Файл: Скд Киселева красильников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 9345

Скачиваний: 228

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

дрения ее в социальный образ жизни, является достижение комплекс­ных показателей физического развития человека, которое выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренно­сти, согласуется с закономерностями развития личности и долго­летнего сохранения здоровья.

Критерии физического совершенства имеют конкретно-исторический характер. Они изменялись и изменяются в зависимо­сти от стадии социального развития в соответствии с реальными тре­бованиями общества.

Таким образом, физическая культура - органическая сфера соци­ально-культурной деятельности, основу специфического содержания которой составляет рациональное использование человеком двигатель­ной активности в качестве фактора физической подготовки к соци­альной практике. Средствами оптимизации физического состояния и развития выступают целесообразно выработанные формы социаль­но-культурной деятельности, ее результаты, имеющие культурную ценность. Вся совокупность достижений общества используется в создании специальных средств, методов и условий направленного развития физической дееспособности подрастающих и взрослых поко­лений. Физическая культура как деятельность является одним из эффек­тивных средств всестороннего развития личности, социальным фак­тором физического совершенствования.

Физическая культура является многоаспектным объектом иссле­дования в связи с решением целого ряда проблем физкультурного образования: психолого-педагогических, связанных с совершенство­ванием физического воспитания и образования, социологических - в связи с формированием ценностного отношения общества и лично­сти к физической культуре и спортивному стилю жизни.

Из множества факторов, определяющих массовость физкультурного движения как вида социально-культурной деятельности, исследователи выделяют объективные и субъективные факторы.

Объективными факторами являются: уровень развития материаль­ной базы физической культуры и спорта; подготовка профессиональных кадров. Субъективные факторы включают: формирование обществен­ного мнения и индивидуального сознания в отношении освоения ценно­стей физической культуры и спорта; формирование устойчивых мотивов, ценностных ориентации населения на физкультурно-спортивную дея­тельность; воспитание у населения потребности в физкультурно-

220

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

сShape57 портивной деятельности, актуализация значимости здоровья, уровня физической подготовленности, физической культуры лич­ности в общей иерархии ценностей человека и общества.

Физкультурно-оздоровительные направления в социально-культурной деятельности обладают достаточно широкой мотивацией, которая основана на определенных интересах и потребностях населе­ния в занятиях физической культурой и спортом.

Ученые и практики выделяют несколько компонентов такой мо­тивации, влияющих на содержание, формы и организацию физкуль­турно-оздоровительной работы. Эти компоненты лежат в основе практически всех социальных проектов и программ, направленных на формирование здорового образа жизни граждан России.

Речь идет о витальном, социальном и идеальном (духовном, позна­вательном) мотивах, движущих каждым человеком в проявлении его заботы о собственном здоровье.

Витальный компонент содержит: потребность в укреплении здоро­вья; потребность в благотворном воздействии природных оздоровитель­ных факторов; потребность в двигательных умениях и навыках: в эко­номии сил при занятиях физическими упражнениями; в двигатель­ной активности.

Социальный компонент включает в себя потребность в общении во время занятий; потребность принадлежать к физкультурно-спортивной группе; потребность занимать в ней определенное место; потребность в оказании помощи в процессе занятий физическими упражнениями; по­требность в спортивных достижениях.

Идеальный компонент предполагает потребность в познании яв­лений и процессов в сфере физической культуры и спорта; потребность в творческом отношении к занятиям физическими упражнениями; потребность в самопознании в аспекте физкультурной деятельности; потребность в занятиях физической культурой.

Например, наиболее актуальной потребностью витального компо­нента буквально для всех социально-демографических групп является забота об укреплении собственного здоровья. Потребность в улучше­нии своего здоровья - сильный побудитель к занятиям физической культурой для всех групп населения, в первую очередь горожан. Это необходимо учитывать в процессе организации семейных клу­бов и групп здоровья по месту жительства, на базе школ, средних специальных и высших учебных заведений, в учреждениях культуры,

221


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

досуга, спорта.

