Файл: Программы смен Содружество Орлят России для проведения в детских лагерях Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 422

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
233
- Как люди должны вести себя возле побережья водоема?
Примерное решение:
В мультфильме «Чебурашка и крокодил Гена» затронута очень важная на сегодняшний день проблема загрязнения окружающей среды. Проблемами очистки воды занимаются учёные-экологи. Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Чтобы уберечь реки, озёра от загрязнения, сточные воды фабрик и заводов пропускают через очистные сооружения. Строятся и такие предприятия, на которых вообще не бывает сточных вод. Как могут дети принять участие в охране воды? — Это совсем несложно. Нужно не загрязнять водоёмы, где мы отдыхаем, напоминать об этом взрослым, экономить чистую воду в домах. Каждый человек должен беречь воду!
Кейс «Маленький ёжик»
Коля и Петя после уроков гуляли по осеннему парку. Около большого дерева они увидели маленького ёжика. Коля сказал:
– Какой хорошенький! Я заберу его домой.
– Но его дом здесь, оставь его. В парке ему лучше будет, – возразил
Петя.
– Ты думаешь, что у меня ему будет плохо? Я буду заботиться о нём, кормить.
– Всё равно оставь.
– Тогда ты мне больше не друг! – обиделся Коля и ушёл.
– Пока, малыш! Беги к своей маме! – попрощался с ёжиком Петя.
Вопросы:
- Кто, по-вашему, прав?
- Какие чувства у вас вызывает Коля? Петя?
- С кем из них вы бы хотели дружить?
- Как бы вы поступили в данной ситуации?
Примерное решение:
Ежа надо оставить в парке, в привычной естественной среде.
Неизвестно, как отреагируют родители на то, что сын принёс ежа домой.
Животное может оказаться на улице и погибнуть.
Кейс «В лесу родилась ёлочка...»

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
234
Накануне Нового года семья обсуждала проведение предстоящего праздника.
– Папа, я придумал: ты купишь ёлку, и мы нарядим её. На ветви повесим разноцветные шары и гирлянды, макушку украсим звездой. И в новогоднюю ночь Дед Мороз положит мне под ёлочку подарок, – радовался Ваня.
– Да, такая нарядная ёлочка принесёт в наш дом праздничное настроение, – ответил папа.
Алёна, сестра Вани, возразила:
– А я против покупки живой ели. Вырубка деревьев наносит нашей планете большой вред. Подумай, Ваня, что станет с Землей, если люди не будут беречь и охранять природу. Нельзя рубить ели!
– Не рубить ёлочку? – удивился мальчик. – Что же я буду наряжать?
Куда Дед Мороз положит мой подарок в новогоднюю ночь?
– Праздник пройдёт быстро, и тысячи елей окажутся выброшенными.
Тут в разговор вмешалась мама:
– Так давайте купим искусственную елку. И не надо будет рубить ели.
Алёна торопливо заговорила:
– Нам в школе говорили, что пластиковые елки начинают вредить окружающей среде ещё с момента своего создания, поскольку при их производстве в атмосферу выделяется очень много вредных веществ. Так что изготовление искусственной ели наносит больший вред природе, чем вырубка настоящей.
– Неужели нет другого способа украсить дом к празднику? Неужели ради нескольких дней вы готовы нанести вред природе? – забросала родных вопросами Алёна.
Каким образом можно подготовиться к празднику?
Дополнительные материалы:

Экологические сказки для начальной школы (сайт): https://infourok.ru/metodicheskaya-kopilka-ekologicheskie-skazki-dlya-mladshih- shkolnikov-2682281.html

Экологические сказки для младших школьников (сайт): https://multiurok.ru/index.php/files/ekologhichieskiie-skazki-dlia-mladshikh- shkol-niko.html


ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
235
Приложение 21 к пояснительной записке регионального лагеря
План-конспект эко-дефиле «4 стихии»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: эко-дефиле.
Участники дела: все отряды лагеря.
Краткое описание дела:
отряд создает костюмы из подручных и природных материалов. Ребята придумывают небольшую легенду по теме и инсценируют её, при этом участники инсценировки дефилируют в изготовленных костюмах.
Оборудование и материалы: материалы для изготовления костюмов, оборудование для музыкального и визуального сопровождения дела
(ноутбук, колонки, микрофон, фонограммы, проектор, экран, футажи и видеофоны).
Место проведения: актовый зал.
Особенности организации дела:
Дело начинается с этапа подготовки: сначала внутри своего отряда, а затем совместно с несколькими другими отрядами.
Лагерь предварительно делится на четыре группы-стихии – Земля,
Огонь, Воздух, Вода.
- Стихии «Земля» соответствует коричневый и зелёный цвет;
- Стихии «Огонь» – красный, жёлтый и оранжевый цвет;
- Стихии «Вода» – изумрудный, голубой и синий цвет;
- Стихии «Воздух» – белый, кремовый или коралловый и голубой цвет.
Образы четырех стихий:

