Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 866
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. содержание прокурорского надзора свидетельствует о том, что этот вид государственной деятельности является особым и самостоятельным, поскольку не связан ни с одной ветвью (законодательной, исполнительной, судебной) власти.
Прокуратура осуществляет надзор кроме надзора за соблюдением КРФ и исполнения законов, действующих на территории РФ, также надзор за исполнением Указов Президентата (т.к. это НПА, имеющий силу закона), а также за ратифицированных РФ международных договоров.
Объект прокурорского надзора – совокупность поднадзорных органам прокуратуры органов, учреждений и иных структур, деятельность которых входит в предмет прокурорского надзора.
Субъект прокурорского надзора – совокупность поднадзорных органам прокуратуры должностных и иных лиц, деятельность которых входит в предмет прокурорского надзора.
Содержание надзора составляет деятельность по выявлению фактов нарушений закона и реагированию на них.
Выявление нарушений закона происходит посредством проведения прокурорских проверок, разрешения жалоб, заявления и др. обращений, поступивших в органы прокуратуры РФ, анализа материалов органов контроля и т.д.
Реагирование на выявленные нарушения закона – принятые прокурором меры, направленные на устранение нарушений закона и их профилактику, восстановление нарушенных прав, возмещение причиненного вреда, привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности и т.д.
Предмет прокурорского надзора – надзор за соблюдением КРФ и исполнения законов, действующих на территории РФ, прав и свобод человека и гражданина, законности правовых актов, принимаемых органами и должностными лицами, на которые распространяется надзорная компетенция прокуроров. (Учебник Сухарева А.Я.)
16. СООТНОШЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА КАК ВИДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ, С ИНЫМИ ВИДАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Отличие надзорной деятельности прокуратуры от контрольно-надзорной деятельности многочисленных органов федерального, регионального и муниципального уровней, которые представляют собой преимущественно исполнительную ветвь власти, состоит в том, что обладая, как и последние, административными полномочиями, т. е. правом требовать устранения выявленных нарушений законов и совершать иные обязательные действия, прокурор оперирует только ему присущими предусмотренными федеральным законом правовыми средствами. Прокуроры не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов и оценивают деятельность физических и юридических лиц субъектов и объектов только с позиций ее соответствия закону, поскольку на прокуроров возложены обязанности по обеспечению единства законности (это также является одним из основных принципов осуществления прокурорского надзора).
Прокурорский надзор является более широким по объему, чем любой из видов контроля, поскольку распространяется на множество поднадзорных объектов и субъектов.
Также одно из отличий надзорных полномочий прокурора от полномочий контрольных органов состоит в том, что прокурор не имеет правовой возможности привлечь виновное лицо к ответственности. Он в соотв. с действующим законодательством выявляет нарушения закона и реагирует на них, вынося, к примеру, постановление о возбуждении дела об АП, однако привлечь к ответственности нарушителя он не может, в отличие от контрольных органов.
1. Контролирующие органы могут проверять не только законность, но и целесообразность подконтрольной деятельности; цель прокурорского надзора - контролировать соблюдение законности.
2. Прокуратура осуществляет надзор от имени государства и является организационно независимым органом. Органы контроля в основном входят в состав какого-либо самостоятельного органа государственной власти или же создаются по специальному распоряжению этого органа и осуществляют контроль от его имени или по его поручению.
3. Прокуратура как орган надзора представляет собой единую централизованную систему органов, в то время как органы контроля осуществляют свою деятельность в различных организационных формах, являются многочисленными и не образуют единую систему органов, не имеют единого центра.
4. Прокурорский надзор всегда носит внешний характер. Поднадзорные субъекты не подотчетны и не находятся в субординационных отношениях с органами прокуратуры. Контроль может носить как внешний, так и внутренний характер, а контрольные органы осуществляют управленческие функции в отношении проверяемых субъектов.
5. Отличием надзора от контроля является то, что контроль предполагает наличие административной власти, полномочий по применению административных и иных санкций в отношении нарушителей закона. Так, органы контроля могут непосредственно назначать и проводить ревизии хозяйственно-финансовой деятельности, производственно-технические экспертизы; принимать акты, обязательные для исполнения подконтрольными субъектами, отменять незаконные акты, приостанавливать незаконные распоряжения, пресекать незаконные действия должностных лиц (вплоть до приостановления хозяйственной деятельности), давать оперативные указания по устранению обнаруженных нарушений, то есть фактически вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность; непосредственно привлекать к материальной, административной, финансовой, дисциплинарной и иным видам ответственности.
Прокуроры при осуществлении надзора подобными полномочиями не обладают, они лишь ставят перед соответствующими субъектами или судом вопросы об устранении нарушений закона, их причин и способствующих им условий, наказании виновных лиц. В то же время отдельные полномочия прокуроров в сфере надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства по уголовным делам, при исполнении наказаний носят властно-распорядительный (административный) характер.
6. Контроль в отличие от надзора проводится систематически, носит инициативный характер, проводится главным образом не в связи с поступлением сигналов, жалоб, а по инициативе самих контролирующих органов. Прокурорские же проверки проводятся, во-первых, на основании информации о фактах нарушения закона, прав и свобод граждан; во-вторых, в случаях, когда такие факты требуют принятия мер именно прокурором.
7. В компетенцию прокуратуры входит проверка исполнения законов самими контролирующими органами.
8. В отличие от органов, осуществляющих контроль, прокуратура не обладает полномочиями привлекать к ответственности должностных лиц, не исполняющих правовые акты прокурорского надзора. Такое положение представляется правомерным, поскольку акты прокурорского надзора не обладают юридической силой административных решений. Контролирующие органы, напротив, вправе применять административные и иные санкции за игнорирование своих требований.
9. Надзор прокуратуры в отличие от контроля распространяется на различные сферы общественных отношений (экономических, политических, социальных). Органы, осуществляющие контроль, напротив, специализируются в определенных областях общественных отношений. Специализация контроля обусловливается многообразием и сложностью задач управления, множественностью субъектов, в отношении которых осуществляется контроль.
17. СООТНОШЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА КАК ВИДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ, С ПРОКУРОРСКИМ НАДЗОРОМ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНОЙ
- Как учебная дисциплина прок. надзор – это система знаний, обеспечивающая единство, последовательность изучения и целостность таких составных частей курса, как положения о целях и задачах прокуратуры, основных направлениях ее деятельности, правовом статусе прокуратуры, ее функциях и т.д.
Предмет курса «Прокурорский надзор в РФ» тесно связан такими учебными дисциплинами как теория государства и права, (в котором раскрываются понятия законности, правопорядка); конституционного права, (в котором изложены положения о конституционно-правовых основах организации и деятельности органов прокуратуры РФ); а также с уголовным процессом, гражданским и арбитражным процессами, регулирующими компетенцию прокуроров, участвующих в рассмотрении судами дел. Связан предмет данного курса и с административным правом, (регламентирующим вопросы прокурорского надзора за законностью правовых актов органов государственной власти); семейным, экологическим, трудовым правом и т.д.
Содержание курса определяется программой из 2 частей:
1) Общая – вопросы о сущности, целях и задачах деятельности прокуратуры, ее месте в системе разделения власти, надзорных, организационных и иных функциях прокуратуры. Расматриваются правовые основы всей прокурорской деятельнотси, компетенция прокуратуры, принципы ее организации и деятельности.
2) Особенная – вопросы прокурорской деятельности применительно к ее надзорным и ненадзорным направлениям.
- Прокурорский надзор является особым видом государственной деятельности, осуществляемой от имени Российской Федерации прокурорскими работниками, являющимися государственными служащими РФ.
Содержание надзора составляет деятельность по выявлению фактов нарушений закона и реагированию на них. Выявление и реагирование — комплексные понятия. Выявление нарушений закона возможно путем проведения текущих и периодических проверок, получения объяснений, изучения жалоб, заявлений и других обращений, поступивших в органы прокуратуры РФ, анализа материалов органов контроля и т.д. Реагирование — меры по устранению