Файл: Скд Киселева красильников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 9334

Скачиваний: 228

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


138

139

Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

3)старшеклассники;      4)студенты;      5)молодые    специалисты;. 6)лица пожилого возраста, ветераны труда.

  1. Какая из функций преобладает в следующих видах социально-
    культурной деятельности: Организация игрового общения участ­
    ников летнего международного молодежного лагеря труда и отды­
    ха; 2)присутсгвие на лекции, концерте; 3)участие в городском
    конкурсе юных музыкантов-исполнителей.

  2. Перечислите характерные признаки, отличающие понятие «прин­
    цип» от понятия «функции» социально-культурной деятельности.

  3. Каким критериям должна соответствовать научно обоснованная
    социально-культурная политика в масштабах того или иного города,
    региона?

  4. Расставьте по степени значимости следующие приоритетные
    цели социально-культурной политики на уровне города, регио­
    на: а) повышение уровня культурного развития и культурной ак­
    тивности населения; б) возрождение национальных культур этни­
    ческих групп; в) адаптация подростков и молодежи к условиям
    современного рынка; г)снятие социальной напряженности среди
    жителей; д)обеспечение социально-культурных связей между по­
    колениями; е) формирование местного патриотизма, любви к род­
    ному городу, краю; ж) интеграция в межобластные и междуна­
    родные культурные связи; з) сохранение и развитие культурного
    (творческого, научного, спортивного и др.) потенциала города, ре­
    гиона.

  5. Какую роль в известных вам социально-культурных инициативах
    играли и играют те или иные религиозные группы (православные
    христиане, протестанты, иудаисты, исламисты и др.)? Приве­
    дите несколько примеров и проанализируйте их с точки зрения
    целей и принципов социально-культурной деятельности.

  6. Опишите психологические условия активного профессионального
    самоопределения и успешной самореализации человека в одном
    из видов социально-культурной деятельности.

  7. Какую из профессий Вы могли бы выбрать в качестве своей второй
    специальности? Дайте обоснование своего выбора

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности Виды учебной деятельности

Составьте список основных понятий, которые наиболее часто употребляются в практике социально-культурной деятельности. Попы­тайтесь взглянуть на сущность и отличительные особенности каждого из терминов с позиций менеджера, педагога, психолога, культуроло­га, социолога (на выбор).

Пригласите на занятие представителя этнического меньшинства (студента, коллегу) с целью ознакомления с его языковой культурой, проблемами и отношением окружающих к его языку и к культурным традициям и ценностям его народа.

Попытайтесь осмыслить и дать в развернутом виде социально-культурную характеристику таких понятий, как «форум», «книга», «три­умфальная арка», «ремесленник», «военная музыка». Для каждого из них предложите соответствующий исторический и общественный контекст.

Разработайте примерную схему общественных связей одного из объ­ектов социально-культурной сферы (государственного или частного пред­приятия, общественной организации и тд).

С помощью анализа одной из массовых телевизионных публицистических программ попытайтесь определить, нормы и традиции какой культурной группы (возрастной, социальной, профессиональной): а) нашли в ней полное и всестороннее отра­жение; б) отражены поверхностно и частично; в) не нашли отра­жения совсем. Разработайте и предложите две-три стратегии, с по­мощью которых можно было бы включить в содержание передачи культурные интересы отсутствующей группы.

Подготовьте и проведите интервью с человеком, принадлежа­щим, на Ваш взгляд, к какой-либо определенной культурной груп­пе, и по итогам составьте его «портрет». Какие Ваши предпо­ложения о нем подтвердились, а какие - нет? Сделайте вывод о том, что повлияло на формирование его социально-культурного статуса.

Проведите микроисследование уровня культурных интересов и потребностей близкой для Вас молодежной или подростковой ауди­тории с помощью: а) заполнения карты наблюдения за реакцией ау­дитории во время массового мероприятия и анализа результатов; б)проведения рейтинга популярности ведущих молодежных теле­программ, изданий, радиостанций, музыкальных групп, клубов и т.д.



140

141

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

с развернутой аргументацией полученных результатов; в) устного или письменного опроса.

Выберите одну из культурных групп (например, военнослужа­щие, работницы текстильной фабрики, беженцы-переселенцы, сту­денты технического вуза) и разработайте несколько стратегий орга­низации для них клуба или объединения по интересам.

