Файл: Скд Киселева красильников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 9335

Скачиваний: 228

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


128

129

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

дый из культурных объектов и продуктов прошлых эпох предстает в 1 качестве ориентира или эталона для соотнесения с ним современного опыта.

5. Социально-культурная политика: сущность и концептуальная основа

Как обширная общественная практика социально-культурная деятельность содержит в себе огромное количество составляю­щих. Многочисленные области проявления этой деятельности в жизни общества объективно связаны с необходимостью разработ­ки и проведения на практике достаточно взвешенной и научно обоснованной социально-культурной политики.

Сущность социально-культурной политики состоит в целена­правленной, перспективно ориентированной долгосрочной дея­тельности, обеспечивающей развитие общества или отдельно взя­того региона в рамках обоснованно отобранных и внедряемых со­циально-культурных норм и отношений. Социально-культурная политика государства представляет собой совокупность норм и принципов, используемых в государственном руководстве соци­альными и культурными процессами в обществе.

На практике выделяют, как правило, несколько уровней соци­ально-культурной политики: международный, федеральный, ре­гиональный, локальный (местный). Социально-культурную поли­тику характеризуют разнообразие бытующих в науке и практике моделей, вариативность содержания, опора на конкретные при­оритеты культурного развития своего региона (области, края, го­рода, района), социокультурные инициативы общественности и отдельных граждан.

Принципиальным для выяснения сущности социально-культурной деятельности является вопрос о соотношении куль­турной и социальной политики государства. Как известно, это взаимодействие носит двусторонний характер. Культурная поли­тика преследует социальные цели, культура призвана практически участвовать в делах общества, решать общественные задачи. В то же время общество кровно заинтересовано в росте культурного потенциала, повышении социального статуса учреждений и инсти­тутов, действующих в сфере культуры.

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

Характеристика и оценка соотношения социальной и культур­ной политики неизбежно касаются и другого вопроса - соотно­шения прав и обязанностей личности и государства в социально-культурной сфере. Как известно, развитие этой сферы напрямую связано с её высвобождением из-под административно-бюрократического контроля, регламентирования со стороны госу­дарственных органов. Но свободное развитие социально-культурной сферы зависит и от того, насколько свободен сам че­ловек в своей социально-культурной деятельности, в реализации своих прав и свобод, гарантированных в «Основах законодатель­ства Российской Федерации о культуре» (1992), - прав на отдых, на творчество, на выбор ценностей, на пользование культурными благами, на получение гуманитарного и художественного образо­вания, на объединение с другими людьми на основе общих инте­ресов и т.д.

На государство возлагаются широкие обязанности по отноше­нию к социально-культурной сфере, но в то же время оно не пра­вомочно допускать здесь административное вмешательство, жест­кую регламентацию. Именно этот принцип закладывается в фун­дамент государственной социально-культурной политики.

Мы часто не задумываемся о социальных последствиях прини­маемых государством мер, поскольку социально-культурную дея­тельность нельзя выделить как обособленное автономное направ­ление, а следует рассматривать как часть единого процесса поли­тической, экономической, социальной деятельности общества.

Эффективность государственной политики непосредственно зависит от мер, принимаемых государственными структурами в отношении сферы культуры и досуга, действующих внутри нее социально-политических и экономических, хозяйственных меха­низмов.

Эта сторона социально-культурной политики длительное вре­мя у нас недооценивалась и по-настоящему не рассматривалась. В течение многих десятилетий соотношение культурных и социаль­ных начал постоянно оказывалось деформированным. В соответ­ствии с жестким и однонаправленным социальным заказом функ­ция культуры практически сводилась лишь к обслуживанию соци­альной политики, к участию в решении идейно-воспитательных



130

131

Т.Г. Южлева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

задач. Вместо повышения это приводило к падению социальной эффективности культурной сферы, вместо наращивания культур­ного потенциала - к его кризису.

Во множестве решений и постановлений, принимавшихся в доперестроечный период по вопросам культуры и досуга, не было глубокого понимания их комплексности. Вольно или невольно иг­норировался сам факт того, что проблемы культуры и досуга, по существу, являются причинами и следствием проблем политиче­ских, экономических, социальных.

На практике это вылилось в массу документов по работе клу­бов, библиотек, парков, музеев и многих других учреждений куль­туры и досуга, не связанных единой социально и экономически обоснованной концепцией. В настоящее время возникла необхо­димость целенаправленной, научно выверенной государственной политики в социально-культурной сфере.

