Файл: 1. 1 Теоретические основы воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 311
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятию методы активизации близко понятие активные методы обучения. А.М. Смолкин определяет активные методы обучения как способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.
Применение активных методов в формировании компетентности родителей направлено на возникновение у них интереса к обсуждаемой проблеме, ассоциаций с собственным опытом. Такие методы применяются, чтобы дать родителям возможность стать активными исследователями собственного родительского поведения, получить опыт нового видения привычных, стереотипных способов воздействия на ребенка [33].
Методы активизации и развития педагогической рефлексии помогают родителям совместно со специалистами прочувствовать и осознать как негативные, так и позитивные последствия воспитательных воздействий; способствуют формированию навыков рефлексии личного опыта и преодолению своих стереотипов, побуждая к интеграции новых действий, искреннему и живому контакту с ребенком в семье [5; 59 и др.].
Широкий спектр активных методов формирования родительской компетентности предлагает Е.П. Арнаутова: анкетирование, тестирование, дискуссионные вопросы, обращение к авторитетному мнению, литературному источнику, открытые просмотры детской деятельности, просмотр видео- и прослушивание аудиоматериалов, анализ результатов детского творчества, игровые задания, обмен воспитательным опытом, анализ, решение и ролевое проигрывание проблемных педагогических ситуаций, обсуждение мотивов детского поведения, игровое детско-родительское взаимодействие, моделирование способов родительского поведения и др. Использование вариативных методов активизации и обогащения опыта родителей дает возможность пересмотреть привычные способы взаимодействия с ребенком, способствует формированию гибкой родительской позиции, положительных личностных изменений [6; 33].
Изучение понятия компетентности родителей и развития самостоятельности детей дошкольного возраста, позволило нам систематизировать формы и методы взаимодействия с родителями, способствующие более эффективному формированию каждого из компонентов компетентности родителя в воспитании самостоятельности ребенка.
На наш взгляд, грамотное сочетание современных форм работы с семьей и использование методов активизации родительского опыта позволит наиболее эффективно повысить уровень каждого из компонентов компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста. Следовательно, использование системы дифференцированных форм и активных методов повышения педагогической компетентности родителей, основанной на целях и задачах формирования каждого из структурных компонентов компетентности родителя в воспитании самостоятельности у детей, будет являться важным условием реализации модели формирования их педагогической компетентности.
Таким образом, анализ научной литературы по проблеме, изучение разных взаимосвязанных аспектов взаимодействия двух социальных институтов (ДОО и семьи), позволил нам представить процесс формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей в условиях партнерского взаимодействия детского сада и семьи моделью, состоящей из 3 блоков: целевого, организационно-содержательного и оценочно-результативного. Для графического изображения модели формирования компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей использовалась блок-схема, демонстрирующая последовательность действий педагогов по реализации поставленной цели и взаимосвязь между ее компонентами (см. рис. 1).
Целевой блок предполагает постановку цели – формирование педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста. Разработка на основе теоретического анализа критериев и показателей уровней сформированности всех компонентов компетентности родителя в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста позволили представить в целевом блоке основные задачи, сформулированные следующим образом: повышение заинтересованности родителя в успешном результате воспитания самостоятельности у ребенка, повышение уровня знаний теоретических основ воспитания самостоятельности ребенка в семье, овладение средствами, методами и приемами воспитания самостоятельности ребенка; совершенствование навыков межличностной коммуникации.
Рис. 1. Модель формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей
Организационно-содержательный блок
включает работу по выявлению начального уровня сформированности компонентов педагогической компетентности родителей, разработку содержания, методических и практических материалов для работы по формированию педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста с учетом выявленных результатов.
Глубокое изучение теории и педагогической практики позволило нам структурировать формы и методы взаимодействия с родителями, способствующие более эффективному формированию каждого из компонентов компетентности родителя в воспитании самостоятельности ребенка. Мы выявили, что формирование разных компонентов осуществляется наиболее эффективно соответствующими формами и методами.
