Файл: Тема выпускной квалификационной работы Управление развитием творческого потенциала педагогических работников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы управления развитием творческого потенциала работников педагогической организации

1.1. Понятие творческого потенциала работников образовательной организации

1.2. Методы управления развитием творческого потенциала работников образовательной организации

1.3. Современные тенденции управления творческим потенциалом образовательной организации

Выводы по главе 1

Глава 2. Анализ системы управления развитием работников образовательной организации

2.1. Общая характеристика образовательной организации

2.2. Анализ системы управления творческим потенциалом работников образовательной организации

2.3. Изучение и оценка подходов к развитию творческого потенциала работников образовательной организации

Выводы по главе 2

Глава 3. Совершенствования системы управления творческим потенциалом работников в образовательной организации

3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления творческим потенциалом работников образовательной организации

3.2. Расчёт эффективности предложенных мероприятий

Выводы по главе 3

Заключение

Список использованной литературы

2.3. Изучение и оценка подходов к развитию творческого потенциала работников образовательной организации



Следует отметить, что проблема управления развитием творческого потенциала педагогических работников в условиях ОО в теории и практике раскрыта еще не в полной мере. Поэтому нам представляется правомерным рассмотреть особенности этого процесса.

Разрабатывая этапы управленческого цикла, мы опирались на положения, разработанные учеными-практиками; в результате нами были выделены следующие этапы управления развитием творческого потенциала педагогических работников:

1) психолого-педагогический анализ достигнутого уровня развития творческого потенциала субъектов управления;

2) постановка цели и определение задач для обеспечения желательного процесса;

3) мобилизация субъектов управления для активного включения в деятельность;

4) организация деятельности по развитию творческого потенциала личности педагога;

5) регулирование и координация процесса управления;

6) коррекция деятельности на основе рефлексии и саморефлексии.

Главные направления деятельности были определены первым и вторым этапами, которые явились организующим началом указанной деятельности.

На третьем этапе мы предприняли попытку с помощью различных нестандартных способов и приемов вовлечь субъекты управления в деятельность с целью перевоплощения их в субъект управленческого воздействия, пробуждения у педагогов интереса к творческому процессу и активизации желания участвовать в нем, стимулирования их мотивации, интересов, мышления, восприятия, внимания, памяти.

Следующая задача — это включение субъектов управления в деятельность посредством организации и поддержания его участниками атмосферы творчества, создания обстановки успеха, творческого общения, высокой мотивации, направленности на важные цели. На данном этапе были определены средства и методы развития творческого потенциала педагогов и порядок их применения.

С целью детализации творческой деятельности и планирования очередности действий организовано регулирование и координация деятельности субъектов управления средствами стимулирования их усилий с акцентом на сотрудничество. Наша задача на данном этапе — достижение в творческой деятельности высокого уровня самостоятельности и активности, апробация своих возможностей в нестандартной обстановке, формирование потребности в развитии своего творческого потенциала.


Регулировать деятельность субъектов управления необходимо на основе ее предварительного анализа и оценки, чтобы определить градус воздействия на развитие творческого потенциала педагогических работников, уровень их комфорта.

В процессе управления творческим потенциалом педагогов мы учитываем особенности талантливых педагогических работников:

1) разнообразие их интересов, что приводит к склонности выполнять несколько дел одновременно;

2) высокая заинтересованность поставленной проблемой, которая зачастую порождает тенденцию доводить до совершенства любое начатое дело. Эти завышенные требования к себе делают талантливых людей крайне незащищенными;

3) склонность к эстетической оценке окружающего мира;

4) неудовлетворенность банальностью и посредственностью.

Также мы придерживаемся определенных правил и приемов в управлении творчески настроенными педагогическими работниками техникума. Перечислим некоторые из них:

- даем педагогу возможность выразить собственную точку зрения;

- избегаем длинных объяснений и нравоучений, общаясь на паритетных началах, подвергаем подчиненных только конструктивной критике;

- уважаем в педагогах их неповторимость и индивидуальность;

- отмечая недостатки, стараемся выделить достоинства сотрудников;

- даем возможность участвовать в принятии решений и выработке планов;

- не ограничиваем талантливых работников однообразной работой, а формируем их интересы, ставим перед ними новые привлекательные задачи;

- придерживаемся договоренности между администрацией и коллективом: каждый принимает роль другого в творческом педагогическом процессе;

- не подменяем творческий процесс рутиной;

- стремимся быть терпимыми к «экстравагантным» идеям подчиненных;

- оказываем талантливым людям психологическую поддержку в ситуациях разочарования и сомнений, возникающих при контакте с коллегами, которым непонятны их творческие поиски, и т. п.

Выводы по главе 2



Перечисленные принципы и найденное взаимопонимание позволяют организовать слаженный творческий процесс и помогают управлять развитием творческого потенциала педагогических работников.



Таким образом, используя в комплексе методы и формы управления, можно создать благоприятные условия для реализации возможностей педагогических работников и развития их творческого потенциала.

Становление и развитие творческого потенциала педагога в целом и его ценностных составляющих в частности – процессы длиною в жизнь, вбирающие в себя ее многозначность и противоречивость, быстро меняющуюся действительность, продуманное творческое созидание и результаты творческой импровизации.

Совершенствование творческого потенциала есть залог обновления личности педагога и его профессиональных действий, оно позволяет ему не только быть готовым к возможным переменам, но и способствовать тому, чтобы эти перемены носили позитивный характер.

Глава 3. Совершенствования системы управления творческим потенциалом работников в образовательной организации

3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления творческим потенциалом работников образовательной организации


  • качестве программы развития творческого потенциала сотрудников на примере коллектива МБДОУ "Детский сад №73 "Веселые человечки" мы предлагаем проведение тренинга и семинара.

Сам метод и его определение разработал Алекс Осборн — один из основателей рекламного агентства BBD&O в конце 30-х годов. Сегодня данный метод считается основным способом быстрого поиска нестандартных решений каких-либо задач. Далее мы разберем правила мозгового штурма, этапы, а также сценарий проведения на примере конкретного коллектива людей.

  1. Формирование «ударной» группы. Это подготовительный этап, во время которого набираются люди для проведения мозгового штурма, распределяются роли и выбирается ведущий.

В нашем случае группа людей уже существует – 27 сотрудников. Всем сотрудникам были выданы необходимые канцелярские принадлежности: пустые листы А4, ручки, карандаши; также в аудитории имелась доска и маркеры к ней. Участники садятся так, чтобы создать форму «круглого стола», который обеспечивает равенство всех участников и тем самым - их психологический комфорт. Время: 5 минут.

  1. Постановка целей. Постановка целей и задач, ради которых проводится данное мероприятие. Нужно максимально доходчиво и подробно разъяснить каждому участнику суть проблемы, чтобы свести к минимуму непонимание. Дайте как можно больше исходных данных. Это послужит толчком к началу обсуждения.

Участниками было оглашено следующее:

  • настоящее время, время стремительных социальных изменений, в развивающемся обществе резко возрастает личностная и социальная значимость умения творчески мыслить. Так вот, так сотрудниками организаций профессионального образования актуальна проблема развития творческих способностей. Важной задачей является создание психологического комфорта для педагогов.

Современная психология доказала, что любая способность развивается только в процессе деятельности. Какими бы задатками не обладал человек от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Очень важно руководителю развивать интерес у своих сотрудников к познанию и творчеству.


Творческий человек, как правило, более успешен во всем – от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию сотрудников к творчеству, создавать условия для развития их творческих способностей. Время: 10 минут.

  1. Разминка перед стартом Можно несколько минут поиграть в любую групповую игру: фанты, ассоциации, крокодил, цепочка слов и т.п. Это позволит настроиться на правильный лад и задать темп основной части мозгового штурма.

Для разминки мы использовали «Алгоритм Цицерона», то есть с помощью последовательных вопросов группой создавались непринужденные шутливые рассказы. Список вопросов: Кто? Что? Где? Чем? Зачем? Как? Когда? Далее мы использовали игру «Ассоциации». Сидя в круге, играющие по очереди называют слова, любые пришедшее им на ум. По очереди люди сидящие в кругу называют ассоциации на предыдущее слово. Время: 10 минут

  1. Генерация идей. Это самый важный этап, от которого зависит конечный результат. Он состоит из активной, беспрерывной генерации идей. Причем любых идей, даже фантастических, нереальных, абсурдных. Перед участниками ставится задача: придумать оригинальную рекламу образовательных программ.

Инструкция для участников: «Перед вами задача: придумать оригинальную рекламу образовательных программ. Пусть каждый участник команды выдвинет как можно больше идей. Приветствуются озарения и фантазия в альтернативных направлениях. Можно высказывать безответственные, причудливые, прикольные, нелепые идеи.

Каждая идея полезна уже потому, что она стимулирует другие. Стремитесь развивать, комбинировать и улучшать высказанные ранее идеи, получать от них новые ассоциативные идеи.

Создатель метода мозгового штурма Алекс Осборн (Alex F. Osborn) говорил: «Количество идей переходит в качество. В каждой идее есть рациональное зерно».

Высказывайте свои идеи без доказательств и объяснений. Излагайте идеи кратко, в нескольких словах. Тем не менее, ведущий и группа должны понять суть предложения. Если это не так, ведущий помогает автору сформулировать идею.

Критика идей на этапе генерации абсолютно запрещена. Наложено табу на реплики: «Это глупо», «Детский лепет», «Ерунда», «Это невозможно», «Мы делали это раньше, но безрезультатно» и т. п. Критика запрещается даже в форме жестов, ироничных взглядов и скептических усмешек.