Файл: Программы смен Содружество Орлят России для проведения в детских лагерях Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 436
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Варианты командных заданий и предметы, которые подходят для
их выполнения.
Задания и необходимые предметы педагоги участвующих отрядов определяют самостоятельно. Обязательное условие – выбираются несколько заданий в общий банк игры, и к ним – одинаковый набор предметов на каждой базе.
Представленные варианты можно заменить или дополнить своими заданиями, направленными на командное взаимодействие.
Основной
игровой предмет
Варианты заданий
Шишки
- Выложить из них какую-либо схему или рисунок
- Собрать самую высокую башню
- Найти интересное и креативное применение шишке
- Забросить шишки в ведро
- Сосчитать ногами количество шишек, находящихся под покрывалом
Камешки
- Раскрасить
- Разложить на несколько кучек, одинаковых по весу
(не используя весы)
- Определить, на что похож камешек
- Передавать друг другу, держа локтями
- Построить пирамиду
Веточки или
- Построить шалаш
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
127 палочки
- Поднять с земли, касаясь каждой веточки только указательным пальцем (игра в кругу)
- Построить фигуру
- Сделать оркестр
- Соорудить самый прочный плот
Листья
- Сделать костюм
- Собрать самую длинную гирлянду
- Разложить все листья по цветам и оттенкам
- Придумать валюту – её название и обозначение
- Сделать поделку
Пластиковые бутылки
- Установить как кегли и сбить их
- Сделать плавательное средство
- Придумать уникальное полезное применение
- Переносить воду из одного ведра в другое с помощью дырявой бутылки
- Построить башню
Крышки от бутылок
- Сыграть партию шашек, используя крышки
- Сложить картину из крышек разных цветов
- Передавать воду в крышечках по цепочке
- Построить пирамидку
- Сделать гирлянду из крышек
Пластиковые стаканчики
- Установить как в тире и попытаться сбить с определённого расстояния
- Создать телефонную связь
- Перенести стакан с водой всем вместе, не касаясь его руками
- Закинуть шарики в стаканчик/стаканчики
- Придумать мелодию из стаканчиков и повторить её всем вместе
Пластиковые тарелки
- Попробовать запустить их как можно дальше
- Сделать крышу, чтобы под ней поместилась вся команда
- Собрать большой шар
- Сделать так, чтобы каждый держал по 4 тарелки, и до каждой тарелки дотрагивались бы не менее двух человек
Пластиковые ложки
- Перенести воду в ложке из одного ведра в другое ведро с водой
- Передавать шишку с помощью ложки в зубах
- Сделать «ложечный» спектакль (как кукольный, только персонажи изображаются на ложках)
- Стрелять из ложек шишками, стараясь попасть в ведро
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
128
- Парами – держа ложку – перенести камешки
Мячики
- Кидать мячик разными способами по кругу так, чтобы не упал
- Прокатить мячик через все руки (ладошки) за 2 секунды
- Интеллектуальный пинг-понг по принципу «сфера – пример» (например, фрукт – апельсин, транспорт – велосипед… и т.д.)
