Файл: Тема выпускной квалификационной работы Управление развитием творческого потенциала педагогических работников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 263

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы управления развитием творческого потенциала работников педагогической организации

1.1. Понятие творческого потенциала работников образовательной организации

1.2. Методы управления развитием творческого потенциала работников образовательной организации

1.3. Современные тенденции управления творческим потенциалом образовательной организации

Выводы по главе 1

Глава 2. Анализ системы управления развитием работников образовательной организации

2.1. Общая характеристика образовательной организации

2.2. Анализ системы управления творческим потенциалом работников образовательной организации

2.3. Изучение и оценка подходов к развитию творческого потенциала работников образовательной организации

Выводы по главе 2

Глава 3. Совершенствования системы управления творческим потенциалом работников в образовательной организации

3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления творческим потенциалом работников образовательной организации

3.2. Расчёт эффективности предложенных мероприятий

Выводы по главе 3

Заключение

Список использованной литературы



Приветствуются юмор, смех. Прямолинейное мышление не может обнаружить скрытые идеи, лежащие в стороне. Вместо того, чтобы напрягаться, расслабьтесь, смейтесь, и такое дурачество поможет вам двинуться в новом направлении.»

Правильный сеанс мозгового штурма — особое психологическое состояние группы, когда думается без волевых усилий и принимается во внимание «всё, что придёт в голову». Такое состояние оказывается продуктивным, поскольку позволяет использовать подсознание человека — мощный ресурс творческого мышления.

После завершения активной фазы генерации участники штурма коллективно редактируют список наработанных идей. На этом этапе уже возможно полукритичное отношение к ним и расширение списка новыми идеями, возникшими в процессе редактирования.

«Сухой остаток» первого этапа — начерно отредактированный список идей, зафиксированных кратко, торопливо. Из этой «руды» предстоит извлечь бриллиант. Или несколько бриллиантов. Время: 25 минут.

Перерыв 10 минут.

  1. Оценка, классификация, отсеивание. После активного мозгового штурма наступает этап оценки и ранжирования идей. Критерии классификации и оценивания принимают сами участники или ведущий. После того, как все предложения пересмотрены, самые слабые отсеиваются. В итоге должны остаться лучшие варианты. Сколько их будет, зависит исключительно от продуктивности мероприятия.

Участниками нашего тренинга из 33 предложенных идей были выбраны 12 самых эффективных по мнению сотрудников. Споров и разногласий на данном этапе тренинга не возникло. Время: 15 минут.

Перерыв 5 минут

  1. Обсуждение и отбор рабочих вариантов. Это заключительный этап, во время которого результаты мозгового штурма выносят на общее обсуждение. Тут речь идет о возможностях и перспективах реализации той или иной идеи. То есть, на этом моменте группа переключается из волны полета фантазии на волну рационального мышления.

На итоговом обсуждении из 12 идей отсеяли еще 5, в конечном счете, осталось 7 самых уникальных идей. С данным выбором были согласны все, и он вполне удовлетворил участников. Время: 15 минут.

  1. Подведение итогов. В форме беседы мы узнали мнение сотрудников образовательной организации о данной методике. Каждый участник поделился впечатлениями, указал плюсы и минусы проведенного тренинга.

Мозговой штурм как и любой другой способ коллективного поиска решения, имеет свои недостатки.


Следующим этапом программы развития творческого потенциала сотрудников дошкольной образовательной организации было проведение научного семинара на тему: «Творчество как неотъемлемая часть педагогической деятельности в МБДОУ». Из семинаров можно узнать что-то для себя совершенно новое. Семинары очень важны для ориентации педагогов. Учебные программы зачастую бывают далеки от предметов актуальных исследований. Семинары, как правило, включают в себя активное обсуждение.

Цель научно-исследовательского семинара — сделать научную работу педагогов постоянным и систематическим элементом их деятельности в рамках их работы в образовательном учреждении, включить их в жизнь российского и мирового научного сообщества.

Основные задачи научно-исследовательского семинара «Творчество как неотъемлемая часть педагогической деятельности в МБДОУ»:

  • ознакомление сотрудников с последними достижениями, публикациями и научными проблемами в областях педагогики и психологии, являющихся областью их профессиональной специализации;

  • непосредственное ознакомление педагогов с работой известных в мире исследователей в рамках презентации и обсуждения их докладов;

  • ознакомление участников семинара с областями исследований, в рамках которых потенциальные руководители, вовлеченные в процесс исследований на международном уровне, готовы обеспечить развитие творческого потенциала своих сотрудников;

  • обсуждение планов исследований, будущих проектов.

Педагогам было предложено создать творческие группы и составить доклады на заданные темы:

  1. Проблемы развития творческого потенциала детей

  2. Творчество и интуиция

  3. Творчество как принцип познания

4.Псхология творчества

  1. Творчество и самореализация личности

  2. Зарубежные подходы к развитию творческого потенциала детей

  3. Роль творчества в работе педагога

  4. Креативность личности

  5. Методы развития творческого потенциала

  6. Творческие способности и педагогическое мастерство

  7. Нестандартные виды занятий ДОУ как способ развития творческого потенциала детей

  8. Условия, необходимые для развития творческого потенциала детей

  9. Методы диагностики творческого потенциала

  10. Роль руководителя в развитии творческого потенциала сотрудников организации

  11. Импровизация как способ развития творческого потенциала

  12. Психологический климат в педагогическом коллективе.


Доклад оформляется в свободной форме, объем должен составлять не больше 5 страниц, по желанию доклад можно дополнить презентацией.

