Файл: Программы смен Содружество Орлят России для проведения в детских лагерях Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 424

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
222 выигран только один — отряд получает какой-то предмет, но не по своему выбору. А если использованы все пять попыток и нет ни одной победы, отряд уходит без ничего. Жетон на пять попыток выдает тот персонаж, к которому они пришли за подсказкой.
Первоначально отряду выдаётся 10 жетонов на 2 игры в тире.
ПРИРОДНЫЙ КОД:
Природный код может быть зашифрован разными способами: цифровой или буквенный шифр, пазл, ребус, кроссворд и т.д. Выбор шифровки природного кода зависит от предпочтений организаторов.
За основу природного кода можно взять стихи, цитаты, высказывания.
Вот небольшой пример:
- «Всё в мире и в природе должно быть на своих местах. Нарушение баланса ведёт к исчезновению уникального мира. Поэтому человек и природа должны быть как единое целое, единый организм».
- «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии и простая человечность». (В.А. Сухомлинский).
- «В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости – высшая справедливость жизни». (Леонардо да Винчи).
- «Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека». (Вольтер).
- Не случайно утром вспыхивают росы
Светляками на ладонях у листвы,
Так глядит на нас природа, будто просит
Нашей помощи, защиты и любви.

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
223
(Е. Евтушенко)
- «Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, – на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки». (Д. С. Лихачев).
- Давайте, люди, любить планету.
Во всей Вселенной похожей нету.
(И. Мазин)
- …Леса без птиц
и земли без воды.
Всё меньше
Окружающей природы.
Всё больше –
Окружающей среды.
(Р. Рождественский)
ЗАДАНИЯ В КОНВЕРТАХ:
Животные – звери, птицы, насекомые – найди, что не так:
- Несколько животных перепутались, нужно помочь определить, кто есть кто.
Для этого задания понадобятся картинки с животными (звери, птицы, насекомые) и карточки со странными названиями. Например, СТРЕКОВЕЙ – в нём зашифрованы стрекоза и муравей (соответственно нужно найти их изображения), ПЧЁЛК – пчела и волк, ЛИСАЯЦ – лиса и заяц, ЖУРАДИЛ – журавль и крокодил, и т.д.
- Нужно найти для животных правильную среду обитания.
Для этого задания делается один большой круг из картона, на котором расположено несколько секторов — среды обитания. Также в конверте находятся несколько прищепок с изображением тех или иных животных, которых нужно расселить в привычную среду обитания — прикрепить прищепку к нужному сектору.
- Спрятались, слились, стали незаметными: необходимо найти животных внутри картинки.


ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
224
Для этого задания понадобятся картинки со скрытыми изображениями животных: когда животное похоже на какой-то элемент растения, когда несколько животных замаскированы с помощью рисуночной техники, или, когда они просто хорошо спрятались.
- Послание от фауны, которое надо разгадать, расшифровать.
Для этого задания можно использовать разные загадки, ребусы, головоломки про животных
- Животные находятся в опасности и нужно их спасти.
Для этого задания понадобятся особые картинки-пазлы. На этих картинках животные расположены таким образом, что один может напасть на другого. Надо переложить пазлы так, чтобы оба животных могли спокойно находиться рядом друг с другом.
Растения – деревья, кустарники, травы, грибы, ягоды – пойми, что
не так:
- Плоды, листья располагаются не там, где надо.
Для этого задания понадобятся картинки с прикреплёнными на них изображениями плодов и листьев. Ребятам нужно будет вернуть всё на свои места.
- «Съедобное/несъедобное».
Для этого задания понадобятся карточки с изображением и названием ягод и грибов и две карточки с вариантами – «съедобное» и «несъедобное».
Карточки с изображениями отряду нужно будет разложить на две части.
- «Отгадай растение».
Для этого задания понадобятся карточки с фотографиями или оригинальные части растений – листочки, иголки, шишки, и т.д. По этим карточкам или частям растений ребята должны определить, что это за растение или к какому растению относится то, что изображено.
- «В общем и целом – что не так?»
Для этого задания ребятам предлагается картинка, на которой нужно найти тот или иной природный объект и понять, что с ним не так, чем можно помочь природе, растению или животному. Например, птенец выпал из гнезда; фантик валяется на тропинке; лиса попала в капкан; детёныш животного замёрз; птицам зимой нечего есть и т.д.