- Построиться в пять колонн, так чтобы получилась
«звездочка с лучами», и перебрасываться мячом от одних концов «звездочки» к другим
- Дать футбольный пас, всем по одному разу
Воздушные шарики
- Удерживать шарик как можно дольше в воздухе
- Сделать максимально длинную гусеницу из шариков, скрепляя их подручными средствами
- Из длинных шариков сделать фигуры
- Надувая и тут же отпуская шарики, стараться направить их в ведро
Спички
- Соорудить башню
- Не дотрагиваясь до рассыпанных спичек и не передвигая их, сосчитать их количество
- Эстафетное слово (сложить слова из спичек, добавляя при этом к слову только по одной спичке)
- Выложить спички в одну полоску от общего поля до базы (своей/ на своём поле)
- Построить плот из спичечных коробков
Прищепки
- Соорудить самую прочную конструкцию
- Попасть прищепками в тазик/центр круга (прищепки умеют «прыгать»)
- Собрать из прищепок слово, так чтобы оно не
«лежало», а «стояло»
- Прикрепить прищепки на прибегающих на базу противника (см. схему)
- Соорудить самую длинную прищепочную линию, которая держится на весу
Мелки
- Что-то нарисовать
- Провести две параллельные линии и пройти по ним как по мостику
- Встать всей команде максимально плотно, так чтобы занимать как можно меньше площади. Педагог для сравнения с другими командами обводит площадь мелком
- Начертить линию и с закрытыми глазами пройти по
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
129 ней
- От края поля от базы или дорожки нарисовать мелом
«кочки», по которым будет передвигаться противник
- Нарисовать кружки разного цвета в разном порядке с заданием пройти только по одному цвету
Газеты, бумага, картон
- Сделать летательный аппарат
- Сделать домик для команды
- Сделать самый большой самолётик/кораблик
- Сделать оригинальный костюм
Нитки, верёвочки - Взяться всем двумя руками за верёвку и в определённом месте завязать узел, не отпуская руки
- Сплести самую прочную косичку
- Завязать из веревок 10 разных узлов
- Связать самую длинную верёвку
- Прыгать через веревку как через скакалку
Покрывало
- Поместиться на покрывале
- Изобразить на покрывале лабиринт (с помощью фломастера или скотча) и всей командой, держась за покрывало, провести через этот лабиринт мячик
- Накрыть покрывалом несколько предметов и отгадать их количество
- Перекидывать друг другу мяч с помощью покрывал
- Перенести на покрывале человека
Крупа, макароны, горох
- Рассортировать
- Выложить картинку «Наш отряд»
- Сделать бусы
- Разделить на равные по весу кучки
- Прокатить горошины по всем ладошкам и не рассыпать
Дополнительные задания*
- Представить слово «Команда» десятью разными способами – выложить, сфотографировать, нарисовать и т.д.
- Найти 5 объектов одного цвета
Вспомогательные материалы, которые есть у каждой команды
Фломастеры, краски, кисточки, клей, скотч, пластилин, ножницы, канцелярские резинки (могут понадобиться
для того, что скрепить, разукрасить или разрезать
что-либо).
Варианты индивидуальных заданий для игроков, которые проводятся на общем игровом поле.
№
Пример задания
1
В тазике с водой, в котором плавает пустой стаканчик, можно по очереди класть камешки. Тот, после чьего камешка стаканчик утонул, получает наименьшее количество баллов
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
130 2
Сыграть в камень-ножницы-бумага (версия обычная и с устным счётом – быстрее соперника сосчитать сумму выпавших пальцев)
3
Сыграть в «Доббль» (найти одинаковые картинки на карточках быстрее соперника)
4
Разгадать кроссворд
5
Собрать пазл
6
Разгадать ребус
7
Пройти лабиринт
8
Надуть шарик
9
Кинуть кубик
10
Отгадать загадку
11
Повторить ритм или движение
12
Найти пару для объекта
13
Намотать веревку на карандаш или смотать нитки в клубок
14
Сдуть спички за черту
15
Отпить из стаканчика ровно половину воды
16
Определить предмет на ощупь
17
Решить головоломку
18
Составить как можно больше слов из букв одного слова
19
Найти пару персонажам
20
Отгадать мелодию
21
Заплести косичку
22
На глаз определить, какой длины предмет
23
Отгадать, какие краски необходимо смешать, чтобы получился представленный цвет
24
Отгадать изображение по фрагменту
25
Придумать применение какому-либо предмету
26
Сложить самолётик и запустить – кто дальше
27
Решить математический диктант: на поле размером 3 на 3 клетки ставится точка («муха»), после чего педагог забирает листочки и диктует передвижения точки по клеточкам, которые нужно мысленно представлять (например, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо,
1 – вниз и т.д.) в конце нужно сказать, где оказалась муха. Ответы проверяются затем на поле.