Сотрудники отнеслись к данному заданию с заинтересованностью и воодушевлением, на подготовку докладов были отведены две недели.

По истечению 2 недель, в оговоренное время педагогический коллектив собрался в заранее оговоренной аудитории для зачтения докладов и обсуждения актуальной темы. В аудитории имелась необходимая материально-техническая база: столы, стулья, доска, маркеры, ноутбук и проектор.

План семинара:

  1. Подготовительный этап. Настройка оборудования, проверка наличия необходимых инструментов, перекличка. Время: 5 минут

  2. Основная часть. Слушание докладов. Участники семинара зачитывают подготовленный материал. Время: 40 минут.

  3. «Минутка отдыха». Педагог - психолог провела тренинг психологической разгрузки. Время 5-10 минут.

  4. Ответы на вопросы. Участники задают выступающим коллегам возникшие вопросы в ходе зачитывания докладов. 10 минут.

  5. Обсуждение темы. Участники обсуждают вопросы, связанные с темой семинара, разъясняют интересующие их вопросы. 20 минут.

  6. Подведение итогов.

Особых сложностей с организацией семинара не было, все проходило гладко, без каких-либо проблем. По поводу удачных и менее удачных выступлений: мы бы назвали удачным такое выступление, когда исследователю удалось убедить аудиторию, что тема его выступления действительно представляет интерес и имеет значение не только для педагогов, которые работают в этой области, но и для всей аудитории.

Проведенный семинар оказался интересен и полезен для участников. Сотрудники данной организации почерпнули для себя много нового. Смогли посмотреть на тему творчества в педагогической деятельности под другим углом. Согласились, что данные мероприятия благотворно влияют на работу учреждения.

Исследования проводились в МБДОУ "Детский сад №73 "Веселые человечки" среди 28 сотрудников, в которые вошли воспитатели, младшие воспитатели, специалисты учреждения. Определение уровня креативности педагогов происходило в процессе длительного наблюдения за социальными взаимодействиями. Результаты, полученные в ходе проведения исследования по методике Джонсона, позволили определить уровень креативности сотрудников. Из представленных ниже материалов видно, что уровень креативности педагогов в начале проводимой нами работы средний.



Рис. 3. Уровень креативности сотрудников по методу Джонсона
Менее половины коллектива (около 40%) сотрудников показали средний уровень креативности, около 30% - высокий и очень высокий уровни развития творческого потенциала. Педагоги начинают проявлять свою индивидуальность, творческие способности в педагогической деятельности, принимают нестандартные решения в обыденных ситуациях.

Анализ диагностики невербальной креативности, для которой был использован субтест 2 творческого мышления Торренса из серии «Завершение картинок» - «Завершение фигуры» позволил получить следующие результаты. Итоговый результат тестирования определялся по следующим качественным характеристикам - «беглость (1)», «оригинальность (2) », «абстрактность (3)», «устойчивость (4)» и «проработанность (5)».

В тестировании приняло участие двадцать семь сотрудников, проходило оно в спокойной непринужденной обстановке. По времени заняло около 40-50 минут.

Таблица 1

Результаты тестирования по методике Торренса



На основе полученных результатов тестирования мы подвели итог:



Рис. 4. Анализ результатов тестирования по методике Торренса
На основе данной диаграммы мы можем сделать следующие выводы: менее 20% испытуемых имеют уровень креативности меньше нормы, и это, как правило, сотрудники в возрастной категории 50 + , около 40% сотрудников показали уровень по заданной шкале равный норме. И около 50% всего коллектива показали высокий уровень развития творческого потенциала.

Сложив все результаты, мы получили среднее арифметическое число баллов, оно равно 59,85. Это означает, что общий уровень развития сотрудников МБДОУ "Детский сад №73 "Веселые человечки" в пределах нормы. Что является неплохим показателем, но требующим улучшения.


После апробации программы развития творческого потенциала на примере конкретного педагогического коллектива проведено контрольное тестирование на определение уровня развития творческого потенциала сотрудников дошкольной образовательной организации на заключительном этапе нашего исследования.

Повторный анализ диагностики креативности, для которой был использован субтест 3 из серии тестов Торренса «Завершение картинок» - «Повторяющиеся линии» позволил получить результаты. Итоговый результат тестирования определялся по следующим качественным характеристикам - «беглость (1)», «оригинальность (2) » и «проработанность (3)».

В тестировании приняло участие те же двадцать семь сотрудников, что и в первом тестировании, проходило оно в спокойной непринужденной обстановке. По времени заняло около 40 минут.

Таблица 2

Результаты повторного тестирования по методике Торренса



На основе полученных результатов мы построили диаграмму



Рис. 5. Анализ результатов повторного тестирования по методике Торренса
На основе диаграммы мы видим следующие показатели: около 10% испытуемых показали уровень развития творческого потенциала ниже нормы, лишь 30% - норма и несколько выше нормы. И уже около 60% сотрудников МБДОУ "Детский сад №73 "Веселые человечки" имеют уровень развития творческого потенциала выше нормы и отлично.

Сложив полученные в ходе тестирования результаты, мы получили среднее арифметическое число баллов, оно равно 44,48. Что является показателем несколько выше нормы. Это доказывает, что выбранная нами программа развития творческого потенциала работает. И если проводить подобные мероприятия систематично, то уровень развития творческого потенциала сотрудников образовательной организации будет непрерывно расти. Что благоприятно скажется на качестве работы педагогов в частности и в целом на работу МБДОУ "Детский сад №73 "Веселые человечки".