Файл: Программы смен Содружество Орлят России для проведения в детских лагерях Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 421

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
47 электрическую цепь. Она будет работать только тогда, когда каждый из вас возьмет карандаши и фломастеры справа и слева от вас только указательными пальцами. Ничем другим брать карандаши или фломастеры нельзя. Если у кого-то карандаш или фломастер падает, то мы начинаем сначала и пробуем до тех пор, пока у нас не получится все карандаши или фломастеры поднять с пола на уровень плеч».
12 – Игра «Прикосновение».
Цель игры: сплочение коллектива и командообразование.
Условия проведения: ровная просторная площадка.
Описание игры: Вожатый дает задания детям прикоснуться рукой к предмету или к человеку согласно заданию (например, прикоснитесь к тому, кто живет с вами в одной комнате, к тому, у кого голубые глаза, синие брюки и т.д.).
13 – Игра «Комплимент».
Цель игры: сплочение коллектива и командообразование.
Условия проведения: ровная просторная площадка, мешочек или шляпа, небольшие листочки бумаги, ручки.
Описание игры: Ребята пишут на листочке своё имя, сворачивают и кидают листочек в мешочек или шляпу. После этого вожатый перемешивает эти листочки и предлагает ребятам вытащить по одному новому листочку с написанным именем. И о том человеке, имя которого ребёнок вытащил, необходимо сказать что-то хорошее.
14 – Игра «Перестройка».
Цель игры: выявление лидеров в отряде.
Условия проведения: ровная просторная площадка.
Описание игры:
Первый уровень игры:
Ведущий (педагог) предлагает ребятам за определённое время построиться по росту, по размеру обуви, по дате рождения, по другим признакам.
Второй уровень игры:
Ведущий (педагог) предлагает ребятам объединиться в четвёрки и за определённое время построиться в заборы разных видов. Пока идёт отсчёт от
10 до 1 – один «забор», потом от 9 до 1 – другой, от 8 до 1 – новая

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
48 конфигурация и так далее, пока не останется последний вариант на счет 3-2-
1.
Третий уровень игры:
Все ребята берутся за руки и закрывают глаза. Ведущий (педагог) называет фигуру, а задача ребят, не открывая глаз и не расцепляя рук, построиться в неё: круг, потом квадрат, треугольник и т.д.
15 – Игра «Фотография».
Цель игры: взаимодействие ребят друг с другом и выявление лидеров в отряде.
Условия проведения: ровная просторная площадка.
Описание игры: Ребятам даётся определённая тема, например, корабль/самолёт/автомобиль и т.д., и время, чтобы «выстроить» объект из самих себя. По окончании времени педагог делает фото ребят и просит рассказать, что у них получилось, кто из них какая «деталь», кто какую функцию выполняет (руль, мотор, парус, колесо и т.д.).
16 – Игра «Ка-Ра-Бас!».
Цель игры: выявление лидеров в отряде.
Условия проведения: ровная просторная площадка.
Описание игры: Все ребята встают в круг и слушают команды ведущего. Ведущий говорит число (минимум 1, максимум – число человек в отряде) и по слогам произносит слово «Ка-Ра-Бас!». За это время вперёд должны выпрыгнуть столько человек, сколько назвал ведущий.
Примеры игровых программ:
1 – Игровая программа «Возвращение из космоса».
Условия проведения: ровная просторная площадка, жетоны для деления команды с изображением землян и космонавтов, таблички «Ракета» и
«Космодром», небольшая дощечка, либо мелок для обозначения границ условной дощечки, условный строительный материал (мягкий конструктор, кубики, игрушки и т.д. – любые предметы небольшого размера).
Описание игровой программы:Предварительно ребята делятся на две группы: одни – Земляне (те, кто по игровому сюжету остался на планете), другие – Космонавты (те, кто по игровому сюжету отправился на покорение космоса). Разделить их можно с помощью картинок: человечек на планете и космонавт на ракете.


ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
49
Сценарий игровой программы:
Ведущий: «Когда-то, лет 90 назад мы с вами провожали наших космонавтов – братьев, сестёр, родных и близких – покорять новые планеты, но очень долго не могли выйти с ними на связь, и последние несколько лет думали, что они обосновались в космосе на какой-то новой планете. Но вот нам приходит сообщение, что спустя 90 лет наша ракета с космонавтами возвращается на Землю. И сейчас мы предлагаем землянам занять своё место на «Космодроме» (его можно обозначить условно на проводимой
территории), а космонавтам занять своё место на «Ракете» (также
обозначенной условно на проводимой территории, напротив космодрома).
Ребята занимают места на проводимой площадке, согласно
выбранному жетону – группа «Земляне» и группа «Космонавты».
Ведущий: «Прошло очень много времени, и вот наши родные и близкие возвращаются из большого космического путешествия. Но нам пришла телеграмма с информацией о том, что время в космосе и на Земле идёт по- разному, и те, кто оставался на Земле, уже наверняка постарели, а путешественники наши остались такими же, какими они улетали с планеты.
И теперь мы с вами не знаем, кто же был нашим родственником. Поэтому наша задача: всех и каждого встретить тепло, с объятиями, чтобы никого не обидеть. Вы готовы к встрече?».
Свой ответ даёт группа «Земляне».
Ведущий (обращаясь к группе «Космонавты»): «Ваш удивительный полёт подходит к завершению. Добро пожаловать домой, на Землю! На космодроме вас ждут ваши родственники – бегите скорее навстречу к ним, они вас очень долго ждали и уже соскучились!».
Ребята обеих групп сходятся, приветствуют друг друга, обнимаются,
обмениваются добрыми словами.
Ведущий: «Ну что, поздравляем вас – вы снова вместе! И нам уже пора отправляться домой, только вот нас много, а автобус-то у нас один! Ну ничего, в тесноте, да не в обиде. Предлагаю вам садиться в автобус».
После этого ведущий поясняет ребятам, что значит сесть в автобус:
им нужно встать в круг тесно-тесно друг к другу, повернуться всем
направо, чтобы видеть затылок впереди стоящего человека, сомкнуться
ещё плотнее и одновременно сесть на коленки сзади стоящего. Ребята
выполняют упражнение, при этом поют любую песню на их выбор. Если они
справились быстро, то ведущий может усложнить задание и, например,
сказать, что таким образом им нужно ещё пройти по кругу.


ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
50
Ведущий: «У нашего автобуса закончился бензин и дальше он ехать не может. Нам придётся выйти здесь».
Ребята завершают упражнение и как будто выходят из автобуса.
Ведущий: «До дома мы с вами не добрались, но заночевать нам где-то необходимо. А так как нас много, мы с вами можем построить дом вот на этой полянке (показывает перед собой). Но только до нее тоже непросто добраться, ведь вокруг этой полянки ров, и есть только одна дощечка, по которой мы можем перейти».
После этой фразы ведущий или кладёт дощечку, или условно
обозначает её края двумя параллельными линиями. Задача ребят
перебраться на другой берег – на полянку. При этом на дощечку
первоначально встают несколько человек (детям можно сказать – это
делается для того, чтобы её не сдуло ветром), а остальные должны
перейти таким образом, чтобы никто не оступился и не задел пол.
Ребята выполняют упражнение, перебираются на другой берег.
Ведущий: «Ну вот мы с вами на нашей полянке, но машина со строительным материалом сюда заехать не может, и нам с вами нужно этот материал передать вручную».
Для выполнения этого упражнения ребятам нужно взяться под руки в
одну цепочку так, чтобы правая рука лежала поверх левой руки соседа
справа, а левая рука лежала снизу под правой рукой соседа слева. Далее с
одного конца на другой ребятам предстоит передать предметы, не уронив
их (если роняют – это «минус один строительный материал»).
Строительным материалом могут быть мячи, игрушки, кубики, шишки,
палочки и т.д.
Ведущий: «Ну вот, весь строительный материал на месте, теперь можно приступать к строительству дома».
Ребята из условного строительного материала создают дом
(обозначают границы – где и что находится). После этого ведущий
предлагает им занять место в доме и рассказать, кто какое место занял и
почему. Ребята занимают места, рассказывают о своём выборе.
Ведущий: «Ну вот он, наш новый и дружный дом! Можно справить новоселье и дружно спеть любимую песню».
Ребята поют песню, поздравляют друг друга и на этом игровая
программа завершается.

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
51
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

