Файл: Скд Киселева красильников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 9346

Скачиваний: 228

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

необходим менеджер, который не только разбирается в различных жанрах искусства и творчества, но, главное, умеет реализовать их в обществе, до­вести до зрителя.

Длительный разрыв процессов образования и культуры нега­тивно сказывается на эстетическом воспитании детей и подрост­ков, на приобщении дошкольников и школьников к художествен­ной культуре общества, народным традициям, фольклору. Посто­янное нарушение органического единства и взаимосвязи образова­тельного и социокультурного процессов серьезно препятствует введению детей в художественную жизнь, в реальную живую ху­дожественную культуру - не только в качестве зрителей, слушате­лей и т.д., но и в качестве активных участников процесса художе­ственного творчества.

Восстановлению духовной культуры России путем целена­правленного культурно-эстетического и художественного воспи­тания подрастающего поколения нет альтернативы. Эта социаль­ная идея заслуживает самого широкого общественного и государ­ственного признания, поскольку крупномасштабные проекты гло­бального повышения культуры всего населения страны вряд ли имеют сегодня реальные перспективы.

Воспитывающая роль искусства в духовно-нравственном ста­новлении юной личности может быть еще более социально цен­ной, если глубоко осмыслить и практически претворить все его разносторонние возможности. В полной мере осуществить эту за­дачу могут сегодня современные модификации различных социо­культурных институтов современного отечественного фольклора.

В народной системе культурно-художественной социализации ребенка, под которой понимается педагогически организованная совокупность различных видов его художественно-творческой деятельности, большое внимание всегда уделялось обучению де­тей с самых ранних лет жизненно ценным знаниям, умениям, на­выкам. К семи-восьми годам выросший в селе ребенок, как прави­ло, владел десятками видов хозяйственно-бытовой деятельности. На этом основывалась главная цель народной системы - помочь растущему человеку в нахождении своего любимого труда, ремес­ла, вида творческой деятельности. «Желанная работа - светлее солнца», - издавна говорилось в народе.

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходи­мый уровень житейско-нравственной и художественно-эстетической воспитанности детей, то теперь эту традицию при­звана поддерживать школа, которая вместе с семьей, учреждения­ми культуры и досуга, всей общественностью в состоянии создать эффективную систему вхождения юного человека в мир народной художественной культуры.

Особое значение приобретает проблема не просто сохранения и освоения культурного наследия - всех видов фольклора, народ­ных промыслов и ремесел, традиций, обычаев, - а его умелого и педагогически осмысленного включения в дальнейшие культур­но-творческие воспитательные и образовательные процессы в дет­ской, семейной, школьной и других социальных средах.

Не случайно среди социально-культурных проектов, дающих возможность формирования всесторонне подготовленных педаго­гов дополнительного образования, руководителей самодеятельных коллективов, большое место занимают проектные концепции в области народного творчества. Часть этих проектов посвящена творческому воссозданию традиционных элементов русской мате­риальной культуры: мужскому, женскому, детскому народному костюму, элементам городского костюма, обуви, головным убо­рам, тканям, ткачеству и рукоделию, предметам сельского и го­родского быта, жилищам, надворным и хозяйственным построй­кам и т.д.

Другая часть проектов направлена на разработку и организа­цию программ использования различных жанров фольклора в до­школьных воспитательных учреждениях, развития семейных, жен­ских, школьных фольклорных клубов, самодеятельных коллекти­вов и объединений.

В этом отношении несомненный научный и практический ин­терес представляют проектные концепции развития образователь­ных институтов отечественного фольклора как одной из альтерна­тивных форм художественно-эстетического развития подрастаю­щего поколения. Ведущей идеей таких институтов (школ, коллек­тивов) является культурно-художественная социализация детей дошкольного и школьного возраста средствами традиционной культуры и искусства, обрядов, обычаев и ремесел.



