Файл: маркет. исслед.в скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2480

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К четвертой группе отнесены: видеообслуживание, кинопоказ, пользование аттракционами и персональными компьютерами, спортивными тренажерами, продажа билетов на культурно и спортивные мероприятия.

К пятой группе отнесены все виды библиотечных услуг: фото - и ксерокопирование, составление справок, подбор литературы, обслуживание личных библиотек, переплетные работы и др.

В шестую группу вошли различные мероприятия по культурному обслуживанию граждан и коллективов, семейных торжеств. Сюда же отнесены оформительские работы.

Что-то предлагалось населению и прежде, но полулегально, бессистемно, с малым доходом. Теперь предстоит наладить настоящую производственную деятельность, где без знания маркетинговых технологий просто не обойтись!







2.2 Организации культуры: миссия, функции и задачи



Для начала попытаемся представить действующие в сфере культуры организации во всем их многообразии. Их примерная классификация представлена в таблице 2.

Таблица 2.

п/п

Признак, положенный в основу классификации

Типы и виды организаций

1.

Миссия и цели деятельности организации

Организации, производящие изделия

Организации, производящие услуги

2.

Характер деятельности организации

Коммерческие организации

Некоммерческие организации

3.

По структуре и объему деятельности

Простые организации

Сложные организации

4.

По назначению организаций

Предприятия

Учреждения искусства

Культурно - досуговые учреждения

Учебные заведения

Общественные организации

5.

По месту и роли в общественном опыте

Традиционные организации

Нетрадиционные организации

6.

По условиям работы

Стационарные

Передвижные

7.

По своему статусу

Формальные организации

Неформальные организации

8.

По принадлежности

Государственные, общественные, ведомственные, частные.

9.

По географическому признаку

Сельские, городские, районные, областные (краевые), республиканские.

10.

По обслуживаемому контингенту

Для детей и юношества

Для взрослых

Для смешенного контингента





Миссия организаций культуры, если ее выразить в предельно обобщенном виде, - содействие развитию культуры населения России, духовное возрождение общества, всестороннее развитие личности каждого гражданина страны. Более полное представление о миссии отдельных организаций можно получить, ознакомившись с функциями культуры, как их понимают и трактуют отечественные культурологи, к примеру, Э.Соколов.

Первая функция культуры - освоение и преобразование мира - связана с центральным положением человека во Вселенной как мыслящего, творческого существа, призванного овладевать силами природы и продолжать с помощью данного ему разума процесс направленной эволюции природы. Овладение силами природы оправдано постольку, поскольку ведет к духовному совершенствованию.


Вторая функция культуры - коммуникативная - связана с социальностью человека. Без общения с себе подобными человек не может стать нормальным членом общества. Прогрессирующее развитие духовных, творческих способностей обусловлено обменом мыслями, взаимной стимуляцией духовных усилий в современных поисках истины. Всякий длительный отрыв от общества приводит к духовной деградации.

Третья функция культуры - сигнификативная - обусловлена, с одной стороны, разумностью человека, ослаблением в процессе эволюции инстинктивно-приспособительных форм поведения, а с другой космичностью, всемирностью человечества. Культура вырабатывает запас значений, смыслов, имен, знаков, данностей, из которых можно строить модели видимого и мыслимого мира, стратегии поведения, планы и сценарии развития явлений. Желая понять поведение людей, мы должны изучить их язык, основные категории, которыми они пользуются. Важно, к примеру, глубоко понимать, как трактуются людьми такие понятия, как совесть, честь, достоинство, милосердие, любовь, надежда, вера, профессиональный долг и т.п.

Четвертая функция культуры - накопление и хранение информации заключается в накоплении последней, её систематизации, обработке и хранении. Информационные процессы воздействуют на идеологические процессы, способствуя их стабилизации или разложению. В недавнем прошлом административно - командная система, получив контроль над органами печати, радио, телевидением, не только не смогла установить тотальную диктатуру идеологии, но и сумела произвести настоящее опустошение в культуре. Уродливые идеологические структуры стремились ниспровергнуть общечеловеческие ценности. В них грубо фальсифицировалась история. Весь процесс хранения и передачи информации подчинялся сиюминутным политическим интересам, что обернулось разрушением культурного наследия. Работа с информацией становится сегодня важнейшей функцией общества. Необходимы усилия по сбору, обработке информации, изучению информационных потребностей различных социальных групп населения. Многое здесь могут сделать и организации, функционирующие в сфере культуры и искусства.