2 – Игровая программа «Путешествие на необитаемый остров».
Условия проведения: ровная просторная площадка, покрывало, мячик.
Сценарий игровой программы:
Ведущий: «Наша дружная команда отправляется в путешествие на необитаемый остров, и для этого нам просто необходимо построить плот».
Ведущий даёт ребятам задание разместиться всем на покрывале (или
заранее ограниченной территории).
Ведущий: «Вот плывём мы с вами по океану, и навстречу нам плывёт
Чудо-Юдо Рыба Кит, давайте её изобразим! Отлично, мы справились!
Дальше на нашем пути встречается Осьминог со своим семейством, давайте покажем осьминога. Осьминог помахал нам своими щупальцами и продолжил свой путь. А мы плывём дальше и нам навстречу плывёт большой корабль с парусами, давайте и его покажем. У вас получилось великолепно!
Но вот корабль задел наш плот, и от него отломился небольшой кусок
(покрывало сгибается сантиметров на 20, или заранее ограниченная
территория становится меньше – ребятам нужно поместиться на ней). И вот мы приближаемся к необитаемому острову, высаживаемся на него – как тут просторно! Но подождите, кажется, нас стало меньше. Давайте проверим, все ли доплыли до острова? Не потеряли ли мы кого-нибудь?»
Ведущий берёт покрывало за один конец, его помощник за второй конец,
и натягивают покрывало вертикально. Ребята делятся на 2 команды и
прячутся по одну и другую сторону от покрывала. Пока ведущий говорит
«раз, два, три», от каждой команды должны близко к покрывалу подойти
по одному человеку. После этого покрывало опускается, и ребята должны
назвать имена друг друга. Кто назвал быстрее, тот забирает в свою
команду человека, не успевшего назвать его имя. Игра продолжается до тех
пор, пока все не окажутся по одну сторону от покрывала.
Ведущий: «Ну вот, отлично – вся команда в сборе! Пора нам строить убежище и готовить еду. А так как строительных материалов нет, то дом мы будем строить из себя».
Ребятам даётся задание и время построить дом так, чтобы каждый
был задействован. Как только ребята завершают работу, ведущий просит
ребят рассказать про дом.
Ведущий: «Дом построен – великолепная работа! Осталось нам собрать урожай, чтобы приготовить еду».

Ребята встают в круг и играют в игру «Фрукты-овощи». Ведущий
встаёт в центр круга, говорит «фрукт»/ «овощ»/ «ягода» и кидает мяч

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
52
любому из участников. Тот должен очень быстро ответить. Повторяться
нельзя.
Ведущий: «Ну вот, и еда наша готова! Получилось удивительное путешествие! Давайте поздравим друг друга и скажем: «Какой мой сосед справа молодец! И какой мой сосед слева молодец»! А теперь погладим себя по голове и скажем: «А я-то какой молодец»! И дарим всем аплодисменты».
На этом игровая программа завершается. При необходимости педагог
может дополнить программу своими игровыми приёмами и расширить
сюжет.
Дополнительные материалы:

Шмаков С.А. Её величество – игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. М:. NB Магистр, 1992. – 160 с.

Шмаков С.А. Игры, развивающие психические качества личности школьника: методическое пособие. – М:. ЦГЛ, 2003. – 110 с.

Статья «Игры для младших детей» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://summercamp.ru/
(дата обращения: 28.01.2022).

Каталог игр для младших школьников в помощь воспитателю пришкольного лагеря
[Электронный ресурс].
Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2015/09/09/katalog-igr- dlya-mladshih-shkolnikov-v-pomoshch
(дата обращения: 28.01.2022).

Игры для пришкольного лагеря [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/ighry-dlia-prishkol-nogho-laghieria.html
(дата обращения: 28.01.2022).

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
53
Приложение 2 к пояснительной записке пришкольного лагеря
План-конспект общего сбора участников «Здравствуй, лагерь!»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: линейка открытия смены и игра-путешествие.
Участники дела: все отряды лагеря.
Краткое описание дела:
общий сбор участников включает в себя официальный старт смены – открытие с поднятием Государственного флага
РФ и исполнением Государственного гимна РФ, приветственной речью начальника лагеря и творческим номером. После торжественной части
(официального старта смены), отряды переходят на игру-путешествие по лагерю, которая подразумевает знакомство участников смены с территорией, основными правилами и распорядком дня, ключевыми людьми, к которым можно обращаться в течение смены.
Оборудование и материалы: музыкальное оборудование (ноутбук, колонка, микрофон, фонограммы), флагшток, Государственный флаг РФ, маршрутные листы для игры-путешествия по лагерю.
Место проведения: пришкольная площадь при хорошей погоде/ актовый зал при плохой погоде.
Сценарный ход дела:
Предварительная подготовка
Перед стартом смены и общим сбором участников вожатые проверяют внешний вид ребят и напоминают о правилах поведения на торжественной части общего сбора: как исполняют Государственный гимн РФ, как нужно вести себя, когда поднимают Государственный флаг РФ и др., в соответствии с информационной справкой (ссылка на информационную справку
находится в дополнительных материалах).
1. Сбор участников, построение на площади
Может начинаться с фразы «На площадь приглашаются участники смены «Содружество Орлят
России».
Пока отряды собираются на площади, играют орлятские песни (ссылка на песни находится в
дополнительных материалах). Как только отряд