Файл: Развитие и новаторство частных образовательных служб в системе дополнительного образования детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Педагогическая технология – это системный набор и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей [7].

По мнению Г. К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять ряду основных методологических требований:

1. Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психолого-дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность включает в себя наличие всех признаков системы: логику процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность.

Управляемость дает возможность диагностировать целеполагание, планирование, проектирование процесса обучения, поэтапную диагностику, варьирование средствами и методами с целью корректировки результатов.

Под эффективностью понимается оптимальность с точки зрения затрат, гарантия достижения определенного уровня подготовки.

Воспроизводимость предполагает возможность использования (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в новаторстве в других подобных учебных заведениях, других предметах [8].

На основе анализа различных определений и описаний сущности педагогической технологии в новаторстве можно принять следующее основное определение: Педагогическая технология – это целостный научно обоснованный проект конкретной педагогической системы от ее теоретического проектирования до реализации в образовательной практике, отражающий их цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия организации. Основные критерии педагогической технологии в новаторстве можно классифицировать, как показано на рисунке 1, по разным основаниям:

  • Здоровые технологии в новаторстве ;

  • Технология проектной деятельности;

  • Научно-исследовательская деятельность в области технологий;

  • Информационно-коммуникационные технологии в новаторстве ;

  • Портфолио-технология дошкольника и воспитателя;

  • Технология «ТРИЗ»;

  • Технология предмета — развивающая среда.

Здоровьесберегающие технологии в новаторстве . Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков ведения здорового образа жизни.


В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от:

1) от вида дошкольного учреждения;

2) продолжительность пребывания в нем детей;

3) из программы, по которой работают преподаватели;

4) специфические условия ПФО;

5) профессиональная компетентность педагога;

6) показатели здоровья детей.

Все здоровьесберегающие технологии в новаторстве можно разделить на 3 группы:

  • Технологии в новаторстве сохранения и стимуляции здоровья;

  • Технологии в новаторстве обучения здоровому образу жизни;

  • Технологии в новаторстве коррекции.

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего, должен быть здоров, обладать валеологическими знаниями, не переутомляться, уметь объективно оценивать преимущества и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

Технологии в новаторстве проектной деятельности. Цель - развитие и обогащение социально-личностного опыта путем включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная в ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Кроме того, сюда входит классификация учебных проектов:

  • "Игра";

  • "Осмотр достопримечательностей";

  • "Повествование";

  • «Конструктивный».

Технология исследовательской деятельности.  Целью исследовательской работы в детском саду является формирование у дошкольников основных компетенций, умения исследовать тип мышления.

В содержание познавательно-исследовательской деятельности входят: эксперименты (экспериментирование), коллекционирование (классификационная работа),  информационно-коммуникационные технологии в новаторстве .

Мир, в котором развивается современный ребенок, в корне отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному образованию как первому звену непрерывного образования: обучению с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет). Несомненно, к компьютерным программам дошкольного образования предъявляются требования



Преимущества компьютера:

  • представление информации на экране компьютера в игровой форме;

  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

  • движение, звук, анимация надолго привлекают внимание ребенка;

  • имеет стимул к познавательной деятельности детей;

  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;

  • в процессе деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

  • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые невозможно увидеть в повседневной жизни.

Технология портфолио дошкольника.  Портфолио – это совокупность личных достижений ребенка в различных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразное развитие ребенка.

Процесс создания портфолио является своеобразной педагогической технологией.

Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов наполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. Технология современного образования нуждается в преподавателе нового типа:

  • творчески мыслить,

  • владение современными технологиями обучения,

  • методы психолого-педагогической диагностики,

  • способы самостоятельного построения педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,

  • возможность предсказать свой конечный результат.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в различных видах деятельности (учебной, учебной, творческой, общественной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и эффективности работы педагога.

Технология «ТРИЗ».  ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которую создал ученый-изобретатель Т.С. Альтшуллер. Основными задачами, которые преследуют ТРИЗ-педагоги, являются: — формирование творческого мышления детей, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к устойчивому решению нестандартных задач.