Кратко изложите свою биографию в культурном контексте. По­пробуйте определить, какие факторы культуры и виды Вашего участия в социально-культурной деятельности оказали на Вас наи­большее влияние.

Темы семинарских и практических занятий

Занятие в учебно-творческой лаборатории на тему «Роль соци­альной работы и социальной педагогики в досуговых процессах (содержательные аспекты)».

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

РShape13 аздел II.

СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Многозначность понятия «социально-культурная деятель­ность» обусловлена наличием различных видов общественной практики, в которых она реализуется. Общим, интегрирующим для этих областей общественной практики родовым определением служит понятие «социально-культурная сфера». Структура соци­ально-культурной сферы определяется различными видами соци­ально-культурной деятельности.

Для более точного определения границ, масштабов и наполне­ния понятия «социально-культурная сфера» необходимо соотнести его с целым рядом других адекватных терминов: «непроизводст­венная сфера», «социальная сфера», «отрасль культуры».

В отличие от сферы производственной в различных областях непроизводственной сферы, как правило, не создаются матери­альные ценности, не образуется национальный подход и преобла­дает процесс потребления. В состав непроизводственной сферы включаются: государственное управление, финансы, наука и науч­ное обслуживание, а также обширная совокупность отраслей, име­нуемая социальной сферой.

Являясь составной частью сферы непроизводственной, социальная сфера представляет собой инфраструктуру общественной деятельности, направленной на удовлетворение социальных и духовных потребностей людей. В повседневном обиходе существуют более узкие, но практически оправданные определения социальной сферы: 1) деятельность по оказанию широкого комплекса услуг и социально-бытовому обслуживанию; 2) деятельность по социальной защите, социальному обеспечению и социальной реабилитации отдельных, нуждающихся в такой поддержке, слоев населения; 3) совокупность отдельных социальных страт в рамках того или иного региона.

Понятие социально-культурная сфера входит в структуру со­циальной сферы. Это понятие используется для характеристики

143


142

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

шShape14 ирокой совокупности областей, институтов и служб социальной сферы, в рамках которых осуществляется социально-культурная деятельность. К этой совокупности, удовлетворяющей культурные и информационные потребности населения, относятся культура, досуг, образование, искусство, физическая культура и спорт, здра­воохранение и социально-культурная реабилитация, средства мас­совой информации, туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, природоохранная деятельность и другие.

Многие из таких областей социально-культурной сферы, как досуговая индустрия, образование, туризм, физкультура и спорт, здравоохранение и другие, превратились в отдельную, самостоя­тельную отрасль культуры, являющуюся предметом изучения эко­номических наук. Каждая отрасль культуры обладает присущей ей спецификой характера, содержания и разделения труда, произ­водства определенного продукта, способного формировать и удов­летворять культурные потребности людей.

Поистине крайне сложно охватить все многообразие сфер функционирования и взаимодействия социально-культурных ин­ститутов, выступающих в качестве субъектов жизнеобеспечения, социализации, коммуникации и рекреации. В данном разделе рас­сматриваются лишь некоторые массовые виды общественной практики, наиболее отвечающие духу и сущностным характери­стикам социально-культурной деятельности.

К ним относятся: досуг и досуговая деятельность; образование и карьера; народная художественная культура и творчество; физи­ческая культура и спорт; социальная защита и культурная реаби­литация; межкультурный обмен и сотрудничество (в рамках про­возглашенного ООН Международного десятилетия культуры и мира ненасилия в интересах народов планеты (2001-2010 гг.).

О каждой из этих сфер складывается представление как о про­странстве, в рамках которого различные социальные институты, социальные группы и отдельные лица сохраняют, осваивают, про­изводят и воспроизводят многочисленные виды культурных цен­ностей, используя в этих целях адекватные средства, методы и технологии и вступая в конкретные социальные отношения друг с другом.

144

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

1Shape15 . Досуг и досуговая деятельность

В современной литературе досуг не представлен как целостный объ­ект анализа. Само понятие «досуг» часто толкуется и понимается как от­дых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая дея­тельность, свобода, рекреация и тд.

В основе идеи социально открытой культурной деятельности заложена весьма простая мысль: современная семья, каждый чело­век обретают в сфере досуга совершенно новый уровень потреб­ностей.

В условиях расширения международных контактов в области культуры, творчества, отдыха между многими странами Европы и Америки досуг становится частью цивилизованной жизни, улуч­шает духовное самочувствие нации. Хотя специалисты насчиты­вают более 600 форм и видов досуговых занятий, у значительной части социально-демографических групп населения преобладают определенные стандарты, стереотипы досуговых занятий, досуго-вого поведения.

Опираясь на данные современной науки, можно выделить бо­лее сорока основных, базовых структурных элементов досуга. Сре­ди них спорт, рукотворчество, игра, театр, коллекционирование, музыка, туризм и т.д. Разновидностей же этих элементов, моделей и форм бессчетное количество. А сколько вариантов одной формы? Например, у викторины их около шестидесяти, у конкурса более шестисот, у игры - шестьдесят тысяч.

Для многих подростков, молодых людей, взрослых характерны узкий набор и жесткие временные рамки досуговых занятий.

В современной социально-культурной ситуации досуг пред­стает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей — в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. С этих позиций и фор­мируется «внешний» социальный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуговых программ, центров и зон досуга.

В настоящее время происходит существенная переоценка зна­чения досуга как социально-культурной категории в жизни обще­ства. Выполнявший в течение многих лет роль придатка производ-

145


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ственной сферы досуг становится все более широкой сферой соци­ально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества.

В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени (его части), как синоним нерабочей (свободной) деятель­ности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент. Внутри указанных значений существуют различные научные де­финиции, в наибольшей степени это относится ко второму значе­нию, поскольку досуг как деятельность обладает обширной типо­логией.

Необходимо, на наш взгляд, прежде всего уточнить содержа­тельную сторону понятия «досуг» и на этой основе выстраивать соответствующую цепочку подходов, методик и критериев оцен­ки, без которых не мыслится создание любого полноценного соци­ально-культурного проекта.

Существенным представляется вопрос о пропорциях, соотно­шении между специфическим назначением досуга как социально-культурного явления и тем содержанием, которое привносится в досуг на разных исторических этапах государственными и обще­ственными структурами. Категория содержания досуга при всей ее многомерности и инвариантности всегда сохраняет свою изна­чальную заданность, целевой характер и адекватность назначению досуга.

Как западные, так и отечественные исследователи обращаются к проблемам массовой культуры, досуга и его цивилизованных форм, досуговых ценностей, досуговой миграции населения, биз­неса и культуры.

По их мнению, рассматривать досуг можно лишь в контексте исторических и социальных наук. При этом выдвигается интерес­ная задача: поставить в центр научных исследований досуга усло­вия, в которых осуществляется досуговая деятельность людей. За­кономерен подход к анализу, например, понятия «индустрия досу­га», вбирающего в себя и условия досуговой деятельности, и уро­вень материально-технической базы, и финансово-организационные средства, и товары и услуги, производимые и поставляемые сферой досуга.

146

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

УShape16 ченых в одинаковой мере волнует социальное неравенство различных социально-демографических групп в культурно-досуговой сфере: детей, подростков, престарелых, женщин, лиц с ограниченными физическими и умственными возможностями.

Многие определения, составляющие понятийный аппарат до­суга как отрасли научного знания, начали разрабатываться только в последние 10-15 лет. Это относится к понятиям «досуговая дея­тельность», «социально-культурная деятельность», «социальные институты», «социализация личности», «социальная педагогика», «индустрия досуга», «чистый досуг», «полудосуг» и др.

Исходя из природы досуга ученые рассматривают и его спе­цифические дефиниции. С 50-60-х годов досуг характеризуется как часть времени, свободного от обычной или сверхурочной ра­боты, а также от времени, затраченного на поездку на работу и другие действия, осуществляемые за пределами деятельности, на­правленной на заработки: удовлетворение личных потребностей в еде, сон, забота о здоровье и внешности, а также многочисленные семейные, социальные, гражданские и религиозные обязанности, которые человек выполняет в свое свободное время.

В настоящее время большинство ученых не разделяют, а, на­оборот, более полно идентифицирует понятия «досуг» и «свобод­ное время». Практически они слились.

Время человека, занятого общественно организованной произ­водственной, учебной или иной аналогичной по характеру дея­тельностью, складывается из двух частей: рабочего (или учебного) и внерабочего (или внеучебного) времени.