Говоря о субъектах социально-культурной политики, мы не­вольно касаемся понятий элиты и элитарности, всегда обязательно имевших под собой прочное социально-культурное основание. История России и её современность полны свидетельств сущест­вования различных духовных элит, их зарождения, развития, ста­билизации, умирания. При этом культурная политика в условиях тех или иных общественных формаций неизбежно сводилась к выращиванию и всяческой поддержке оптимальных, лояльно на­строенных культурных элит и одновременно к подавлению элит нежелательных, независимых, не «вписывающихся» в установлен­ные идеологические рамки.

Государство объективно обязано всячески поощрять создание и развитие различных параллельных и альтернативных ему и друг другу общественных, неформальных коммерческих, предпринима­тельских инициатив и структур в социально-культурной сфере, включая, например, организацию негосударственных центров до­суга, театров, учебных заведений, научных учреждений, изда­тельств и т.д. Отсюда становится очевидной огромная историче­ская, гражданская, юридическая и нравственная ответственность субъектов социально-культурной политики.

Социально-культурная досуговая сфера — одно из важнейших направлений деятельности государства. Она имеет целью создание необходимых социально-экономических, правовых и организаци-

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

онных условий и гарантий для развития сети и ресурсов различ­ных социально-культурных институтов, реализации на их базе творческого духовного потенциала детей, подростков, взрослых в интересах обновления общества. Это и осуществляемая в рамках возможностей и правомочий государства координация деятельно­сти различных формирований и структур в сфере культуры и до­суга: общественных организаций, фондов, движений и др.

Политика в социально-культурной среде как важнейшая часть всей культурной политики направлена на законодательную защиту духовной жизни от политического манипулирования, экономиче­ских потрясений, национальной замкнутости.

Государственная политика в сфере культуры и досуга направ­лена в будущее - в этом ее практическая значимость для общества в целом и для каждого его члена в отдельности.

Культурная политика государства и пути ее реализации нахо­дят отражение в федеральных государственных программах со­хранения и развития культуры. Государство берет на себя обяза­тельства перед гражданами обеспечивать условия для общедос­тупности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.

В этих целях федеральные и местные органы самоуправления обладают правом использовать налоговую и ценовую политику для более широкого вовлечения детей и взрослых в творчество и самообразование, занятия любительским искусством и ремеслами. Перед федеральными и местными структурами открыта возмож­ность с помощью налоговых льгот, кредитов, приоритетной пере­дачи зданий и иных способов стимулировать деятельность госу­дарственных и других (общественных, частных) предприятий и организаций культуры и искусства, развивать их материально-тех­ническую базу. При необходимости местные органы могут при­нять долевое участие в финансировании негосударственных соци­ально-культурных объектов.

Огромный социальный смысл в государственной политике приобретает гуманитаризация всей образовательной системы, включая всеобщее эстетическое и массовое начальное художест­венное образование. Приоритетной государственной поддержкой пользуются школы искусств, студии, курсы, другие специальные учреждения, бесплатные библиотечные услуги и любительское



132

133

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

искусство, которые должны быть сохранены для всех слоев насе- ] ления.

Именно государство вместе с меценатами, спонсорами, благо­творительными фондами и организациями способно взять под по­кровительство юные таланты, творческую молодежь, дебютантов, начинающие коллективы, не посягая на их творческую независи­мость. Государственный патронаж в области культуры распро­страняется на наименее экономически и социально защищенные слои и группы населения.

Органы государственной власти и управления, органы мест­ного самоуправления в обязательном порядке обеспечивают права, свободы и самостоятельность всех субъектов социально-культур­ной деятельности, защищают эти права и свободы законодатель­ной и иной нормативной деятельностью. Для преодоления воз­можного монополизма в сфере производства и распространения культурных ценностей государство оказывает содействие созда­нию альтернативных социально-культурных организаций, пред­приятий, ассоциаций, творческих союзов и иных объединений.

Государство берет на себя ответственность за выявление, учет, изучение, реставрацию и охрану памятников истории и культуры. Федеральные и местные органы управления своей важной функ­цией считают содействие сохранности и использованию таких па­мятников, находящихся в частной и коллективной собственности, постановку особо значимых из них на государственный учет. Го­сударство обладает приоритетным правом приобретения культур­ных ценностей, находящихся в частном владении, с помощью за­кона регулирует права и обязанности владельцев.

Творчески одаренные люди, в первую очередь дети, а также малообеспеченные группы населения, практически лишенные дос­тупа к духовным ценностям, остро нуждаются в особой поддержке со стороны государства.

В зависимости от задач, специфики содержания, объемов и масштабов различаются такие уровни социально-культурной по­литики, как международный, федеральный, региональный, ло­кальный (местный). Для социально-культурной политики на лю­бом из её уровней характерна многосторонность соотношения двух главенствующих понятий этой политики - «объекта» и «субъекта». Диалектика этого соотношения, их взаимодействия и

134

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

взаимозависимость являются предметом особого изучения и ана­лиза.

