Файл: Программы смен Содружество Орлят России для проведения в детских лагерях Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 439
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
145
На протяжении основного периода смены ребята общаются с помощью книги с жителями неизвестной страны, постепенно раскрывая её тайны, знакомятся с играми, легендами, забавами, традициями, народными промыслами, узнают о величии природного и национального богатства этой страны.
Постепенно путешествие подходит к концу. Но знакомство со Страной не заканчивается: каждый день в ней можно открывать что-то новое. Но как же сделать это, если их путешествие завершается? Жители страны дают совет: собрать воедино все подсказки, которые они получили за эти несколько дней, и угадать, по какой стране они путешествовали. Ребята ещё раз вспоминают, с чем они знакомились, собирают карту воедино и догадываются, что всё это время путешествие проходило по родной России.
Ярким моментом завершения смены становится совместно организованный праздник в честь открытия страны.
В завершение путешествия по стране ребятам предлагается создать афишу-коллаж по мотивам их путешествия. Это мероприятие одновременно является подведением итогов смены и анализом пережитых детьми событий.
Описание системы мотивации и стимулирования детей
Главной мотивацией участия детей в игре-путешествии выступают элементы карты, которые отряд собирает на протяжении всей смены. По итогам путешествия ребята складывают их воедино. Ведения отдельной рейтинговой таблицы не требуется, так как деятельность отрядов не предполагает соперничества. За участие в отдельных конкурсах, соревнованиях, играх отряды могут получать дипломы и грамоты, а при необходимости и возможности – сладкие призы.
Индивидуальная система стимулирования участника смены может быть разработана и введена на усмотрение педагога, работающего с отрядом.
Ребёнка можно награждать индивидуально грамотами, дипломами, небольшими медалями за конкретные достижения. Но если педагог считает, что необходимо ввести систему стимулирования внутри своего отряда, то она должна дополнять игровую модель, а не идти вразрез с ней.
Описание системы самоуправления
В основу детского самоуправления поставлен деятельностно- ориентированный подход, при котором вначале педагог определяет объём деятельности, который следует разделить с ребятами, и лишь затем формируется детское сообщество, способное реализовывать эту деятельность совместно со взрослыми.
Принципы детского самоуправления:
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
146
- добровольность;
- включённость в процесс самоуправления всех групп детей;
- приоритет развивающего начала для ребёнка;
- повсеместное присутствие (участие ребёнка в принятии всех решений, касающихся его, с учётом степени его социализации в коллективе, возрастных и психологических возможностей);
- доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности);
- открытость, честность взрослых в общении с детьми и недопущение использования детей в качестве инструмента достижения собственных целей;
- ориентация на результат.
Для оптимизации процесса детского самоуправления в смене предлагается ввести систему чередования творческих поручений (далее –
ЧТП), основанную на двух простых правилах: «от меньшего к большему» и
«от простого к сложному». Система ЧТП строится на разделении отряда на микрогруппы для выполнения творческих заданий и поручений, благодаря которым каждый ребёнок сможет проявить свои способности в различных видах деятельности. Согласно игровой модели в начале смены ребята договариваются о том, как назвать отряд, что может быть представлено на эмблеме их отряда, предлагают варианты того, что может быть включено в творческую визитку. Дальше в играх на сплочение ребята принимают ответственность за свои решения и за решения команды. Попадая в Страну
Маленьких и Великих Открытий, ребята знакомятся с правилами её жителей, объединяются в микрогруппы для решения общих задач, которые им предлагают (здесь могут быть представлены как творческие, так и рутинные поручения, которые реализуются на протяжении смены). В завершение смены ребята берут на себя посильные роли в организации общего праздника.
Для решения задач, которые стоят перед ребятами, формируются микрогруппы по 3-5 человек. В процессе смены педагогу важно координировать формирование микрогрупп таким образом, чтобы каждый ребёнок попробовал себя в разных ролях.
Таким образом, детское самоуправление проявляется в деятельности микрогрупп, посильной самостоятельности в принятии решений, выполнении тех или иных поручений и сопровождается взрослыми на протяжении всей смены.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
147
Примеры различных поручений представлены в сценариях ключевых дел смены.
Описание содержания смены по периодам
Содержание программы предполагает описание ключевых дел смены, которые рекомендованы к реализации, так как именно на них строится база игровой модели. В зависимости от планирования дня в смене конкретным лагерем могут быть добавлены дополнительные дела/события, созвучные логике смены.
Участники смены предварительно не знакомятся с содержанием всей смены, а постепенно узнают о том, что их ждёт в течение дня, с помощью книги, которую они открывают утром.
Организационный период (1-2 дни смены) – орлята собираются вместе после учебного года, чтобы познакомиться, интересно и познавательно провести время.
