Файл: Тема выпускной квалификационной работы Управление развитием творческого потенциала педагогических работников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы управления развитием творческого потенциала работников педагогической организации

1.1. Понятие творческого потенциала работников образовательной организации

1.2. Методы управления развитием творческого потенциала работников образовательной организации

1.3. Современные тенденции управления творческим потенциалом образовательной организации

Выводы по главе 1

Глава 2. Анализ системы управления развитием работников образовательной организации

2.1. Общая характеристика образовательной организации

2.2. Анализ системы управления творческим потенциалом работников образовательной организации

2.3. Изучение и оценка подходов к развитию творческого потенциала работников образовательной организации

Выводы по главе 2

Глава 3. Совершенствования системы управления творческим потенциалом работников в образовательной организации

3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления творческим потенциалом работников образовательной организации

3.2. Расчёт эффективности предложенных мероприятий

Выводы по главе 3

Заключение

Список использованной литературы

3.2. Расчёт эффективности предложенных мероприятий



Развитие творческого потенциала сотрудников образовательной организации как неотъемлемой части профессионально-личностного становления педагогов это сложный феномен, в структуре которого есть ценностные, когнитивные, деятельностные составляющие, а его сущность отражают: творческое продвижение к вершинам профессионального мастерства, творческое взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, способность творчески развивать обучающихся.

На основе проделанного нами исследования мы постановили, что становление и развитие творческого потенциала педагогов должно проходить по трем направлениям. Ниже приведено несколько составленных нами рекомендаций для руководителей образовательных организаций:

  1. Общая стратегия образовательного учреждения должна быть направлена на создание условий для проявления креативности педагогическим коллективом для этого необходимо:

  • Стимулирование – это мощный рычаг в работе с педагогами. Для каждого из них существует свой стимул, главное это стимул определить. Не надо забывать, что все педагоги ждут одобрения, например, за удачно проведенное мероприятие, это направление как никакое другое позволяет поверить в свои творческие способности тем педагогам, которые не решались, открыто показать свои возможности;

  • Перспектива деятельности – каждый член коллектива должен знать для чего он работает, каким будет конечный результат;

    • Благодарность – благодарите коллег, благодарность свидетельствует о вашем отношении к человеку, повышает его самооценку;

    • Помощь и поддержка от администрации в определении целей и путей их достижения;

    • Тактичность, при помощи такта можно добиться успеха даже в тех случаях, когда нельзя ничего сделать, такт проявляется в умении выслушать и обсудить возникшую проблему с педагогом, в помощи, если в этом возникает необходимость, в одобрении удачных действий, в деликатности: поощрять всегда публично, порицать – наедине;

  • Умение признавать и исправлять свои ошибки – необходимо донести до педагогов, что в любой работе, если делать ее по-настоящему, не обойтись без ошибок, но эти ошибки следует прогнозировать, анализировать и своевременно исправлять;

  • Самообразование – чтобы не отставать от времени педагог образовательной организации должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными технологиями и тем самым обеспечивать возможность своего развития;

  • Конструктивная критика – критикуйте не личность, а действия, прислушивайтесь к мнению коллег, признавая право сотрудника на ошибку, необходимо не только тактично указывать на нее, но и предложить варианты исправления.


  1. Активная работа психологической службы с педагогами:

    • проведение анкетирования с целью получения первичной информации о состоянии проблемы развития творческого потенциала в своем учреждении;

    • методом экспертных оценок определить: уровень самооценки педагогов, определить барьеры педагогической деятельности, основные личностные характеристики, анализ творческой деятельности, анализ мотивационной составляющей, уровень эмоционального выгорания.

На основании проведенного исследования разработать тренинги для сотрудников организации на снятие эмоционального напряжения, проводить обучение релаксационным методикам, а также методам быстрого снятия стресса.

Активно применять программы направленные на расширение коммуникативной сферы педагогов (в частности обучение такому приему как «Метод мозгового штурма»).

Разработать программу семинарских занятий по общей психологии, коррекционной педагогике и специальной психологии для расширения знаний и представлений педагогов (как, например, проведенный нами научный семинар).

  1. Организовать эффективную структуру научно-методической деятельности образовательного учреждения, которая должна создавать организационно-педагогические условия для развития творческой деятельности педагога в комфортной среде, ориентированной на научно-исследовательскую и экспериментальную работу. Руководитель образовательной организации должен обеспечить для своих сотрудников:

  • физическое окружение структуры - архитектуру здания, степень открытости-закрытости конструкций, размер и пространственную среду групповых ячеек и других помещений в МБДОУ, легкость их пространственной трансформации при возникшей необходимости, возможность и широту пространственных перемещений в них субъектов;

- предметное окружение: материальные условия организации учебно-воспитательного процесса в рамках занятий, форм внеучебной работы; образовательные ресурсы (средства, компьютерное оборудование и др.);

  • ценностно-смысловое наполнение - социально-контактный компонент среды как личный пример административного корпуса и педагогов, их личностно-профессиональная культура, опыт, образ жизни, задающие основания для профессионального роста; взаимодействующие с ДОУ учреждения, организации, группы и их представители, обеспечивающие расширение траекторий личностно-профессионального саморазвития и самореализации сотрудников.