Реальными субъектами социально-культурной политики по праву считаются государственные органы, негосударственные (общественные) формирования и деловые (коммерческие) струк­туры.

Главными инструментами для субъекта социально-культурной политики, которые четко очерчивают её задачи и специфику, яв­ляются исходные документы, которые разрабатываются в сле­дующей последовательности: 1) концепция, 2) проект и (или) про­грамма, 3) бизнес-план, медиаплан (план рекламно-информацион­ного обеспечения), мастер-планы и т.д. В реализации социально-культурной политики практически задействованы все учреждения и организации социально-культурной сферы, средства массовой информации, основные социально-демографические группы насе­ления.

Каждый из субъектов, руководствуясь собственными интере­сами и идеями, порознь или совместно с другими выходит в соци­ально-культурную сферу со своими концепциями, проектами, про­граммами и инициативами. В этих целях он находит и макси­мально использует многочисленный актив разработчиков (идео­логов), организаторов и исполнителей - непосредственных участ­ников процесса реализации и регулирования социально-культур­ной политики.

Представители перечисленных категорий с полным правом пользуются социальным статусом культурного политика. Необхо­димо подчеркнуть, что сам термин «культурный политик» несет в себе широкий общественный смысл, он распространяется не толь­ко на физических (граждан), но и юридических лиц - государ­ственные и негосударственные организации, предприятия, обще­ственные формирования.

В практике социально-культурной деятельности государствен­ных учреждений и общественных организаций само понятие куль­турной политики используется в нескольких значениях. Раз­личным специализированным областям социально-культурной деятельности (досуг, образование, искусство, спорт, реабилитация и др.) в зависимости от возложенных на них общественных функ-

135


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ций также соответствует особая по содержанию социально-куль­турная политика. Каждый из уровней этой политики опирается на определенный круг задач и концептуальный подход, направлен­ный на их решение. При современной4 системе общественного раз­деления труда социальная и экономическая эффективность при­нимаемых решений обеспечивается за счет обязательного участия всех трех сторон - субъектов управления отраслью культуры, экс­пертов-специалистов (ученых) и представителей общественности, выступающих в роли исполнителей решений.

Совместная выработка и реализация управленческих решений самым активным образом влияют на конструктивность социально-культурной политики, позволяют добиваться гибкого сочетания долговременных стратегий и оперативных тактических шагов при подходе к проблемам.

Социально-культурную политику правомерно рассматривать как необходимый источник и закономерный результат создания и осуществления различных концепций социально-культурной дея­тельности.

Статус социально-культурной политики определяется ее исто­рической, гражданской, юридической и нравственной ответствен­ностью, которую разделяют все реализующие ее субъекты. При­влечение к участию в формировании и реализации социально-культурной политики как можно большего числа субъектов воз­можно при создании соответствующего социально-культурной инфраструктуре региона (города, района) инвестиционного меха­низма. Основанием такого механизма может служить перераспре­деление полномочий и зон ответственности между законодатель­ными и исполнительными ветвями власти, муниципальными уч­реждениями, юридическими лицами, не входящими в систему му­ниципальных органов, и гражданами.

В этих случаях ответственность законодательной власти (го­родской или областной Думы, городского совета или собрания) ограничивается принятием концепции социально-культурной по­литики. Именно депутатам, выступающим от имени жителей, да­ется право определять приоритеты культурного развития региона. Принятию концепции предшествует её достаточно подробная экс­пертиза, обоснованно доказывающая актуальность, реалистич-

Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности

ность и социально-экономическую эффективность выдвигаемых целей и приоритетов деятельности.

Ответственность исполнительной власти (администрации об­ласти, города, района) состоит в разработке механизма реализации концепции и её ресурсного обеспечения. Этот механизм включает принятие нормативных документов и обеспечение межведомст­венного подхода в разработке и реализации социально-культурных проектов и программ.

Инструментом этой политики являются гуманитарные соци­ально-культурные технологии, широко используемые в образова­нии, искусстве, социальной работе, в области досуга, спорта и ме­жэтнического сотрудничества, распространяемые на средства мас­совой информации, развитие хозяйственных укладов, систему го­сударственного управления, то есть на всё то, что входит в пред­мет социально-культурной деятельности.

При этом следует подчеркнуть, что социально-культурная по­литика как любая управленческая деятельность предполагает вы­полнение в определенной последовательности основных управ­ленческих функций.

Это сбор, обработка, систематизация, оценка и анализ необхо­димой информации; выработка на основе собранной информации конкретного плана действий; организация выполнения намечен­ного плана или программы действий; координация усилий, посто­янные регулирование и контроль, обеспечение обратной связи -получения информации о реакции окружающей среды на пред­принимаемые в рамках социально-культурной политики действия.