В обществе пока не сформирована культура сбережения здоро­вья, подлинная физическая культура. Об этом свидетельствует, с одной стороны, преобладание остаточного принципа финансирования массо­вой физической культуры, а с другой - небрежное отношение значи­тельной части населения, в первую очередь детей и молодежи, к сво­ему здоровью, физической закалке. Забота о здоровье и физическая культура как следствие этого еще не стали в полной мере приори­тетным направлением социально-культурной деятельности.

Особенностью обучения детей и подростков физической куль­туре в настоящее время является ориентация на адаптацию, социализа­цию личности каждого школьника. Такая задача требует переориентации образовательных, спортивно-оздоровительных досуговых проектов и программ социально-культурных учреждений на применение инте­рактивных методов, которые развивают мышление, формируют у де­тей, подростков, взрослых практический опыт взаимодействия, раз­вивают людей физически и духовно. Важная роль в этом процессе от­водится использованию комплекса современных социально-культурных технологий - развлекательно-игровых; оздоровительных, обучающих, массово-зрелищных и других.

Создание педагогически направленной социально-культурной среды предполагает профилактику алкоголизма и наркомании, по­лучивших распространение среди молодежи. Физическая культура и спорт располагают необходимыми возможностями для привития детям и подросткам навыков сопротивления социальному давлению, противо­стояния негативному воздействию, формирования уверенности в себе. В процессе занятий физической культурой осуществляется воспитание у учащихся активной жизненной позиции, трудолюбия, коллективиз­ма, смелости, решительности, упорства, целеустремленности - важных качеств, необходимых современному человеку в непростых условиях современной действительности.

Составной частью физической культуры и, соответственно, видом социально-культурной деятельности является спорт. Как многогран­ное общественное явление спорт представляет собой не только специ­альную систему тренировочных занятий и участие в состязаниях; он относится к числу массовых социально-культурных движений и од­новременно наиболее популярных зрелищ.

Современный спорт структурно включает в себя две сферы:

222

Раздел П. Сферы реализации социально-культурной деятельности

1Shape58 )сферу общедоступного спорта, предусматривающего организацию базового спорта в системе народного образования, развития профес­сионально-прикладных видов спорта, спортивной рекреации (восста­новления) и реабилитации, 2) сферу высшего спортивного мастерства, достижения наивысших результатов через систему профессионально­го (коммерческого) и некоммерческого спорта.

Современные виды спорта являются эффективным средством профилактики наркотической и алкогольной зависимости в молодежной среде. Экстремальные виды спорта (сноубординг, серфинг), а также виндсерфинг, скейтинг, пейнтбол привлекают подростков и юношей, позволяют им испытать себя, проверить свои силы, волю. Они убеди­тельно демонстрируют подросткам возможность применить свою энер­гию для собственной пользы, отвлекают их от других рискованных занятий. Необходимо шире пропагандировать эти виды спорта и созда­вать возможности для занятий ими.

В решении задач формирования физической культуры детей и под­ростков школа, семья и культурно-досуговые учреждения обладают своими специфическими возможностями. Для школы это система обу­чения, направленная на достижение определенной цели, построенная в соответствии с принципами дидактики, реализующая определенное содержание, использующая систему форм, методов и средств.

Семья обладает преимуществами в плане положительного при­мера, создания соответствующей семейной атмосферы.

Социально-культурные и культурно-досуговые учреждения в си­лу добровольного принципа участия и большего разнообразия занятий (соревнования, тренировки, праздники) способствуют привлечению детей и подростков, формированию положительной мотивации и устойчивого интереса к занятиям.

Авторы учебника «Культурно-досуговая деятельность» утвержда­ют, что культурно-досуговая среда как часть общей среды существова­ния более всего соприкасается с душевным и духовным началом человека. Именно в культурно-досуговой среде в большей мере, чем в производственной, бытовой и других, человек имеет возможность со­прикасаться с великими ценностями мировой культуры, достиже­ниями цивилизации, окунуться в мир научных понятий и открытий1.

