Файл: Анализ содержания организации и руководства игровой деятельности детей дошкольного возраста в режиме дня доо в группах детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 425

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


в) Ручной труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева.Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

Отдельные элементы ручного трудаможно вводить уже в младших группахПри этом участиевзрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании поделок. И хотя активность детейэтого возраста минимальна, но приобщение к такому интересному труду очень полезно. Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка вдруг превращается в куклу, а шарик - в голову смешного клоуна. Это «волшебство» завораживает детей, восхищает и побуждает к собственнойдеятельности. Мотивация труда – сделать подарок другу, маме и др.

Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда дети радуют других людёй, создавая для них подарки. Ручной труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т. п.

Ручной труд




Возраст

Содержание работы

    3-4 года  

Дети помогают воспитателю подклеивать книги, коробки (нама­зывать клейстером, придерживать для лучшего склеивания). Любят рассматривать природный материал (листья, шишки, ка­мушки и пр.);сортировать его по виду, цвету, величине, форме.

    4-5 лет

Вместе с воспитателем дети занимаются ремонтом книг, "коро­бок, атрибутов, игрушек. Сортируют природный материал, раскладывают по коробкам. Учатся тонировать бумагу для рисунков, аппликаций.

    5-7 лет

Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, ко­робок, атрибутов). Пришивают петли к новым полотенцам, халатам, одежде кукол и своей одежде. Сортируют природный материал, подготавливают его к работе. Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий. Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельнос­ти (приготовление папье-маше, обклеивание коробок, вырезание эле­ментов из пластиковых бутылок и пр.).



г) Труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

В младших группах внимание детей привлекают к растениям и животным. Уход за растениями и животными. Опыты с растениями.

Воспитатель организует наблюдения за животными и при этом старается поддерживать интерес малышей. Вместе со взрослым и под его руководством ребенок ухаживает за живыми объектами.

Обязанности детей старшего дошкольного возрастазначительно шире. И это понятно. Ребенок уже больше умеет, больше знает.

Труд детей в природе имеет большое воспитательное значение.

Во-первых, в процессе труда детей формируется бережное и заботливое отношение к природе. Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда.

Во-вторых, труд детей в природе создает благоприятный для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей.В процессе труда дошкольник учится подчинять свою деятельность, свои желания определенным общественным мотивам, понимать, что его труд принесет пользу людям.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют не сложными способами выращивания растений, ухода за животными, научаться наблюдать природу и видеть ее красоту.

Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу.

Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы).

Труд в природе имеет свои особенности. Результатом этого труда может быть материальный продукт(выращенные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.). Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых.



Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результатпосеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.

Ухаживая за животными, выращивая растения, ребенок всегда имеет дело с живыми объектамиПоэтому необходима особая осторожность, бережное отношение, ответственность. Отсутствие этих факторов может привести к гибели живого.

Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.
 

Труд в природе

Возраст

Содержание работы

 3-4 года  

Дети проявляют интерес к жизни растений и животных. Любят помогать взрослым ухаживатьза ними. Учатся поливать растения, сажать лук, сеять крупные семена, поливать грядки, собирать урожай овощей.

    4-5 лет

Любят наблюдать за жизнью растений и животных; проявляют за­боту о них; протестуют против неправильного обращения с ними. Умеют самостоятельно поливать растения, помогают воспитате­лям кормить птиц, животных (насыпать, раскладывать корм в кор­мушки, наполнять поилки). Помогают воспитателям пересаживать комнатные растения, вы­ращивать зелень для корма птиц и животных, наполнять свежей во­дой аквариум, мыть камушки и пр.

    5-7 лет

Любят трудиться вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеять семена, поливать растения, собирать урожай); Учатся очищать, мыть и убирать инвентарь. Любят все живое; с интересом наблюдают за жизнью растений и животных и заботятся о них, протестуют против неправильного обращения с растениями и животными и встают на их защиту. Умеют перекапывать грядки, окучивать, подвязывать, пропалывать растения, обкапывать кусты, поливать, опрыскивать, собирать урожай, выкапывать луковицы и клубни цветов. С помощью взрослого высевают Умеют мыть, нарезать, раскладывать корм для животных, собирают плоды и семена для подкормки птиц, кормят зимующих птиц Следят за чистотой и хранением инвентаря семена, сажают корнеплоды, выращивают и высаживают рассаду; занимаются черенкованием растений, пересадкой из грунта в горшки.

