Файл: маркетинг личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2884

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Результат разви­тия – становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характе­ризуется физическим развитием, включающим в себя мор­фологические, биохимические, физиологические изменения. А социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.

Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятель­ность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность» в отличие от понятия «человек» – со­циальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей – с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние качества, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием.

Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психические свойства организма. Внешние условия – это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что, в свою очередь, приводит к очередному изменению. И так без конца (86; с. 87-88).

На серьезные размышления наводит заключение одной из глав этой книги: « Человек – кузнец своего счастья». Мы еще вернемся к этому изречению в своем месте. К 1996 году относится и выход в свет «Проективной педагогики» В.С. Безруковой. Как и в работе Подласого, в книге В.С. Безруковой даже нет упоминания о воспитании нового человека – строителя коммунизма. Процесс формирования и развития личности выводится автором на проективный уровень. Представляет интерес авторская концепция личностного развития.

Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, его сущности и назначения.

Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расши­рение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.

Природа очень много дала человеку, но породила слабым. Чтобы сде­лать его сильным, вполне самостоятельным, надо еще много потрудить­ся. Прежде всего, обеспечить физическое развитие (созревание), т.е. прогрессивные изменения его роста, веса, пропорций тела, накопление мышечной силы и т.д. Взаимосвязано с физическим физиологическое развитие человека. Изменяются функции организма в области деторож­дения, пищеварения, сердечно-сосудистой и нервной систем. В свою очередь, физическое и физиологическое развитие лежит в основе психи­ческого развития как развития духовного. Постоянно усложняются и уг­лубляются процессы отражения человеком действительности: ощуще­ния, восприятие, память, мышление, чувства, воображение, а также бо­лее сложные психические образования: потребности, мотивы деятель­ности, способности, интересы, ценностные ориентации и т.д. Социаль­ное развитие человека есть продолжение психического развития. Оно состоит в постепенном вхождении его в общество – в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профес­сиональные и другие отношения, в усвоении своих функций в этих от­ношениях. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек стано­вится членом общества.


Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности пе­ред настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. Ду­ховное развитие все более признается сердцевиной, ядром становления лич­ности.

Развитие характеризует движение человеческого организма в единстве его телесных, душевных и духовных начал. В этом конечная цель человеческого бытия на Земле (11, с. 5-6).

Есть в работе В.С. Безруковой и весьма интересный для современного понимания процесса формирования и развития личности подход, суть которого в «самодвижении» личности. Мы вполне разделяем эту точку зрения, сущность которой отражается в рис. 2.




Развитие



Воспитание



Образование




Обучение

Само


воспитание



Само

образование


Само

обучение



Воспитательные отношения
















Рис. 2. Система основных педагогических категорий


А в заключительной части главы обратимся еще раз к довольно интересной работе группы авторов – «Психология и педагогика».

В разделе III названной работы емко и лаконично охарактеризованы системообразующие элементы структуры личности: темперамент, характер, способности, чувства, воля и др.

Вероятно, только в процессе осмысления этих понятий можно составить полное представление о человеке, об индивиде и о личности. Представляется убедительной и современная постановка авторами вопросов о воспитании подрастающих поколений, о факторах и условиях формирования личности современного специалиста, об управлении человеком самим собой.

Развитие любого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает и обогащает. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. В современной педагогической литературе и практике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком смысле.

В широком смысле воспитание включает в себя всю сумму воз­действий, весь процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и куль­турной жизни. В таком понимании воспитание охватывает не только воспитательную работу семьи, школы, вуза, общественных орга­низаций, но и влияние всего жизненного уклада общества, гос­подствующих в нем идей, воздействие литературы, искусства, средств массовой информации. Воспитание в широком смысле этого слова включает в себя также образование и обучение.


В узком смысле воспитание означает формирование мировоз­зрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие.

Воспитание является двусторонним действием: с одной стороны, деятельность педагога, с другой – деятельность воспитанника (их воздействие друг на друга, взаимовлияние, сотрудничество).

Воспитание может быть действенным, если переходит в само­воспитание, пробуждает собственную активность. Самовоспита­ние – это деятельность человека с целью совершенствования своих качеств и преодоления недостатков. Сегодня предприятия (особенно частные фирмы) предъявляют высокие требования к своим со­трудникам. Эти сотрудники должны не только знать технологию производства, но и уметь управлять собой и коллективом; они должны обладать хорошим здоровьем и высокой культурой, коммуникативностью, умением строить организационное общение, а также им должно быть свойственно умение владеть собой. Кроме того, предъявляются определенные требования к их физическому, психическому и социальному благополучию. Подобные качества не даны человеку с рождения, они могут и должны быть развиты в процессе получения образования. Именно поэтому управление воспитательным процессом должно быть основано на содруже­стве, саморазвитии и сотворчестве преподавателя и обучающегося в совместной продуктивной деятельности.

В соответствии с гуманистическими идеалами главной целью учебно-воспитательного процесса должно стать создание предпо­сылок для самореализации личности (1, с. 141-143).

В последующих главах эти идеи и подходы будут развиты в контексте рассматриваемых нами проблем.



Глава вторая

Маркетинг:
сущность, содержание
и сфера применения




Продавцы обычно стараются привести лошадь к водопою и заставить её пить.

Ваша задача – заставить лошадь почувствовать жажду.

Гейбриел Сигел


Итак, человек – часть природы. Это действующее существо, открытое миру. Бытие его сложно и по-своему уникально. Ценность человека обусловлена различными аспектами его деятельности. Для него характерны несводимость, непредопреленность, незаменимость, неповторимость и даже неизмеримость.