1Shape59 Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под науч.ред. А.Д.Жаркова и В.МЛижихова. -М.: МГУК, 1998. -С. 117.

223


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Культурная среда притягивает большинство людей, будучи местом об­щения, досуга, рекреации, повышения уровня культуры.

Теоретики социально-культурной и культурно-досуговой дея­тельности отмечают, что длительное время в социально-культурной среде (в том числе и культурно-досуговой) господствовала чрез­мерная централизация управления, что породило у значительной массы населения, особенно у молодежи, кризис доверия к сегодняшним и будущим инициативам государства в социально-культурной сфере.

В настоящее время область физической культуры и спорта, как и любая социально-культурная среда (среда досуга, образования, общения и т.д.), не всегда и не везде подготовлена к изменениям, происходящим в обществе и в сознании людей. Постоянно возникает необходимость в упорядочении этой среды, в ее целенаправленной организации. Такое положение дает основание сделать вывод, что создание благоприятной среды для физического воспитания населения предполагает решение це­лого ряда социально-экономических, педагогических, материально-технических задач.

Организуя и развивая социально-культурную среду, необхо­димо максимально использовать возможности ее основных звеньев: школы, семьи, культурно-досуговых и физкультурно-оздоровительных учреждений; повышать мастерство педагога-организатора физического воспитания в сфере досуга, организовывать сам процесс социально-культурной деятельности и решать проблемы, связанные с созданием совокупности условий, факторов и возможностей для ее реализа­ции.

В общеобразовательной школе физическая культура является базо­вой областью образования. Это подтверждает анализ учебных планов отечественной и зарубежной школ, где физическая культура занимает одно из приоритетных мест.

Такое значение этой области культуры обусловлено тем, что она за­кладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно действительно разностороннее развитие личности. Основу физической культуры составляют целесообразные способы и нормы физической активности, направленные на совершенствование природных качеств и способностей индивида. Она является непремен­ным условием направленного развития и физической подготовки уча­щихся к жизни, оптимизации их физического состояния.

Физкультурная деятельность как всякая социокультурная дея-

224

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

тShape60 ельность состоит из нескольких компонентов. Цель - конечный ре­зультат, которого необходимо достигнуть в итоге занятий физиче­ской культурой (это может быть укрепление физического и эмоцио­нального здоровья, повышение уровня развития отдельных дви­гательных качеств и двигательной подготовленности, закаливание, улучшение телосложения и т.п.). Эффект работы педагога-организатора во многом зависит от правильной постановки целей, адекватных возрастным возможностям и особенностям детей и подростков.

Для формирования физической культуры детей и подростков не­обходимо:

  • создать социально-культурную среду, которая формировала бы их
    интересы, потребности в занятиях физической культурой;

  • организуя процесс формирования физической культуры де­
    тей и подростков, четко определить его педагогические основы:
    цель, содержание, формы и методы.

Многолетние методики по включению физической культуры в образ жизни населения, улучшению учебных и спортивно-оздоровительных досуговых программ и совершенствованию педагоги­ческого процесса как на уроках, так и во внеурочное время, принесшие ощутимые результаты в советский период, на сегодняшний день устаре­ли. Общение учащихся в школах часто происходит по изжившей себя схеме: учитель, организатор, тренер (субъект) - ребенок, подросток (объект). Эффективность применения пассивных методик весьма низка, материал усваивается поверхностно, интерес к двигательной активно­сти падает.

Невозможно осуществить новые подходы к физическому воспита­нию, формированию физической культуры без трансформации сознания педагогов, организаторов досуга, которые являются авторами и реализа­торами новых программ. В этой связи открытым остается вопрос про­фессиональной подготовки преподавателей физической культуры.