Главным результатом социально-культурной политики всегда остается сохранение, обогащение, воспроизводство социально вос­требованных культурных норм и отношений в конкретной среде го­рода или района. Поэтому содержание бытующих в практике субъ­ектов Российской Федерации моделей социально-культурной по­литики подчиняется, как правило, двум основным направлениям.

С одной стороны - это сохранение (консервация) или воспро­изводство необходимого уровня культуры, культурной среды, опыта, норм и традиций. С другой - частичное или полное изме­нение культурных норм и традиций, внедрение и поддержка новых подходов в культуре. Как «вертикальные», так и «горизонталь-



136

137

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилънжов. Социально-культурная деятельность

ные» межсубъектные модели социально-культурной политики от­личаются вариативностью, они формируются под влиянием обще­ственности и отдельных граждан, зависят от конкретных общест­венно-политических, социально-экономических, культурных си­туаций.

Концепции, программы, проекты, реализуемые не только на региональном, но и на местном, локальном уровне с помощью и на базе средств массовой информации, учреждений культуры, обра­зования, социального обслуживания, досуга, спорта, по своей сути являются не только убедительным результатом, но и эффективным инструментом социально-культурной политики.

Таким образом, при всем разнообразии бытующих в науке и практике моделей социально-культурной политики в них посто­янно присутствует один и тот же обязательный компонент - куль­турные нормы и традиции. Будучи прямо или косвенно направ­ленной на сохранение и изменение существующих норм и тради­ций либо на внедрение принципиально новых элементов, соци­ально-культурная политика неизменно сохраняет главные черты, составляющие ее ценность и достоинство, - это вариативность её содержания, опора на социально-культурную инициативу и ак­тивность общественности и отдельных граждан.

Вопросы dwnpoeqrmucmtoKomvpomKljxadeny

  1. Понятие «социально-культурная деятельность» в своем истори­
    ческом и современном контекстах обладает эволюционной пре­
    емственностью по отношению к таким терминам, как «внешко­
    льное образование», «политико-просветительная работа», «куль­
    турно-просветительная    работа»,      «культурно-воспитательная
    работа», «культурно-досуговая деятельность». Чем обусловле­
    на диалектика появления и развития этого понятия?

  2. В каждом из терминов, предшествовавших или сопутствую­
    щих сегодня понятию «социально-культурная деятельность», за­
    ключены глубокий смысл и содержание. В чем, по Вашему
    мнению, состоит: а) историческая обусловленность каждого из
    них; б) их сходство и различие; в) их преемственность;
    г)специфика влияния каждого из них на развитие личности;
    д)характер взаимоотношений объекта и субъекта.

Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности

3. В чем заключается сходство и различие понятий «социально-
культурная деятельность» и «культурно-досуговая деятель­
ность»: а) в масштабах (диапазоне) применения; б) в характере и
содержании деятельности; в) в сущности и выборе технологиче­
ских решений; г) в вариативности результатов; д) в объемах вос­
питывающего воздействия на развитие личности.

Почему общество называют социально-культурной системой?

  1. Культуры вне социума, как известно, не бывает. Почему в та­
    ком случае мы не ограничиваемся термином «культурная дея­
    тельность», а пользуемся понятием «социально-культурная дея­
    тельность»? Приведите достаточно весомую аргументацию в
    подтверждение своей позиции.

  2. Какое значение для социально-культурной деятельности имеет
    понятие «ценности» и какие виды ценностей включены в соци­
    ально-культурную систему общества?

  3. Сопоставьте различные схемы классификации культурных цен­
    ностей и ответьте, корректно ли будет назвать одну из них наи­
    лучшей. Докажите, что по степени своей значимости для инди­
    вида, личности данные виды градации не отрицают, а    допол­
    няют друг друга, способствуют более глубокому осмыслению
    понятия «культурные ценности».

  4. Какими,      на    Ваш      взгляд,      преимуществами      в      социально-
    культурной практике обладает человек (специалист, педагог,
    ученик и т.д.), владеющий двумя или несколькими языками на­
    родов России, иностранными языками?

  5. На конкретном примере из практики дайте оценку категорий
    «социальное» и «культурное» в поведении и действиях челове­
    ка или группы людей.

  6. Легко ли находиться в иной культурной среде? О чем всегда
    нужно помнить, когда находишься в незнакомом социально-
    культурном окружении, для того чтобы не попасть в нелов­
    кую ситуацию, как успешно с этим справиться?

  7. Назовите функции социально-культурной деятельности, кото­
    рые являются доминирующими, приоритетными в работе с од­
    ной из следующих социально-возрастных групп: 1) дети до­
    школьного      возраста;      2)      учащиеся      младших      классов;