Файл: Анализ содержания организации и руководства игровой деятельности детей дошкольного возраста в режиме дня доо в группах детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 426
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание работы по ознакомлению детей с трудом взрослых | |
Возраст | Содержание работы |
3-4 года | Дети знают, что все люди трудятся. Уважительно относятся к тем, кто работает (заботится о детях, делает вещи, игрушки, мебель и прочие предметы). Знакомятся с предметами ближайшего окружения; бережно относятся к ним; любуются, выделяя ярко выраженные свойства и качества (красивое платье, чашка, ковер и т. д.). Испытывают благодарность к людям, выполняющим нужные для детей дела (няня моет пол). С помощью взрослого устанавливают связь между целью и результатом трудового процесса. («Вот как много грязной посуды в мойке. Надо ее помыть... А теперь, когда няня помыла посуду и она стала чистой, блестящей, красивой, ее можно поставить в шкаф».) В процессе игр и в повседневной жизни подражают взрослым (наводят порядок в кукольном уголке, аккуратно завязывают шарф сверстнику и т. п.) |
4-5 лет | Дети продолжают узнавать о труде людей, о некоторых профессиях. Уважают тех, кто трудится. Понимают цель их труда (няня в детском саду заботится о детях). Уважают труд дворника (не сорят). Стараются помогать взрослым в их повседневном труде. Продолжают знакомиться с предметами ближайшего окружения, их названиями, назначением; материалами, из которых они сделаны; свойствами, качествами, особенностями строения, способами использования, правилами обращения с предметами. Узнают о значимости бытовой техники. Любуются красотой предметов, оригинальностью формы; устанавливают связь между назначением предмета и материалами, из которых он сделан; классифицируют предметы (посуда, мебель). Бережно относятся к окружающим их разнообразным предметам. Имеют представления о структуре трудового процесса. Выделяют цель, трудовые действия и результат. Знают, что цель труда определяет, какие необходимо взять предметы, материалы, инструменты для выполнения трудовых действий и получения результата (чтобы подклеить порвавшуюся коробку, нужно взять бумагу, ножницы, кисточку, клей, вырезать квадратики, намазать клеем и приклеить к уголкам коробки). Стараются научиться выполнять простейшие трудовые операции, чтобы помогать взрослым. Стремятся подражать труду взрослых в сю-жетно-ролевых играх и в повседневной жизни. |
5-7 лет | Дети расширяют представления о разных видах труда (производственного: строительство, сельское хозяйство; непроизводственного: школа, больница, театр); о том, что труд—это деятельность, в результате которой создаются необходимые людям материальные ценности; человек использует в труде созданные им машины и механизмы, облегчающие труд, ускоряющие получение результата, улучшающие качество. Понимают значимость труда людей в непроизводственной сфере (учитель, инженер). Получают обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных профессий. (Как хлеб на нашем столе появился?Кто построил этот дом?) Самостоятельно приобретают знания о труде людей из разных источников (книги, телевидение, рассказы взрослых и т. д.). Знают правила обращения с инструментами и бытовой техникой. Уточняют представления о типичных, видовых, индивидуальных признаках предметов. Узнают об истории кораблестроения, самолетостроения, ракетостроения и пр. Имеют общие представления о труде взрослых (труд—основа жизни и благосостояния каждого человека страны, основа экологической сохранности планеты и развития производства, науки, искусства). Испытывают чувство уважения и благодарности к людям, создающим разнообразные предметы и ценности. Стремятся оказывать помощь взрослым, проявляют заботу о них и внимание к их работе. Имеют представление о структуре трудового процесса, умеют вычленять ее компоненты, выстраивая схему трудового процесса.(Ситуация — пролитый кисель на полу. Цель и мотив (что надо сделать и для чего). Надо протереть пол, чтобы никто не поскользнулся. Отбор средств для работы (что для этого нужно). Надо взять необходимое оборудовани. Результат.Стало чисто.) Переносят знания о труде взрослых, о нормах взаимоотношений людей труда, о культуре труда в сюжетно-ролевые игры и в свой труд |
Ознакомление детей с трудом взрослых направлено на подчеркивание значения труда в жизни людей, его коллективный характер, общественно значимые мотивы.
| Глоссарий | |
| Виды труда дошкольника | самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной труд. |
| Содержание и воспитательное значение труда по самообслуживанию | Содержанием является: приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место. Направленно на обслуживание самого себя, готовность сделать все необходимое без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Формирует самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия. |
| Содержание и воспитательное значение хозяйственно - бытового труда | Содержанием являются: труд по уборке помещения; мытье посуды, стирка и др. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Имеет общественную направленность, а так же может использовать в самообслуживании. |
| Содержание и воспитательное значение труда в природе | Содержанием являются: уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования. |
| Содержание и воспитательное значение ручной и художественный труд | Содержанием являются: изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Направлен на удовлетворение эстетических потребностей дошкольника, способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. |
3. Анализ организации и проведения продуктивных видов детской деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОО.
3.1 Организация продуктивной деятельности детей раннего возраста
Порой даже у опытных педагогов-практиков мы встречаем недопонимание того, каким образом можно развивать изобразительное творчество у детей в 2-3 года. Ведь изобразительное творчество детей – это процесс и результат художественно-творческой деятельности детей в различных областях изобразительное искусства. А в раннем возрасте изобразительная деятельность только выделяется из предметно-орудийной. Малыши лишь открывают для себя функции и способы действий с изобразительным материалом. Но при этом у них велик интерес к познанию предметного мира, и интерес к изобразительной деятельности, в том числе.