Задачи организационного периода:
- адаптация участников смены, знакомство с правилами лагеря, распорядком дня;
- знакомство с территорией, историей и инфраструктурой лагеря;
- знакомство со всеми участниками смены через творческие визитки отрядов;
- знакомство с содержанием программы смены (ввод в игровой сюжет, информирование детей об их возможностях в смене).
Ключевые события и
дела
Описание ключевых дел
1-й день смены. Организационный период. Формирование отрядов.
Игровой час «Играю я – играют друзья»
(уровень отряда)
Приложение 1
Проведение игр или игровых программ на взаимодействие, командообразование, сплочение, выявление лидера, создание благоприятного эмоционального фона в коллективе; а также игры на знакомство или закрепление имён.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/bHE3spScVVBodg
Общий сбор участников Официальный старт смены – открытие с
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
148
«Здравствуй, лагерь»
(уровень лагеря)
Приложение 2
поднятием государственного флага РФ и исполнением гимна РФ, творческим номером и приветственной речью начальника лагеря.
Знакомство участников смены с территорией лагеря, основными правилами и распорядком дня, ключевыми людьми, к которым можно обращаться в течение смены. В конце общего сбора дети погружаются в игровую атмосферу.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/E-gdyXg-fB_Sxw
Вечерний огонёк
«Слева друг и справа друг»
(уровень отряда)
Приложение 3
Знакомство ребят традициями и легендами вечернего огонька.
Ребятам предлагается рассказать о себе и поразмышлять о своих ожиданиях по поводу смены.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/m3lysEnxFVbwag
2-й день смены. Погружение в игровой сюжет смены.
Тематический час
«Открывая страницы интересной книги»
(уровень отряда)
Приложение 4
Дело начинается с волшебной книги, открыв которую, ребята видят послание от жителей неизвестной страны. Также жители знакомят детей с правилами, которые приняты в неизвестной стране. На основе этих правил отряд продумывает группы ЧТП.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/6v-4_CA3HG7krA
Время отрядного творчества «Мы –
Орлята!»
(уровень отряда)
Приложение 5
Подготовка отряда к творческой встрече, оформление отрядного уголка, придумывание названия, эмблемы отряда и других его атрибутов.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/EAdNJa6ljk4YxQ
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
149
Творческая встреча орлят «Давайте познакомимся!»
(уровень лагеря)
Приложение 6
Знакомство отрядов друг с другом, презентацию визиток, названий и девизов; знакомство с творческой визиткой «вожатского» отряда – коллективом учителей, педагогов, которые принимают участие в реализации смены.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/kxsByhNBMlxANg
Основной период (3-12 дни смены) – орлята отправляются в путешествие по неизвестной стране, открывать которую им помогают невидимые жители.
Задачи основного периода:
- знакомство с культурными традициями и национальными ценностями российского народа, изучение богатств нашей Родины;
- поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата;
- создание условий для проявления индивидуальности каждого ребёнка, его творческого и нравственного потенциала, активности и инициативы;
- приобщение детей к здоровому образу жизни;
- формирование норм взаимоотношений внутри коллектива;
- подготовка и реализация коллективно-творческого дела – совместного праздника.
Ключевые события и
дела
Описание ключевых дел
3-й день смены. Тематический день «Национальные игры и забавы»
Коллективно- творческая игра
«КЛАССики»
(уровень отряда)
Приложение 7
В рамках дела ребята знакомятся с национальной игрой. В процессе творческих заданий участники узнают, как в игру играли раньше, как она изменилась сейчас и как можно заинтересовать игрой окружающих. После этого ребята готовятся к проведению этой игры на марафоне интересных игр.
Ссылка на материалы дела:
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
150 https://disk.yandex.ru/i/0XYxn7YLLGGrZw
Марафон интересных игр «Раз, два, три, четыре, пять – мы идём играть!»
(уровень лагеря)
Приложение 8
Направлен на знакомство детей с национальными играми и забавами России/региона Российской
Федерации, где игры проводят сами ребята друг для друга.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/D2CtEvQHQIUh7w
Вечер настольных игр
«Играем, общаемся, мыслим»
(уровень
отряда/лагеря)
Приложение 9
Знакомство с различными вариантами настольных игр; возможный турнир по шашкам/шахматам/ морскому бою или любой другой настольной игре.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/xwP9oSC6YqC5qQ
4-й день смены. Тематический день «Устное народное творчество»
Костюмированная эстафета «Бабушкины сказки»
(уровень лагеря)
Приложение 10
Костюмированная эстафета включает в себя знакомство детей с народными сказами и сказками, рассказами, былинами, повестями, пословицами и поговорками.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/yUE5-IZov8U2dA
Музыкальная гостиная «Давайте-ка споём!»