Типовые задачи в различных сферах деятельности. Метод ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, так как ее девиз – творчество во всем: в постановке вопроса, в способах его решения, в подаче материала. Часто преподаватель уже проводит тризианские занятия, даже не подозревая об этом.


Основная задача использования технологии в новаторстве ТРИЗ в дошкольном возрасте – привить ребенку радость творческих открытий.

Главный критерий в работе с детьми — доходчивость и простота в подаче материала и в постановке сложной, казалось бы, ситуации. Не следует форсировать введение в ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, азартные игры, бытовые ситуации — это та среда, через которую ребенок учится применять решения Триз, проблемы, стоящие перед ним. По мере обнаружения противоречий он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы [9].

Технологии в новаторстве создания предметно-развивающей среды . Среда, в которой находится ребенок, во многом определяет темп и характер его развития и поэтому рассматривается многими педагогами и психологами как фактор развития личности. Среда должна выполнять воспитательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, организаторскую, коммуникативную функции. Но самое главное, она должна работать на развитие самостоятельности и самостоятельной активности ребенка.

Таким образом, внедрение инноваций требует от участников образовательного процесса формирования определенных компетенций. Разработка электронного учебного курса, его образовательного содержания предполагает сформированную «цифровую компетентность» педагога: каждый элемент взаимодействия «дошкольник - контент» должен быть не только четко выстроен, но и технологически развит. Все это требует значительной « подгонки », ориентации на непрерывное образование и самообразование воспитателя, разработку и применение нового технологического инструмента.

Важно не упускать из виду психологическую сторону вопроса: при возникновении трудностей могут проявляться проблемы психологических барьеров, которые могут возникать на каждом этапе внедрения нововведений и приводить к отказу от внедрения нововведений. Поэтому, вступая на этот путь, важно учитывать вопрос профессионального сопровождения процесса внедрения.[5]

Попадание в цифровую среду – неизбежная реальность для нашего времени. Это происходит задолго до осознания личностью своих профессиональных интересов и склонностей.

Несомненно, особую необходимость внедрение образовательных технологий в дошкольных учреждениях приобретает в новых социально-экономических условиях, связанных с модернизацией и технологизацией образовательного пространства, с внедрением государственных образовательных стандартов.


В любом случае главная цель образовательной деятельности как социального явления сегодня не может быть достигнута вне «технологического» поля — той сферы профессионально-педагогической деятельности, которая соответствует современным научным взглядам.

Образовательная программа дополнительного образования детей составляется на основании определенных требований к таким документам. Если придуманные программы не будут соответствовать федеральным программам второго поколения, их не допустят к использованию.

Образовательная программа учреждения дополнительного образования детей может иметь различную направленность, способствующую гармоничному развитию школьников. Помимо профильных учреждений – музыкальных и спортивных школ, хореографических и художественных студий, существуют универсальные центры дополнительного образования. В них детям предлагаются разнообразные кружки и секции, для каждого воспитателя создается персональная программа.

Для него предлагается примерная структура, в которой следует выделить основные разделы:

  • обоснование значимости (пояснительная записка);

  • указание на его отличие от существующих аналогов (уникальность);

  • учебно-тематическое планирование;

  • описание основных разделов программы;

  • описание требований к школьникам;

  • методический набор (для учителя, для детей);

  • Библиографический список с источниками, которые использовались при разработке программы.[41]

Рассмотрим подробнее каждый раздел. При обосновании актуальности материала, выбранного в качестве основы для дополнительного образования, необходимо указать те отличительные черты, которые способствуют развитию личности ребенка.

При сравнении новой методики с теми программами, которые были успешно адаптированы, желательно отметить уникальность, индивидуальность новой разработки.

В связи с введением в современную систему образования новых федеральных образовательных стандартов разработаны определенные правила оформления и содержания учебного планирования не только по классическим предметам, но и по внеурочной деятельности. Помимо названия урока, учитель должен обозначить основные элементы, которые будут обсуждаться на уроке. Также учитель выделяет основные научные понятия, вводимые на каждом отдельном уроке.

При описании разделов программы должно быть указано развернутое содержание темы, выделены ключевые моменты, которые будут считаться максимально разработанными преподавателем.