 

1. Содержание педагогической работы по ознакомлению детей с трудом взрослых


В дошкольные годы дети проявляют большой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать. До семи лет они легко овладевают несложными трудовыми умениями по самообслуживанию, поддержанию чисто­ты и порядка, уходу за растениями.

Для создания положительного отношения и привычки к тру­ду важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрос­лых, непосредственное соприкосновение с их трудом.

Но воспитать у детей психологическую готовность к труду возможно только в процессе деятельности. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать примеры поведения взрослых.

Возможны различные пути:

первый путь — это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значе­ния;

второй путь — непосредственная организация (в той мере, в которой позволяют условия детского сада) совместной дея­тельности взрослых и детей.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уваже­ние к труду взрослых, научить ценить его, развить интерес и любовь к труду.

Одновременно решается задача воздействия и на поведение детей — вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых — наблюдения и экскурсии(организованные посещения кухни, кладовой, кабинета врача и т. д. Детям показывают приготов­ление пищи, стирку белья, ремонт и пошив, одежды, уборку, участка, ремонт мебели и игрушек и т. п.) Очень важно отобрать для наблюдений такие виды работ, которые ценны в воспитатель­ном отношении, содержание которых доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать трудовому пове­дению взрослых.

Необходимо по возможности приблизить труд взрослых к детям. Все что возможно с гигиенической и педа­гогической точки зрения, желательно проделывать в присутствии детей. Труд, который систематически и естественно протекает на виду у детей, обычно привлекает их внимание, возбуждает же­лание самим действовать, подражая взрослым.

Сильное влияние на детей, особенно младшего и среднего возраста, оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи и т. п.), а также различные действия меди­цинских работников (сестры, врача). Этот труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личных потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать.


Детям 3-4 лет самим трудно ещё извлечь полезное из примера деятельности окружающих. Взрослый вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда ребенок 3-4 лет имеет возможность сам активно действовать, он получает более точные и полные представления о труде взрослых, начинает им подражать. Например, во время утренней уборки няня поручает детям принести в маленькой лейке воду, протереть листья растений или игрушку и т. д. Няня выступает не просто организатором детского труда, она трудится вместе с детьми, выполняет основную часть работы, более сложные дела. В младшей группе вовлечение, детей в труд взрослого, прежде всего, сказывается на усвоении умений.

Детей старшего возраста уже меньше интересует бытовой труд. Но использовать его необходимо, так как в процессе этого труда фиксируется (при наблюдении и в беседах) внимание де­тей на таких его сторонах, как организованность работы, ответ­ственность, коллективная слаженность и т. п. Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекаю­щий за стенами детского сада.

Труд, характерный для определенной местности, часто про­текающий на виду у детей, составляет ту среду, из которой дети могут постоянно черпать образцы для подражания. В труде часто принимают участие родители и другие близкие детям люди, это усиливает впечатления детей, полученные в детском саду.

При отборе видов труда для совместной деятельности взрос­лых и детей необходимо руководствоваться следующими прин­ципами:

1. Труд должен быть естественным для детей, необходимым, жизненно значимым. Совместная деятельность детей и взрослых может осуществляться в процессе бытового труда, труда в при­роде, в труде по обслуживанию игр и занятий и т.д.

2. Намечая дела для совместного труда взрослого и детей, важно учитывать соответствие работы общепедагогическим принципам и требова­ниям гигиены. Дети не должны выполнять работы, требующей, большой нагрузки, неудобных поз, напряжения зрения, а также очень монотонных, однообразных действий.

3. В труде должна легко и естественно осуществляться совместная деятельность взрослых и детей с известным разделением функций каждого участника. В работе должны быть более сложные или более трудоемкие операции, которые по силам де­тям дошкольного возраста.

При ознакомлении детей с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что, обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают от­рывочные, поверхностные сведения, мало, воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений.