ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2884
Скачиваний: 4
Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. А социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.
Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность» в отличие от понятия «человек» – социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей – с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние качества, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием.
Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психические свойства организма. Внешние условия – это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что, в свою очередь, приводит к очередному изменению. И так без конца (86; с. 87-88).
На серьезные размышления наводит заключение одной из глав этой книги: « Человек – кузнец своего счастья». Мы еще вернемся к этому изречению в своем месте. К 1996 году относится и выход в свет «Проективной педагогики» В.С. Безруковой. Как и в работе Подласого, в книге В.С. Безруковой даже нет упоминания о воспитании нового человека – строителя коммунизма. Процесс формирования и развития личности выводится автором на проективный уровень. Представляет интерес авторская концепция личностного развития.
Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, его сущности и назначения.
Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.
Природа очень много дала человеку, но породила слабым. Чтобы сделать его сильным, вполне самостоятельным, надо еще много потрудиться. Прежде всего, обеспечить физическое развитие (созревание), т.е. прогрессивные изменения его роста, веса, пропорций тела, накопление мышечной силы и т.д. Взаимосвязано с физическим физиологическое развитие человека. Изменяются функции организма в области деторождения, пищеварения, сердечно-сосудистой и нервной систем. В свою очередь, физическое и физиологическое развитие лежит в основе психического развития как развития духовного. Постоянно усложняются и углубляются процессы отражения человеком действительности: ощущения, восприятие, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации и т.д. Социальное развитие человека есть продолжение психического развития. Оно состоит в постепенном вхождении его в общество – в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, в усвоении своих функций в этих отношениях. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества.
Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. Духовное развитие все более признается сердцевиной, ядром становления личности.
Развитие характеризует движение человеческого организма в единстве его телесных, душевных и духовных начал. В этом конечная цель человеческого бытия на Земле (11, с. 5-6).
Есть в работе В.С. Безруковой и весьма интересный для современного понимания процесса формирования и развития личности подход, суть которого в «самодвижении» личности. Мы вполне разделяем эту точку зрения, сущность которой отражается в рис. 2.
Развитие |
|
Воспитание
Образование
Обучение |
Само
воспитание
Само
Само
обучение
|
Воспитательные отношения |
Рис. 2. Система основных педагогических категорий
А в заключительной части главы обратимся еще раз к довольно интересной работе группы авторов – «Психология и педагогика».
В разделе III названной работы емко и лаконично охарактеризованы системообразующие элементы структуры личности: темперамент, характер, способности, чувства, воля и др.
Вероятно, только в процессе осмысления этих понятий можно составить полное представление о человеке, об индивиде и о личности. Представляется убедительной и современная постановка авторами вопросов о воспитании подрастающих поколений, о факторах и условиях формирования личности современного специалиста, об управлении человеком самим собой.
Развитие любого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает и обогащает. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. В современной педагогической литературе и практике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком смысле.
В широком смысле воспитание включает в себя всю сумму воздействий, весь процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни. В таком понимании воспитание охватывает не только воспитательную работу семьи, школы, вуза, общественных организаций, но и влияние всего жизненного уклада общества, господствующих в нем идей, воздействие литературы, искусства, средств массовой информации. Воспитание в широком смысле этого слова включает в себя также образование и обучение.
В узком смысле воспитание означает формирование мировоззрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие.
Воспитание является двусторонним действием: с одной стороны, деятельность педагога, с другой – деятельность воспитанника (их воздействие друг на друга, взаимовлияние, сотрудничество).
Воспитание может быть действенным, если переходит в самовоспитание, пробуждает собственную активность. Самовоспитание – это деятельность человека с целью совершенствования своих качеств и преодоления недостатков. Сегодня предприятия (особенно частные фирмы) предъявляют высокие требования к своим сотрудникам. Эти сотрудники должны не только знать технологию производства, но и уметь управлять собой и коллективом; они должны обладать хорошим здоровьем и высокой культурой, коммуникативностью, умением строить организационное общение, а также им должно быть свойственно умение владеть собой. Кроме того, предъявляются определенные требования к их физическому, психическому и социальному благополучию. Подобные качества не даны человеку с рождения, они могут и должны быть развиты в процессе получения образования. Именно поэтому управление воспитательным процессом должно быть основано на содружестве, саморазвитии и сотворчестве преподавателя и обучающегося в совместной продуктивной деятельности.
В соответствии с гуманистическими идеалами главной целью учебно-воспитательного процесса должно стать создание предпосылок для самореализации личности (1, с. 141-143).
В последующих главах эти идеи и подходы будут развиты в контексте рассматриваемых нами проблем.
Глава вторая
Маркетинг:
сущность, содержание
и сфера
применения
Продавцы обычно стараются привести лошадь к водопою и заставить её пить.
Ваша задача – заставить лошадь почувствовать жажду.
Гейбриел Сигел
Итак, человек – часть природы. Это действующее существо, открытое миру. Бытие его сложно и по-своему уникально. Ценность человека обусловлена различными аспектами его деятельности. Для него характерны несводимость, непредопреленность, незаменимость, неповторимость и даже неизмеримость.
