Файл: маркетинг личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2885

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальное – это все то в человеке, что возникло в нем в процессе антропогенеза и истории человечества и возникает в онтогенезе в результате общения с другими людьми; социальное не совпадает полностью с приобретенным в личном опыте, так как не все, что приобретено человеком в процессе его индивидуальной жизни, социально. В то же время человек социален уже в момент своего рождения (113, с. 38-41).

Тридцать пять лет отделяют нас от выхода в свет учебного пособия «Психология личности», подготовленного А.Г. Ковалевым. Но и сегодня его взгляды на структуру и условия формирования личности заслуживают внимательного их рассмотрения. Коротко его понимание, соотношения понятий «человек», «личность», «индивидуальность» выглядит так.

Коренным, или родовым, исходным, понятием должно быть понятие «человек». Человек – это, прежде всего, биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида homo sapiens. В отличие от других животных этот вид наделен соз­нанием, т. е. способностью познавать как сущность, внешнего ми­ра, так и свою собственную природу, и благодаря этому посту­пать и действовать разумно.

Человек, как биологический вид, характеризуется специфи­ческой телесной организацией, самыми существенными призна­ками которой являются прямохождение, наличие рук, приспо­собленных к познанию и труду, большой объем черепа с высоко­развитым мозгом, способным в социальных условиях жизни отражать мир в понятиях и преобразовывать его в соответствии с потребностями, интересами и идеалами.

Человек вместе с тем общественное существо, и это са­мый существенный его признак. Общественная жизнь человека и процесс труда не только изменили его природную организа­цию, но и подчинили ее себе. Человек как биологическое су­щество, оказался вследствие этого наиболее приспособленным к жизни в различных условиях на земле, а теперь даже и в кос­мосе.

Человек – носитель сознания, которое с самого на­чала является общественным продуктом. Только в обществе и благодаря обществу человек оказывается способным не только познавать и трудиться, но и отдавать себе отчет в том, что про­исходит в нем самом, соотносить свои желания и состояния с внешними обстоятельствами жизни и разумно действовать.

Понятие «личность» несколько уже, чем понятие «человек». Личность является общественно-исторической категорией, а по­тому общественная сущность и социальные функции явля­ются главными в её характеристике. Вот почему личность является объектом только общественных наук: истории, фило­софии, социологии, этики, эстетики, психологии личности и т. д.

Личность – это тот же человек, но взятый со стороны его общественной сущности и общественной деятельности. Вот почему при характеристике личности основное внимание уделяется роли личности в истории, её правам и обязанностям, а не природной ее организации. Отсюда понятно, что физиолог исследует человека как организм, социолог и психолог подходят к человеку как к личности.


Индивидуальность не есть что-то над – или сверхличностное. Индивидуальность – это личность в ее своеобразии. Когда гово­рят об индивидуальности в литературе и повседневной жизни, то имеют в виду оригинальность личности. Чаще всего словом «ин­дивидуальность» подчеркивают какую-либо выделяющуюся осо­бенность личности, делающую ее контрастной, не похожей на ок­ружающих. Так, например, обыденность, серость не называют индивидуальностью.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной эмоциональной, наконец, в волевой или сразу во всех сферах психической деятельности. Оригинальность интеллекта состоит в умении видеть то, что не замечают другие, в особенности пере­работки информации, т. е. в умении ставить проблемы и решать их (42, с. 18-20).

Следует признать, что за последние 30-35 лет никаких важных открытий или, как теперь принято говорить «прорывов», в осмыслении рассматриваемых нами понятий не произошло. Вместе с тем нельзя не отметить стремления ряда авторов к более взвешенному и обстоятельному толкованию ряда исходных понятий. Представляет, в частности, интерес трактовка этих понятий авторами книги «Психология и педагогика», вышедшей в 2002-ом году. Вот их позиция.

Реальность, которая описывается понятием «личность», проявляется уже в этимологии этого термина. Слово «личность» (persona) первоначально относилось к актерским маскам (в рим­ском театре маска актера называлась «личина» – лицо, обращен­ное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово «persona» употреблялось обяза­тельно с указанием определенной социальной функции роли (лич­ность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, лич­ность по первоначальному значению – это определенная соци­альная роль или функция человека.

Наряду с понятием «личность» употребляются термины «че­ловек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти по­нятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием «личность» позво­лит более полно раскрыть последнее.

Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы – к челове­ческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая пре­допределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются при­жизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшеству­ющими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались ло­гическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и раз­личных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек под­чиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное – законам развития общества.


Индивид – это единичный представитель вида homo sapiens. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфо­логическими особенностями (такими, как рост, телесная консти­туция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способ­ностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизио­логической структуры (тип темперамента, физические и психи­ческие особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). При всей многогранности понятия «индивидуальность» оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с поняти­ями «особенность», «неповторимость», сколько с понятиями «целостность», «единство», «самобытность», «авторство», «соб­ственный способ жизни». Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе соци­альных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятель­ного и ответственного поведения в социуме.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляют такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым её деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим: «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности (1, с. 73-76).

Что касается объемов, рассматриваемых авторами понятий, то в своей работе они выразили их так, как показано на рис. 1.