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
236
Каждая группа отрядов собирается отдельно, придумывает легенду о своей стихии и определяет по одному персонажу легенды на каждый отряд.
Например, стихия воды: морская нимфа, Посейдон, капелька и льдинка – четыре персонажа легенды о стихии воды. Как только сама легенда и персонажи к ней придуманы, они распределяются по отрядам. Проходит первая репетиция представления. Ключевую координацию отрядов берут на себя педагоги.
После этого каждый отряд расходится на свои отрядные места и ребята начинают изготавливать костюм или костюмы для определённых персонажей.
Педагогу важно, чтобы ребята смогли проявить самостоятельность и креативность. Как только костюмы и персонажи отрядов готовы, можно провести совместную репетицию уже в костюмах.
В проведении самого дела важно учесть следующее:
- Все четыре выступления по стихиям должны быть объединены общим сюжетом со связующими звеньями и логическим завершением: могут проходить в формате театрального действия, хореографического номера и др.
- Между выступлениями могут быть органично вкраплены различные интерактивы со зрителями, чтобы ребята могли сменить вид деятельности.
Дополнительные материалы:

Пример танца «4 стихии» (видео): https://youtu.be/ZGWmNotmgYA

«Сам себе мастер: как сделать костюм своими руками?» (сайт): https://sam.mirtesen.ru/blog/43048228858/Kak-sdelat-detskiy-karnavalnyiy- kostyum-svoimi-rukami---klassnyi


ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
237
Приложение 22 к пояснительной записке регионального лагеря
План-конспект фестиваля народного творчества «Город мастеров»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: авторская разработка.
Форма дела: фестиваль.
Участники дела: все отряды лагеря.
Краткое описание дела:
посещение детьми различных творческих площадок, где они знакомятся с прикладным творчеством и народными ремёслами и могут освоить разные техники.
Оборудование и материалы: оборудование для музыкального сопровождения дела (ноутбук, колонки, микрофон, фонограммы), материалы для работы кварталов «Города мастеров» (описаны в содержании), жетоны.
Место проведения: вся территория лагеря.
Особенности организации дела:
Фестиваль народного творчества «Город мастеров» предполагает формат ярмарки, на которой можно зарабатывать бонусы и обменивать их на призы для себя, группы или для отряда.
Условно «Город мастеров» разделён на четыре квартала:
- «Познавательный квартал» – место, где можно узнать о народных промыслах и ремёслах;
- «Мастеровой квартал» – где можно чему-либо научиться и попробовать сделать своими руками;
- «Игровой квартал» – где можно заработать бонусы за участие и победу в играх;
- «Обменный квартал» – где можно обменять полученные на других кварталах бонусы.
«Познавательный квартал»
На этом квартале можно заработать по одному жетону за изученную
единицу информации.
Включает в себя несколько площадок с информацией о народных промыслах и ремёслах. Информация может быть представлена в виде

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
238 плакатов/информационных стендов, в формате видеороликов, в формате презентаций, которые можно посмотреть самостоятельно. Также на
«Познавательном квартале» рассказывают о народных промыслах и ремёслах и вручают бонусы за изучение информации.
«Мастеровой квартал»
На этом квартале проходят площадки в формате мастер-классов, где
ребята практически осваивают азы какого-то ремесла или техники. За это
они могут заработать 5 жетонов.
Включает в себя площадки с мастер-классами, где ребята могут лепить
(глину можно заменить на пластилин или технику папье-маше), научиться художественной росписи (роспись можно выполнять на досках, спилах, листах бумаги или картона, по готовому шаблону или собственному рисунку), научиться резьбе (вместо дерева и кости можно использовать круглые или квадратные заготовки свечей или мыла). Если в лагере есть такая возможность, ребятам можно провести мастер-класс по плетению кружев на коклюшках или создать настоящее изделие в одной из техник народных промыслов и ремёсел.
«Игровой квартал»
На этом квартале расположены площадки, где ребята могут
посоревноваться друг с другом, поиграть в игры, зарабатывая за активное
участие по 3 жетона, а за победу в игре по 5 жетонов.
Игры на этом квартале предполагают знание ребятами разных фактов про народные промыслы и ремёсла. Если ребёнок затрудняется с выполнением заданий в представленных играх, то он может посетить
«Познавательный квартал» и узнать нужную информацию, или постигать её в процессе игры.
Примеры игр и заданий, которые могут использоваться на этом квартале:
- Игра по типу «мяч в кругу» – «горячая картошка». Ведущий бросает участникам мяч и называет категорию (например, народный промысел, роспись, материал для резьбы, цвета в росписи «хохлома»), а участникам нужно назвать то, что относится к этой категории (например, если ведущий сказал «роспись», то участники могут ответить «хохлома», «городецкая роспись», «гжель» и т.д.). При этом участникам нужно отвечать быстро, а ведущий каждый раз задаёт новую категорию.
- Ребятам нужно на скорость собрать пазл и отгадать, что за народный промысел или ремесло там изображено.


ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
239
- Ребятам предлагается на скорость сплести косичку из верёвочек (это может быть как индивидуальное задание, так и командное).
- Игра «Креативная змея». Ведущий задаёт тему – например, что может быть использовано для художественной резьбы, кроме дерева и кости, и подходит к одному из участников. Тот должен назвать материал и стать
«головой креативной змеи», переместившись в начало цепи. Теперь он выбирает, к кому следующему подойти. Следующий должен назвать новый креативный пример и занять место «головы». И так до тех пор, пока все участники не соберутся в единую цепочку. Для более интересной игры,
«змея» может придумать кричалку и декламировать ее, когда кто-то становится «головой».
- Игра «Ремесленная сказка». Участникам предлагается коллективно сочинить сказку на ремесленную тему. Рассказывать надо по очереди: первый начинает, второй продолжает, третий подхватывает, и так далее.
Важное условие для каждого рассказчика: нужно не только продолжить сказку, но и успеть добавить в неё то ремесло, о котором ещё не шла речь.
- Ребятам предлагается на скорость разгадать кроссворд или ребус о народных промыслах и ремёслах.
- Команде дается задание сочинить стихи про народные промыслы – произвольно или с заданной ведущим рифмой.
- Если педагоги, которые организуют Фестиваль народного творчества, знакомы с такими настольными играми, как «Мемори», «Доббль», «Квартет»,
«Странометр», они могут адаптировать эти игры к теме народных промыслов и ремёсел.
«Обменный квартал»
На этом квартале ребята могут обменивать бонусы на призы.
На нём действует три площадки обмена бонусов:
1 площадка – «Для себя» (призы стоимостью в пределах 10 бонусов)
2 площадка – «Вместе с друзьями» (в пределах 50 бонусов)
3 площадка – «Всем отрядом» (в пределах 200 бонусов)
При организации Фестиваля народного творчества «Город мастеров» рекомендуется:
- придумать яркий общий старт, где ребята смогут познакомиться с расположением и особенностями каждого квартала «Города Мастеров» (в качестве символа при открытии города может использоваться ключ);

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
240
- организовать грамотное сопровождение всего дела (ведущий может зазывать ребят на тот или иной квартал, предлагать им дополнительный интерактив, брать интервью, а также объявлять о времени обмена бонусов и завершении работы площадок).
- продумать музыкальное сопровождение (задорная народная музыка будет поддерживать эмоциональный настрой на протяжении всего дела).
Ведущий может быть наряжен в костюм скомороха.
Дополнительные материалы:

Волшебная книга и руководство по работе с ней (текстовые документы): https://disk.yandex.ru/d/it6W4LXDkrji1w


ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
241
Приложение 23 к пояснительной записке регионального лагеря
План-конспект креативного марафона «Я художник, я так вижу»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: креативный марафон.
Участники дела: отряд.
Краткое описание дела:
знакомство ребят с разными приёмами креативного мышления и создание своего собственного ремесла.
Оборудование и материалы: столы и стулья по количеству участников, бумага, краски, кисточки, материалы заданий (описаны в содержании).
Место проведения: аудитория.
Особенности организации дела:
Начать креативный марафон можно со знакомства ребят с разными приёмами креативного мышления:
1 – Игра «Креативный пинг-понг». Ребятам предлагается выбрать себе пару и встать друг на против друга. Пары в процессе игры могут меняться.
Предварительно ведущий с ребятами договариваются, как ребята в паре будут передавать друг другу ход (это может быть хлопок ладошкой по ладошке, или двумя ладошками сразу; или ребята могут передавать друг другу предмет – ручку, карандаш, монетку и т.д., как мячик в пинг-понге).
После этого объявляется тема. Например, ребята по очереди, очень быстро, должны назвать варианты использования цветного карандаша или пластикового стаканчика, или любого другого предмета (его может назначить ведущий, а могут предложить сами ребята).
2 – Игра «Друдлы». Друдлы – это визуальные загадки, представленные в виде небольших картинок. Задача ребят придумать, на что похожа эта картинка, стараясь задействовать максимум фантазии. В этой игре нет неправильных вариантов, все идеи принимаются как интересные и творческие.
Примеры картинок:

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
242
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22