Развитие человека – довольно сложный процесс, протекающий на протяжении всей его жизни. Он одновременно выступает в двух ипостасях: и как существо биологическое и как существо общественное. В случае, когда человек рассматривается со стороны его общественной сущности, мы имеем дело с личностью. Человека творит цивилизация, личность творит культура. Стало быть, личность – субъект преобразовательной и культурно-исторической деятельности. Отправным моментом для формирования личности выступает индивид – доличностное существо.

Формирующаяся личность, отличающаяся от себе подобных, называется индивидуальностью, т.е. индивидуальность – это личность в её своеобразии. Процесс преобразования индивида в личность зависит от биологической наследственности и окружающей среды, результат же достигается воспитанием. Главное в воспитании создать предпосылки для самореализации личности.

Время спросить: а причем здесь маркетинг и что это вообще за понятие? Подобный вопрос не только уместен, но и совершенно правомерен. Не осознав до конца сущности маркетинга, невозможно наполнить ясным смыслом и конкретным содержанием словосочетание маркетинг личности. Итак, попытаемся разобраться в том, что такое маркетинг и зачем о нем надо знать уважаемому читателю.

Первопричиной зарождения, а затем и повсеместного распространения маркетинга является хорошо знакомое многим из нас состояние, порождаемое отсутствием чего-нибудь необходимого для нормальной жизни. Чем важнее для человека эта «нехватка чего-либо», именуемая в просторечии нуждой, тем быстрее и глубже «погружается» человек в состояние дискомфорта.

Понятно, что нужда нужде – рознь. Если первобытный человек нуждался в пище, убежище и орудиях охоты, то наш современник ощущает дискомфорт из-за отсутствия или недостатка модной одежды, удобной обуви, предметов культурно-бытового обихода, эффективных лечебных препаратов, престижных средств передвижения.

Осознание человеком причин ощущаемого дискомфорта приводит к появлению потребности. Иначе говоря, потребность – это осознанная нужда. Чем выше уровень развития общества, тем более многочисленны и разнообразны потребности его граждан. Это объективно обусловлено тем, что человек, являясь биологической особью, одновременно выступает частичкой какой-либо социальной группы или общественной системы, а, кроме того, взаимодействует с внешней средой – живой и неживой природой. Средства и способы благополучного существования человека в определенном обществе задаются господствующими в обществе законами, моральными нормами, традициями и обычаями, менталитетом и модой. Нетрудно заключить: потребности формируются и развиваются, на том или ином историческом этапе, под влиянием господствующей политической системы, социально-экономических условий, уровня материального благосостояния и культурного развития нации в целом. Не последнюю роль в этом формировании играют и такие факторы, как уровень развития производства, исторически сложившиеся привычки, условия жизни, быта и труда, национальные особенности, климатические условия и т.п.


Авторы, исследующие проблемы формирования и удовлетворения потребностей, пытаются выстроить и обосновать их иерархию. К примеру, встречаются попытки подразделить потребности на индивидуальные и общественные. При этом индивидуальные потребности определяются кругом обязательств, ролью в семье, общением с другими людьми в малых группах, требованием группы к личности и личности к группе, включением в деятельность больших коллективов, принадлежностью к определенному виду общества, принадлежностью к землякам. В свою очередь, общественная потребность – это отражение индивидуальной потребности. Скажем, увлечение молодежи парусным спортом вызывает рост числа спортивных судов. Это, в свою очередь, вызывает увеличение производства материалов, необходимых для изготовления определенного числа парусных судов, рост производства последних на промышленных предприятиях и т.д.

Потребности принято разделять на первичные (жизненные, физиологические) и вторичные (социальные, духовные, культурные). Если первые носят ограниченный характер (продолжительность сна, объем потребляемых продуктов, сексуальная удовлетворенность, утоленная жажда), то вторые и более разнообразны, и более динамичны: по мере удовлетворения одной потребности возникают вторая, третья и т.д. При этом, как правило, наблюдается возвышение потребностей, то есть их качественный рост.

В таблице 1 показана зависимость потребностей от возраста потребителей:

Таблица 1


ГОДЫ

ВОЗРАСТ

ИЗМЕНЯЮЩИЕСЯ ПОТРЕБНОСТИ


0-5


Раннее детство

Детское питание, игрушки, одежда, лекарства


6-12


Позднее детство

Пища, одежда, книги, развлечения,
видеофильмы


13-15


Раннеподростковый

Кино, журналы, музыка, специфическая одежда, персональный компьютер, спортинвентарь


16-18


Позднеподростковый

Завершение общего образования, путешествия, сдача на водительские права, развлечения
в барах и кафе


19-24

Супружество

Квартира, автомобиль, мебель, хорошая пища, прием гостей, хобби, развлечения


25-34


Супруги
без детей

Вкусная пища, модная одежда, современная мебель, личная библиотека, поездки за границу


35-45


Средний
супружеский

Обучение и развитие детей, страхование жизни и имущества, дорогие подарки, детские товары


46-55


Предпенсионный

Забота о детях, обучение их в вузах. Путешествия. Лекарства. Садово-огородные товары


56-61


Пенсионный

Лечение, медикаменты. Редкие поездки. Чтение. Театр



В реальной жизни приведенные потребности выглядят, конечно же, куда многообразнее. Читателю достаточно идентифицировать себя в соответствии с собственным возрастом и «прикинуть» содержание собственной «потребительской корзины».