Пятая функция культуры - нормативная. Общество нуждается в регулировании поведения людей, координации усилий и поддержания равновесия. Норма есть указание на те “пределы”, “рамки” в которых человек может или должен действовать. Соблюдение норм поддерживает целостность сознания, является критерием человечности в условиях развития рыночных отношений, влияние учреждений культуры на сознание включенных в экономические отношения людей трудно переоценить. Роль норм в общественной жизни поистине многообразна. Они поддерживают устойчивость традиций, институтов и личных взаимоотношений, сплоченность общества, позволяют оценивать поступки, указывают наиболее разумные, проверенные на практике способы деятельности.


Шестая функция культуры состоит в психологической разрядке. Отвлечение значительной части жизненной энергии в сферу духовной, творческой активности, неравномерные или чрезмерные психологические нагрузки могут создавать в психике значительные напряжения. Далеко не всегда существуют условия для свободного удовлетворения желаний, нормального отдыха. Наличие неудовлетворенных потребностей и желаний приводит к возникновению очагов возбуждения, делает психику неустойчивой, предрасположенной к взрыву. Движение и спорт, ритуальные действия, праздники и массовые гуляния, общение с искусством, коллекционирование, разнообразные игры - все это в той или иной мере служит уравновешивающим фактором в повседневном самочувствии и поведении человека. Большими позитивными возможностями обладают в реализации жизненно важной функции психологической разрядки все те же учреждения культуры и искусства, досуга и спорта.

Седьмая - защитно-адаптивная функция культуры обеспечивает поддержание равновесия между человеком и окружающей его средой, поскольку культура способна служить сама по себе надежным средством защиты. Использование огня, одежды, строительство жилищ, а в наше время защита от излучения, химикатов, низких температур и перегрузок - все это средства и способы “привыкания” человека к условиям природы. Они тем надежнее о разнообразнее, чем активнее развивается научно-технический прогресс. Учреждения культуры активно пропагандируют знания из области экологии, медицины и этим помогают делу.

Кроме перечисленных здесь функций культурологи выделяют и другие: гоминизация, социализация, инкультурация, индивидуализация и др. Гоминизация связана с обучением и воспитанием человека, передачей ему совокупного человеческого, общественного опыта.

Социализация - это усвоение формирующейся личностью определенного “минимума” культуры, усвоение основных ролей, овладение языком, вхождение человека в ту или иную социальную группу.

Инкультурация - это приобщение к культуре на глубинном, избирательном уровне, с учетом способностей и особенностей конкретной личности. Индивидуализация же - способствование развитию способностей, талантов, качеств личности, предопределенных природными задатками. Потребность в индивидуальной самореализации важна сегодня, как никогда прежде: само время требует от каждого члена общества максимального раскрытия его дарований, способностей, в том числе в сфере коммерческой, предпринимательской деятельности.

Иногда выделяют и такие функции культуры как рекреативная, связанная с отдыхом и развлечениями, физической культурой, восстановлением сил и энергетических запасов организма и гедонистическая, предполагающая глубокое удовлетворение или даже удовольствие, наслаждение, испытываемое человеком от общения с искусством, миром прекрасного (57; с.13-15).


Как уже было подчеркнуто нами, все названные функции реализуются с одинаковой полнотой во всех без исключения организациях, однако в той или иной мере они свойственны каждой из них.

Особенности отдельных организаций (или их типов) проистекают из их миссий, целей и характера деятельности, способов переработки ресурсов и т.п. Скажем, все организации можно подразделить на производственные организации и организации обслуживания. Но как только мы расчленим, хотя бы и мысленно, все организации на две большие группы, станет ясно: организации обслуживания надо членить, кроме того, на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческие организации обычно именуются фирмами. В условиях развития рыночных отношений появилось немало фирм и в социально-культурной сфере, хотя понятие “фирма” всегда связывалось с хозяйственным, чаще промышленным или торговым предприятием. Не следует забывать, что и в советское время в России было немало фирм, именно такое обобщенное название давалось производственным объединениям однородных или смежных предприятий.

