательно-игровых программ для разных категорий родителей, в недостаточной степени реализуют эффективные формы повышения педагогической компетентности родителей, не используют методы активизации родительского опыта.

Учитывая результаты констатирующего эксперимента, обнаружившего недостаточность работы педагогов по повышению компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста, мы полагаем, что повышение готовности педагогов ДОО к реализации модели по формированию компетентности родителей и информационно-методическое сопровождение данного процесса будут являться важными условием успешного формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей.

Выявленная зависимость особенностей проявления самостоятельности детей дошкольного возраста от уровня соответствующей компетентности родителей, разрыв в знаниях и умении применять их на практике, недостаточный компетентностный опыт родителей в воспитании самостоятельности детей подтверждают необходимость в формировании всех
компонентов педагогической компетентности родителей, что должно привести к повышению уровня самостоятельности у детей.

Основываясь на изложенных рассуждениях, мы полагаем, что внедрение в практику образовательных организаций модели формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста будет содействовать успешному формированию педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста. Условиями эффективной реализации модели будут: повышение готовности педагогов ДОО к реализации данной модели; использование дифференцированных форм и активных методов повышения педагогической компетентности родителей; информационно-методическое сопровождение процессом формирования педагогической компетентности педагогами ДОО.

Экспериментальная апробация модели формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста является основной задачей формирующего этапа эксперимента.

2.2 Реализация модели формирования

педагогической компетентности родителей

в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста

Формирующий этап исследования предполагал апробацию модели формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста и выявление эффективности условий ее реализации.

Методологические и содержательные основы всех направлений работы определялись в ходе анализа теоретических исследований, а также на основе данных констатирующего этапа эксперимента.

При разработке содержания формирующего этапа мы опирались на следующие положения:

  • Модель формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста включает взаимосвязанные блоки: целевой, направленный на достижение родителями достаточного уровня педагогической компетентности; организационно-содержательный, раскрывающий формы и методы совершенствования каждого компонента педагогической компетентности; оценочно-результативный, предполагающий оценку уровня компетентности родителей и динамики развития самостоятельности у детей. Результатом внедрения модели является достижение достаточного уровня педагогической компетентности родителя, позволяющего эффективно воспитывать самостоятельность у детей. В разработанной модели формирования компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей мы стремились показать взаимосвязи и динамичность внутри целостной системы.

  • Низкий уровень развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста обусловлен недостаточной педагогической компетентностью родителей, что во многом объясняется отсутствием внимания к данной проблеме со стороны педагогов. Повышение готовности педагогов к формированию педагогической компетентности родителей является необходимым условием реализации модели формирования компетентности родителей в воспитании детской самостоятельности. Это определило необходимость осуществления первого направления формирующего этапа.

  • Педагогическая компетентность современных родителей характеризуется неравномерностью сформированности ее компонентов: обладая недостаточными знаниями и умениями в воспитании самостоятельности ребенка (средний и низкий уровень гностического компонента), родители не активизируют, не интегрируют их (низкий уровень коммуникативно-деятельностного компонента), и, соответственно не применяют в практике семейного воспитания (низкий уровень компетентностного опыта), что подтверждает необходимость формирования всех компонентов педагогической компетентности родителей посредством внедрения разработанной нами модели. Важным условием реализации модели формирования педагогической компетентности будет использование дифференцированных форм и активных методов работы педагогов с семьями.

  • Недостаточное качество руководства, отсутствие системности и методической поддержки педагогов в процессе повышения педагогической компетентности родителей в условиях ДОО требует использования информационно-методического сопровождения родителей и педагогов в процессе формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей, что будет способствовать оптимизации взаимодействия родителей и педагогов ДОО.

  • Эффективность реализации модели формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности дошкольников обеспечивается созданными педагогическими условиями и определяется динамикой в развитии педагогической компетентности родителей и самостоятельности детей.