В свою очередь, внерабочее время состоит из: а) вспомога­тельного времени, связанного с производственной или учебной занятостью (например, затратами времени на дорогу, на подготов­ку домашних заданий и т.д.); б) бытового времени в городе и селе, которое отводится на покупки в магазинах, приготовление пищи, уборку помещения, уход за детьми и т.д.: в) времени, затрачивае­мого на удовлетворение физиологических потребностей: сон, при­ем пищи, гимнастика, прогулки, пассивный отдых и др.; г) собст­венно свободного времени, предполагающего свободный выбор человеком варианта своего досугового поведения или досуговой деятельности с учетом своих склонностей, материальных возмож­ностей, физического состояния, духовных потребностей.

147


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Являясь основной сферой социально-культурной деятельности людей, досуг предстает как та часть общего бюджета времени че­ловека, которая остается после вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических по­требностей (сон, питание и т.д.) и реализацию неотложных домаш­них, семейных обязанностей.

Международной энциклопедией социальных наук досуг трак­туется как результат свободного выбора.

Досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Но досуговая деятельность, как и любая другая, подчиня­ется закону физической и социальной необходимости. Досуг - не­обходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого чело­века. Поэтому досуг всегда предстает перед нами в контексте реа­лизации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазви­тием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и т.п. Это не означает, что досуг - это синоним понятия «свобода», и было бы неправильно заявить, что обязанности не играют ника­кой роли в досуге. Хотя досуг включает свободу от определенного круга обязанностей, тем не менее, подобно другим социальным явлениям, он подвержен воздействию социальных сил.

Поскольку досуг идентифицируется с действием, активностью, он зависит от социальных отношений, а отсюда - и от межлично­стных обязательств, таких, например, как контракты и даже дого­воренности.

Досуг может содержать в себе и предъявлять человеку опреде­ленные требования, которые вменяются в обязанности любой со­циально-культурной общности - от спортивных команд до кино­обществ - с целью реализации своих досуговых потребностей.

Досуг в его семейном контексте неотделим от множества про­блем, которые сопровождают развитие современной семьи — ди­намики демографических характеристик семьи, ее социально-экономического положения и адаптации к новым экономическим условиям, содержания и направленности семейной политики. Можно с уверенностью утверждать, что досуг в известном смысле строит семью, семейную жизнь. Реализация этой жизнестроитель-ной концепции в сфере досуга имеет огромное социальное значе­ние. Если досуг не способствует нормальному воспроизводству населения, воспитанию детей, продолжению традиций, семья не

148

РазделЛ. Сферы реализации социально-культурной деятельности

сShape17 может нормально функционировать в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации.

В современной отечественной и зарубежной науке термины «досуг» и «рекреация» фигурируют как родственные ключевые понятия. Слово «досуг» очень часто употребляется в самых раз­личных смыслах: отдых, развлечение, удовольствие, игра, свобод­ное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д.

Наиболее адекватной является трактовка досуга как временной категории, как свободного времени человека. Что касается рекреа­ции, то этот термин представляет собой совокупность следующих этимологических значений: отдых и восстановление. Таким обра­зом, подразумевается, что рекреация, рекреационная деятельность, осуществляется в рамках досуга, свободного времени. Чтобы уточнить сущность досуга как временной категории, обратимся к самому понятию «время». В философии оно определяется как ве­личина, которой свойственны однородность, одномерность, упо­рядоченность, непрерывность, однонаправленность, необрати­мость. Среди разновидностей времени (физического, химического, биологического, социального) высшей формой является социаль­ное время, которое включает в себя рабочее, нерабочее и - в рам­ках последнего - свободное время.

Рабочее время рассматривается как время общественно необ­ходимого производства материальных и духовных благ в процессе труда. Нерабочее время включает затраты времени, связанные с работой на производстве (передвижение к месту работы и обратно, затраты времени на предприятиях, не входящие в состав оплачи­ваемого рабочего времени, и др.), на домашний труд и самообслу­живание, удовлетворение физиологических потребностей.

Свободное время представляет собой «часть внерабочего вре­мени (в границах суток, недели, года), остающегося у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необ­ходимых затрат»1, в частности на сон, уход за детьми, занятия до­машним хозяйством, бытовые заботы.

Отсюда следует, что досуг как свободное время выступает в качестве определенного временного отрезка для осуществления той или иной рек­реационной, восстановительной деятельности.

'Shape18 БСЭ. - Т. 23. - М, 1976. - С. 87.

149