28
Выразить предложенное слово мимикой и жестами
29
Вытащить самую длинную спичку
30
Отгадать загаданное слово из представленных
31
Отгадать, в какой руке предмет
32
Запомнить расположение предметов
33
Найти отличия в изображениях
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
131
Приложение 25 к пояснительной записке пришкольного лагеря
План-конспект времени отрядного творчества и общего сбора
«От идеи – к делу!»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: время отрядного творчества и общий сбор.
Участники дела: отряд и все отряды лагеря.
Краткое описание дела:
суть мероприятия – увлечь участников перспективой создания интересного и полезного дела на основе полученных знаний и выработать совместно с ними идеи праздника.
Оборудование и материалы: стулья по количеству участников, флипчарты или интерактивная доска, стол и стул для секретаря, который фиксирует идеи.
Место проведения: аудитории и актовый зал.
Сценарный ход дела:
Каждый отряд собирается по отдельности и обсуждает, какой путь был пройден за время путешествия по Стране Маленьких и Великих Открытий, какие открытия ребята для себя совершили. Чтобы освежить впечатления, можно воспользоваться фото и видео, которые педагог делал в течение смены во время путешествия. И в ознаменование того, что ребята справились со всеми заданиями невидимых жителей и смогли узнать о Стране очень многое, предлагается организовать праздник.
А что такое праздник? Какой он? Из чего состоит? – эти и другие вопросы педагогу необходимо обсудить с ребятами во время отрядного творчества. «Всё, что мы с вами делаем, любой праздник, любое событие, должно нести пользу для нас и для окружающих. А можем ли мы рассказать всем о том, что мы с вами узнали от жителей? Поделиться играми, сказками, песнями, интересными открытиями? Что вам запомнилось больше всего в этом путешествии?» – такими вопросами педагог подводит ребят к генерированию идей праздника. Ребята делятся наиболее интересным и запомнившимся в путешествии и вносят предложения по сценарию. Главные идеи они оформляют и готовят к презентации на общем сборе: для этого выбирают отрядных представителей.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
132
Общий сбор начинается с жеребьёвки. Если отрядов чётное количество, они объединяются в пары, если нечётное – тройки и пары. При небольшом количестве отрядов в лагере праздник проводится один на всех. Общий сбор начинается с приветственного слова ведущего и оглашения правил сбора:
- когда говорит один, все внимательно слушают;
- каждая идея – интересная, нет неправильных идей;
- «2 минуты шума» даются для срочного обсуждения в отряде каких- либо заданий или вопросов;
- «незаписанная мысль – потерянная мысль» – все идеи записываются;
- для тех, кто хочет высказаться, есть «правило поднятой руки»;
- «правило активности» диктует максимальную включенность в происходящее здесь и сейчас.
После ознакомления с правилами выбираются ребята, которые будут записывать все представленные идеи в общую таблицу. Отряды презентуют свои идеи по очереди. Повторяющиеся идеи заносятся в таблицу один раз и маркируются галочками. Это означает, что идея многим интересна и она точно будет взята в подготовку общего праздника.
Как только все отряды выступили со своими идеями, начинается общее обсуждение и голосование. Чтобы ребята смогли прийти к общей договорённости и принять единое решение внутри отряда, используется правило «2 минуты шума».
По итогам обсуждения ведущий ещё раз озвучивает принятые идеи и помогает детям разложить подготовку праздника на конкретные шаги.
Отряды выбирают пункты плана по подготовке праздника, за которые они хотели бы отвечать. Ответственные фиксируются на общей таблице.
После завершения общего сбора отряды отправляются на свои места и начинают подготовку к празднику.
Дополнительные материалы:
Энциклопедия коллективных творческих дел (сайт): http://kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivaent.html
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
133
Приложение 26 к пояснительной записке пришкольного лагеря
План-конспект подготовки к празднику «Создаём праздник вместе»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: подготовка КТД.
Участники дела: отряд.
Краткое описание дела:
подготовка к празднику включает в себя работу микрогрупп по выполнению небольших творческих поручений и репетицию отдельных элементов общего праздника.
Оборудование и материалы: стулья и столы по количеству участников, материалы для подготовки КТД.
Место проведения: аудитория.
Особенности организации дела:
Так как времени на подготовку общего праздника у отряда немного, педагогам следует помочь детям справиться со своими заданиями максимально быстро и легко. Процесс подготовки должен быть интересным и значимым для ребенка, так чтобы он мог ощутить свой собственный вклад в общее дело.
При подготовке своей площадки на праздник важно помнить:
- как должна выглядеть площадка, какое ей требуется оформление, нужен ли стол, флипчарт и др.;
- где будут размещаться гости, пришедшие на площадку, нужны ли им посадочные места или дополнительное пространство;
- кто и как, в каком виде, должен встречать гостей;
- какие инструменты нужны для встречи – раздаточный материал, микрофон или что-то ещё;
- чем будет наполнена площадка – выставка, интерактив;
- кто будет вести площадку, кто помогать, и в чём будет заключаться их помощь;
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
134
- как будет завершаться площадка, кто именно её будет завершать, будут ли какие-то «сюрпризки» и кто будет их готовить.
Прежде чем приступить к работе в микрогруппах, педагог напоминает ребятам основную задачу праздника. После этого отряд делится на несколько групп и распределяет обязанности между собой. Для организации работы таких групп лучше всего привлечь старшеклассников, чтобы у каждой группы был свой старший наставник, который поможет им организовать деятельность по выполнению творческого поручения.
Во время работы групп педагог координирует общую деятельность, периодически интересуется, на каком этапе работы находятся группы и есть ли у ребят какие-либо затруднения, которые нужно разрешить. Важно, чтобы задания были достаточно простыми и реальными для выполнения.
Как только все задания в микрогруппах сделаны, отряд объединяется и репетирует свою часть праздника. В репетиции необходимо задействовать всех, чтобы ребята не растерялись, когда придут зрители.
Желательно также разделить отряд на две части так, чтобы каждая группа ребят могла самостоятельно провести площадку. Таким образом, у ребят будет возможность в определённый момент поменяться группами и посетить площадки других отрядов.
После репетиции педагог обратную связь, помогает ребятам собраться и почувствовать, что они справятся с заданием и рядом с ними на протяжении всего праздника будут их старшие товарищи – старшеклассники и педагоги.
Дополнительные материалы:
Энциклопедия коллективных творческих дел (сайт): http://kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivaent.html
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
135
Приложение 27 к пояснительной записке пришкольного лагеря
План-конспект праздничного калейдоскопа
«По страницам нашей книги»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: реализация КТД – совместного праздника.
Участники дела: все отряды лагеря.
Краткое описание дела:
праздничный калейдоскоп представляет собой совместный праздник по итогам путешествия в Страну Маленьких и Великих
Открытий. Ребята выступают одновременно в роли участников и организаторов данного события.
Оборудование и материалы: становятся известными после совместного планирования праздника.
Место проведения: просторная площадка на улице при хорошей погоде, вся территория здания при плохой погоде.
Особенности организации дела:
Сам праздник лучше всего разделить на несколько блоков:
1 – вступление, речь ведущих, создание праздничной атмосферы;
2 – первая часть площадок (работают первые группы, вторые участвуют);
3 – перерыв, творческий номер, возможно, какие-то общие игры и конкурсы или флешмобы;
4 – вторая часть площадок (работают вторые группы, первые участвуют);
5 – общее действие, подведение итогов, диско-музыкальная программа - как эмоциональный финал смены (салют, хлопушки, конфетти или что-то ещё).
За счёт того, что все дети задействованы в проведении площадок, можно считать, что они сопричастны к организации общего дела, для себя и для других. Во время проведения праздника педагогу необходимо быть
их выполнения.
