ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2021
Просмотров: 9334
Скачиваний: 228
138
139
Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
3)старшеклассники; 4)студенты; 5)молодые специалисты;. 6)лица пожилого возраста, ветераны труда.
-
Какая из функций преобладает в следующих видах социально-
культурной деятельности: Организация игрового общения участ
ников летнего международного молодежного лагеря труда и отды
ха; 2)присутсгвие на лекции, концерте; 3)участие в городском
конкурсе юных музыкантов-исполнителей. -
Перечислите характерные признаки, отличающие понятие «прин
цип» от понятия «функции» социально-культурной деятельности. -
Каким критериям должна соответствовать научно обоснованная
социально-культурная политика в масштабах того или иного города,
региона? -
Расставьте по степени значимости следующие приоритетные
цели социально-культурной политики на уровне города, регио
на: а) повышение уровня культурного развития и культурной ак
тивности населения; б) возрождение национальных культур этни
ческих групп; в) адаптация подростков и молодежи к условиям
современного рынка; г)снятие социальной напряженности среди
жителей; д)обеспечение социально-культурных связей между по
колениями; е) формирование местного патриотизма, любви к род
ному городу, краю; ж) интеграция в межобластные и междуна
родные культурные связи; з) сохранение и развитие культурного
(творческого, научного, спортивного и др.) потенциала города, ре
гиона. -
Какую роль в известных вам социально-культурных инициативах
играли и играют те или иные религиозные группы (православные
христиане, протестанты, иудаисты, исламисты и др.)? Приве
дите несколько примеров и проанализируйте их с точки зрения
целей и принципов социально-культурной деятельности. -
Опишите психологические условия активного профессионального
самоопределения и успешной самореализации человека в одном
из видов социально-культурной деятельности. -
Какую из профессий Вы могли бы выбрать в качестве своей второй
специальности? Дайте обоснование своего выбора
Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности Виды учебной деятельности
Составьте список основных понятий, которые наиболее часто употребляются в практике социально-культурной деятельности. Попытайтесь взглянуть на сущность и отличительные особенности каждого из терминов с позиций менеджера, педагога, психолога, культуролога, социолога (на выбор).
Пригласите на занятие представителя этнического меньшинства (студента, коллегу) с целью ознакомления с его языковой культурой, проблемами и отношением окружающих к его языку и к культурным традициям и ценностям его народа.
Попытайтесь осмыслить и дать в развернутом виде социально-культурную характеристику таких понятий, как «форум», «книга», «триумфальная арка», «ремесленник», «военная музыка». Для каждого из них предложите соответствующий исторический и общественный контекст.
Разработайте примерную схему общественных связей одного из объектов социально-культурной сферы (государственного или частного предприятия, общественной организации и тд).
С помощью анализа одной из массовых телевизионных публицистических программ попытайтесь определить, нормы и традиции какой культурной группы (возрастной, социальной, профессиональной): а) нашли в ней полное и всестороннее отражение; б) отражены поверхностно и частично; в) не нашли отражения совсем. Разработайте и предложите две-три стратегии, с помощью которых можно было бы включить в содержание передачи культурные интересы отсутствующей группы.
Подготовьте и проведите интервью с человеком, принадлежащим, на Ваш взгляд, к какой-либо определенной культурной группе, и по итогам составьте его «портрет». Какие Ваши предположения о нем подтвердились, а какие - нет? Сделайте вывод о том, что повлияло на формирование его социально-культурного статуса.
Проведите микроисследование уровня культурных интересов и потребностей близкой для Вас молодежной или подростковой аудитории с помощью: а) заполнения карты наблюдения за реакцией аудитории во время массового мероприятия и анализа результатов; б)проведения рейтинга популярности ведущих молодежных телепрограмм, изданий, радиостанций, музыкальных групп, клубов и т.д.
140
141
ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
с развернутой аргументацией полученных результатов; в) устного или письменного опроса.
Выберите одну из культурных групп (например, военнослужащие, работницы текстильной фабрики, беженцы-переселенцы, студенты технического вуза) и разработайте несколько стратегий организации для них клуба или объединения по интересам.
Кратко изложите свою биографию в культурном контексте. Попробуйте определить, какие факторы культуры и виды Вашего участия в социально-культурной деятельности оказали на Вас наибольшее влияние.
Темы семинарских и практических занятий
Занятие в учебно-творческой лаборатории на тему «Роль социальной работы и социальной педагогики в досуговых процессах (содержательные аспекты)».
Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
Р аздел II.
СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Многозначность понятия «социально-культурная деятельность» обусловлена наличием различных видов общественной практики, в которых она реализуется. Общим, интегрирующим для этих областей общественной практики родовым определением служит понятие «социально-культурная сфера». Структура социально-культурной сферы определяется различными видами социально-культурной деятельности.
Для более точного определения границ, масштабов и наполнения понятия «социально-культурная сфера» необходимо соотнести его с целым рядом других адекватных терминов: «непроизводственная сфера», «социальная сфера», «отрасль культуры».
В отличие от сферы производственной в различных областях непроизводственной сферы, как правило, не создаются материальные ценности, не образуется национальный подход и преобладает процесс потребления. В состав непроизводственной сферы включаются: государственное управление, финансы, наука и научное обслуживание, а также обширная совокупность отраслей, именуемая социальной сферой.
Являясь составной частью сферы непроизводственной, социальная сфера представляет собой инфраструктуру общественной деятельности, направленной на удовлетворение социальных и духовных потребностей людей. В повседневном обиходе существуют более узкие, но практически оправданные определения социальной сферы: 1) деятельность по оказанию широкого комплекса услуг и социально-бытовому обслуживанию; 2) деятельность по социальной защите, социальному обеспечению и социальной реабилитации отдельных, нуждающихся в такой поддержке, слоев населения; 3) совокупность отдельных социальных страт в рамках того или иного региона.
Понятие социально-культурная сфера входит в структуру социальной сферы. Это понятие используется для характеристики
143
142
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
ш ирокой совокупности областей, институтов и служб социальной сферы, в рамках которых осуществляется социально-культурная деятельность. К этой совокупности, удовлетворяющей культурные и информационные потребности населения, относятся культура, досуг, образование, искусство, физическая культура и спорт, здравоохранение и социально-культурная реабилитация, средства массовой информации, туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, природоохранная деятельность и другие.
Многие из таких областей социально-культурной сферы, как досуговая индустрия, образование, туризм, физкультура и спорт, здравоохранение и другие, превратились в отдельную, самостоятельную отрасль культуры, являющуюся предметом изучения экономических наук. Каждая отрасль культуры обладает присущей ей спецификой характера, содержания и разделения труда, производства определенного продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей.
Поистине крайне сложно охватить все многообразие сфер функционирования и взаимодействия социально-культурных институтов, выступающих в качестве субъектов жизнеобеспечения, социализации, коммуникации и рекреации. В данном разделе рассматриваются лишь некоторые массовые виды общественной практики, наиболее отвечающие духу и сущностным характеристикам социально-культурной деятельности.
К ним относятся: досуг и досуговая деятельность; образование и карьера; народная художественная культура и творчество; физическая культура и спорт; социальная защита и культурная реабилитация; межкультурный обмен и сотрудничество (в рамках провозглашенного ООН Международного десятилетия культуры и мира ненасилия в интересах народов планеты (2001-2010 гг.).
О каждой из этих сфер складывается представление как о пространстве, в рамках которого различные социальные институты, социальные группы и отдельные лица сохраняют, осваивают, производят и воспроизводят многочисленные виды культурных ценностей, используя в этих целях адекватные средства, методы и технологии и вступая в конкретные социальные отношения друг с другом.
144
Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
1 . Досуг и досуговая деятельность
В современной литературе досуг не представлен как целостный объект анализа. Само понятие «досуг» часто толкуется и понимается как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и тд.
В основе идеи социально открытой культурной деятельности заложена весьма простая мысль: современная семья, каждый человек обретают в сфере досуга совершенно новый уровень потребностей.