Поэтому развитие начал творчества в раннем возрасте, связано, прежде всего, с развитием интереса к продуктивной деятельности. В развитии интереса можно выделить, пожалуй, два направления. Первое направление – это поиск ребенка содержания образа в результате своих действий: какой-то знакомый предмет или явление вдруг обнаруживается в каракулях на бумаге, в комочке смятого пластилина, в видоизмененной кучке кирпичей. Следовательно, работа по развитию начал творчества связана с экспериментированием с содержанием ассоциативного образа, так как это закрепляет понимание ребенком изобразительного смысла его черканий, манипуляций с пластичными материалами и строительным материалом. Это возможно, если при предварительном ознакомлении с предметами и явлениями взрослые называли их словами и представления о них связано с названием, вошедшим в активный словарь малыша. Вторым направлением развития интереса является необычность для ребенка художественных материалов, а также возможность поэкспериментировать с новыми интересными способами рисования. Малыши с удовольствием опускают пальчики в краску и изображают на бумаге разнообразные линии и конфигурации; обрывают салфетки; печатают капустным листом, ватными дисками, проводят линии расческой и т.п. Нетрадиционные техники рисования – это как раз то, что нужно малышам: завораживающий процесс и яркий результат.
Наряду с развитием интереса к продуктивной деятельности развитие творчества тесно связано с эстетическим развитием, со становлением эстетического отношения к окружающему. Исследователи отмечают, что эстетическое отношение к окружающему миру — это духовно-нравственная характеристика гармонично развивающегося человека, реализующая его творческое Я. Это умение видеть красивое в окружающем, уметь различать эстетические категории прекрасного и безобразного, умение оценивать, давать характеристику явлению, объекту на соответствие или несоответствие эстетическому идеалу. Такое отношение, с одной стороны, не является врожденным качеством человека, но с другой, оно предопределено возрастной предпосылкой, заключающейся в обострённой эмоциональной чувствительности ребенка к внешним раздражителям. Таким образом, специально организованное обучение является значимым средством становления эстетического отношения к окружающему миру, а следовательно, определяет реализацию творческого Я. Согласно исследованию И. А. Лыковой, дошкольный возраст обладает возможностью непосредственной заинтересованности оценивающего «Я» в объективной ситуации; неотделимости эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения; объединения впечатлений на основании общего эмоционального тона, что актуально для эстетического отношения.
В связи с вышесказанным, особое значение в становлении эстетического отношения к окружающему раннем возрасте приобретает обучение через чувства. И оно складывается на фоне обострённой эмоциональной чувствительности к воздействию внешних «раздражителей»: света, цвета, звука, ритма — того, что ребёнок непосредственно воспринимает органами чувств и что вызывает в нем потребность к выражению собственного эмоционально-оценочного отношения.
Ниже мы представили картотеку дидактических игр, направленных на эстетическое развитие детей двух-трёх лет, которую разработали педагоги муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка –детский сад № 6» г. Магнитогорска.
Дидактическая игра «Собери букет»
Цель игры: создать условия для развития художественно-эстетического восприятия.
Дидактические задачи. Формировать представление детей раннего возраста о категории «красиво».Упражнять детей группировать предметы по цвету. Формировать навык совместного выполнения задания. Активизировать в словаре детей слова «красиво, красивый, цветок, ваза».
Дидактический материал: магнитное панно с вазами; силуэты цветов в соответствии с цветом ваз на магнитах.
Описание игры. Игра предназначена для детей 2-4 лет. Работа проводится индивидуально или группой детей. Перед ребенком поляна с цветами и панно магнитное с вазами.
Содержание.
Воспитатель предлагает рассмотреть цветочки, несколько раз проговаривая «какие красивые цветочки».
Цветочки красивые, но надо их расставить в вазы правильно, тогда и в комнате будет красиво. Возьмем красный цветок и найду такую же вазу (примеряет силуэт к каждой из вазе). Вот такая же. Как красиво! Женя, скажи: «Как красиво!».
А сейчас, Женя, подберет цветок, чтобы было красиво.
Ребенок собирает букет. Расставляя в вазы цветы, ребенок называет цвет цветка и соотносит с цветом вазы.
В конце игры, воспитатель активизирует детей не только называть цвет, но и восхищаться красотой.
Дидактическая игра «Украсим шторы»
Цель игры: способствовать развитию художественно-эстетического восприятия.
Дидактические задачи. Продолжать работу по формированию представлений детей раннего возраста о категории «красиво».Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей. Формировать навык совместного выполнения задания. Активизировать в словаре детей слова «красиво, красивый».
Дидактический материал: магнитное панно со шторками; силуэты горошков разных цветов.
Описание игры. Игра предназначена для детей 2-3 лет. Работа проводится индивидуально или группой детей.
Содержание.
Воспитатель предлагает рассмотреть окно, на котором висят шторки.
Ребята посмотрите какие у нас красивые шторки, но у них чего-то не хватает. Давайте посмотрим можно ли их украсить. Вика возьми горошки желтого цвета и наклей на шторки, посмотрите «Как красиво!».