Задания и необходимые предметы педагоги участвующих отрядов определяют самостоятельно. Обязательное условие – выбираются несколько заданий в общий банк игры, и к ним – одинаковый набор предметов на каждой базе.
Представленные варианты можно заменить или дополнить своими заданиями, направленными на командное взаимодействие.
Основной
игровой предмет
Варианты заданий
Шишки
- Выложить из них какую-либо схему или рисунок
- Собрать самую высокую башню
- Найти интересное и креативное применение шишке
- Забросить шишки в ведро
- Сосчитать ногами количество шишек, находящихся под покрывалом
Камешки
- Раскрасить
- Разложить на несколько кучек, одинаковых по весу
(не используя весы)
- Определить, на что похож камешек
- Передавать друг другу, держа локтями
- Построить пирамиду
Веточки или
- Построить шалаш
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
127 палочки
- Поднять с земли, касаясь каждой веточки только указательным пальцем (игра в кругу)
- Построить фигуру
- Сделать оркестр
- Соорудить самый прочный плот
Листья
- Сделать костюм
- Собрать самую длинную гирлянду
- Разложить все листья по цветам и оттенкам
- Придумать валюту – её название и обозначение
- Сделать поделку
Пластиковые бутылки
- Установить как кегли и сбить их
- Сделать плавательное средство
- Придумать уникальное полезное применение
- Переносить воду из одного ведра в другое с помощью дырявой бутылки
- Построить башню
Крышки от бутылок
- Сыграть партию шашек, используя крышки
- Сложить картину из крышек разных цветов
- Передавать воду в крышечках по цепочке
- Построить пирамидку
- Сделать гирлянду из крышек
Пластиковые стаканчики
- Установить как в тире и попытаться сбить с определённого расстояния
- Создать телефонную связь
- Перенести стакан с водой всем вместе, не касаясь его руками
- Закинуть шарики в стаканчик/стаканчики
- Придумать мелодию из стаканчиков и повторить её всем вместе
Пластиковые тарелки
- Попробовать запустить их как можно дальше
- Сделать крышу, чтобы под ней поместилась вся команда
- Собрать большой шар
- Сделать так, чтобы каждый держал по 4 тарелки, и до каждой тарелки дотрагивались бы не менее двух человек
Пластиковые ложки
- Перенести воду в ложке из одного ведра в другое ведро с водой
- Передавать шишку с помощью ложки в зубах
- Сделать «ложечный» спектакль (как кукольный, только персонажи изображаются на ложках)
- Стрелять из ложек шишками, стараясь попасть в ведро
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
128
- Парами – держа ложку – перенести камешки
Мячики
- Кидать мячик разными способами по кругу так, чтобы не упал
- Прокатить мячик через все руки (ладошки) за 2 секунды
- Интеллектуальный пинг-понг по принципу «сфера – пример» (например, фрукт – апельсин, транспорт – велосипед… и т.д.)
