ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2885
Скачиваний: 4
Социальное – это все то в человеке, что возникло в нем в процессе антропогенеза и истории человечества и возникает в онтогенезе в результате общения с другими людьми; социальное не совпадает полностью с приобретенным в личном опыте, так как не все, что приобретено человеком в процессе его индивидуальной жизни, социально. В то же время человек социален уже в момент своего рождения (113, с. 38-41).
Тридцать пять лет отделяют нас от выхода в свет учебного пособия «Психология личности», подготовленного А.Г. Ковалевым. Но и сегодня его взгляды на структуру и условия формирования личности заслуживают внимательного их рассмотрения. Коротко его понимание, соотношения понятий «человек», «личность», «индивидуальность» выглядит так.
Коренным, или родовым, исходным, понятием должно быть понятие «человек». Человек – это, прежде всего, биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида homo sapiens. В отличие от других животных этот вид наделен сознанием, т. е. способностью познавать как сущность, внешнего мира, так и свою собственную природу, и благодаря этому поступать и действовать разумно.
Человек, как биологический вид, характеризуется специфической телесной организацией, самыми существенными признаками которой являются прямохождение, наличие рук, приспособленных к познанию и труду, большой объем черепа с высокоразвитым мозгом, способным в социальных условиях жизни отражать мир в понятиях и преобразовывать его в соответствии с потребностями, интересами и идеалами.
Человек вместе с тем общественное существо, и это самый существенный его признак. Общественная жизнь человека и процесс труда не только изменили его природную организацию, но и подчинили ее себе. Человек как биологическое существо, оказался вследствие этого наиболее приспособленным к жизни в различных условиях на земле, а теперь даже и в космосе.
Человек – носитель сознания, которое с самого начала является общественным продуктом. Только в обществе и благодаря обществу человек оказывается способным не только познавать и трудиться, но и отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом, соотносить свои желания и состояния с внешними обстоятельствами жизни и разумно действовать.
Понятие «личность» несколько уже, чем понятие «человек». Личность является общественно-исторической категорией, а потому общественная сущность и социальные функции являются главными в её характеристике. Вот почему личность является объектом только общественных наук: истории, философии, социологии, этики, эстетики, психологии личности и т. д.
Личность – это тот же человек, но взятый со стороны его общественной сущности и общественной деятельности. Вот почему при характеристике личности основное внимание уделяется роли личности в истории, её правам и обязанностям, а не природной ее организации. Отсюда понятно, что физиолог исследует человека как организм, социолог и психолог подходят к человеку как к личности.
Индивидуальность не есть что-то над – или сверхличностное. Индивидуальность – это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности в литературе и повседневной жизни, то имеют в виду оригинальность личности. Чаще всего словом «индивидуальность» подчеркивают какую-либо выделяющуюся особенность личности, делающую ее контрастной, не похожей на окружающих. Так, например, обыденность, серость не называют индивидуальностью.
Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной эмоциональной, наконец, в волевой или сразу во всех сферах психической деятельности. Оригинальность интеллекта состоит в умении видеть то, что не замечают другие, в особенности переработки информации, т. е. в умении ставить проблемы и решать их (42, с. 18-20).
Следует признать, что за последние 30-35 лет никаких важных открытий или, как теперь принято говорить «прорывов», в осмыслении рассматриваемых нами понятий не произошло. Вместе с тем нельзя не отметить стремления ряда авторов к более взвешенному и обстоятельному толкованию ряда исходных понятий. Представляет, в частности, интерес трактовка этих понятий авторами книги «Психология и педагогика», вышедшей в 2002-ом году. Вот их позиция.
Реальность, которая описывается понятием «личность», проявляется уже в этимологии этого термина. Слово «личность» (persona) первоначально относилось к актерским маскам (в римском театре маска актера называлась «личина» – лицо, обращенное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово «persona» употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции роли (личность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, личность по первоначальному значению – это определенная социальная роль или функция человека.
Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием «личность» позволит более полно раскрыть последнее.
Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы – к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.
Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное – законам развития общества.
Индивид – это единичный представитель вида homo sapiens. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). При всей многогранности понятия «индивидуальность» оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями «особенность», «неповторимость», сколько с понятиями «целостность», «единство», «самобытность», «авторство», «собственный способ жизни». Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляют такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым её деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим: «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности (1, с. 73-76).
Что касается объемов, рассматриваемых авторами понятий, то в своей работе они выразили их так, как показано на рис. 1.
|
Человек |
|
||
|
Индивид |
|
||
Личность |
||||
Индивидуальность |
||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
Рис. 1. Соотношение
объемов понятий «человек», «индивид»
и «индивидуальность» с понятием
«личность»
На протяжении ряда столетий, начиная с Я.А. Коменского, личность была объектом изучения и предметом исследований многих ученых–педагогов. И за рубежом, и в нашем отечестве создавались трактаты, писались диссертации и монографии, проводились фундаментальные и прикладные исследования. Уж кто-кто, а педагоги-марксисты точно знали, что такое личность, какова ее структура; как её надо формировать и развивать.