(уровень отряда)
Приложение 11
Знакомство ребят с народными песнями, потешками, частушками и другим музыкальным народным творчеством. Ребята участвуют в творческих заданиях, которые им предлагаются в музыкальной гостиной.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/Om0gh7P-LoDWIg
Спектакль живого действия «Гора
Участники смены вовлекаются в творческий процесс
– знакомятся с проектом «Гора самоцветов» и сами становятся персонажами мультфильмов, снятых по
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
151 самоцветов»
(уровень лагеря)
Приложение 12
известным сказкам. Все ребята задействованы в театрализованном действии.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/UU-3TB5ZCJhLfw
5-й день смены. Тематический день «Национальные и народные танцы»
Мастер-классы
«Танцуешь ты, танцую я, танцуют все мои друзья!»
(уровень лагеря)
Приложение 13
Направлены на знакомство детей с национальными танцами России/региона Российской Федерации.
Посещая разные площадки с мастер-классами, ребята не только знакомятся с историей танца, но и разучивают его элементы.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/_v4_UsHiGvtTuw
Танцевальный час
«Ловите ритм!»
(уровень отряда)
Приложение 14
Разучивание с отрядом танцевального флешмоба, который будут танцевать все «Орлята России» в стране в определённый день.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/fX5o2UFGI1Z7aA
Стартинейджер
«Танцуют все!»
(уровень лагеря)
Приложение 15
Вечерняя танцевальная программа позволит ребятам продемонстрировать всё то, чему они научились за день, а также создать положительный настрой на следующие дни.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/XGWwJUqwh1gqtg
6-й день смены. Тематический день «Великие изобретения и открытия»
Нестандартные старты
«Изобретатели и
Первооткрыватели»
(уровень лагеря)
Приложение 16
Нестандартные старты являются своеобразной творческой эстафетой, где ребята могут получить новые знания о различных открытиях и изобретениях, об известных учёных, изобретателях и первооткрывателях, а также с помощью своего воображения создать интересное и полезное изобретение.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
152
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/CLtdBGIB3eHqrA
Командный морской бой «Окно в Европу»
(уровень лагеря)
Приложение 17
Морской бой проходит в знакомой форме настольной игры, только участвуют в нём не два игрока, а несколько команд против ведущего.
Особенность этой игры заключается в том, что ребята, выполняя задания, узнают о великом правителе – первом российском императоре – Петре
I.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/cG8fqjsJWTOEew
Вечерний тематический огонёк
«Если бы я был волшебником»
(уровень отряда)
Приложение 18
В рамках данного огонька ребятам предлагается пофантазировать, какое изобретение они хотели бы создать и чем это изобретение было бы полезно людям.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/z2qKYD-x139pLA
7-й день смены. Тематический день «Природное богатство и полезные
ископаемые»
Исследовательский квест «Природный код»
(уровень лагеря)
Приложение 19
Знакомство детей с природным богатством и полезными ископаемыми
России/региона
Российской Федерации. Дело строится по принципу поисковой исследовательской деятельности, где ребята, погружаясь в игровой сюжет квеста, помогают персонажам разгадать природный код.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/iL4qAQc0Iv_WAg
Кейс-турнир
«ЭКОЛОГиЯ»
(уровень отряда)
Приложение 20
Ребята делятся на небольшие команды для решения экологических кейсов и представления своих результатов для других команд. Задача участников найти наиболее экологичное решение той или иной ситуации, рассмотрев её с разных сторон.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
153
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/z2gr0msccOBxZg
Эко-дефиле «4 стихии»
(уровень лагеря)
Приложение 21
Участники инсценировки должны дефилировать в костюмах, которые ребята изготовили самостоятельно из подручных средств и природных материалов.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/Ew3FiqgJwaldTQ
8-й день смены. Тематический день «Прикладное творчество и народные
ремёсла»
Фестиваль народного творчества «Город мастеров»
(уровень лагеря)
Приложение 22
Ребята посещают различные творческие площадки, где знакомятся с прикладным творчеством и народными ремёслами, и могут освоить разные техники. К проведению фестиваля рекомендуется подключить местных мастеров-умельцев, преподавателей кружков и секций по прикладному творчеству, народным ремёслам, декоративно- прикладному искусству, художественному творчеству.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/2Ew026dSX8Zubw
Креативный марафон
«Я художник, я так вижу»
(уровень отряда)
Приложение 23
Ознакомившись с разными приёмами креативного мышления, ребята пробуют придумать и создать своё ремесло, которое бы отражало особенности их семейного быта, близкого окружения.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/s2D91NAjgwibYQ
Киновечер «Мастера на все руки»
(уровень лагеря)
Приложение 24
Киновечер предполагает просмотр различных фильмов или киноэпизодов, их обсуждение и по возможности – знакомство с режиссёрской или съёмочной группой. Цель мероприятия – показать ребятам, что создание фильма/мультфильма/ видеоролика – достаточно трудоёмкий процесс, но за всем этим стоят люди, которые когда-то