Файл: маркет. исслед.в скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2473

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Здесь может идти речь об объекте усилий в проведении, каких — либо акций, изменении времени работы, переориентации на определённые категории населения и т.д.

4. Посетитель не ориентирован на данные формы работы, хотя готов пользоваться услугами в рамках существующих типов и структуры учреждений культуры. Преодоление разрыва возможно лишь за счет создания и внедрения новых форм, отвечающих запросам этой группы трудящихся.

5. Посетителей не устраивает ныне существующие учреждения культуры и предлагаемые институционально сложившиеся виды культурной деятельности. Преодолению разрыва содействовало бы создание новых видов и типов социальных институтов культуры.

6. Посетитель не приемлет никаких (или почти никаких) услуг со стороны официально существующих социокультурных институтов. Если исключить из такой гипотетической категории населения лиц, враждебных нашему строю, то речь может идти о людях с очень низким уровнем культурных запросов, спившихся, членов религиозных сект и т. п. Разумеется, в данном случае позиция учреждений культуры резко меняется. Они способны решать такие проблемы лишь во взаимодействии с другими социальными институтами (органами здравоохранения, трудовыми коллективами и т.п.), которым в такой ситуации принадлежит решающая роль.

7. Учреждение культуры информировано о запросах населения, но не в состоянии изменить свою работу в соответствии с этими запросами, то есть прерывается связь в направлении от учреждения к потребителю. Подобная ситуация может иметь двоякий характер:

а) учреждение не располагает материальными, организационными, кадровыми возможностями;

б) не овладело методикой использования знаний о запросах в качестве планообраующего и шире — деятельностнообразующего фактора. В верном случае решение проблемы находится в компетенции вышестоящих органов и организаций. Во втором — она может быть — решена за счет внедрения соответствующих методик.

Проверка гипотезы будет осуществляться путем разработки и внедрения, указанных выше методик.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИСХОДНЫХ ПОНЯТИЙ

В ходе исследования употребляются понятия « учреждения культуры и искусства”, “социокультурные институты”, “учреждения культуно-досуговой сферы”. В рамках нашей работы под первыми мы подразумеваем сложившиеся и наиболее распространенные типы учреждений, к которым относим клубы, библиотеки, театры, кинотеатры, музеи (выставки), филармонии. Более широкое понятие – “учреждения культурно-досуговой сферы”, включающие в себя, помимо названных выше, спортивные центры, туристические организации, игротеки, молодёжные кафе, и прочие организации, которые предполагают прямой контакт с потребителей с функционерами этих учреждений и чаще всего со всеми или с какими-либо контингентами самих посетителей. Иногда для удобства изложения эти два понятия употребляются как равнозначные.


Деятельность учреждений культуры и искусства рассматривается как совокупность осуществляемых ими усилий по представлению культурных услуг населению. В свою очередь, культурные услуги трактуются предельно широко как все виды деятельности учреждений культуры и искусства, непосредственно направленные на осуществление населением культурной деятельности. То есть имеется в виду не только культурное обслуживание в общепринятом смысле слова, но и создание условий, организационных и прочих предпосылок для участия масс в производстве духовных ценностей, культурной самодеятельности и т.п.

Одно из центральных понятий исследования – запросы (культурные запросы) населения. Понятие запросы широко употребляется в официальных документах, публицистике и т.д., но нигде практически не определяется. Даже в словарях русского языка, различного рода справочных изданиях объяснение слова “запрос” связано либо с очень узким, специальным его толкованием, либо выводится непосредственно из соответствующего глагола (запрос – запросить, запрашивать и т.п.).

Запросы также одна из характеристик распределительных отношений. Запросы, в отличие от интересов, не предполагают активности субъекта в удовлетворении потребности, а представляют собой ожидания благ, услуг со стороны этих учреждений и институтов.

Таким образом, в самом первоначальном приближении культурные запросы можно охарактеризовать как ожидания культурных благ и услуг со стороны социокультурных институтов в соответствии с потребностями и интересами данного социального субъекта. Изменение запросов осуществляется посредством деятельностного и вербального поведения людей. Первое фиксируется контактами населения с учреждениями культуры и может быть охарактеризовано через индикаторы широты, интенсивности, содержания, эффекта этих контактов. Второе – посредством анализа информированности, мотивов, оценок, пожеланий людей относительно учреждений культуры.