Человек






Индивид




Личность

Индивидуальность
































Рис. 1. Соотношение объемов понятий «человек», «индивид»
и «индивидуальность» с понятием «личность»




На протяжении ряда столетий, начиная с Я.А. Коменского, личность была объектом изучения и предметом исследований многих ученых–педагогов. И за рубежом, и в нашем отечестве создавались трактаты, писались диссертации и монографии, проводились фундаментальные и прикладные исследования. Уж кто-кто, а педагоги-марксисты точно знали, что такое личность, какова ее структура; как её надо формировать и развивать.

В связи с социально-экономическими потрясениями, случившимися в России за последние 20 лет, число столпов педагогической мысли заметно поубавилось. Но что-то всё же за эти годы написано и издано.

В 80-х годах минувшего столетия «законодателем моды» в педагогике по праву считался Ю.К. Бабанский. В вышедшей под его редакцией «Педагогике» раскрываются секреты обучения и воспитания подрастающих поколений в условиях развитого социалистического общества. В качестве руководящей идеи берется утверждение К. Маркса и Ф. Энгельса о том, что развитие индивида обусловлено конкретно-историческими условиями жизни, в которых он, индивид, рассматривается. Согласимся и мы с тем, что развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном об­щении, и что различные поколения индивидов, вступающие в от­ношения друг с другом, связаны между собой, что физическое существование позднейших поколений определяется их предшест­венниками, что эти позднейшие поколения наследуют накопленные предшествовавшими поколениями производительные силы и формы общения, что определяет их собственные взаимоотношения. Сло­вом, мы видим, что происходит развитие и что история отдельного индивида отнюдь не может быть оторвана от истории предшество­вавших или современных ему индивидов, а определяется ею» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 440).

По Ю.К. Бабанскому, каждое общество имеет свое представление о том, каким должен быть человек. Воспита­ние управляет процессом активной деятельности индивида, обусловливающей его психическое развитие. Это психическое разви­тие совершается в ходе усвоения индивидом социальных отно­шений, форм и способов деятельности в тех или иных конкретно-исторических условиях общественного развития. Все богатства, накопленные человечеством, все производительные силы и формы общения, существующие в данном обществе на конкретной сту­пени его развития, овеществлены в орудиях производства, пред­метах культуры, системе научных понятий, в мировоззрении, в моральном кодексе. Усвоение социальных отношений и норм, уп­равляющих ими, способов действий, системы научных понятий, моральных норм и есть тот процесс, внутри которого только и может происходить развитие личности. Нормы поведения способы дей­ствий в процессе активного взаимодействия с окружающей средой творчески преобразуются и, воздействуя в измененной форме, в свою очередь оказывают обратное влияние на развитие индивида – таков процесс развития личности (81; с. 41).


В 1984 году выходит из печати курс лекций ещё одного столпа отечественной (читай: марксистско-ленинской) педагогики – Т.А. Ильиной.

В центре всего содержания книги – идея всестороннего, гармоничного воспитания. Легко догадаться что она начинается с идейно-политического воспитания, результативность которого уважаемый автор видит в глубокой коммунистической идейности советского гражданина, беззаветной преданности КПСС, марксистко-ленинскому учению…

И все-таки отдельные положения «лекций» заслуживают внимательного анализа и критической оценки.

На протяжении всей жизни человека происходит процесс его раз­вития. Человек претерпевает различного рода физические и психи­ческие, количественные и качественные изменения. К физическим изменениям относятся рост и развитие костной и мышечной систем, внутренних органов, нервной системы. Психические изменения касаются, прежде всего, умственного развития, формирования психи­ческих черт личности и приобретения социальных качеств, нужных для жизни в обществе.

Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним воздействиям относятся, прежде всего, условия материальной жизни общества, окружающая человека естественная и социальная среда и специальная целенаправ­ленная деятельность педагогов по формированию у ребенка ка­честв, необходимых для его участия в жизни общества, т. е. вос­питание.

Эффект внешних влияний и воздействий зависит от тех внут­ренних сил и процессов, которые определяют индивидуальное реагирование на них каждого развивающегося человека.

Под наследственностью понимается воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями. Наследственность можно понимать и шире, относя сюда все, что человек как биологическое существо получает от родителей при рождении, т. е. всю генети­ческую программу человека, определяющую его генотип, а также то, что порождено его внутриутробным развитием (врожденные качества).

«Среда» – понятие довольно сложное, так как среда включает в себя все то, что окружает ребенка от рождения до конца жизни, начиная с семьи и ближайшего окружения и кончая средой социальной, т. е. характеризующей то общество, в котором данный человек рождается и которое создает ему условия для развития в воспитания.

Понятие «личность», в отличие от понятия «человек», обозначает социальную характеристику человека, т.е. те его качества, которые формируются под влиянием его общения и установления отношений с другими людьми, обществом в целом (36, с. 37).

Спустя 12 лет, в 1996 году, выходит из печати «Педагогика» И.П. Подласого. В стране уже произошли известные (необратимые!) события. Меняется педагогическая парадигма формирования и развития личности. Вот как эту проблему видит И.П. Подласый.