210

211

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красипьников. Социально-культурная деятельность

Дальнейшее развитие сферы художественной культуры обяза­тельно предполагает адаптацию знаний и навыков деятелей ис­кусств к изменяющимся социально-экономическим условиям, ха­рактерной для большинства регионов Российской Федерации со­циально-культурной ситуации. Широкое распространение получи­ли практика стажировки у ведущих специалистов и деятелей ис­кусств, мастер-классы, творческие лаборатории на базе ведущих учреждений искусств, семинары, научно-методические и научно-творческие конференции, методическое обеспечение, мониторинг использования трудовых, административных, управленческих ре­сурсов в творческих коллективах.

В результате в области художественной культуры и народного творчества складываются благоприятные условия для иницииро­вания, апробации и развития организационных моделей иннова­ционных государственных и негосударственных профессиональ­ных художественных учреждений, самодеятельных народных кол­лективов и других аналогичных объектов инфраструктурного ти­па. С каждым годом более продуктивным становится деловое, творческое сотрудничество с международными организациями -ЮНЕСКО, Советом Европы, Евросоюзом и другими.

В настоящее время коллективом Московского государственно­го университета культуры и искусств, кафедрой социально-культурной деятельности реализуется комплекс конкретных мер по совершенствованию и углублению подготовки социальных пе­дагогов в рамках профилирующей специальности «Социально-культурная деятельность». Разработаны и утверждены Государст­венный образовательный стандарт по этой специальности, базовая программа основного профилирующего курса по истории, теории и технологии социально-культурной деятельности.

Подлинная ценность знаний, умений и навыков, полученных будущими социальными педагогами, измеряется целым рядом па­раметров, в том числе: будут ли эти знания, умения и навыки по­лезны в дальнейшей социально-культурной деятельности студен­тов, помогут ли им принимать наиболее правильные решения; ста­нут ли они социальным ориентиром для специалиста в его повсе­дневной жизни и деятельности.

Организационно-методическая основа учебного процесса в школе предполагает приобщение учащихся к фольклору на фоне

212

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

иShape54 х широкого культурно-эстетического развития, координации классных (обязательных для всех) и внеклассных или внешколь­ных (свободно выбираемых) форм занятий. Только в этом случае мы сможем добиться создания целостной системы художественно-эстетического развития детей, формирования полноценной среды для выработки у них художественного восприятия и их активной творческой деятельности. Поэтому немаловажное значение приоб­ретает интеграция различных видов народного художественного творчества в учебном процессе.

Реализация собирательного проекта школы русского фолькло­ра связана с поиском разнообразных форм добровольного объеди­нения родителей и детей на почве освоения отечественной народ­ной культуры, народных традиций. Не только в учебном процессе, но и во внеклассной работе дети получают возможность познако­миться с музыкальным и поэтическим фольклором, этнографией (костюмами, украшениями, игрушками, праздниками, кухней), историей, народным земледельческим календарем России.

При расширении формы активного сотворчества детей, педа­гогов и родителей основной акцент делается на разносторонние контакты, общение, уважение людей, максимальное развитие рас­крепощенности, которая присутствует у детей начиная с 5-6-летнего возраста.

Народные музыкальные традиции, в частности многолетний опыт народно-инструментального исполнительства, представляет собой богатейший и далеко еще не освоенный пласт допрофессио-нальной этнопедагогической подготовки детей. Методика творче­ского изучения, освоения и использования уникального народного опыта и традиций в учебном процессе, по существу, не получила еще необходимого теоретического и практического обоснования.