В условиях расширения международных контактов в области культуры, творчества, отдыха между многими странами Европы и Америки досуг становится частью цивилизованной жизни, улучшает духовное самочувствие нации. Хотя специалисты насчитывают более 600 форм и видов досуговых занятий, у значительной части социально-демографических групп населения преобладают определенные стандарты, стереотипы досуговых занятий, досуго-вого поведения.
Опираясь на данные современной науки, можно выделить более сорока основных, базовых структурных элементов досуга. Среди них спорт, рукотворчество, игра, театр, коллекционирование, музыка, туризм и т.д. Разновидностей же этих элементов, моделей и форм бессчетное количество. А сколько вариантов одной формы? Например, у викторины их около шестидесяти, у конкурса более шестисот, у игры - шестьдесят тысяч.
Для многих подростков, молодых людей, взрослых характерны узкий набор и жесткие временные рамки досуговых занятий.
В современной социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей — в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. С этих позиций и формируется «внешний» социальный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуговых программ, центров и зон досуга.
В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества. Выполнявший в течение многих лет роль придатка производ-
145
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
ственной сферы досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества.
В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени (его части), как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент. Внутри указанных значений существуют различные научные дефиниции, в наибольшей степени это относится ко второму значению, поскольку досуг как деятельность обладает обширной типологией.
Необходимо, на наш взгляд, прежде всего уточнить содержательную сторону понятия «досуг» и на этой основе выстраивать соответствующую цепочку подходов, методик и критериев оценки, без которых не мыслится создание любого полноценного социально-культурного проекта.
Существенным представляется вопрос о пропорциях, соотношении между специфическим назначением досуга как социально-культурного явления и тем содержанием, которое привносится в досуг на разных исторических этапах государственными и общественными структурами. Категория содержания досуга при всей ее многомерности и инвариантности всегда сохраняет свою изначальную заданность, целевой характер и адекватность назначению досуга.
Как западные, так и отечественные исследователи обращаются к проблемам массовой культуры, досуга и его цивилизованных форм, досуговых ценностей, досуговой миграции населения, бизнеса и культуры.
По их мнению, рассматривать досуг можно лишь в контексте исторических и социальных наук. При этом выдвигается интересная задача: поставить в центр научных исследований досуга условия, в которых осуществляется досуговая деятельность людей. Закономерен подход к анализу, например, понятия «индустрия досуга», вбирающего в себя и условия досуговой деятельности, и уровень материально-технической базы, и финансово-организационные средства, и товары и услуги, производимые и поставляемые сферой досуга.
146
Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
У ченых в одинаковой мере волнует социальное неравенство различных социально-демографических групп в культурно-досуговой сфере: детей, подростков, престарелых, женщин, лиц с ограниченными физическими и умственными возможностями.
Многие определения, составляющие понятийный аппарат досуга как отрасли научного знания, начали разрабатываться только в последние 10-15 лет. Это относится к понятиям «досуговая деятельность», «социально-культурная деятельность», «социальные институты», «социализация личности», «социальная педагогика», «индустрия досуга», «чистый досуг», «полудосуг» и др.
Исходя из природы досуга ученые рассматривают и его специфические дефиниции. С 50-60-х годов досуг характеризуется как часть времени, свободного от обычной или сверхурочной работы, а также от времени, затраченного на поездку на работу и другие действия, осуществляемые за пределами деятельности, направленной на заработки: удовлетворение личных потребностей в еде, сон, забота о здоровье и внешности, а также многочисленные семейные, социальные, гражданские и религиозные обязанности, которые человек выполняет в свое свободное время.
В настоящее время большинство ученых не разделяют, а, наоборот, более полно идентифицирует понятия «досуг» и «свободное время». Практически они слились.
Время человека, занятого общественно организованной производственной, учебной или иной аналогичной по характеру деятельностью, складывается из двух частей: рабочего (или учебного) и внерабочего (или внеучебного) времени.
