Файл: Скд Киселева красильников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 9332

Скачиваний: 228

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


118

119

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ста, индивидуально-психологические свойства и особенности, мо­тивацию и уровень притязаний его участия в социально-культур­ной деятельности, степень его самооценки и психологической за­щищенности в случае возможных ошибок и неудач.

Многолетний опыт, накопленный в различных сферах соци­ально-культурной общественной практики, демонстрирует множе­ство вариантов совпадения и расхождения объективных профес­сиональных требований с субъективными возможностями и спо­собностями людей, занятых в различных областях социально-культурной сферы, - бизнесменов и педагогов, режиссеров и арти­стов.

Известно, что занятый в том или ином виде социально-куль­турной деятельности человек (будь то профессионал или люби­тель) в ходе обучения или практического участия как бы посто­янно «подстраивается» к профессиональным требованиям, настой­чиво изменяя и развивая самого себя.

Встречается и другая ситуация, распространенная в совре­менной эстраде, театральном или цирковом искусстве, в кино, ин­дустрии моды, рекламы, телевидения, журналистике. Новичок, ни по каким параметрам, на первый взгляд, не соответствующий об­щепринятым среди его коллег нормам и правилам, долгое время не принимаемый в профессиональном сообществе, через какое-то время становится «звездой», признанным мастером. Демонстрируя принципиально новые профессиональные образцы, он сам стано­вится естественным «законодателем мод», устанавливая новые профессиональные требования. Так, мастер, проявляя подлинное новаторство в своем творчестве, перестраивая существующие профессиональные каноны под свою индивидуальность, открывает новое направление, а то и новую специализацию в своей профес­сии.

Роль психологии и педагогики чрезвычайно важна в решении и таких актуальных для сферы культуры и досуга проблем, как профессиональное самоопределение будущих специалистов, про­фессиональный отбор и выявление их профессиональной пригод­ности, а также их самоактуализация и осуществление успешной карьеры.

В практике многих учреждений социально-культурной сферы - при работе с абитуриентами на вступительных экзаменах, во

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

время конкурсов на замещение вакантных должностей и аттеста­ций в учреждениях культуры и искусства, при приеме в аспиран­туру и магистратуру и т.д. - широко используется профессиональ­ный отбор и подбор.

Понятия «отбор» и «подбор» опираются на одну и ту же сис­тему специальных процедур (медицинских, физиологических, психолого-педагогических), направленных на изучение и оценку профессиональной пригодности человека, его «соответствия -несоответствия» избранному им либо предлагаемому ему виду деятельности. Однако эти термины различаются по своему значе­нию. В первом случае человека отбирают для определенной про­фессии (профессиональный отбор), во втором - профессии подби­рают, «примеряют» к человеку (профессиональный подбор).

Существуют педагогический и психологический виды профес­сионального отбора (подбора). Если первый из них выявляет и оценивает сформированность у претендента специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения про­фессиональных обязанностей, то объектом второго, соответст­венно, являются задатки и способности человека, его профессио­нальная направленность, ценностные ориентации, мотивации, ин­тересы и предпочтения.

В обоих случаях отбор производится с помощью комплекса методи­ческих средств - собеседований, вербальных и проективных тестов, оп­росников, «батареи» диагностических аппаратурных методик, творче­ских заданий и упражнений.

Таким образом, психологические и педагогические компо­ненты в социально-культурной деятельности находятся в постоян­ном взаимодействии и взаимопроникновении. Психолого-педаго­гическую систему этой деятельности можно охарактеризовать как целостную совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимозависимых компонентов, предполагающую непрерывную педагогически целесообразную организацию досуга личности на всех возрастных этапах, в различных сферах микросреды и с уча­стием всех субъектов воспитания. Как важная сторона общекуль­турного процесса, как средство приобщения людей к достижениям национальной и общечеловеческой культуры, социально-культурная деятельность обретает надежную методологическую основу и мето-



120

121

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

дологический инструментарий в педагогике сотрудничества и твор­чества.

4. Содержание социально-культурной деятельности: проблемное поле и тенденции развития

Категория содержания представляет собой одно из фундамен­тальных понятий теории и практики социально-культурной дея­тельности. Не случайно отбор содержания многочисленных разно­видностей культурного продукта или услуг связан с достаточно жесткими социально-экономическими, психологическими и педа­гогическими требованиями.

Сегодня можно говорить об усилении интегративных процес­сов, в результате которых начинают сближаться друг с другом культурная, образовательная и социальная сферы общественной жизни. Это субъективно выводит проблему содержания социаль­но-культурной деятельности из искусственно зауженных рамок и подталкивает эту деятельность к полифункциональному развитию.

Концепции многих проектов и программ, реализуемых сегодня в социально-культурной сфере, строятся на поиске перехода от логики объективного изучения и анализа культурной ситуации в том или ином регионе к логике социального действия, направлен­ного на максимальное раскрытие и активизацию позитивных эле­ментов в социально-культурной среде. При этом нельзя не учиты­вать наличие целого ряда противоречий и трудностей, сковываю­щих энергию культуротворческих сил на местах.

Одним из таких противоречий может служить несоответствие между самими подходами к организации культурной жизни в ре­гионах. Один из них по-прежнему базируется на учрежденческом (сетевом) принципе управления социально-культурной сферой, хотя на местах в условиях современных рыночных отношений он давно обнаруживает свою явную несостоятельность. Другой, ос­нованный на социально-культурном плюрализме, максимальной поддержке инициативы и творческого поиска руководителей и ак­тива учреждений культуры, медленно, но настойчиво пробивает дорогу во всех областях духовной жизни.

В самом деле, вызванные демократизацией общества качест­венно новые процессы в социально-культурной деятельности раз-

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

виваются на самых различных организационных основаниях -территориальных, стратификационных, корпоративных, этниче­ских, ситуационно-бытовых и других. Но их объединяет общая и, бесспорно, принципиальная по своей сути закономерность: функ­ции организующей и движущей силы в процессах, связанных с переосмыслением и коренным изменением подходов к содержа­нию и организации досуга, творчества, образования, взяли на себя социально-активные слои общества - лучшие представители дет­ских, молодежных, женских, ветеранских организаций, интелли­генции, деловых кругов, массы профессионалов и любителей раз­ных видов и жанров искусства и народного творчества.

Именно этой преобладающей закономерностью мы руково­дствуемся, когда в контексте нашего курса говорим о преоблада­нии предметно-проектной оценки содержания социально-куль­турной деятельности. В своей основе подобная оценка означает, что категория содержания, с одной стороны, рассматривается как обширное проблемное пространство, а с другой - предстает перед нами в виде бесконечного множества явлений, объектов и процес­сов, которые либо получили, либо получают, либо в недалеком будущем обязательно получат конкретную реализацию и овещест­вление в социально-культурных проектах и программах, причем на самых различных уровнях - местном, региональном, федераль­ном, международном.

В содержании социально-культурных проектов и программ наряду с насущными духовными интересами, предпочтениями и потребностями людей находят отражение актуальные вопросы по­литики, экономики, культуры, приоритетные задачи социальной работы, социальной педагогики, психологии, этики, эстетики и других общественных дисциплин.

Основу категории «содержание» социально-культурной дея­тельности составляют такие приоритетные смыслообразующие элементы, как проблемы, ресурсы и культурные нормативы. Именно эти составляющие определяют успешность разработки и реализации социально-культурных проектов и программ.

Социально-культурная деятельность, прямо или косвенно свя­занная с реализацией отдельных проектов и программ, проведе­нием тех или иных акций и мероприятий, в конечном счете на-



122

123

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

правлена на решение (или оптимизацию) проблем, характерных для конкретного лица, общественной группы, территории, опреде­ленной области культуры, образования, искусства, досуга. Самым первым шагом в осуществлении любого осмысленного, сознатель­но мотивированного и социально ориентированного культурного действия является проект, а проект, в свою очередь, начинается с анализа проблем, решение которых в дальнейшем будет опреде­лять логику и последовательность этого проектного действия.

Сущность проблемы неразрывно связана с наличием проблем­ной ситуации, определенных противоречий, трудностей и препят­ствий в окружающей социально-культурной среде. Проблема не нуждается в простой констатации проблемной ситуации. Ситуа­цию надо осознать и осмыслить, увидеть в ней противоречие. По­этому проблему всегда отождествляют с анализом социально-культурной ситуации, когда с помощью объективно фиксируемых фактов и явлений устанавливаются и причины, и результат несо­ответствия между существующим и должным, реальным и желае­мым.

Результатом анализа проблемной ситуации служит возникно­вение так называемого «проблемного поля», в содержание которо­го в контексте нашего предмета включается широкая совокуп­ность социально-культурных проблем. Они, как правило, ранжи­руются по степени своей значимости, актуальности и причинно-следственной зависимости и связаны либо с неблагоприятными со­циальными и социально-демографическими условиями, либо с внут­ри- или межотраслевыми противоречиями в среде культурных инсти­тутов и учреждений.

Необычайное разнообразие проблемных полей, характери­зующих состояние и перспективы развития сферы культуры, обра­зования, искусства, социальной защиты и реабилитации, досуга, спорта, представлено в современном социально-культурном про­ектировании. Об этом свидетельствует богатейший практический опыт разработки и реализации социально-культурных проектов и программ, накопленный коллективом преподавателей, аспирантов и студентов Московского государственного университета культу­ры и искусств с конца 80-х годов прошлого столетия, с момента открытия университетом впервые в стране новой специальности

124

Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности

«Социально-культурная деятельность». Достаточно широко этот опыт проанализирован и обобщен в целом ряде публикаций1.

Попытки установления определенной иерархии и классифика­ции проблем в рамках единого социокультурного пространства являются результатом характерного для теории и практики осмыс­ления явлений и процессов, происходящих ныне в социально-культурной сфере, перспектив их существования и дальнейшего развития в изменившейся исторической ситуации.

Уровни проблем по радиусу их действия (локализации): обще­национальный, региональный, территориальный (конкретный го­род, район), социально-групповой (социальная общность, группа).

В рамках единого социально-культурного пространства (в кон­тексте нашего предмета - проблемного поля) все проблемы харак­тера проявления можно подразделить на две типологические кате­гории: личностные и социально обусловленные (социально-демографические, собственно личностные и внутрисемейные, со­циально-психологические), отраслевые (функциональные наруше­ния в отдельных отраслях и учреждениях социокультурной сфе­ры).

В проблемное поле входят личностные (по преимуществу со­циально-психологические) и отраслевые (по преимуществу соци­ально-культурные) проблемы.

Источниками и носителями как личностных, так и отраслевых проблем, как правило, являются непосредственно сами субъекты и объекты социально-культурной деятельности. Это штатные работ­ники, специалисты бюджетных и внебюджетных учреждений и органов управления социально-культурной сферы; отдельные гра­ждане, взрослые и дети, социальные группы и категории населе­ния, выступающие в роли потребителей и (или) производителей культурных продуктов, благ и услуг; ресурсодержатели - структу­ры и организации, являющиеся источниками ресурсного обеспе­чения, в том числе бюджетного и внебюджетного финансирова­ния.

1Shape12 См.: Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования. -М: МГИК, 1993; Марков А.П., Бирженюк ГМ. Основы социокультурного проек­тирования: Уч.пособие. - СПб., 1994; Кузицын ГМ. Проектирование социально-культурных процессов. - Пермь, 2001 и др.

125


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Как показывает анализ публикаций в прессе и опросов сотруд­ников учреждений культуры и искусства, к наиболее типичным отраслевым проблемам современной социально-культурной прак­тики относятся следующие: 1) несоответствие содержания и функ­ций объектов социально-культурной сферы изменившимся усло­виям; 2) отсутствие условий и организационных механизмов раз­вития и саморазвития, межведомственная разобщенность и неско-ординированность деятельности учреждений социально-культурной сферы, жесткая регламентация и другие управленче­ские проблемы; 3) сокращение бюджетных средств, отсутствие гласности в их распределении, неумение или нежелание работать с потенциальными спонсорами, инвесторами, донорами и другими источниками внебюджетного финансирования; 4) снижение обще­ственной значимости и престижа социально-культурных учреж­дений, их недооценка со стороны властей, партнеров, журнали­стов, населения; 5) снижение социального статуса и профессио­нальной самооценки лиц, занятых на объектах социально-культурного профиля.

Между обеими группами проблем - личностными и отрасле­выми - существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Не­решенность отраслевых проблем существенно обостряет личност­ную проблематику.

Универсальным вектором, определяющим содержание соци­ально-культурных акций, проектов и программ, служит какой-либо доминирующий признак. В качестве подобных доминант мо­гут выступать самые различные признаки: информационно-про­светительные и рекламные; обучающие, образовательные; поис­ково-исследовательские; художественно-творческие; социально-творческие; профессионально-ориентационные и ценностно-ори-ентационные, реабилитационные, коррекционные, адаптационные; культуроохранные и природоохранные, физкультурно-оздорови­тельные и другие. Каждый из этих признаков, помимо своей со­держательной сути, несет в себе целый «букет» социальных, вос­питательных, дидактических проблем, образующих проблемное поле в области образования, досуга, искусства, социально-куль­турной реабилитации.

Общая картина проблемного поля складывается в результате постоянного изучения явлений и процессов в социокультурной

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

сфере того или иного региона, осуществления регулярного мони­торинга его социальной и культурной среды.

Формулировка проблемы выступает как важный элемент диаг­ностики содержания социально-культурной деятельности. Она призвана, по существу, дать однозначный ответ на вопросы: что является источником беспокойства исследователя социально-культурного процесса; где кроется проблема; когда обострилась проблема; кто в нее «втянут» или на ком она более всего отража­ется; каким образом она воздействует на жизнь социума.

Если в целом анализировать содержание социально-культурной жизни российского общества, то в ее многосложности и многоплановости нетрудно выделить крайне противоречивые тенденции. Они захватывают все ведущие сферы социально-культурной деятельности - досуг, образование, художественную и физическую культуру, социально-культурную реабилитацию, межнациональное и международное культурное сотрудничество.

О противоречивости тенденций, присущей содержанию совре­менной социально-культурной деятельности, убедительно свиде­тельствует один из приведенных ниже дихотомических рядов.

С одной стороны, тяготение к традиционной народной культу­ре, к истокам народного творчества на основе изучения, собира­ния, освоения и воспроизводства фольклора как традиционного, так и современного; позитивные процессы раскрепощения созна­ния народных масс, активизация многих видов и форм художест­венного, прикладного, социального творчества, расширение и обо­гащение инициатив населения за счет развития различных обще­ственных объединений, движений, клубов и асесоциаций, приоб­щение к истокам народных традиций и культуры, освоение огром­ного гуманитарного наследия, накопленного в историческом про­шлом России.

С другой стороны, увеличение разрыва между инновацион­ным потенциалом культуры и способностью его освоения и ис­пользования значительной частью населения, тенденция к интен­сивному расслоению общества, усиление процессов размывания духовной самобытности российской культуры, падение уровня художественного вкуса, существенная переориентация общест­венного сознания и нравственных ценностей.



126

127

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Преодолению этих противоречий способствует энергичная со­циально-культурная политика субъектов Российской Федерации. Она направлена на возрождение и развитие национальных культур малочисленных народов, на отражение национальных особенностей и традиций в содержании культурной продукции, на поддержку соци­ально значимых видов деятельности, народных инициатив, реме­сел и промыслов, национальных культурных обществ, ассоциаций, культурно-информационных центров и объединений, других са­модеятельных формирований. Существенный вклад в реализацию социально-культурной политики регионов вносит совместная дея­тельность местных культурно-досуговых учреждений, культур­ных центров, лабораторий, клубов, землячеств, ассоциаций, цен­тров художественных промыслов, этнографических музеев.

Характерной чертой содержания социально-культурной дея­тельности, отражающего образ жизни и новое мышление людей, является её общественно-политическая направленность. Основной вектор этой направленности связан с необходимостью формирова­ния политической и экономической культуры населения, активи­зации общественно-политической жизни и повышения уровня компетентности граждан в социально-политических и социально-экономических вопросах.

Социально-культурные институты способствуют вовлечению различных групп населения в процесс местного самоуправления, разработку и реализацию проектов и инициатив жизнедеятельно­сти общества, созданию клубов, движений и объединений, ориен­тированных на решение местных социальных проблем. Особое место отводится развитию межнациональных отношений в усло­виях полиэтнических, трудовых, учебных, бытовых и других раз­новидностей современного социума.

Многочисленные акции по приобщению людей к политиче­ской и экономической культуре, разъяснению политических и экономических знаний сосредоточены на человеке, его интересах и потребностях. В основе своей они имеют целью формирование активно мыслящей личности, обладающей чувством гражданст­венности, социального равенства и справедливости. Гуманизмом, опорой на богатство общечеловеческих ценностей, направленно­стью на развитие политической и гражданской активности людей от­личаются массовые социально-культурные кампании, праздники, фес-

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

тивали, конкурсы, встречи и дискуссии. Исходными условиями их реализации являются учет социального заказа, содержания той или иной проблемы и направленности интереса, формирование широ­кого кругозора, четких представлений об особенностях развития современного мира и нашей страны.

Информационно-познавательные, активные, дискуссионные, раз­влекательные и развивающие социально-культурные проекты и про­граммы, как правило, опираются на духовный потенциал региона, традиции трудовых и семейно-бытовых коллективов, на развитие повседневных социальных контактов, создание «социально-культурных осей», соединяющих детей, подростков, молодежь, взрослых.

Широкими возможностями для утверждения и реализации об­щечеловеческих идеалов и духовных ценностей обладают различ­ные формы общения и взаимодействия учреждений культуры с общественными организациями, детскими, молодежными объе­динениями, религиозно-культурными общинами. Гражданские инициативы в каждом городе или районе, школы и клубы соци­альных референтов и лидеров XXI века, центры и мастерские со­циально-творческих проектов и многие другие аналогичные фор­мы служат свидетельством широкого общественно-политического резонанса, характерного для социально-культурной деятельности.

Интерес к культурному наследию в России заметно активизиро­вался в связи с ускорением социальных перемен. На территории многих субъектов Российской Федерации в рамках общегосудар­ственных и региональных программ реализуются проекты, на­правленные на выявление, изучение, охрану, реставрацию и исполь­зование памятников истории и культуры, уникальных историко-культурных и природных зон и заповедников, музейных, архивных, библиотечных, художественных, коллекционных фондов.

Стало вполне очевидным, что большинство элементов и объектов национального культурного наследия выполняет функцию сохране­ния, закрепления и развития традиционных черт культуры своего на­рода. Актуализация своей принадлежности, причастности к истокам своей национальной культуры во многом обусловлена современной социально-культурной ситуацией, где ценностям культуры прошлого предстоит выполнить весьма важные общественные функции. Каж-