С переходом учреждений социально-культурной сферы на новые условия функционирования здесь произошли существенные изменения. Коснулись они и существования традиционных структур. Появилось множество фирм в сфере туризма, в особенности международного. Созданы (или преобразованы) фирмы-производители технических средств (световое, звуковое, сценическое оборудование, спецэффекты, пиротехнические устройства и т.п.).

Успешно работают в сфере культуры и искусства многочисленные дизайнерские фирмы: повсеместное распространение получили фирмы, занимающиеся звукозаписью и киновидеопроизводством. Фирмами именуют себя и ночные клубы, культурно-развлекательные центры и т.п.

Принято также подразделять организации в сфере культуры на традиционные (театры, кинотеатры, клубы, парки культуры и отдыха, концертные залы и т.п.) и нетрадиционные (малые предприятия, товарищества, фирмы, ассоциации, акционерные общества, кооперативы, консорциумы и т. п.). Понятно, что все эти и другие организации имеют свои отличительные особенности, которые можно представить, лишь ознакомившись с соответствующими нормативными документами: положениями, уставами, правилами, декларациями и т.д. Но, пожалуй, наиболее зримо можно представить себе деятельность той или иной организации только познакомившись с таковой в реальных условиях.

В особенности это относится к нетрадиционным организациям в деятельности, которых есть много своеобразного и непривычного, навеянного, а то и продиктованного жесткими условиями рынка.

Если функции присущи организации в силу ее миссии, характера и природы деятельности, то задачи отражают ту работу, которую необходимо сделать в определенных временных и/ или служебных рамках.


Задача - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее определенные сроки.

Есть и еще одно существенное различие между двумя этими понятиями: функции предписываются какой-либо определенной должности, задачи же ставятся перед конкретными исполнителями, реализующими в своей деятельности те или иные функции. Можно говорить также о функциональных задачах, как конкретных видах работ, предписанных конкретными функциональными обязанностями.

Задачи организаций в сфере культуры могут быть условно разделены на три категории: работа с людьми, работа с предметами и работа с информацией.

Первая группа задач возлагается на руководителей разного уровня. Именно они работают с персоналом организации: занимаются подбором и расстановкой кадров, их обучением и переподготовкой, осуществляют контроль за их деятельностью, стимулируют их труд, координируют их трудовые усилия. На долю руководителей приходится и работа с партнерами и смежниками, общение с посредниками и конкурентами, “выходы” на вышестоящее руководство, осуществление связей с общественностью, с потребителями.

Вторую группу задач выполняют, главным образом, рядовые члены коллектива. Шофер водит служебную машину, киномеханик демонстрирует фильмы, радист обслуживает радиоаппаратуру, столяр ремонтирует мебель, секретарь-референт, не только ведет делопроизводство, но выполняет поручения руководителя, эксплуатируя при этом средства связи, оргтехнику.

Третьей группой задач занимаются творческие работники и служащие организации. Через их руки проходит самая разнообразная информация: политическая, экономическая, правовая, педагогическая, художественная. Область их профессиональной деятельности охватывает бухгалтерский учет, планирование работы, проведение исследований, информацию и рекламу, рецензирование спектаклей, анализ деятельности организации, отчет о работе перед вышестоящим органом и т.п.

Большинство исследователей, характеризуя задачи организаций, обращают внимание на такие аспекты как частота повторения и время на их выполнение. Обе характеристики имеют важное значение.

Младший обслуживающий персонал организации выполняет задачи, характер и содержание которых не требуют от работника высокой квалификации. В работе гардеробщика, вахтера, рабочего сцены, грузчика, уборщика помещений мало что со временем меняется. Здесь нет острой необходимости заботиться о повышении квалификации, переподготовке, овладении инновационными технологиями.

Творческий состав организации находится в ином положении. В работе дирижера, режиссера, балетмейстера, сценариста, художника всякий раз появляется что-то новое, неожиданное, нестандартное. Люди таких профессий находятся в постоянном творческом поиске, выполняемая ими работа требует самоотдачи, увлеченности делом, инновационных подходов.