Понятие “формы и виды культурной деятельности”, употребляемое как однопорядковое с понятием “учреждения культуры и искусства”, рассматривается в качестве обозначения каких—либо относительно устойчивых форм проведения досуга, осуществляемых, как правило, вне учреждений культуры, но и не дома, в быту (городские, районные праздники, гуляния, карнавалы и т. п.).

Для определения сферы действия учреждений культуры и искусства будет использоваться понятие “зона обслуживания”. Оно наиболее применимо по отношению к таким учреждениям культуры, которые выполняют одну и ту же функции и представлены не в единственном числе. Так, зоной обслуживания театра, филармонии, центрального парка является вся территория населенного пункта, а зона о6служивания клуба, кинотеатра, если их несколько в населенном пункте, должна определяться особо. Здесь может быть несколько критериев определения зоны обслуживания:


1. Границы зоны совпадают с границами какого—либо жилого массива, относительно замкнутого и территориально отдаленного от других жилых массивов. Такое положение весьма характерно, например, для многих уральских городов, состоящих из посёлков, концентрируемых вокруг одного предприятия и удаленных от других частей города.

2. Граница определяется не территориальными, а какими—либо другими факторами, ограничивающими возможности посещения, данного учреждения. Например, услугами этого учреждения могут пользоваться лишь люди данной профессии или данной ведомственной принадлежности, возраста, пола (дома актеров, ученых, офицерские клубы, молодёжные кафе и т.п.).

3. Граница может быть определена эмпирически по следующему

критерию: свыше 50% посетителей данного учреждения проживают в

определенной, могущей быть относительно чётко очерченной части.

Объект исследования - взаимоотношения населения РФ в возрасте от 14 лет и старше с учреждениями культурно—досуговой сферы.

Предмет исследования – деятельность учреждений культурно—досуговой сферы по организации обратной связи с населением, по учету и использованию знаний о его культурных запросах.

МЕТОДИКА И ИСНТРУМЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ



Главный результат исследования будет представлен типовыми методиками. Дать их полную характеристику в первоначальном варианте программы не представляется возможным. Предположительно методики выявления запросов населения методом опроса должны состоять из следующих разделов, представляющих собой своеобразные микрометодики:

1. Указания к корректировке анкеты в соответствии с особенностью населённого пункта (наименованию учреждения культуры, зоны обслуживания и т.п.). Образцы анкет опросных листков и других инструментов подобного рода будут приложены к типовой методике.

2. Методика составления выборки.

З. Методика организации процесса опроса, включающая инструкции интервью и т. п.

4. Методика обработки полученных данных.

В большинстве случаев обработка должна вестись централизованно, но пока такие центры действуют не везде, обработка данных, полученных в ходе опроса посетителей учреждений культуры небольших населенных пунктов и посетителей небольших учреждений культуры, может быть осуществлена на местах.

5. Методика интерпретации полученных материалов, которая позволила бы извлечь из них необходимую для данного учреждения (населенного пункта) информацию.

.

Таким образом, кроме общенаучных методов, будут использованы методы опроса, анализа документов, эксперимента и наблюдения.

В качестве инструментов предполагается:

1.Анкеты для населения города (большого, среднего малого), содержащие следующие блоки вопросов (в ходе отработки анкет они могут быть изменены):

социально-демографические данные о личности респондента;


б) вопросы об источниках и степени информированности о деятельности учреждения культуры;

в) вопросы о вербальном и деятельностном отношении к конкретным учреждениям культуры; основания предпочтений;

г) вопросы о гипотетических формах и учреждениях проведения досуга;

д) претензии, пожелания, предложения населения.

2. Анкета жителя районного центра. Приблизительно тот же круг вопросов применительно к набору учреждений культуры райцентра.

3. Анкета посетителя клуба.

Блоки вопросов:

а) социально-демографические данные;

б) вопросы об источниках и степени информированности о работе клуба;

в) вопросы о вербальном и деятельностном отношении к данному клубному учреждению; основания предпочтений;

г) вопросы о возможных услугах данного клубного учреждения;

д) вопросы о реальных и гипотетических формах проведения досуга и участия клуба в их осуществлении;

е)претензии, пожелания, предложения населения.

4. Анкета посетителя парка.

Примерно тот же круг вопросов.