- Построиться в пять колонн, так чтобы получилась
«звездочка с лучами», и перебрасываться мячом от одних концов «звездочки» к другим
- Дать футбольный пас, всем по одному разу
Воздушные шарики
- Удерживать шарик как можно дольше в воздухе
- Сделать максимально длинную гусеницу из шариков, скрепляя их подручными средствами
- Из длинных шариков сделать фигуры
- Надувая и тут же отпуская шарики, стараться направить их в ведро
Спички
- Соорудить башню
- Не дотрагиваясь до рассыпанных спичек и не передвигая их, сосчитать их количество
- Эстафетное слово (сложить слова из спичек, добавляя при этом к слову только по одной спичке)
- Выложить спички в одну полоску от общего поля до базы (своей/ на своём поле)
- Построить плот из спичечных коробков
Прищепки
- Соорудить самую прочную конструкцию
- Попасть прищепками в тазик/центр круга (прищепки умеют «прыгать»)
- Собрать из прищепок слово, так чтобы оно не
«лежало», а «стояло»
- Прикрепить прищепки на прибегающих на базу противника (см. схему)
- Соорудить самую длинную прищепочную линию, которая держится на весу
Мелки
- Что-то нарисовать
- Провести две параллельные линии и пройти по ним как по мостику
- Встать всей команде максимально плотно, так чтобы занимать как можно меньше площади. Педагог для сравнения с другими командами обводит площадь мелком
- Начертить линию и с закрытыми глазами пройти по
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
129 ней
- От края поля от базы или дорожки нарисовать мелом
«кочки», по которым будет передвигаться противник
- Нарисовать кружки разного цвета в разном порядке с заданием пройти только по одному цвету
Газеты, бумага, картон
- Сделать летательный аппарат
- Сделать домик для команды
- Сделать самый большой самолётик/кораблик
- Сделать оригинальный костюм
Нитки, верёвочки - Взяться всем двумя руками за верёвку и в определённом месте завязать узел, не отпуская руки
- Сплести самую прочную косичку
- Завязать из веревок 10 разных узлов
- Связать самую длинную верёвку
- Прыгать через веревку как через скакалку
Покрывало
- Поместиться на покрывале
- Изобразить на покрывале лабиринт (с помощью фломастера или скотча) и всей командой, держась за покрывало, провести через этот лабиринт мячик
- Накрыть покрывалом несколько предметов и отгадать их количество
- Перекидывать друг другу мяч с помощью покрывал
- Перенести на покрывале человека
Крупа, макароны, горох
- Рассортировать
- Выложить картинку «Наш отряд»
- Сделать бусы
- Разделить на равные по весу кучки
- Прокатить горошины по всем ладошкам и не рассыпать
Дополнительные задания*
- Представить слово «Команда» десятью разными способами – выложить, сфотографировать, нарисовать и т.д.
- Найти 5 объектов одного цвета
Вспомогательные материалы, которые есть у каждой команды
Фломастеры, краски, кисточки, клей, скотч, пластилин, ножницы, канцелярские резинки (могут понадобиться
для того, что скрепить, разукрасить или разрезать
что-либо).
Варианты индивидуальных заданий для игроков, которые проводятся на общем игровом поле.
№
Пример задания
1
В тазике с водой, в котором плавает пустой стаканчик, можно по очереди класть камешки. Тот, после чьего камешка стаканчик утонул, получает наименьшее количество баллов
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
130 2
Сыграть в камень-ножницы-бумага (версия обычная и с устным счётом – быстрее соперника сосчитать сумму выпавших пальцев)
3
Сыграть в «Доббль» (найти одинаковые картинки на карточках быстрее соперника)
4
Разгадать кроссворд
5
Собрать пазл
6
Разгадать ребус
7
Пройти лабиринт
8
Надуть шарик
9
Кинуть кубик
10
Отгадать загадку
11
Повторить ритм или движение
12
Найти пару для объекта
13
Намотать веревку на карандаш или смотать нитки в клубок
14
Сдуть спички за черту
15
Отпить из стаканчика ровно половину воды
16
Определить предмет на ощупь
17
Решить головоломку
18
Составить как можно больше слов из букв одного слова
19
Найти пару персонажам
20
Отгадать мелодию
21
Заплести косичку
22
На глаз определить, какой длины предмет
23
Отгадать, какие краски необходимо смешать, чтобы получился представленный цвет
24
Отгадать изображение по фрагменту
25
Придумать применение какому-либо предмету
26
Сложить самолётик и запустить – кто дальше
27
Решить математический диктант: на поле размером 3 на 3 клетки ставится точка («муха»), после чего педагог забирает листочки и диктует передвижения точки по клеточкам, которые нужно мысленно представлять (например, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо,
1 – вниз и т.д.) в конце нужно сказать, где оказалась муха. Ответы проверяются затем на поле.