Опираясь на учебный процесс и сферу дополнительного образования, школа русского фольклора охватывает:

- всех детей, подростков, старшеклассников, имеющих раз­личный уровень интеллектуальных и художественно-творческих способностей, вырабатывая у них умение само­утвердиться, самореализоваться в тех видах занятий музы­кально-фольклорного (инструментального и хорового), де­коративно-прикладного и других профилей, которые отве-

213


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

чают сегодняшним реалиям и соответствуют «заказу» соци­альной среды;

  • все возрастные этапы культурно-художественной социали­
    зации детей средствами русского фольклора: от раннего дет­
    ства до периода социальной зрелости;

  • все многообразие элементов социальной среды, формирую­
    щей художественно-эстетический мир ребенка (семья, меж­
    личностное общение вне семьи, школы, разнообразные виды
    художественно-творческой деятельности в открытой среде,
    этносоциальные,    культурно-художественные процессы    в
    обществе и т.д.).

Непрерывность, последовательность и преемственность в ор­ганизации детского творчества и эстетическом воспитании, в ос­воении и использовании народного опыта и традиций обеспечи­ваются большой кропотливой работой, которая вбирает в себя изучение и освоение исторического прошлого России, изучение, сохранение, передачу и популяризацию ремесел, обрядности, ве­дения домашнего хозяйства и другие элементы.

Ориентация школы русского фольклора на использование на­циональной культуры, опыта народной педагогики предполагает учет целого ряда фундаментальных идей, положений и исходных принципов, вытекающих из существа народных традиций. Педаго­гический процесс, как известно, по своей природе консервативен и не всегда легко поддается модернизации. Он часто не в состоянии охватить бесконечное многообразие народного художественного опыта.

Проведенный анализ учебного материала, используемого в ря­де альтернативных учебных заведений эстетического профиля, показывает, что он в значительной степени привносится из про­фессионального искусства, не отличается яркой самобытностью, слабо отражает национальные фольклорные традиции. Далеко не всегда этот материал отвечает в должной мере реальным музы­кальным вкусам, потребностям и интересам детей.

Между тем по своему содержанию эти традиции располагают большими возможностями для эффективного воздействия на де­тей. Взятые в совокупности, они объективно ставят учащихся и педагогов перед необходимостью поиска и конструирования но-

214

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

вShape55 ых социальных взаимоотношений на базе общности интересов и увлечений. Идея непрерывности в освоении и использовании фольклора, народных традиций как средства допрофессионального образования основывается на преемственности коллективных уси­лий педагогов и родителей, на наиболее полном и эффективном использовании воспитательного потенциала национальных обря­дов.

Происходящие в настоящее время процессы обновления соци­ально-экономической и духовной сферы жизни общества требуют более взыскательно и критически подойти к отбору учебного ре­пертуара, анализу, изучению и обобщению национальных музы­кальных традиций, их утверждению и обогащению в учебном про­цессе.

Педагогически направленное освоение богатейших народных традиций позволит, по нашему мнению, разрешить многие про­блемные ситуации, сложившиеся сегодня в музыкальной культуре, в частности отчуждение значительной массы подростков и моло­дежи от творчества за счет удовлетворения их музыкальных по­требностей через восприятие так называемой кассетной музыки, преобладание репродуктивных методов и приемов в музыкальных коллективах.

В учебном процессе уместно и педагогически оправданно обобщение и широкое использование опыта проведения фестива­лей, смотров и конкурсов. Такого рода мероприятия позволяют более комплексно, фундаментально решать задачу художественно-эстетического развития детей. Особенно плодотворен здесь тема­тический подход, когда тот или иной общешкольный праздник проводится под определенным девизом, привлекая население все­го микрорайона, а не сводится к отчетным концертам и сборным программам. Поэтому каждый из педагогов и родителей может и должен умело и грамотно использовать народно-педагогический опыт и традиции как эффективное средство художественно-эстетического развития детей и подростков, духовного обогаще­ния различных групп населении.

Детское творчество, в том числе и художественное, становится все более ориентированным на личность ребенка, его индивиду­альные особенности и интересы. Это побуждает нас рассматривать каждого педагога школы русского фольклора как квалифициро-

215


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ванного этнолога, занимающегося организацией отдыха и развле­чений. На этом пути были утрачены традиции информационно-просветительной и воспитательной работы. В обстановке усилен­ной деидеологизации заглохла совершенно необходимая для лю­бого общества деятельность по гражданскому формированию лич­ности.