Наряду со школой большими возможностями в физическом воспи­тании не только детей и подростков, но и всего населения, формирова­нии их физической культуры располагают различные социокультур­ные институты, в том числе семья, культурно-досуговые и динамично развивающиеся учреждения дополнительного образования. Они в со­стоянии предоставить желающим широкий выбор физкультурных заня-

225


Т.Г, Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

тShape61 ай. Однако они действуют разрозненно, поскольку взаимосвязи школы, семьи, культурно-досуговых, физкультурно-оздоровительных учреждений в физическом воспитании детей и подростков, всего населе­ния в настоящее время нарушены.

Известно, что в процессе социализации дети усваивают образ жизни родителей, что в семье закладываются и формируются основы ряда уме­ний, навыков и привычек, вырабатываются оценочные суждения и во многом определяется жизненная позиция подрастающего поколения, в том числе и отношение к физической культуре, к активному исполь­зованию ее средств в быту для укрепления здоровья, всестороннего развития и содержательной организации досуга. Семья - самая пер­вая ступень воспитания. В формировании физической культуры детей важно выявить отношение родителей к физической культуре, структуру их физкультурно-спортивных потребностей.

К критериям физического развития и самосовершенствования относятся как качественные, так и количественные показатели участия детей, подростков и взрослых в спортивных школах, сек­циях, клубах, в системе общего и среднего специального образо­вания, а также на оздоровительных занятиях.

Качественными показателями служат степень овладения про­граммным материалом, знаниями, двигательными умениями и на­выками, способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, уровень сформированности навыков самостоятель­ных занятий (внедрение занятий физической культурой в режим дня). Данные критерии - важнейшие в оценке успеваемости по физкультуре.

Количественными показателями являются динамика развития физической подготовленности, показателей развития основных физи­ческих качеств (способностей): силовых, скоростных, координаци­онных, выносливости, гибкости и их сочетаний.

Как сфера реализации социально-культурной деятельности, физическая культура включает в себя целый ряд структурных эле­ментов. К ним относятся: физическое развитие и состояние здоро­вья; система знаний, умений и навыков по физической культуре, двигательных действий и качеств; устойчивый интерес и потребность личности в систематических физкультурно-оздоровительных занятиях; навыки самостоятельных занятий физической культурой.

Демократичность и гуманизм всегда были присущи клубной спор-

226

Раздел П. Сферы реализации социально-культурной деятельности

тивной работе в России. Инициативы гуманистически ориентиро­ванного физкультурно-спортивного движения требуют активной под­держки со стороны государственных и негосударственных структур.

Выполнить задачи по физическому воспитанию можно только в том случае, если наряду с уроками физической культуры будет развернута внеурочная спортивно-массовая работа в форме занятий кружков, спортивных секций, массовых соревнований, спортивных праздни­ков, туристских походов, кроссов, военно-спортивных игр и т.д., про­водимых в школах и досуговых внешкольных учреждениях.

В существенном совершенствовании нуждается взаимодействие уч­реждений физкультуры и спорта с другими культурно-досуговыми центрами в реализации программ выходного дня, Дня здоровья, массовых спортивных соревнований, спортивных и физкультурно-оздоровительных клубов и объединений. Целый рад проблем осложняет участие трудовых, учебных, бытовых коллективов в укреплении и раз­витии материальной базы физкультурно-оздоровительной работы среди детей, подростков и взрослых. Не везде уделяется должное внимание приобщению к самобытным национальным видам спорта и народным играм, обеспечению их профессионально-прикладной направлен­ности, связи с особенностями труда и быта людей, обычаями, традиция­ми, ремеслами.

Многие виды спорта и народные игры содержат накопленный за многие годы комплекс умений и навыков предшествующих поколе­ний. Нуждается в освоении практика разработки и реализации регио­нальных планов, досуговых гооектов и программ по вовлечению различ­ных групп населения в зашгия физкультурой и спортом, активный от­дых.

Противоречие между возможностями социально-культурной среды в формировании физической культуры детей и подростков и их фактическим использованием может быть устранено в процессе разра­ботки и реализации адекватных сегодняшнему дню организационных решений и социально-культурных технологий.