28
Выразить предложенное слово мимикой и жестами
29
Вытащить самую длинную спичку
30
Отгадать загаданное слово из представленных
31
Отгадать, в какой руке предмет
32
Запомнить расположение предметов
33
Найти отличия в изображениях
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
131
Приложение 25 к пояснительной записке пришкольного лагеря
План-конспект времени отрядного творчества и общего сбора
«От идеи – к делу!»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: время отрядного творчества и общий сбор.
Участники дела: отряд и все отряды лагеря.
Краткое описание дела:
суть мероприятия – увлечь участников перспективой создания интересного и полезного дела на основе полученных знаний и выработать совместно с ними идеи праздника.
Оборудование и материалы: стулья по количеству участников, флипчарты или интерактивная доска, стол и стул для секретаря, который фиксирует идеи.
Место проведения: аудитории и актовый зал.
Сценарный ход дела:
Каждый отряд собирается по отдельности и обсуждает, какой путь был пройден за время путешествия по Стране Маленьких и Великих Открытий, какие открытия ребята для себя совершили. Чтобы освежить впечатления, можно воспользоваться фото и видео, которые педагог делал в течение смены во время путешествия. И в ознаменование того, что ребята справились со всеми заданиями невидимых жителей и смогли узнать о Стране очень многое, предлагается организовать праздник.
А что такое праздник? Какой он? Из чего состоит? – эти и другие вопросы педагогу необходимо обсудить с ребятами во время отрядного творчества. «Всё, что мы с вами делаем, любой праздник, любое событие, должно нести пользу для нас и для окружающих. А можем ли мы рассказать всем о том, что мы с вами узнали от жителей? Поделиться играми, сказками, песнями, интересными открытиями? Что вам запомнилось больше всего в этом путешествии?» – такими вопросами педагог подводит ребят к генерированию идей праздника. Ребята делятся наиболее интересным и запомнившимся в путешествии и вносят предложения по сценарию. Главные идеи они оформляют и готовят к презентации на общем сборе: для этого выбирают отрядных представителей.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
132
Общий сбор начинается с жеребьёвки. Если отрядов чётное количество, они объединяются в пары, если нечётное – тройки и пары. При небольшом количестве отрядов в лагере праздник проводится один на всех. Общий сбор начинается с приветственного слова ведущего и оглашения правил сбора:
- когда говорит один, все внимательно слушают;
- каждая идея – интересная, нет неправильных идей;
- «2 минуты шума» даются для срочного обсуждения в отряде каких- либо заданий или вопросов;
- «незаписанная мысль – потерянная мысль» – все идеи записываются;
- для тех, кто хочет высказаться, есть «правило поднятой руки»;
- «правило активности» диктует максимальную включенность в происходящее здесь и сейчас.
После ознакомления с правилами выбираются ребята, которые будут записывать все представленные идеи в общую таблицу. Отряды презентуют свои идеи по очереди. Повторяющиеся идеи заносятся в таблицу один раз и маркируются галочками. Это означает, что идея многим интересна и она точно будет взята в подготовку общего праздника.
Как только все отряды выступили со своими идеями, начинается общее обсуждение и голосование. Чтобы ребята смогли прийти к общей договорённости и принять единое решение внутри отряда, используется правило «2 минуты шума».
По итогам обсуждения ведущий ещё раз озвучивает принятые идеи и помогает детям разложить подготовку праздника на конкретные шаги.
Отряды выбирают пункты плана по подготовке праздника, за которые они хотели бы отвечать. Ответственные фиксируются на общей таблице.
После завершения общего сбора отряды отправляются на свои места и начинают подготовку к празднику.
Дополнительные материалы:
Энциклопедия коллективных творческих дел (сайт): http://kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivaent.html
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
133
Приложение 26 к пояснительной записке пришкольного лагеря
План-конспект подготовки к празднику «Создаём праздник вместе»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: подготовка КТД.