Таким образом, в сфере искусства и всей художественной жизни общества социально-культурную деятельность необходимо рассматривать как профессиональную и непрофессиональную, со­циально направленную, основанную на исторически присущих российскому обществу традициях гуманизма и милосердия дея­тельность отдельных индивидуумов и социальных групп по созда­нию, сохранению, распространению и освоению культурных цен­ностей.

4. Физическая культура и спорт

Физическая культура и спорт представляют собой неотъемлемую часть общей культуры общества, исторически сложившееся, самостоя­тельное и самобытное социально-культурное явление общественной жизни. Еще в античную эпоху начала складываться система физического воспитания, особенно действенной она была в Спарте. В это время стали проводиться знаменитые Олимпийские игры. Физическая культура не­изменно являлась обязательной составляющей культуры общества и личности, особым видом социально-культурной деятельности, в котором интегрировалось три начала личности: физическое, психическое и ду­ховное. Средние века, возникновение рыцарской системы воспитания, становление классовых по характеру, а позднее и национальных систем физического воспитания (турниры в германских государствах, соколь-ская, шведская, французская и другие гимнастические системы, клубно-спортивные движения в Англии, России и т.д.), создание национальных спортивных союзов, клубов и лиг, развитие практики национальных и международных соревнований убедительно свидетельствуют о возрас­тающей роли физической культуры как посредника в сложной системе политических, экономических, социальных и культурных отношений в обществе.

Развитие теории и практики физического воспитания в России нико­гда не отделялось и не отделяется от процессов становления социально-

216

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

кShape56 ультурной деятельности общества в целом. Это развитие осуществля­лось по нескольким направлениям и связывается с именами основопо­ложников российской национальной системы военно-физической подго­товки (М.И. Кутузов, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков), авто­ров концептуальных теорий физического воспитания (П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов), исследователей роли и места физического вос­питания в педагогических системах (НИ. Новиков, К.Д. Ушинский, АС. Макаренко и др.). В современном педагогическом опыте сложился це­лый ряд интереснейших авторских систем, занявших прочное место в социально-культурной деятельности семьи, школы, учреждений допол­нительного образования и досуга. Для массовой практики физического воспитания и утверждения здорового образа жизни важную роль сыгра­ли концепции раннего начала физического развития и закаливания (БП и Л.А. Никитины), обеспечения сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения (В.Ф. Базарный), единства физического и умственного развития (Т.П. и Е.В. Воронковы), приоритета физической культуры как предмета и сферы жизнедеятельности (А.Ф. Пазухин) и другие.

Составными частями физической культуры как крупнейшей области общественной практики, в которой реализуется социокультурная дея­тельность, являются физическое воспитание, спорт, физическая рекреа­ция и физическая реабилитация. Если физическое воспитание представ­ляет собой педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков и психофизических качеств, укрепление здоровья и физическое развитие, то массовый спорт правомерно рассматривают как массовое социальное движение, продиктованное стремлением лю­дей познать и расширить границы своих физических возможностей с помощью специальной подготовки (тренировок) и систематического участия в соревнованиях.

Задачами физкультурного воспитания являются обеспечение на­правленного развития жизненно важных физических способностей детей и подростков, оптимизация их состояния здоровья, формирование у них жизненно необходимых двигательных умений и навыков. В этом случае мы имеем дело с физической культурной деятельностью, т.е. деятельно­стью, направленной на достижение физического совершенства индивида. Прикладной характер в этой деятельности носят физическая подготовка человека к труду, военной службе, к профессиям каскадера, спасателя и т.д., физическая рекреация (восстановление) и физическая реабилитация, в частности людей с различными видами ограничений (инвалидов), ис-

217


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

пользование традиционных и нетрадиционных оздоровительных систем типа у-шу, йога, бег трусцой и т.д.

К занятиям физической культурой и спортом относятся утренняя гимнастика, бег, лёгкая атлетика, спортивные игры, лыжи и коньки, аэ­робика, плавание, бокс и борьба, тяжелая атлетика, прикладные, техниче­ские виды спорта, туризм, лечебная и коррекционная физкультура.

Материально-техническую базу для занятий физкультурой и спор­том обеспечивают учреждения дополнительного образования, муници­пальные и ведомственные спортивные комплексы и спортивно-оздоровительные центры, стадионы, бассейны и спортплощадки, спор­тивные клубы и секции, детско-юношеские спортивные школы и другие объекты, входящие в социально-культурную инфраструктуру города и региона.

Физическая культура особенно тесно связана с процессом фи­зического развития человека - закономерным процессом становления, формирования и последующего изменения на протяжении индивиду­альной жизни естественных функциональных свойств человеческого организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Исторически эта область социальной практики складывалась преж­де всего под влиянием практических потребностей общества в пол­ноценной физической подготовке подрастающих и взрослых поколе­ний к труду - первому и главному условию человеческого сущест­вования.

По мере становления в обществе целостной системы социально-культурной деятельности и ее составной части - образования и воспи­тания физическая культура органически вошла в нее в качестве ос­новного фактора формирования разнообразных двигательных умений и навыков, необходимых как для реализации, так и для увеличения деятельностных возможностей человека, разностороннего воспита­ния физических способностей, а также в качестве одного из действен­ных средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспита­ния. Наряду с этим в условиях технического прогресса, изменения ха­рактера труда и жизненной среды человека физическая культура приобретает все большую ценность как эффективное средство про­филактики заболеваний, восстановления нарушенных функций, сохра­нения и повышения дееспособности организма, оптимизации его физи­ческого состояния. Благодаря именно этим факторам физическая культу­ра способна войти в современную культуру человека, став её важной и

218

Раздел П. Сферы реализации социально-культурной деятельности

неотъемлемой частью.

На длительном пути развития содержание и формы физической культуры постепенно дифференцировались применительно к различ­ным сферам общественной жизни и деятельности (образование, мате­риальное производство, служебная деятельность, быт и здоровый отдых, медицина и т.п.). Это выразилось в формировании ряда социально зна­чимых компонентов и разделов физической культуры - школьной, быто­вой, производственной, рекреативной, лечебной и др. По мере накоп­ления в этой сфере научно-практических разработок, ее оснащения методическими, техническими и другими средствами возрастает эф­фективность этого социально-культурного института, его средств и ме­тодов реализации образовательных, воспитательных, оздоровитель­ных и других задач, существенных для общества и личности.

Наряду с другими видами социально-культурной деятельно­сти существенную ценность в сфере физической культуры приобретают непосредственно связанные с ней специальные научно-прикладные зна­ния, принципы, правила и методика использования физических упраж­нений, этические правила и нормы в процессе физической культурной деятельности, спортивные достижения, материально-технические усло­вия, физкультурно-медицинское обеспечение, физкультурно-спортивная информация, произведения искусства, отображающие явления физической культуры, спортсооружения, оборудование, ин­вентарь и т.д.

Физическая культура как вид социокультурной деятельности ха­рактеризуется совокупностью полезных для общества результатов её использования и культивирования ее предметных ценностей в обществе. К таким результатам можно отнести физическую подготовленность (как результат физической деятельности), достигнутую на её основе сте­пень совершенства двигательных умений и навыков, повышенный уро­вень развития жизненных сил, спортивные достижения и другие полез­ные для личности и общества результаты приобщения к физической культуре.

Физическая культура может существовать и существует не только в форме деятельности, но и в качестве внутреннего состояния че­ловека, воплощенного в его умениях, навыках, способностях (в пер­сонифицированной форме).

Наиболее существенным результатом полноценного использова­ния физической культуры, реальным в условиях органического вне-

219