ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2021
Просмотров: 9335
Скачиваний: 228
128
129
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
дый из культурных объектов и продуктов прошлых эпох предстает в 1 качестве ориентира или эталона для соотнесения с ним современного опыта.
5. Социально-культурная политика: сущность и концептуальная основа
Как обширная общественная практика социально-культурная деятельность содержит в себе огромное количество составляющих. Многочисленные области проявления этой деятельности в жизни общества объективно связаны с необходимостью разработки и проведения на практике достаточно взвешенной и научно обоснованной социально-культурной политики.
Сущность социально-культурной политики состоит в целенаправленной, перспективно ориентированной долгосрочной деятельности, обеспечивающей развитие общества или отдельно взятого региона в рамках обоснованно отобранных и внедряемых социально-культурных норм и отношений. Социально-культурная политика государства представляет собой совокупность норм и принципов, используемых в государственном руководстве социальными и культурными процессами в обществе.
На практике выделяют, как правило, несколько уровней социально-культурной политики: международный, федеральный, региональный, локальный (местный). Социально-культурную политику характеризуют разнообразие бытующих в науке и практике моделей, вариативность содержания, опора на конкретные приоритеты культурного развития своего региона (области, края, города, района), социокультурные инициативы общественности и отдельных граждан.
Принципиальным для выяснения сущности социально-культурной деятельности является вопрос о соотношении культурной и социальной политики государства. Как известно, это взаимодействие носит двусторонний характер. Культурная политика преследует социальные цели, культура призвана практически участвовать в делах общества, решать общественные задачи. В то же время общество кровно заинтересовано в росте культурного потенциала, повышении социального статуса учреждений и институтов, действующих в сфере культуры.
Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
Характеристика и оценка соотношения социальной и культурной политики неизбежно касаются и другого вопроса - соотношения прав и обязанностей личности и государства в социально-культурной сфере. Как известно, развитие этой сферы напрямую связано с её высвобождением из-под административно-бюрократического контроля, регламентирования со стороны государственных органов. Но свободное развитие социально-культурной сферы зависит и от того, насколько свободен сам человек в своей социально-культурной деятельности, в реализации своих прав и свобод, гарантированных в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» (1992), - прав на отдых, на творчество, на выбор ценностей, на пользование культурными благами, на получение гуманитарного и художественного образования, на объединение с другими людьми на основе общих интересов и т.д.
На государство возлагаются широкие обязанности по отношению к социально-культурной сфере, но в то же время оно не правомочно допускать здесь административное вмешательство, жесткую регламентацию. Именно этот принцип закладывается в фундамент государственной социально-культурной политики.
Мы часто не задумываемся о социальных последствиях принимаемых государством мер, поскольку социально-культурную деятельность нельзя выделить как обособленное автономное направление, а следует рассматривать как часть единого процесса политической, экономической, социальной деятельности общества.
Эффективность государственной политики непосредственно зависит от мер, принимаемых государственными структурами в отношении сферы культуры и досуга, действующих внутри нее социально-политических и экономических, хозяйственных механизмов.
Эта сторона социально-культурной политики длительное время у нас недооценивалась и по-настоящему не рассматривалась. В течение многих десятилетий соотношение культурных и социальных начал постоянно оказывалось деформированным. В соответствии с жестким и однонаправленным социальным заказом функция культуры практически сводилась лишь к обслуживанию социальной политики, к участию в решении идейно-воспитательных
130
131
Т.Г. Южлева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
задач. Вместо повышения это приводило к падению социальной эффективности культурной сферы, вместо наращивания культурного потенциала - к его кризису.
Во множестве решений и постановлений, принимавшихся в доперестроечный период по вопросам культуры и досуга, не было глубокого понимания их комплексности. Вольно или невольно игнорировался сам факт того, что проблемы культуры и досуга, по существу, являются причинами и следствием проблем политических, экономических, социальных.
На практике это вылилось в массу документов по работе клубов, библиотек, парков, музеев и многих других учреждений культуры и досуга, не связанных единой социально и экономически обоснованной концепцией. В настоящее время возникла необходимость целенаправленной, научно выверенной государственной политики в социально-культурной сфере.
