Файл: Развитие технического мышления учащихся средствами познавательных задач на уроках технологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Во-первых, это дидактическая игра. По определению
П.И. Пидкасистого, дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов, разных видов человеческой деятельности [11]. Педагогической ценностью дидактической игры является, что в ней обучающая задача выступает не прямо, а маскируется за игровой задачей, поэтому процесс обучения происходит непреднамеренно.

Во-вторых, в процессе внеурочной деятельности часто используются интеллектуальные игры – игры, направленные на усвоение знаний, научных понятий, терминов из определенной области научного знания.

В-третьих, существуют игры, направленные на воспроизведение каких- либо профессиональных ситуаций и действий. Такие игры называются имитационными обучающими играми, или деловыми играми. Данный вид игр также используется во внеурочной деятельности [19].

Таким образом, игра как форма организации уроков технологии включает методы и приемы организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр с четко поставленными целями обучения и соответствующими им педагогическими результатами.

Одной из распространенных в последние годы является такой метод обучения, как метод творческих проектов. Каждый проект обеспечивает реализацию всех направлений развития личности при возможном выделении наиболее важных, актуальных для того или иного направления деятельности. Проектная деятельность имеет ряд преимуществ:

  • в основе метода проектов заложены задачи по формированию универсальных учебных действий, обозначенных в соответствующем разделе

программы школы в соответствии с ФГОС;

  • проектная деятельность позволяет интегрировать различные виды внеурочной деятельности: интеллектуально-познавательную, художественно- творческую, трудовую и др;

  • в процессе выполнения проектов появляется возможность для удовлетворения интересов учащихся, в применении теоретических знаний, приобретении индивидуального и коллективного опыта решения реальных проблем, имеющих личную или социальную значимость.


Таким образом, творческий проект – это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.

В соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса, творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Это меняет не только содержание, но и методы обучения, вырабатывающие у учащихся качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям.

Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности.

Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до представления результата. Что в свою очередь развивает техническое мышление учащихся.

Таким образом, развитие технического мышления, наряду с передачей суммы знаний, решением технических задач и применение активных методов обучения, является одной из основных задач технологического образования. Мышление тесно связано с общеобразовательным процессом и постоянно взаимодействует с ним. Развитость мышления школьников во многом определяет успех в овладении знаниями, расширяет возможности усвоения данного содержания знания. Стиль мышления определяет структуру мыслительных процессов и познавательных операций человека, как систему. Для современного стиля мышления характерно сочетание вероятностно- статистического и системного подходов, принципы обратной связи и

взаимодействия.

Формирование технического стиля мышления невозможно без целенаправленной работы учителя технологии в процессе учебной и учебно- практической деятельности. От него требуется не только планировать объем и структуру учебного материала, но и создавать систему рационального применения умственной (мыслительной) деятельности, без чего невозможно усвоение знаний и формирование технического мышления, как системы.

1.3 Использование познавательных задач на уроках технологии
Познавательная задачаэто такие условия в учебных ситуациях, которые не только побуждают ученика к оперированию известными знаниями в новых ситуациях, но и ведут к открытию новых способов действий с историческим материалом.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта цели и задачи, стоящие перед современным образованием изменились, акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности, на развития личности ребенка.

Ценность современного качества образования не в освоении системы опорных знаний, не в способности воспроизвести их в стандартной ситуации, а в том, чтобы подготовить обучающихся к реальной жизни, умению успешно решать жизненные задачи.

Воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность, и самостоятельность мысли, сформировать любовь к чтению книг, труду, научить школьников отвечать за свое поведение и поступки. Каждый учитель не просто осуществляет простую передачу опыта, учит чему-то, но и одновременно укрепляет веру в свои силы у слабых учеников, не дает остановиться в своем развитии более сильным детям, учит всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность.

Предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. В основу обучения положена системная проектно-творческая деятельность обучающихся, в которой основные акценты смещаются с изготовления поделок и механического овладения приемами работы в сторону сознательного и творческого выбора решения тех или иных задач.

Заинтересованность ученика какой-то работой, темой урока, как и внимание школьника к вопросам учителя, его заданиям и объяснению, только создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности в процессе обучения, но не формирует и не развивает ее.

Таким фактором, оказывающим решающее воздействие на формирование учебных интересов школьника, является его личная творческая, познавательная активность, самостоятельность и пытливость мысли, потребность в самовоспитании и самообразовании.


Развитие личности происходит исключительно при формировании учебной деятельности. Положительный результат в данном случае напрямую зависит от непосредственной активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активного усвоения, овладение способами самоконтроля).

На уроках технологии все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка продукта деятельности и т.д.) предстают перед ребенком в наглядном виде и тем самым становятся более понятными. Каждый урок характеризуется формированием новых творческих способностей.

Чтобы дети начали применять полученные ими ранее знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в предложенной им деятельности. Для этого необходима мотивация, развитие интереса к осуществлению деятельности. Относительно предмета технологии, мотивация к совершению деятельности наступает при непосредственной демонстрации изделия [2].

Основной формой организации обучения образовательной области «Технология» является урок, который характеризуется как логически законченный и целостный этап учебно-воспитательного процесса. Качество урока находится в непосредственной зависимости от цели и содержания урока, а также от методов и организации данного процесса.

В основе курса «Технология» лежит предметно-практическая деятельность, в результате чего наиболее полно и четко усваивается сложная информация, которая в дальнейшем используется при решении учебных и поисково-творческих задач Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов на уроках технологии можно осуществлять именно посредством решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. [6].

На уроках «Технологии», обучающиеся учатся:

  1. Находить необходимую для выполнения работы информацию.

  2. Анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, рисунки, модели).

  3. Сравнивать, характеризовать и оценивать возможность ее использования в собственной деятельности.

  4. Анализировать устройство изделия.

  5. Выполнять моделирование, работать с моделями [54].

Учебно-познавательная задача (УПЗ) – задача на поиск и анализ информации, необходимой для решения учебно-практических задач, то есть задача, обеспечивающая сам процесс научения (формирования понятий и способов предметной и метапредметной деятельности).

Построение познавательной задачи зависит от особенностей изучаемой темы, от уровня