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
225
ПОМОЩЬ СКАЗОЧНЫМ ПЕРСОНАЖАМ:
Работа с персонажами.
- «Злой» персонаж может потребовать транспорт или навигацию. (Их можно разыграть в тире). Когда требование выполнено, герой стал добрее и может дать подсказку, где искать конверт. Также нужно попросить у подобревшего «злодея» задание, которое поможет вернуть предметы добрым персонажам.
- «Добрый» персонаж может попросить защиты и укрытия от злодеев.
Выполненное задание даёт жетоны на тир. После того как персонажу помогли, ему нужно вернуть то, что отобрал у него «злой» персонаж. После этого можно получить подсказку от «доброго», где искать конверт.
Злой
персонаж
Транспорт
или
навигатор
Задание на получение
предмета
Предмет,
который они
хранят
Баба Яга
Ступа с метлой
Сделать более современными ступу, метлу и избушку на курьих ножках
(задание на креативность)
Перо
Кощей
Бессмертный
Указатель
Сыграть в рифмы, слова или фигуры (задание на логику и смекалку)
Корыто
Кикимора
Болотная
Волшебный клубок
Заплести большую косу из верёвок (задание на командную работу)
Самоходная печь
Леший
Яблочко на
Собрать веточки и шишки,
Стрела


ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
226 блюдечке с золотой каёмочкой придумать и провести игру
(задание на организаторские способности)
Добрый
персонаж
Задание в
помощь
Предмет,
который нужно
вернуть
Кто забрал
предмет
Жар-птица
Придумать 10 вариантов, на что похож рисунок
Перо
Баба Яга
Золотая Рыбка
Определить на слух, сколько спичек лежит в коробке
Корыто
Кощей
Бессмертный
Щука
Все члены отряда пожимают друг другу руки, стараясь запомнить пожатие каждого. Затем все закрывают глаза, ведущий
Самоходная печь
Кикимора Болотная

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
227 выбирает одного человека, который подходит ко всем и жмёт им руку, после чего встаёт на своё место. Ведущий даёт команду открыть глаза и задаёт вопрос – кто пожал им руку.
Царевна-лягушка
Ребята играют с персонажем в игру «Нос, пол, потолок».
Ведущий поочередно указывает на эти три предмета, одновременно называя – то правильно, то неправильно.
Задача ребят внимательно слушать, показывать верно и не сбиться.
Стрела
Леший
Итого предлагается восемь персонажей и восемь подсказок, где найти конверт. Причём четыре злых персонажа дают подсказку, которая обозначает примерное расположение конверта, а четыре добрых персонажа дают подсказку с точным расположением конверта.

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
228
Соответственно в игре одновременно может участвовать четыре отряда, чтобы была возможность свободного перемещения. У каждого отряда все карточки, задания, конверты и всё, что необходимо в игре оформлены в одном цвете.
При необходимости увеличить количество отрядов добавляются и сказочные персонажи (по схеме «один добрый, один злой»).
ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДМЕТОВ СКАЗОЧНОГО ЛЕСНОГО ТИРА:
Необходимые предметы:
- ступа с метлой;
- яблочко на блюдечке с золотой каёмочкой;
- волшебный клубок;
- камень на распутье.
Дополнительные ненужные предметы:
- Ковёр-самолёт;
- Летучий корабль;
- Сапоги-скороходы;
- Избушка на курьих ножках;
- Карета из тыквы.
Дополнительные материалы:

Волшебная книга и руководство по работе с ней (текстовые документы): https://disk.yandex.ru/d/it6W4LXDkrji1w

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
229
Приложение 20 к пояснительной записке регионального лагеря
План-конспект кейс-турнира «ЭКОЛОГиЯ»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: кейс-турнир.
Участники дела: отряд.
Краткое описание дела:
решение детьми кейсов экологической направленности. Задача участников – найти наиболее экологичные решения той или иной ситуации, рассмотрев её с разных сторон.
Оборудование и материалы: распечатанные кейсы, листы формата А2 или А3, наборы фломастеров и цветных карандашей, клей, ножницы, цветная бумага и цветной картон, столы по количеству команд, стулья по количеству участников, флипчарт, секундомер или песочные часы, карточки красного, жёлтого и зелёного цветов на каждого участника, рейтинговая таблица для выставления баллов, аппаратура для просмотра видео (это может быть телефон, планшет или ноутбук).
Место проведения: аудитория.
Особенности организации дела:
Отряд предварительно делится на микрогруппы по количеству заготовленных кейсов. Лучше всего, если в группе будет от трёх до пяти человек.
Каждая группа получает лист формата А2 или А3, набор фломастеров и цветных карандашей, клей, ножницы, цветную бумагу и цветной картон – этот набор понадобится им для выполнения решения кейса, которое они должны оформить художественно.
На каждого участника заранее готовятся по три карточки – красного, жёлтого и зелёного цвета. Это карточки для голосования по итогам презентации решения кейса. Красная карточка – не согласен, есть свой
вариант, который готов озвучить. Жёлтая карточка – есть уточняющий
вопрос к выступающим. Зелёная карточка – полностью согласен с решением
группы.
Дополнительно для кейс-турнира понадобятся часы или секундомер
(так, чтобы время, отведённое на решение и ответ, видели все); флипчарт или


ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
230 доска, куда группа может прикрепить своё решение, а также таблица, в которую записывается итоговое количество баллов каждой команде.
Система выставления баллов за решение кейса:
- максимальный балл – 100, выставляется в том случае, если команда нашла решение, представила его интересно и смогла ответить на уточняющие вопросы участников;
- 90 баллов – если группа нашла решение, но не смогла ответить на уточняющие вопросы;
- 80 баллов – если группа затрудняется представить своё решение кейса, но пробует это сделать.
Примерные варианты кейсов:
Кейс «Очистка воды»
Команде предлагается посмотреть мультфильм «Смешарики. Большое маленькое море»
(ссылка на мультфильм https://www.ivi.ru/watch/smeshariki/72234
) и ответить на следующие вопросы:
- Какую экологическую проблему пришлось решать смешарикам?
- По какой причине возникла эта проблема?
- Как смешарикам удалось её решить?
- Как можно утилизировать отходы? Предложите несколько вариантов решения этой проблемы.
Кейс «Равновесие в природе»
Команде предлагается посмотреть мультфильм «Сова» по мотивам одноименной сказки
Виталия
Бианки
(ссылка на мультфильм http://mults.info/mults/?id=2900
) и ответить на вопросы:
- Почему сова рассердилась на старика? Приходилось ли вам бывать в ситуации обиженной совы, чувствовать себя непонятым? Как бы вы поступили на её месте?
- Что заставило старика понять свою ошибку?
- Что произошло, когда сова перестала летать на луг?
- Что пришлось сделать старику?
- Простила ли старика сова?
- Как все восстановилось в природе?

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
231
- Какая связь между совой и чаем старика? Составьте цепочку.
(Сова – мыши – шмели – клевер – корова – молоко – чай).
- Каким образом можно было бы избежать конфликта между стариком и совой?
- Предположите, как нужно было бы поступить старику, если бы сова его не простила?
Примерное решение:
В своей сказке «Сова» Виталий Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. Если удалить из цепочки питания хоть один элемент, нарушается целая экосистема, что приводит к экологической катастрофе.
Очень важно понимать это и не вмешиваться в природный круговорот. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Кроме этого, мы можем извлечь из этой сказки урок нравственности. Очень важно со всеми жить в мире, никого не обижать: ни людей, ни птиц, ни животных. Нужно стараться помочь им, тогда и ты не останешься один в беде.
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22

Кейс «Эко-санитары»
Сережа вернулся из путешествия по Европе и с удовольствием делился впечатлениями: «Там такая красота!» Одноклассники слушали с интересом, но им было немного обидно. Ведь в России тоже много красивых городов и уникальных природных объектов. Вдруг Сережа сказал: «А еще там везде чисто, и нигде никакого мусора». Ребята задумались. А учительница, услышав их разговор, взяла с полки уже знакомую им книгу Антуана де
Сент-Экзюпери «Маленький принц» и прочла маленький отрывок: «Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету, иначе она вся зарастет баобабами».
Ответьте на следующие вопросы:
- Откуда берется мусор?
- Какова обстановка с загрязнением среды в месте, где вы живёте?
- Чисто ли у вас во дворе дома, школы, детского сада, в вашем районе, селе, поселке, городе?
- В чем экологическая опасность замусоривания?
- Как поведение людей влияет на чистоту окружающей нас среды?
- Что можно сделать, чтобы вокруг нас стало чище? Обоснуйте свои предложения.

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
232
Примерное решение:
Ухудшение экологической ситуации представляет определенную угрозу здоровью человека. Дети должны осознать, что выполнение привычных требований взрослых в наши дни может уберечь их от болезней, а иногда и спасти жизнь. Нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных и растений.
Каждый человек должен стремиться содержать в чистоте свой двор, улицу, город.
Кейс «Букет цветов»
В один из детских лагерей отдыха по выходным дням приезжали родители. Дети встречали их букетиками полевых цветов. В лагере 700 детей.
Значит, в неделю они собирали примерно 700 букетов. Последствия сказались очень скоро. Какие? Что можно сделать для изменения ситуации?
Примерное решение:
Если каждую неделю дети будут срывать так много полевых цветов, то их количество на территории может резко сократиться. В результате гибели цветов могут пострадать животные, которые используют их как пищу или способ маскировки. Можно не срывать цветы, а любоваться ими вместе с мамами и папами. Можно заменить букеты цветов на поделки из природного материала, изготовленные ребятами, при этом не срывая живые цветы.
Кейс «Охрана водоёмов»
Команде предлагается посмотреть фрагмент мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена» (Третья серия, с 10 по 15 мин.) и ответить на вопросы:
- С какой проблемой столкнулись герои мультфильма?
- Приходилось ли вам в жизни встречать подобные водоёмы? Какой была ваша реакция?
- Как вы думаете, что сказала бы вода, если бы она умела говорить?
- Что явилось источником загрязнения реки?
- Подумайте, какие ещё бывают причины загрязнения водоёмов?
- Каковы могут быть последствия таких загрязнений?
- Какой выход нашёл крокодил Гена?
- Что бы вы предложили в данной ситуации?
- Как вы думаете, как можно добиться того, чтобы вода в водоемах была чистой?