5. Социально-культурная реабилитация

Понятийный аппарат и содержание

Социально-культурная реабилитация и поддержка относится к числу наиболее актуальных и востребованных сфер общественной

227


Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

практики социально-культурной деятельности. Высокая гуманитарная направленность, социальная и духовная поддержка незащищенных слоев населения, забота о социальном и культур­ном обустройстве сирот, инвалидов, пожилых граждан, их приоб­щении к богатствам общечеловеческой культуры, к самодеятель­ному ремеслу и творчеству всегда были свойственны передовым слоям российского общества.

Развитие традиционных и нетрадиционных инструментов ми­лосердия, социальной поддержки и благотворительности всегда имело место в социокультурной сфере в России. Для более глубо­кого понимания и осмысления сути и содержания этого вида соци­ально-культурной практики необходимо ознакомиться с его клю­чевыми понятиями.

Основным объектом социально-культурной реабилитации и поддержки являются социально ослабленные и социально неза­щищенные группы населения, в первую очередь дети и взрослые-инвалиды, лица пожилого возраста и одинокие пенсионеры, дети-сироты и воспитанники детских домов, неполные и многодетные семьи и другие.

Значительную часть этих людей объединяет принятое по ини­циативе Международной организации здравоохранения (ВОЗ) по­нятие социальной недостаточности, связанное с нарушениями или ограничениями жизнедеятельности. Под термином «социальная недостаточность», или «дезадаптация», подразумевается наруше­ние или существенное ограничение у человека свойственной ему привычной жизнедеятельности вследствие преклонного возраста, врожденной или приобретенной инвалидности, болезней, травм или расстройств, в результате чего оказываются утраченными привычные контакты со средой обитания, соответствующие воз­расту жизненные функции и роли. Производным от него понятием является социально-культурная недостаточность, которая свя­зана с частичной либо полной неспособностью выполнять соци­ально-культурные функции, считающиеся нормальными для лиц данного возраста, пола и ряда других социально-демографических характеристик.

Сегодня значительная часть населения (как взрослых, так и детей и подростков) испытывает различного рода социальные и физические труд­ности - экономические проблемы, падение интереса к учебе, саморазви-

228

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

тию и самосовершенствованию, отставание в психическом и физическом развитии, проблемы в сфере коммуникации, хронические заболевания, инвалидность. Наличие различного рода ограничений и проблем, связан­ных со старением и инвалидностью, нередко сопровождается снижением уровня культурной активности человека. Причем это касается всего многообразия её проявлений: культуры правовой и коммуникативной, личностной и общественной, эстетической и нравственной, экологиче­ской, физической, сексуальной.

В широком смысле социальная реабилитация представляет собой систему юридических, медицинских, психологических, пе­дагогических, социально-экономических и социально-культурных мер, направленных на преодоление социальной недостаточности человека, создание и обеспечение условий для социальной инте­грации или реинтеграции лица, имеющего, по разным причинам, постоянно или временно функциональные ограничения в различ­ных сферах своей жизнедеятельности.

Целью социальной реабилитации является социальная инте­грация - процесс, который характеризует меру достижения лич­ностью оптимального уровня жизнедеятельности и реализации своих потенциальных способностей и возможностей в результате межличностного взаимодействия в конкретном социально-культурном пространстве и социальном времени. Соответственно под реинтеграцией следует понимать процесс и характеристику меры восстановления ранее присущих индивиду, но вследствие каких-либо причин ослабленных или утраченных социальных и ролевых функций в адекватном для него социально-культурном пространстве.

Процесс социальной реабилитации и содействие интеграции обеспечивается системой мер социальной защиты, направленных на создание личности условий для её полной или частичной юри­дической, политической, экономической, социальной, культурной самостоятельности и равных с другими гражданами возможностей участия в общественной жизни и развитии общества. Таким обра­зом, социальная реабилитация инвалидов - это система и процесс восстановления способностей человека к самостоятельной дея­тельности во всех сферах общественной жизни.

Социальная реабилитация как достаточно сложный, много­компонентный процесс включает в себя:

229