В связи с социально-экономическими потрясениями, случившимися в России за последние 20 лет, число столпов педагогической мысли заметно поубавилось. Но что-то всё же за эти годы написано и издано.
В 80-х годах минувшего столетия «законодателем моды» в педагогике по праву считался Ю.К. Бабанский. В вышедшей под его редакцией «Педагогике» раскрываются секреты обучения и воспитания подрастающих поколений в условиях развитого социалистического общества. В качестве руководящей идеи берется утверждение К. Маркса и Ф. Энгельса о том, что развитие индивида обусловлено конкретно-историческими условиями жизни, в которых он, индивид, рассматривается. Согласимся и мы с тем, что развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, и что различные поколения индивидов, вступающие в отношения друг с другом, связаны между собой, что физическое существование позднейших поколений определяется их предшественниками, что эти позднейшие поколения наследуют накопленные предшествовавшими поколениями производительные силы и формы общения, что определяет их собственные взаимоотношения. Словом, мы видим, что происходит развитие и что история отдельного индивида отнюдь не может быть оторвана от истории предшествовавших или современных ему индивидов, а определяется ею» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 440).
По Ю.К. Бабанскому, каждое общество имеет свое представление о том, каким должен быть человек. Воспитание управляет процессом активной деятельности индивида, обусловливающей его психическое развитие. Это психическое развитие совершается в ходе усвоения индивидом социальных отношений, форм и способов деятельности в тех или иных конкретно-исторических условиях общественного развития. Все богатства, накопленные человечеством, все производительные силы и формы общения, существующие в данном обществе на конкретной ступени его развития, овеществлены в орудиях производства, предметах культуры, системе научных понятий, в мировоззрении, в моральном кодексе. Усвоение социальных отношений и норм, управляющих ими, способов действий, системы научных понятий, моральных норм и есть тот процесс, внутри которого только и может происходить развитие личности. Нормы поведения способы действий в процессе активного взаимодействия с окружающей средой творчески преобразуются и, воздействуя в измененной форме, в свою очередь оказывают обратное влияние на развитие индивида – таков процесс развития личности (81; с. 41).
В 1984 году выходит из печати курс лекций ещё одного столпа отечественной (читай: марксистско-ленинской) педагогики – Т.А. Ильиной.
В центре всего содержания книги – идея всестороннего, гармоничного воспитания. Легко догадаться что она начинается с идейно-политического воспитания, результативность которого уважаемый автор видит в глубокой коммунистической идейности советского гражданина, беззаветной преданности КПСС, марксистко-ленинскому учению…
И все-таки отдельные положения «лекций» заслуживают внимательного анализа и критической оценки.
На протяжении всей жизни человека происходит процесс его развития. Человек претерпевает различного рода физические и психические, количественные и качественные изменения. К физическим изменениям относятся рост и развитие костной и мышечной систем, внутренних органов, нервной системы. Психические изменения касаются, прежде всего, умственного развития, формирования психических черт личности и приобретения социальных качеств, нужных для жизни в обществе.
Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним воздействиям относятся, прежде всего, условия материальной жизни общества, окружающая человека естественная и социальная среда и специальная целенаправленная деятельность педагогов по формированию у ребенка качеств, необходимых для его участия в жизни общества, т. е. воспитание.
Эффект внешних влияний и воздействий зависит от тех внутренних сил и процессов, которые определяют индивидуальное реагирование на них каждого развивающегося человека.
Под наследственностью понимается воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями. Наследственность можно понимать и шире, относя сюда все, что человек как биологическое существо получает от родителей при рождении, т. е. всю генетическую программу человека, определяющую его генотип, а также то, что порождено его внутриутробным развитием (врожденные качества).
«Среда» – понятие довольно сложное, так как среда включает в себя все то, что окружает ребенка от рождения до конца жизни, начиная с семьи и ближайшего окружения и кончая средой социальной, т. е. характеризующей то общество, в котором данный человек рождается и которое создает ему условия для развития в воспитания.
Понятие «личность», в отличие от понятия «человек», обозначает социальную характеристику человека, т.е. те его качества, которые формируются под влиянием его общения и установления отношений с другими людьми, обществом в целом (36, с. 37).
Спустя 12 лет, в 1996 году, выходит из печати «Педагогика» И.П. Подласого. В стране уже произошли известные (необратимые!) события. Меняется педагогическая парадигма формирования и развития личности. Вот как эту проблему видит И.П. Подласый.