Говоря о субъектах социально-культурной политики, мы невольно касаемся понятий элиты и элитарности, всегда обязательно имевших под собой прочное социально-культурное основание. История России и её современность полны свидетельств существования различных духовных элит, их зарождения, развития, стабилизации, умирания. При этом культурная политика в условиях тех или иных общественных формаций неизбежно сводилась к выращиванию и всяческой поддержке оптимальных, лояльно настроенных культурных элит и одновременно к подавлению элит нежелательных, независимых, не «вписывающихся» в установленные идеологические рамки.
Государство объективно обязано всячески поощрять создание и развитие различных параллельных и альтернативных ему и друг другу общественных, неформальных коммерческих, предпринимательских инициатив и структур в социально-культурной сфере, включая, например, организацию негосударственных центров досуга, театров, учебных заведений, научных учреждений, издательств и т.д. Отсюда становится очевидной огромная историческая, гражданская, юридическая и нравственная ответственность субъектов социально-культурной политики.
Социально-культурная досуговая сфера — одно из важнейших направлений деятельности государства. Она имеет целью создание необходимых социально-экономических, правовых и организаци-
Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
онных условий и гарантий для развития сети и ресурсов различных социально-культурных институтов, реализации на их базе творческого духовного потенциала детей, подростков, взрослых в интересах обновления общества. Это и осуществляемая в рамках возможностей и правомочий государства координация деятельности различных формирований и структур в сфере культуры и досуга: общественных организаций, фондов, движений и др.
Политика в социально-культурной среде как важнейшая часть всей культурной политики направлена на законодательную защиту духовной жизни от политического манипулирования, экономических потрясений, национальной замкнутости.
Государственная политика в сфере культуры и досуга направлена в будущее - в этом ее практическая значимость для общества в целом и для каждого его члена в отдельности.
Культурная политика государства и пути ее реализации находят отражение в федеральных государственных программах сохранения и развития культуры. Государство берет на себя обязательства перед гражданами обеспечивать условия для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.
В этих целях федеральные и местные органы самоуправления обладают правом использовать налоговую и ценовую политику для более широкого вовлечения детей и взрослых в творчество и самообразование, занятия любительским искусством и ремеслами. Перед федеральными и местными структурами открыта возможность с помощью налоговых льгот, кредитов, приоритетной передачи зданий и иных способов стимулировать деятельность государственных и других (общественных, частных) предприятий и организаций культуры и искусства, развивать их материально-техническую базу. При необходимости местные органы могут принять долевое участие в финансировании негосударственных социально-культурных объектов.
Огромный социальный смысл в государственной политике приобретает гуманитаризация всей образовательной системы, включая всеобщее эстетическое и массовое начальное художественное образование. Приоритетной государственной поддержкой пользуются школы искусств, студии, курсы, другие специальные учреждения, бесплатные библиотечные услуги и любительское
132
133
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
искусство, которые должны быть сохранены для всех слоев насе- ] ления.
Именно государство вместе с меценатами, спонсорами, благотворительными фондами и организациями способно взять под покровительство юные таланты, творческую молодежь, дебютантов, начинающие коллективы, не посягая на их творческую независимость. Государственный патронаж в области культуры распространяется на наименее экономически и социально защищенные слои и группы населения.
Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в обязательном порядке обеспечивают права, свободы и самостоятельность всех субъектов социально-культурной деятельности, защищают эти права и свободы законодательной и иной нормативной деятельностью. Для преодоления возможного монополизма в сфере производства и распространения культурных ценностей государство оказывает содействие созданию альтернативных социально-культурных организаций, предприятий, ассоциаций, творческих союзов и иных объединений.
Государство берет на себя ответственность за выявление, учет, изучение, реставрацию и охрану памятников истории и культуры. Федеральные и местные органы управления своей важной функцией считают содействие сохранности и использованию таких памятников, находящихся в частной и коллективной собственности, постановку особо значимых из них на государственный учет. Государство обладает приоритетным правом приобретения культурных ценностей, находящихся в частном владении, с помощью закона регулирует права и обязанности владельцев.
Творчески одаренные люди, в первую очередь дети, а также малообеспеченные группы населения, практически лишенные доступа к духовным ценностям, остро нуждаются в особой поддержке со стороны государства.
В зависимости от задач, специфики содержания, объемов и масштабов различаются такие уровни социально-культурной политики, как международный, федеральный, региональный, локальный (местный). Для социально-культурной политики на любом из её уровней характерна многосторонность соотношения двух главенствующих понятий этой политики - «объекта» и «субъекта». Диалектика этого соотношения, их взаимодействия и
134
Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
взаимозависимость являются предметом особого изучения и анализа.
Реальными субъектами социально-культурной политики по праву считаются государственные органы, негосударственные (общественные) формирования и деловые (коммерческие) структуры.
Главными инструментами для субъекта социально-культурной политики, которые четко очерчивают её задачи и специфику, являются исходные документы, которые разрабатываются в следующей последовательности: 1) концепция, 2) проект и (или) программа, 3) бизнес-план, медиаплан (план рекламно-информационного обеспечения), мастер-планы и т.д. В реализации социально-культурной политики практически задействованы все учреждения и организации социально-культурной сферы, средства массовой информации, основные социально-демографические группы населения.
Каждый из субъектов, руководствуясь собственными интересами и идеями, порознь или совместно с другими выходит в социально-культурную сферу со своими концепциями, проектами, программами и инициативами. В этих целях он находит и максимально использует многочисленный актив разработчиков (идеологов), организаторов и исполнителей - непосредственных участников процесса реализации и регулирования социально-культурной политики.
Представители перечисленных категорий с полным правом пользуются социальным статусом культурного политика. Необходимо подчеркнуть, что сам термин «культурный политик» несет в себе широкий общественный смысл, он распространяется не только на физических (граждан), но и юридических лиц - государственные и негосударственные организации, предприятия, общественные формирования.
В практике социально-культурной деятельности государственных учреждений и общественных организаций само понятие культурной политики используется в нескольких значениях. Различным специализированным областям социально-культурной деятельности (досуг, образование, искусство, спорт, реабилитация и др.) в зависимости от возложенных на них общественных функ-
135
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
ций также соответствует особая по содержанию социально-культурная политика. Каждый из уровней этой политики опирается на определенный круг задач и концептуальный подход, направленный на их решение. При современной4 системе общественного разделения труда социальная и экономическая эффективность принимаемых решений обеспечивается за счет обязательного участия всех трех сторон - субъектов управления отраслью культуры, экспертов-специалистов (ученых) и представителей общественности, выступающих в роли исполнителей решений.
Совместная выработка и реализация управленческих решений самым активным образом влияют на конструктивность социально-культурной политики, позволяют добиваться гибкого сочетания долговременных стратегий и оперативных тактических шагов при подходе к проблемам.
Социально-культурную политику правомерно рассматривать как необходимый источник и закономерный результат создания и осуществления различных концепций социально-культурной деятельности.
Статус социально-культурной политики определяется ее исторической, гражданской, юридической и нравственной ответственностью, которую разделяют все реализующие ее субъекты. Привлечение к участию в формировании и реализации социально-культурной политики как можно большего числа субъектов возможно при создании соответствующего социально-культурной инфраструктуре региона (города, района) инвестиционного механизма. Основанием такого механизма может служить перераспределение полномочий и зон ответственности между законодательными и исполнительными ветвями власти, муниципальными учреждениями, юридическими лицами, не входящими в систему муниципальных органов, и гражданами.
В этих случаях ответственность законодательной власти (городской или областной Думы, городского совета или собрания) ограничивается принятием концепции социально-культурной политики. Именно депутатам, выступающим от имени жителей, дается право определять приоритеты культурного развития региона. Принятию концепции предшествует её достаточно подробная экспертиза, обоснованно доказывающая актуальность, реалистич-
Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
ность и социально-экономическую эффективность выдвигаемых целей и приоритетов деятельности.
Ответственность исполнительной власти (администрации области, города, района) состоит в разработке механизма реализации концепции и её ресурсного обеспечения. Этот механизм включает принятие нормативных документов и обеспечение межведомственного подхода в разработке и реализации социально-культурных проектов и программ.
Инструментом этой политики являются гуманитарные социально-культурные технологии, широко используемые в образовании, искусстве, социальной работе, в области досуга, спорта и межэтнического сотрудничества, распространяемые на средства массовой информации, развитие хозяйственных укладов, систему государственного управления, то есть на всё то, что входит в предмет социально-культурной деятельности.
При этом следует подчеркнуть, что социально-культурная политика как любая управленческая деятельность предполагает выполнение в определенной последовательности основных управленческих функций.
Это сбор, обработка, систематизация, оценка и анализ необходимой информации; выработка на основе собранной информации конкретного плана действий; организация выполнения намеченного плана или программы действий; координация усилий, постоянные регулирование и контроль, обеспечение обратной связи -получения информации о реакции окружающей среды на предпринимаемые в рамках социально-культурной политики действия.
Главным результатом социально-культурной политики всегда остается сохранение, обогащение, воспроизводство социально востребованных культурных норм и отношений в конкретной среде города или района. Поэтому содержание бытующих в практике субъектов Российской Федерации моделей социально-культурной политики подчиняется, как правило, двум основным направлениям.
С одной стороны - это сохранение (консервация) или воспроизводство необходимого уровня культуры, культурной среды, опыта, норм и традиций. С другой - частичное или полное изменение культурных норм и традиций, внедрение и поддержка новых подходов в культуре. Как «вертикальные», так и «горизонталь-
136
137
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилънжов. Социально-культурная деятельность
ные» межсубъектные модели социально-культурной политики отличаются вариативностью, они формируются под влиянием общественности и отдельных граждан, зависят от конкретных общественно-политических, социально-экономических, культурных ситуаций.
Концепции, программы, проекты, реализуемые не только на региональном, но и на местном, локальном уровне с помощью и на базе средств массовой информации, учреждений культуры, образования, социального обслуживания, досуга, спорта, по своей сути являются не только убедительным результатом, но и эффективным инструментом социально-культурной политики.
Таким образом, при всем разнообразии бытующих в науке и практике моделей социально-культурной политики в них постоянно присутствует один и тот же обязательный компонент - культурные нормы и традиции. Будучи прямо или косвенно направленной на сохранение и изменение существующих норм и традиций либо на внедрение принципиально новых элементов, социально-культурная политика неизменно сохраняет главные черты, составляющие ее ценность и достоинство, - это вариативность её содержания, опора на социально-культурную инициативу и активность общественности и отдельных граждан.
Вопросы dwnpoeqrmucmtoKomvpomKljxadeny
-
Понятие «социально-культурная деятельность» в своем истори
ческом и современном контекстах обладает эволюционной пре
емственностью по отношению к таким терминам, как «внешко
льное образование», «политико-просветительная работа», «куль
турно-просветительная работа», «культурно-воспитательная
работа», «культурно-досуговая деятельность». Чем обусловле
на диалектика появления и развития этого понятия? -
В каждом из терминов, предшествовавших или сопутствую
щих сегодня понятию «социально-культурная деятельность», за
ключены глубокий смысл и содержание. В чем, по Вашему
мнению, состоит: а) историческая обусловленность каждого из
них; б) их сходство и различие; в) их преемственность;
г)специфика влияния каждого из них на развитие личности;
д)характер взаимоотношений объекта и субъекта.
Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
3. В
чем заключается сходство и различие
понятий «социально-
культурная
деятельность» и «культурно-досуговая
деятель
ность»:
а) в масштабах (диапазоне) применения;
б) в характере и
содержании
деятельности; в) в сущности и выборе
технологиче
ских
решений; г) в вариативности результатов;
д) в объемах вос
питывающего
воздействия на развитие личности.
Почему общество называют социально-культурной системой?
-
Культуры вне социума, как известно, не бывает. Почему в та
ком случае мы не ограничиваемся термином «культурная дея
тельность», а пользуемся понятием «социально-культурная дея
тельность»? Приведите достаточно весомую аргументацию в
подтверждение своей позиции. -
Какое значение для социально-культурной деятельности имеет
понятие «ценности» и какие виды ценностей включены в соци
ально-культурную систему общества? -
Сопоставьте различные схемы классификации культурных цен
ностей и ответьте, корректно ли будет назвать одну из них наи
лучшей. Докажите, что по степени своей значимости для инди
вида, личности данные виды градации не отрицают, а допол
няют друг друга, способствуют более глубокому осмыслению
понятия «культурные ценности». -
Какими, на Ваш взгляд, преимуществами в социально-
культурной практике обладает человек (специалист, педагог,
ученик и т.д.), владеющий двумя или несколькими языками на
родов России, иностранными языками? -
На конкретном примере из практики дайте оценку категорий
«социальное» и «культурное» в поведении и действиях челове
ка или группы людей. -
Легко ли находиться в иной культурной среде? О чем всегда
нужно помнить, когда находишься в незнакомом социально-
культурном окружении, для того чтобы не попасть в нелов
кую ситуацию, как успешно с этим справиться? -
Назовите функции социально-культурной деятельности, кото
рые являются доминирующими, приоритетными в работе с од
ной из следующих социально-возрастных групп: 1) дети до
школьного возраста; 2) учащиеся младших классов;