В свою очередь, внерабочее время состоит из: а) вспомогательного времени, связанного с производственной или учебной занятостью (например, затратами времени на дорогу, на подготовку домашних заданий и т.д.); б) бытового времени в городе и селе, которое отводится на покупки в магазинах, приготовление пищи, уборку помещения, уход за детьми и т.д.: в) времени, затрачиваемого на удовлетворение физиологических потребностей: сон, прием пищи, гимнастика, прогулки, пассивный отдых и др.; г) собственно свободного времени, предполагающего свободный выбор человеком варианта своего досугового поведения или досуговой деятельности с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния, духовных потребностей.
147
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
Являясь основной сферой социально-культурной деятельности людей, досуг предстает как та часть общего бюджета времени человека, которая остается после вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических потребностей (сон, питание и т.д.) и реализацию неотложных домашних, семейных обязанностей.
Международной энциклопедией социальных наук досуг трактуется как результат свободного выбора.
Досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Но досуговая деятельность, как и любая другая, подчиняется закону физической и социальной необходимости. Досуг - необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека. Поэтому досуг всегда предстает перед нами в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и т.п. Это не означает, что досуг - это синоним понятия «свобода», и было бы неправильно заявить, что обязанности не играют никакой роли в досуге. Хотя досуг включает свободу от определенного круга обязанностей, тем не менее, подобно другим социальным явлениям, он подвержен воздействию социальных сил.
Поскольку досуг идентифицируется с действием, активностью, он зависит от социальных отношений, а отсюда - и от межличностных обязательств, таких, например, как контракты и даже договоренности.
Досуг может содержать в себе и предъявлять человеку определенные требования, которые вменяются в обязанности любой социально-культурной общности - от спортивных команд до кинообществ - с целью реализации своих досуговых потребностей.
Досуг в его семейном контексте неотделим от множества проблем, которые сопровождают развитие современной семьи — динамики демографических характеристик семьи, ее социально-экономического положения и адаптации к новым экономическим условиям, содержания и направленности семейной политики. Можно с уверенностью утверждать, что досуг в известном смысле строит семью, семейную жизнь. Реализация этой жизнестроитель-ной концепции в сфере досуга имеет огромное социальное значение. Если досуг не способствует нормальному воспроизводству населения, воспитанию детей, продолжению традиций, семья не
148
РазделЛ. Сферы реализации социально-культурной деятельности
с может нормально функционировать в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации.
В современной отечественной и зарубежной науке термины «досуг» и «рекреация» фигурируют как родственные ключевые понятия. Слово «досуг» очень часто употребляется в самых различных смыслах: отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д.
Наиболее адекватной является трактовка досуга как временной категории, как свободного времени человека. Что касается рекреации, то этот термин представляет собой совокупность следующих этимологических значений: отдых и восстановление. Таким образом, подразумевается, что рекреация, рекреационная деятельность, осуществляется в рамках досуга, свободного времени. Чтобы уточнить сущность досуга как временной категории, обратимся к самому понятию «время». В философии оно определяется как величина, которой свойственны однородность, одномерность, упорядоченность, непрерывность, однонаправленность, необратимость. Среди разновидностей времени (физического, химического, биологического, социального) высшей формой является социальное время, которое включает в себя рабочее, нерабочее и - в рамках последнего - свободное время.
Рабочее время рассматривается как время общественно необходимого производства материальных и духовных благ в процессе труда. Нерабочее время включает затраты времени, связанные с работой на производстве (передвижение к месту работы и обратно, затраты времени на предприятиях, не входящие в состав оплачиваемого рабочего времени, и др.), на домашний труд и самообслуживание, удовлетворение физиологических потребностей.
Свободное время представляет собой «часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающегося у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат»1, в частности на сон, уход за детьми, занятия домашним хозяйством, бытовые заботы.
Отсюда следует, что досуг как свободное время выступает в качестве определенного временного отрезка для осуществления той или иной рекреационной, восстановительной деятельности.
' БСЭ. - Т. 23. - М, 1976. - С. 87.
149