Участники дела: отряд.
Краткое описание дела:
подготовка к празднику включает в себя работу микрогрупп по выполнению небольших творческих поручений и репетицию отдельных элементов общего праздника.
Оборудование и материалы: стулья и столы по количеству участников, материалы для подготовки КТД.
Место проведения: аудитория.
Особенности организации дела:
Так как времени на подготовку общего праздника у отряда немного, педагогам следует помочь детям справиться со своими заданиями максимально быстро и легко. Процесс подготовки должен быть интересным и значимым для ребенка, так чтобы он мог ощутить свой собственный вклад в общее дело.
При подготовке своей площадки на праздник важно помнить:
- как должна выглядеть площадка, какое ей требуется оформление, нужен ли стол, флипчарт и др.;
- где будут размещаться гости, пришедшие на площадку, нужны ли им посадочные места или дополнительное пространство;
- кто и как, в каком виде, должен встречать гостей;
- какие инструменты нужны для встречи – раздаточный материал, микрофон или что-то ещё;
- чем будет наполнена площадка – выставка, интерактив;
- кто будет вести площадку, кто помогать, и в чём будет заключаться их помощь;
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
134
- как будет завершаться площадка, кто именно её будет завершать, будут ли какие-то «сюрпризки» и кто будет их готовить.
Прежде чем приступить к работе в микрогруппах, педагог напоминает ребятам основную задачу праздника. После этого отряд делится на несколько групп и распределяет обязанности между собой. Для организации работы таких групп лучше всего привлечь старшеклассников, чтобы у каждой группы был свой старший наставник, который поможет им организовать деятельность по выполнению творческого поручения.
Во время работы групп педагог координирует общую деятельность, периодически интересуется, на каком этапе работы находятся группы и есть ли у ребят какие-либо затруднения, которые нужно разрешить. Важно, чтобы задания были достаточно простыми и реальными для выполнения.
Как только все задания в микрогруппах сделаны, отряд объединяется и репетирует свою часть праздника. В репетиции необходимо задействовать всех, чтобы ребята не растерялись, когда придут зрители.
Желательно также разделить отряд на две части так, чтобы каждая группа ребят могла самостоятельно провести площадку. Таким образом, у ребят будет возможность в определённый момент поменяться группами и посетить площадки других отрядов.
После репетиции педагог обратную связь, помогает ребятам собраться и почувствовать, что они справятся с заданием и рядом с ними на протяжении всего праздника будут их старшие товарищи – старшеклассники и педагоги.
Дополнительные материалы:
Энциклопедия коллективных творческих дел (сайт): http://kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivaent.html
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
135
Приложение 27 к пояснительной записке пришкольного лагеря
План-конспект праздничного калейдоскопа
«По страницам нашей книги»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: реализация КТД – совместного праздника.
Участники дела: все отряды лагеря.
Краткое описание дела:
праздничный калейдоскоп представляет собой совместный праздник по итогам путешествия в Страну Маленьких и Великих
Открытий. Ребята выступают одновременно в роли участников и организаторов данного события.
Оборудование и материалы: становятся известными после совместного планирования праздника.
Место проведения: просторная площадка на улице при хорошей погоде, вся территория здания при плохой погоде.
Особенности организации дела:
Сам праздник лучше всего разделить на несколько блоков:
1 – вступление, речь ведущих, создание праздничной атмосферы;
2 – первая часть площадок (работают первые группы, вторые участвуют);
3 – перерыв, творческий номер, возможно, какие-то общие игры и конкурсы или флешмобы;
4 – вторая часть площадок (работают вторые группы, первые участвуют);
5 – общее действие, подведение итогов, диско-музыкальная программа - как эмоциональный финал смены (салют, хлопушки, конфетти или что-то ещё).
За счёт того, что все дети задействованы в проведении площадок, можно считать, что они сопричастны к организации общего дела, для себя и для других. Во время проведения праздника педагогу необходимо быть