Файл: Тема выпускной квалификационной работы Управление развитием творческого потенциала педагогических работников.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 253
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие творческого потенциала работников образовательной организации
1.2. Методы управления развитием творческого потенциала работников образовательной организации
1.3. Современные тенденции управления творческим потенциалом образовательной организации
Глава 2. Анализ системы управления развитием работников образовательной организации
2.1. Общая характеристика образовательной организации
2.2. Анализ системы управления творческим потенциалом работников образовательной организации
Введение
Сложившаяся в стране и мире в начале XXI века ситуация в качестве одного из приоритетов образования диктует становление и развитие творческой личности с ярко выраженной субъектной позицией, активной, способной быстро адаптироваться в изменяющихся условиях жизни. Огромная роль в этих процессах принадлежит педагогу, которого мы представляем как профессионала с высоким уровнем культуры, чувством личного и профессионального достоинства, готового и способного к творческому самосовершенствованию. Его деятельность отличает гуманистический почерк, сотворчество, продуктивные взаимоотношения с другими субъектами образовательного процесса. В ней находят отражение творческие идеи и инновации, рождаемые наукой и практикой в ответ на требования сегодняшнего дня или предвосхищающие преобразования дня завтрашнего. Современный педагог способен не только передавать новому поколению сумму знаний, традиций, образцов культуры предшествующих поколений, но учить его методам познания, творческому осмыслению и преобразованию действительности.
Педагоги образовательной организации должны уметь творчески применять свои знания на практике, то есть быть способными эффективно использовать возможности имеющихся в их распоряжении технологий обучения и воспитания и быть готовыми к самостоятельному поиску, изучению и внедрению новых методик. В условиях информатизации деятельности руководители ожидают от педагогов творческого подхода к использованию современных средств обучения, что должно найти свое отражение в подготовке педагогов, способных к проявлению креативности в сфере образования.
Деятельность образовательных организаций во многом зависит от того, в какой степени педагоги и администрация владеют информацией, насколько быстро они могут ее проанализировать и обработать, а также довести до конечного потребителя – обучающегося или воспитуемого, используя при этом свой творческий потенциал.
Творчество в структуре профессиональной компетентности педагога образовательного учреждения присуще творческой личности с высоким уровнем развития мотивов, характерологических
особенностей и творческих умений, способствующих успешной профессиональной деятельности.
По моему мнению, один из основных показателей качества образования состоит в том, чтобы педагог был эрудированный, свободно и критически мыслящий, владеющий системой психолого-педагогических знаний основ обучения, воспитания и развития, умеющий работать в образовательной организации.
Построение творческой среды обучения для студентов профессиональной образовательной организации и управление ею, в первую очередь будет означать повышение уровня и качества профессионального образования, готовность к деятельности в быстро меняющемся мире, ориентация в потоке информации, на вычленение для себя главного, формирование способности к самостоятельному принятию решений, умение использовать современные технологии в образовательных целях.
Кроме теоретических предпосылок есть и практические, выраженные в преобразованиях социокультурной ситуации, а также существующей практики подготовки педагогических кадров и профессиональной деятельности педагогов.
В настоящее время всё более остро осознаются противоречия:
-
между признанием творчества в качестве обязательной составляющей педагогической деятельности и фактическим состоянием массовой образовательной практики; -
между признанием значимости влияния творческого потенциала педагога на характер его профессиональной деятельности и недооценкой этого влияния многими педагогами, незнанием ими сущности и способов развития данной личностной структуры; -
между объективной потребностью образовательной практики в творческом педагоге, с ярко выраженной субъектной позицией, активностью, готовностью, способностью к саморазвитию и установками на унификацию, регламентацию, репродуктивность, продолжающими существовать в системах подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
-
между необходимостью построения педагогического образования и педагогической деятельности с позиции развития творчества педагога и недостаточной разработанностью системно-технологического обеспечения данных процессов; -
между тенденциями к исследованию становления и совершенствования творческого потенциала педагога на отдельных этапах его профессионально-личностного развития и необходимостью создания адекватной современным требованиям и знаниям целостной концепции, раскрывающей сущностные характеристики этих процессов в системе непрерывного педагогического образования.
Объект исследования: творческий потенциал педагогического коллектива МБДОУ №73 "Центр развития ребенка - Детский сад "Веселые человечки".
Предмет исследования: технология развития творческого потенциала сотрудников МБДОУ №73 "Центр развития ребенка - Детский сад "Веселые человечки".
Цель исследования – проанализировать уровень развития творческого потенциала сотрудников МБДОУ №73 "Центр развития ребенка - Детский сад "Веселые человечки", разработать и внедрить в образовательный процесс технологии и рекомендации по повышению этого уровня.