Определение задач, форм и методов формирования каждого из компонентов компетентности позволит педагогам эффективно спланировать работу по повышению родительской компетентности, реализовать дифференцированный подход, что будет способствовать повышению уровня компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста.
Оценочно-результативный блок спроектированной нами модели состоит из оценки результативности процесса формирования компетентности родителей, включающей выявление динамики уровня педагогической компетентности родителей и развития самостоятельности у детей дошкольного возраста. Результатом является достижение достаточного уровня педагогической компетентности родителя, позволяющего эффективно воспитывать самостоятельность у детей.
Внедрение в практику работы ДОО данной модели требует специальной подготовки педагогов и их информационно-методического сопровождения в процессе ее реализации, что будет являться необходимыми условиями формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей.
Таким образом, в результате проведенного теоретического анализа разработана модель формирования компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста, в которой определены цель, задачи и результат, алгоритм, формы и методы работы, а также условия реализации.
Представленная модель через структуру и содержание обусловливает снятие противоречия между актуальностью, объективной необходимостью формирования компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей и недостаточной разработанностью теоретического, научно-методического и практического аспекта данной проблемы.
Выводы по первой главе
1. Самостоятельность – интегративное качество личности, имеющее сложную структуру, которая включает интеллектуально-познавательный, эмоционально-волевой и действенно-практический компоненты (совокупность знаний, умений, навыков, содержательно-операциональных и личностных компонентов, отношением личности к процессу, результатам и условиям осуществления деятельности). Самостоятельность, как особое личностное качество, относительно устойчивая особенность детей складывается только к концу дошкольного возраста.
2. Показателями проявления самостоятельности детей старшего дошкольного возраста являются:
-
наличие интереса ребёнка к деятельности; -
умение действовать без чьей-либо помощи при выборе цели, содержания, средств и способов деятельности, умение самостоятельно выполнить посильную, но достаточно сложную деятельность; -
проявление исполнительности, инициативности (умение по собственному побуждению стремиться к цели и достигать ее, вносить в деятельность элементы новизны), ответственности; -
наличие самоорганизованности, элементов самоконтроля, самооценки своих действий и поступков.
3. Решающее значение в формировании самостоятельности детей дошкольного возраста имеет развивающая среда (личностно-ориентированная модель воспитания, субъект-субъектные отношения в системе «взрослый-ребенок», методы и приемы воспитания, поддерживающие и активизирующие стремление ребенка действовать самостоятельно).
4. Структурными компонентами педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей и показателями уровней их сформированности являются: мотивационно-личностный (проявление заинтересованности родителей в успешном результате воспитания самостоятельности у детей, способности к эмпатии, педагогической рефлексии, самоконтролю); гностический (наличие у родителей знаний об особенностях проявления и становления самостоятельности ребенка в разные периоды дошкольного детства); коммуникативно-деятельностный (проявление родителями умений строить взаимоотношения с ребенком, стимулировать его самостоятельность в деятельности, применять эффективные методы воспитания самостоятельности); компетентностный опыт (использование апробированных и освоенных знаний, умений и навыков воспитания самостоятельности дошкольников в практике семейного воспитания).
5. Модель формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей представляет собой систему целостного процесса взаимодействия педагогов и родителей и включает: целевой блок, направленный на достижение родителями достаточного уровня педагогической компетентности; организационно-содержательный, раскрывающий формы и методы совершенствования каждого компонента педагогической компетентности; оценочно-результативный блок, предполагающий выявление динамики уровня педагогической компетентности родителей и развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Реализация модели формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста будет эффективной при повышении готовности педагогов к формированию педагогической компетентности родителей; использовании дифференцированных форм и активных методов повышения педагогической компетентности родителей; осуществлении информационно-методического сопровождения процесса формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей.
Предположение о наличии недостаточной компетентности у современных родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста обусловило необходимость изучения ее актуального состояния.