5. Анкета читателя библиотеки.

Блоки вопросов:

а) социально-демографические данные;

б) информированность о данной библиотеке;

в) характеристики пользования—непользования библиотечными услугами;

г) вопросы о возможных услугах со стороны библиотек;

д) претензии, предложения, пожелания в адрес библиотеки..

6. Анкета посетителей музея (выставки).

Приблизительно тот же круг вопросов.

7. Анкета посетителей кинотеатра.

Блоки вопросов:

а) социально-демографические данные;

б) вопросы об источниках и степени информированности о данном кинотеатре;

в) вопросы о посещаемости- непосещаемости кинотеатра;

г) отношение к репертуару и качеству обслуживания;.

д) претензии, пожелания и предложения.

8. Анкета работников учреждений культуры.

Предполагается опросить круг работников, непосредственно отвечающих за организацию связи со зрителем, слушателем и т.п. В том случае, когда в учреждении культуры нет специально предназначенного для этой цели функционера, опрашивается руководитель или администратор данного учреждения. Более точно круг соответствующих лиц будет определен в ходе работы.

Основные блоки вопросов:

а) данные о личности и должностных функциях опрашиваемого;

б) вопросы о механизмах выяснения респондентом запросов обслуживаемого контингента;

в) вопросы, связанные с выяснением мнения респондента о запросах обслуживаемого контингента;

г) предложения и другие суждения опрашиваемых об организации обратной связи между населением и данным учреждением культуры . Проведение опроса по данной анкете позволит выявит некоторые механизмы ныне существующей практики учёта этих запросов.



Для получения более полной картины запросов населения предполагается также создание:

а) карточки покупателя книжного магазина;

б) карточки пользователя услугами пункта проката; спорт— и культинвентаря;


в) карточки клиента бюро путешествий и экскурсий, а также

карточек посетителей отдельных мероприятий:

1.Карточка посетителя клубного мероприятия;

2 Карточка посетителя киносеанса;

3 Карточка посетителя концерта филармонии, концертного зала;

4 Карточка посетителя театрального спектакля;

Структура таких карточек (отдельного мероприятия) однотипна и включает

в себя, как правило:

а} данные о посетителе;

б) оценку мероприятия;

в) мотивацию оценки;

г) сведения об источнике информации;

я) характеристику отношения к данному учреждению культуры. Последние два блока вопросов могут быть опущены.

Для выявления коллективных форм досуга юношества и молодёжи (до 25 лет) , образующих на почве совместных интересов неформальные группы и объединения, предполагается создание анкеты- письма с предварительным выявлением адресов членов этих групп в школах,СПТУ и других учебных заведениях и молодёжных коллективах. Цель данного инструмента — выявление возможностей общественного регулирования со стороны учреждения культуры досугового поведения участников этих групп и объединений.

Для анализа различного рода документов предполагается создание следующих видов инструментов:

1) Схема контент—анализа материалов печати;

Предполагается анализ областной, городской, районной газет по месту проведения исследования за год, предшествующий началу исследовательской работы в этом населенном пункте. Рассматриваются публикации о работе учреждений культуры и искусства в аспекте удовлетворения запросов населения. Единица анализа — упоминание о каких—либо сторонах запросов населения, а именно:

а) пожелания, предложения, претензии по формам работы;,

б) по содержанию работы;

в) по организации работы и качеству обслуживания и т.п.

2. Схема контент-анализа писем, поступающих на местное радио и телевидение. Принципы анализа те же.

З. Схема “спровоцированного” контент-анализа печати. Не претендуя на точность наименования такого рода инструмента, мы имеем в виду следующее: через местную печать поднять вопрос о работе учреждения культуры, предложить читателям высказать свое мнение. Их статьи и письма анализировать далее таким же способом, что и при обычном контент—анализе материалов печати.

4. План—схема анализа документации учреждений культуры, включающий следующие основные вопросы:

а) анализ планов работы учреждений с точки зрения наличия в них

данных о запросах населения;

б) анализ документов о мероприятиях, имеющих целью учет и выявление запросов;

в) изучение книг, отзывов и предложений и других документов, фиксирующих мнение посетителей;

г) беседы с функционерами данного учреждения.

5. План—схема изучения рекламной деятельности учреждения культуры.

Он предполагает анализ следующего круга вопросов: