ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 3152
Скачиваний: 364
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Несмотря на первоначальное недоверие и враждебность к ранним исследованиям, показывающим генетическое влияние на различные «экологические» показатели, теперь, почти тридцать лет спустя, природа воспитания получила широкое признание. Тем не менее, если бы в Таблицу 1 были включены показатели окружающей среды, такие как жизненный опыт и социальная поддержка, мало кто оценил бы их как наследуемые.
Опыт — это не просто то, что происходит с нами. При всех наших генетически богатых различиях в характерах мы отличаемся склонностью к переживанию жизненных событий и социальной поддержки, к просмотру телевизора и к разводу.
Попробуйте подумать о чем-то в психологической среде, что не может иметь ничего общего с вами и вашей генетикой. Возьмем, к примеру, погоду — архетипический фактор окружающей среды, над которым мы не властны. Как предположительно пошутил Марк Твен: «Все говорят о погоде, но никто ничего с ней не делает».
Ты можешь что-нибудь сделать с погодой? Заданный таким образом вопрос звучит как вопросник по психотическим переживаниям. Конечно, вы не можете изменить погоду. Полезнее сформулировать вопрос на языке индивидуальных различий, который является прерогативой поведенческой генетики. Почему одни люди живут в теплых и солнечных краях, а другие мирятся с холодными и влажными местами? Один из ответов заключается в том, что, хотя мы не можем контролировать погоду, мы можем контролировать то, где мы живем. Если вам нравится проводить время на свежем воздухе или у вас сезонное аффективное расстройство, вы можете подумать о переезде в другой климат, который вам подходит. Прогулки на свежем воздухе или склонность к депрессии частично зависят от генетических факторов. Переезд в климат, который вам подходит, — это один из способов, с помощью которого генетические различия могут способствовать индивидуальным различиям в ответах на простые вопросы о погоде, такие как «Как часто солнце светит там, где вы живете?» Возможно, вы живете в солнечном месте, потому что сами выбрали его.
Может ли эволюционная адаптация способствовать наследственности климата? Люди, чьи предки жили в течение многих поколений в определенном климате, возможно, эволюционно адаптировались. Конечно, существуют генетические приспособления к экстремальному климату. Например, более короткие конечности и приземистое тело эскимосов могут быть адаптацией, которая позволяет им сохранять тепло. Физические и физиологические приспособления, возможно, также развились, чтобы приспособиться к жизни в пустыне или на экстремальных высотах. Однако подобные эволюционные адаптации связаны со средними различиями между группами, тогда как наследуемость связана с индивидуальными различиями. Близнецы, например, растут в одной группе, поэтому генетические причины средних различий между группами не отражаются на различиях внутри пар близнецов. В крайнем случае, высокоадаптивные характеристики, такие как прямохождение и фронтальное зрение, не допускают генетической изменчивости, так что наследуемость будет равна 0. Таким образом, эволюционные адаптации для разных групп вряд ли будут способствовать генетическим различиям между людьми внутри этих групп.
Более вероятным источником генетического влияния на погоду является восприятие. Я неисправимый оптимист, редко снимаю розовые очки. Несмотря на то, что я живу в Англии, которая не славится постоянным солнечным светом, я обнаруживаю, что, когда я оглядываюсь назад на погоду прошлым летом, я вспоминаю, что она была не так уж и плоха, вспоминая солнечные дни, проведенные под парусом и в плавании. Меня всегда озадачивает, когда другие говорят о гнилой погоде прошлым летом.
Некоторые люди говорят, что это всего лишь восприятие погоды, а не реальная погода. В ответ я бы сказал, что психологически эффективная среда – это воспринимаемая среда. То есть то, что мы воспринимаем об окружающей среде, это то, что мы на самом деле переживаем. Даже если данные о погоде прошлым летом показывают, что это было самое прохладное и облачное лето за десятилетие, для меня важны мои воспоминания о теплых солнечных днях. На эти представления может влиять генетическое влияние, поскольку они фильтруются через мои когнитивные предубеждения и личность. Хотя объективные измерения окружающей среды полезны, мы не должны сбрасывать со счетов важность субъективных восприятий.
Как только вы начнете думать о том, какое значение имеет ДНК, вам будет трудно указать на какой-либо психологический опыт, полностью лишенный возможного генетического влияния. Например, несчастные случаи не всегда случайны. Некоторые дети попадают в больше несчастных случаев, чем другие; количество детских царапин и синяки показывают генетическое влияние. Конечно, и для взрослых автомобильные аварии не всегда случайны. Автомобильные аварии часто происходят из-за безрассудного вождения – слишком быстрой езды, рискованного вождения или вождения в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Иногда несчастные случаи просто случаются, но генетические различия в характере могут увеличить вероятность несчастных случаев.
Единственными событиями, свободными от генетического влияния, являются те, над которыми у нас мало контроля, например, смерть или болезнь родственников и друзей. Как и ожидалось, исследования не обнаружили большого генетического влияния на эти неконтролируемые события. Тем не менее, наша реакция на такие события — наш психологический опыт событий — может зависеть от нашей генетической структуры.
Важность мер среды заключается в их психологическом воздействии. Если гены влияют на экологические показатели так же, как и на психологические, это повышает вероятность того, что гены также вносят свой вклад в корреляции между ними. Например, хорошее воспитание коррелирует с хорошим развитием детей, плохие сверстники коррелируют с плохими результатами для подростков, а стрессовые жизненные события коррелируют с депрессией у взрослых. Предполагалось, что эти корреляции обусловлены окружающей средой. Никто не рассматривал возможность того, что генетика также может способствовать этим корреляциям.
Как вы можете сказать, способствует ли генетика этим корреляциям? Что касается связи между воспитанием детей и детьми, то наиболее прямой анализ дает социальный эксперимент по усыновлению. Связано ли воспитание детей с результатами детей в приемных семьях, где родители и дети разделяют только воспитание, по сравнению с не приемными семьями, где и воспитание, и природа разделяются?
Мой интерес к природе воспитания возник в начале 1980-х годов, когда я ознакомился с первыми результатами Проекта по усыновлению в Колорадо, который включал несколько мер по воспитанию детей. Одной из них была наблюдательная мера домашней среды, которая была недавно разработана и до сих пор является наиболее широко используемой наблюдательной мерой домашней среды маленьких детей. Он имеет красивую аббревиатуру HOME, которая расшифровывается как Home Observation for Measurement of Environment
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 35
. HOME включает сорок пять элементов для записи конкретного поведения родителей по отношению к ребенку, а не общих оценок. Для теплоты, например, ДОМ включает в себя пункты о ласках, поцелуях и разговорах с ребенком. Контроль оценивался по таким пунктам, как вмешательство в действия ребенка и наказание. Мы оценивали ДОМ, когда детям было один, два, три и четыре года.
Сбор этих данных HOME во время 2000 посещений домов по всему Колорадо потребовал значительных затрат времени и денег. В 1984 году, когда визиты были завершены в возрасте одного и двух лет, я с нетерпением изучал взаимосвязь между ДОМОМ и когнитивным и языковым развитием детей. По результатам многих других исследований неприемных семей я ожидал, что ДОМ коррелирует примерно на 0,5 с умственным развитием детей и развитием речи в возрасте двух лет. С облегчением я увидел, что наши данные дали ожидаемые результаты для неприемных семей с корреляцией около 0,5 между ДОМОМ и когнитивным и языковым развитием. Но когда я посмотрел на корреляции в приемных семьях, они были значительно ниже, всего в два раза меньше, чем в неприемных семьях.
Поскольку не приемные родители генетически связаны со своими детьми, а приемные родители - нет, эти результаты предполагают, что гены вносят вклад в корреляцию между ДОМОМ и когнитивным развитием детей. Мы показали, что примерно половину этой корреляции можно отнести к генетике.
Эти результаты означают, что генетика является «третьим фактором», который способствует корреляции между воспитанием детей по оценке HOME и когнитивным развитием детей. То есть корреляция связана не только с тем, что ДОМ непосредственно стимулирует когнитивное развитие детей, и не только с тем, что родители реагируют на различия в когнитивных способностях своих детей. Эти два процесса объясняют корреляцию в приемных семьях. Причина, по которой корреляция удваивается в не приемных семьях, заключается в том, что родители и потомство связаны генетически.
Как генетика работает как «третий фактор»? Как возможно, что гены, общие для родителей и их детей, приводят к корреляции между такими разными вещами, как воспитание детей, оцениваемое с помощью HOME, и когнитивное развитие детей? Ключ в том, чтобы вырваться из оков ярлыков. «Е» слова «HOME» дом — это «окружающая среда», но то, что она оценивает, — это поведение родителей. Гораздо проще представить себе, как поведение родителей может быть генетически связано с поведением детей. Например, родители с высокими баллами по ДОМУ — это люди, которые поддерживают и стимулируют своих детей и реагируют на их потребности. Предположим, что это более умные родители. Если перефразировать взаимосвязь между ДОМОМ и когнитивным развитием детей как «более способные родители имеют более способных детей», то возможность генетики как «третьего фактора» кажется правдоподобной и вероятной.
В Колорадском проекте по усыновлению мы рассмотрели сотни корреляций для десятков показателей воспитания, поскольку они соотносятся с десятками показателей развития детей. В нашей статье 1985 года мы пришли к выводу, что генетика обычно отвечает примерно за половину корреляции между воспитанием детей и психологическим развитием детей.
Исследования усыновления, такие как Colorado Adoption Project, особенно эффективны для изучения влияния семейной среды, такой как воспитание детей, на развитие детей. Для измерения окружающей среды вне семьи, например, жизненных событий во взрослом возрасте, более общим подходом является многомерный генетический анализ . Этот тип анализа оценивает генетическое влияние на корреляцию между двумя признаками, а не на дисперсию каждого признака, анализируемого отдельно.
Другой момент «ага» наступил, когда я понял, что этот общий многомерный генетический подход к анализу двух признаков можно также использовать в исследованиях близнецов для изучения роли генетики в корреляции между экологическими и психологическими переменными. В первом исследовании с использованием этого подхода в 1991 году мы рассмотрели корреляцию между социальной поддержкой и благополучием в шведском исследовании близнецов среднего возраста, воспитанных вместе и порознь. Социальная поддержка коррелирует примерно с 0,25 с благополучием, корреляция, которая, как обычно, интерпретировалась с точки зрения окружающей среды: социальная поддержка вызывает благополучие. Наоборот, мы обнаружили, что на генетику приходится более половины корреляции.