Развитие человека – довольно сложный процесс, протекающий на протяжении всей его жизни. Он одновременно выступает в двух ипостасях: и как существо биологическое и как существо общественное. В случае, когда человек рассматривается со стороны его общественной сущности, мы имеем дело с личностью. Человека творит цивилизация, личность творит культура. Стало быть, личность – субъект преобразовательной и культурно-исторической деятельности. Отправным моментом для формирования личности выступает индивид – доличностное существо.
Формирующаяся личность, отличающаяся от себе подобных, называется индивидуальностью, т.е. индивидуальность – это личность в её своеобразии. Процесс преобразования индивида в личность зависит от биологической наследственности и окружающей среды, результат же достигается воспитанием. Главное в воспитании создать предпосылки для самореализации личности.
Время спросить: а причем здесь маркетинг и что это вообще за понятие? Подобный вопрос не только уместен, но и совершенно правомерен. Не осознав до конца сущности маркетинга, невозможно наполнить ясным смыслом и конкретным содержанием словосочетание маркетинг личности. Итак, попытаемся разобраться в том, что такое маркетинг и зачем о нем надо знать уважаемому читателю.
Первопричиной зарождения, а затем и повсеместного распространения маркетинга является хорошо знакомое многим из нас состояние, порождаемое отсутствием чего-нибудь необходимого для нормальной жизни. Чем важнее для человека эта «нехватка чего-либо», именуемая в просторечии нуждой, тем быстрее и глубже «погружается» человек в состояние дискомфорта.
Понятно, что нужда нужде – рознь. Если первобытный человек нуждался в пище, убежище и орудиях охоты, то наш современник ощущает дискомфорт из-за отсутствия или недостатка модной одежды, удобной обуви, предметов культурно-бытового обихода, эффективных лечебных препаратов, престижных средств передвижения.
Осознание человеком причин ощущаемого дискомфорта приводит к появлению потребности. Иначе говоря, потребность – это осознанная нужда. Чем выше уровень развития общества, тем более многочисленны и разнообразны потребности его граждан. Это объективно обусловлено тем, что человек, являясь биологической особью, одновременно выступает частичкой какой-либо социальной группы или общественной системы, а, кроме того, взаимодействует с внешней средой – живой и неживой природой. Средства и способы благополучного существования человека в определенном обществе задаются господствующими в обществе законами, моральными нормами, традициями и обычаями, менталитетом и модой. Нетрудно заключить: потребности формируются и развиваются, на том или ином историческом этапе, под влиянием господствующей политической системы, социально-экономических условий, уровня материального благосостояния и культурного развития нации в целом. Не последнюю роль в этом формировании играют и такие факторы, как уровень развития производства, исторически сложившиеся привычки, условия жизни, быта и труда, национальные особенности, климатические условия и т.п.
Авторы, исследующие проблемы формирования и удовлетворения потребностей, пытаются выстроить и обосновать их иерархию. К примеру, встречаются попытки подразделить потребности на индивидуальные и общественные. При этом индивидуальные потребности определяются кругом обязательств, ролью в семье, общением с другими людьми в малых группах, требованием группы к личности и личности к группе, включением в деятельность больших коллективов, принадлежностью к определенному виду общества, принадлежностью к землякам. В свою очередь, общественная потребность – это отражение индивидуальной потребности. Скажем, увлечение молодежи парусным спортом вызывает рост числа спортивных судов. Это, в свою очередь, вызывает увеличение производства материалов, необходимых для изготовления определенного числа парусных судов, рост производства последних на промышленных предприятиях и т.д.
Потребности принято разделять на первичные (жизненные, физиологические) и вторичные (социальные, духовные, культурные). Если первые носят ограниченный характер (продолжительность сна, объем потребляемых продуктов, сексуальная удовлетворенность, утоленная жажда), то вторые и более разнообразны, и более динамичны: по мере удовлетворения одной потребности возникают вторая, третья и т.д. При этом, как правило, наблюдается возвышение потребностей, то есть их качественный рост.
В таблице 1 показана зависимость потребностей от возраста потребителей:
Таблица 1
ГОДЫ |
ВОЗРАСТ |
ИЗМЕНЯЮЩИЕСЯ ПОТРЕБНОСТИ |
0-5 |
Раннее детство |
Детское питание, игрушки, одежда, лекарства |
6-12 |
Позднее детство |
Пища, одежда,
книги, развлечения, |
13-15 |
Раннеподростковый |
Кино, журналы, музыка, специфическая одежда, персональный компьютер, спортинвентарь |
16-18 |
Позднеподростковый |
Завершение
общего образования, путешествия,
сдача на водительские права, развлечения
|
19-24 |
Супружество |
Квартира, автомобиль, мебель, хорошая пища, прием гостей, хобби, развлечения |
25-34 |
Супруги |
Вкусная пища, модная одежда, современная мебель, личная библиотека, поездки за границу |
35-45 |
Средний
|
Обучение и развитие детей, страхование жизни и имущества, дорогие подарки, детские товары |
46-55 |
Предпенсионный |
Забота о детях, обучение их в вузах. Путешествия. Лекарства. Садово-огородные товары |
56-61 |
Пенсионный |
Лечение, медикаменты. Редкие поездки. Чтение. Театр |
В реальной жизни приведенные потребности выглядят, конечно же, куда многообразнее. Читателю достаточно идентифицировать себя в соответствии с собственным возрастом и «прикинуть» содержание собственной «потребительской корзины».