В качестве рабочей гипотезы, нами выдвинуто предположение о том, что развитие творческого потенциала сотрудников образовательной организации будет происходить эффективно, если:
-
если в образовательный процесс внедрить разработанную нами технологию развития творческого потенциала сотрудников, в компонентный состав которой будут входить: тематические конкурсы, выставки достижений сотрудников, работа творческих объединений, проведение конференций, творческие командировки, издание сборников научных статей и научных журналов;
-
внедрить в процесс работы сотрудников образовательной организации, разработанные нами рекомендации по улучшению искомого качества:
- общая стратегия образовательного учреждения должна быть направлена на создание условий для проявления креативности педагогическим коллективом;
-
активная работа психологической службы с педагогами;
-
организовать эффективную структуру научно-методической деятельности образовательного учреждения, которая должна создавать организационно-педагогические условия для развития творческой деятельности педагога в комфортной среде, ориентированной на научно-исследовательскую и экспериментальную работу.
Задачи исследования:
-
Обобщить теоретические и методологические знания о понятии «творческий потенциал» сотрудников в образовательной организации.
-
Выявить основные методы и технологии развития творческого потенциала сотрудников дошкольной образовательной организации. -
Внедрить в образовательный процесс МБДОУ "Детский сад №73 "Веселые человечки" технологии повышения уровня развития творческого потенциала. -
Разработать рекомендации по повышению уровня развития творческого потенциала сотрудников МБДОУ "Детский сад №73 "Веселые человечки" и экспериментально проверить их результативность.
Методологические основы исследования:
-
современных отечественных педагогических и психологических трудах вопросам творческого потенциала человека: Ю.Н. Кулюткина, Л.К. Веретенникова, В.Г. Рындак и Л.В. Мещерякова, Т.Г. Браже, Н.В. Мартишина, В.H. Вагин, Д.Р. Кохановская, Б.М.Теплов, Р.С. Немов, А.Н. Лук, Я.А. Пономарёв и др.
Углубленно занимались развитием творческого мышления педагогов образовательной организации: В.И. Андреева, Дж. Гилфорд, Т.К. Градусова, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калика, М.Е. Кудрявцева, В.А. Сластёнин и В.П. Ушачёв. Типологией творческой личности занимались С.А. Гильманов, В.Г. Максимов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
-
проанализированы работы на тему развития творческого потенциала сотрудников образовательных организаций на современном этапе развития науки; -
уточнены понятия «творчество», «креативность», «творческий потенциал», что способствует упорядочиванию и обогащению терминологического аппарата профессионального образования;
- выявлены структурные компоненты развития творческого потенциала человека;
-
определенны методы и технологии развития творческого потенциала сотрудников образовательной организации.
Практическая значимость исследования, состоит в возможности повышения качества подготовки педагогов образовательной организации с помощью внедрения разработанных рекомендаций по повышению уровня развития творческого потенциала.
Методы исследования:
а) теоретические: описание и классификация, системный анализ, контент-анализ;
б) эмпирические: анкетирование, диагностическое тестирование, количественная и качественная обработка данных.
Информационная база исследования: труды отечественных и зарубежных ученых, практические исследования, аналитические обзоры по вопросу.
Глава 1. Теоретические основы управления развитием творческого потенциала работников педагогической организации
1.1. Понятие творческого потенциала работников образовательной организации
Педагоги образовательной организации должны уметь творчески применять свои знания на практике, то есть быть способными эффективно использовать возможности имеющихся в их распоряжении технологий обучения и быть готовыми к самостоятельному поиску, изучению и внедрению новых методик. В условиях информатизации деятельности руководители ожидают от педагогов творческого подхода к использованию современных средств обучения, что должно найти свое отражение в подготовке педагогов, способных к проявлению креативности в сфере образования. [4]
Творчество (творческая деятельность) подразумевает создание чего-то нового: нестандартные решения в житейских ситуациях. Важное место в любой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий. Потребность, побуждающая к деятельности, может быть источником воображения, фантазии, т.е. отражения в сознании человека явлений действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях. [16]
Развитие креативности у человека в основном определяется тем, в какой среде развивался человек, и насколько данная среда способствовала развитию его творчества, поддерживала и развивала индивидуальность.
Процесс развития креативности является достаточно углубленным, но при этом субъективным.
Современные исследователи считают, что понятие «творческий потенциал» шире понятия «креативность», а креативность является лишь одной из творческих способностей, в которые входит и способность к конвергентному мышлению. Творческий потенциал человека может рассматриваться в узком и широком смыслах.
-
узком смысле - это творческие способности, и прежде всего способность к воображению и креативному мышлению. -
широком смысле – это ещё и особенности личности, способствующие реализации творческих способностей: мотивы, некоторые эмоциональные и волевые качества, уровень компетентности. [21]