Файл: Оглавление Введение Основные понятия и определения тмм.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


торая является начальной в станочном зацеплении колеса с режущим инструментом;

р – шаг по делительной окружности;

h – высота зуба, равная h=ha+hf, где:

ha – высота головки зуба;

hf – высота ножки зуба;

m – модуль зацепления, определяемый из условия:

, т. е. (измеряется в мм).

Величина m стандартизирована, а делительная окружность является окружностью стандартного модуля.

Обычно размеры зубчатого колеса и зубьев выражаются через m.

Так, например: , где - коэффициент высоты головки зуба;

, где - коэффициент радиального зазора;

; ; , где α – угол исходного контура режущего инструмента.

Обычно для стандартных зубчатых колёс: ; ; α=20º.
8.9. Методы нарезания зубчатых колёс
Существует два принципиально различных метода нарезания:

1) метод копирования; 2) метод обкатки.

В первом случае впадина зубчатого колеса фрезеруется на универсальном фрезерном станке фасонными дисковыми или пальцевыми фрезами, профиль которых соответствует профилю впадины (рис. 76). Затем заготовку поворачивают

н а угол 360º/Z и нарезают следующую впадину. При этом используется делительная головка, а также имеются наборы фрез для нарезания колёс с различным модулем и различным числом зубьев. Метод непроизводителен и применяется в мелкосерийном и единичном производстве.


рис. 76

Второй метод обката или огибания может производиться с помощью инструментальной рейки (гребёнки) на зубострогальном станке; долбяком на зубодолбёжном станке или червячной фрезой на зубофрезерном станке. Этот метод высокопроизводителен и применяется в массовом и крупносерийном производстве. Одним и тем же инструментом можно нарезать колёса с различным числом зубьев. Нарезание с помощью инструментальной рейки имитирует реечное зацепление (рис. 77, а), где профиль зуба образуется как огибающая последовательных положений профиля инструмента, угол исходного контура которого α=20º (рис. 77, б). Зацепление между режущим инструментом и нарезаемым колесом называется станочным. В станочном зацеплении начальная окружность всегда совпадает с делительной.

Самым производительным из рассмотренных методов является зубофрезерование с помощью червячных фрез, которые находятся в зацеплении с заготовкой по аналогии с червячной передачей (рис. 77, в).

При нарезании долбяком осуществляется его возвратно поступательное движение при одновременном вращении. Фактически при этом осуществляется зацепление заготовки с инструментальным зубчатым колесом – долбяком (рис. 77, г). Этот метод чаще всего используется при нарезании внутренних зубчатых венцов.



рис. 77

Все рассмотренные методы используются для нарезания цилиндрических колёс как с прямыми, так и с косыми зубьями.
8.10. Корригирование зубчатых колёс
П ри нарезании колёс режущий инструмент можно располагать ближе к заготовке или дальше от неё. Положение инструмента определяется расстоянием между делительной окружностью колеса и так называемой модульной прямой рейки, проходящей через середину высоты зуба режущего инструмента (рис.78). В зависимости от поло-

рис. 78 жения рейки по дели-
тельной окружности может перекатываться без скольжения либо модульная прямая рейки, либо начальная прямая, отстоящая от модульной прямой на величину смещения “b”, которое называется сдвигом или коррекцией, а коэффициент χ (хи), равный χ=b/m, называется коэффициентом смещения инструмента. Если инструмент смещён от нарезаемого колеса, то χ считается положительным (положительная коррекция), а если – к центру колеса, то χ отрицателен (отрицательная коррекция). При χ=0 нарезаемое колесо называется

нормальным (нулевым). Толщина зуба и ширина впадины такого колеса по делительной окружности равны.

При положительной коррекции увеличивается прочность зуба, но уменьшается длина линии зацепления, а следовательно и коэффициент перекрытия . При отрицательной коррекции – обратный эффект, т. е. увеличивается плавность и бесшумность работы передачи, но прочность зуба уменьшается.

Зацепление двух зубчатых колёс характеризуется суммарным коэффициентом коррекции χΣ12, причём возможны три случая:

1) χΣ=0 при χ12=0, когда в зацеплении находятся два нулевых зубчатых колеса (нулевое зацепление);

2) χΣ=0 при χ1=-χ2, когда в зацеплении находятся два корригированных зубчатых колеса, коэффициенты коррекции которых равны по величине и противоположны по знаку (равносмещённое зацепление с высотной коррекцией);

3) χΣ≠0, когда в зацеплении находятся два корригированных колеса, имеющих:

а) χΣ>0 – положительное неравносмещённое зацепление с угловой коррекцией;

б) χΣ<0 - отрицательное неравносмещённое зацепление с угловой коррекцией.

В первых двух случаях (χΣ=0) делительные окружности совпадают с начальными, угол зацепления равен углу исходного контура рейки и межосевое расстояние равно , в отличие от неравносмещённого зацепления, где делительные и начальные окружности не совпадают, , а межосевое расстояние равно: , с учётом того, что

при ; и


; .0>

8.11. Наименьшее число зубьев зубчатых колёс.

Подрезание и заострение зубьев




При нарезании нулевых колёс с малым числом зубьев может возникнуть явление врезания головок зубьев режущего инструмента в ножки зубьев колеса. Это явление называется подрезанием зуба. При этом уменьшается его прочность и увеличивается износ рабочей части зуба (рис. 79). Согласно свойствам эвольвентного зацепления точки контакта зубьев эвольвентного профиля совпадают с линией NP, начиная с точки N (рис. 80), то

рис. 79 есть высота прямолинейной части головки зуба режущего

инструмента (рейки) должна быть меньше отрезка PF, иначе часть головки зуба рейки будет контактировать с заготовкой (нарезать её) не по эвольвенте.



рис. 80

Так как , а , то

и при стандартных значениях ; .

Для исключения подреза при Z<Zmin необходимо сместить инструмент от центра заготовки (положительная коррекция) так, чтобы , т. е.

или с учётом того, что , получим при коэффициент коррек-

ции . Эта величина χ определяет нижний предел коэффициента коррекции.

Если увеличивать коэффициент χ, то толщина зуба Sa у вершины (рис. 79) будет уменьшаться и при некотором χmax наступит заострение зуба (S