Становление и развитие творческого потенциала педагога носят необратимый характер. С каждым новым этапом происходит его приращение, развитие уже существующих элементов. Пути развития творческого потенциала сотрудников весьма многообразны. Важно уметь выбрать те из них, которые соответствуют специфике каждой конкретной организации, её целям и задачам, её кадровому составу. Не существует универсальных рецептов развития творчества педагогов – эта задача, в свою, очередь, требует от руководителя образовательной организации творческого подхода и высокого профессионализма.


Выводы по главе 3



Результатом проведения констатирующего эксперимента стало выявление условий, способствующих развитию творческого потенциала педагогов в образовательной организации. Мы выяснили, что условиями развития является создание комфортной образовательной среды в организации, деятельность методической службы и работа педагогов по самосовершенствованию, включающая мотивацию на развитие личностных и профессиональных качеств; мотивацию на профессиональное самосовершенствование; удовлетворенность рабочим состоянием; педагогическую коммуникацию. В результате исследования установлено, что наличие или отсутствие данных условий оказывает влияние на развитие творческого потенциала педагогов.

Для активизации научно-исследовательской деятельности сотрудников образовательной организации мы предложили проведение научных семинаров. В ходе нашего исследования мы провели семинар на тему «Творчество как неотъемлемая часть педагогической деятельности в МБДОУ».

Проведенный семинар оказался интересен и полезен для участников. Сотрудники данной организации почерпнули для себя много нового. Смогли посмотреть на тему творчества в педагогической деятельности под другим углом.

Сложив полученные в ходе тестирования до апробации программы развития творческого потенциала результаты, что общий уровень развития сотрудников в пределах нормы. Что является неплохим показателем, но требующим улучшения.

После апробации программы развития творческого потенциала на примере конкретного педагогического коллектива нами проведено контрольное тестирование на определение уровня развития творческого потенциала сотрудников образовательной организации. Мы получили показатель несколько выше нормы. Это доказывает, что выбранная нами программа развития творческого потенциала работает. И если проводить подобные мероприятия систематично, то уровень развития творческого потенциала сотрудников образовательной организации будет непрерывно расти. Что благоприятно скажется на качестве работы педагогов в частности и в целом на работу всего ДОУ.


Заключение





  • результате исследования были решены все поставленные задачи, подтверждена гипотеза исследования и доказаны положения, выносимые на защиту.

Достигнута цель исследование, а именно - проанализирован уровень развития творческого потенциала педагогов, разработана и внедрена в образовательный процесс программа развития творческого потенциала и рекомендации по повышению этого уровня.

Сделаны следующие выводы по основным этапам исследования:

  1. Раскрыто понятие «творческий потенциал» сотрудников в образовательной организации.

  2. Выявлены основные методы и технологии развития творческого потенциала сотрудников образовательной организации.

  3. Выявлен уровень развития творческого потенциала сотрудников МБДОУ "Детский сад №73 "Веселые человечки".

  4. Внедрена в образовательный процесс МБДОУ "Детский сад №73 "Веселые человечки" программа по повышению уровня развития творческого потенциала педагогов.

Разработаны и подробно описаны рекомендации по повышению уровня развития творческого потенциала сотрудников МБДОУ "Детский сад №73 "Веселые человечки".

В качестве программы развития творческого потенциала сотрудников МБДОУ "Детский сад №73 "Веселые человечки" мы предлагаем включить в работу психологические тренинги и научные семинары для педагогов, а также различных мероприятий, способствующих развитию творческих способностей.

Сложив полученные в ходе тестирования до апробации программы развития творческого потенциала результаты, выявили что общий уровень развития сотрудников МБДОУ "Детский сад №73 "Веселые человечки" в пределах нормы. Что является неплохим показателем, но требующим улучшения.

После апробации программы развития творческого потенциала на примере конкретного педагогического коллектива нами проведено контрольное тестирование на определение уровня развития творческого потенциала сотрудников образовательной организации. Мы получили показатель несколько выше нормы.

Анализ полученных результатов тестирования показал, что на этапе экспериментальной работы проходило дальнейшее развитие творческого потенциала педагогов образовательной организации. Происходило это на основе приобретенных теоретических знаний, практических умений и развитых на определенном уровне критериев творческого потенциала.