Файл: Скд Киселева красильников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 9344

Скачиваний: 228

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

  1. социальную адаптацию - процесс освоения относительно
    стабильных условий социальной среды, решения повторяю­
    щихся, типичных проблем путем использования принятых
    методов социального поведения, действия;

  2. социально-бытовую адаптацию - процесс оптимизации ре­
    жимов общественной и семейно-бытовой деятельности чело­
    века в конкретных социально-средовых условиях и приспо­
    собления к ним индивида;

  3. социально-средовую ориентацию - процесс структуризации
    наиболее развитой социально-бытовой и профессиональной
    функций индивида с целью последующего подбора на этой
    основе общественной и семейно-общественной деятельно­
    сти, а также при необходимости адаптации социальной сре­
    ды к его психофизиологическим возможностям;

  4. социально-психологическую и социально-культурную адап­
    тацию - процесс восстановления (формирования) способно­
    сти      индивида      эффективно      взаимодействовать      с      ок­
    ружающими его людьми в системе межличностных отноше­
    ний, включая восстановление адекватного уровня коммуни­
    кабельности или общительности, то есть способности к
    спонтанной коммуникативной активности, а также владение
    навыками общения, устойчивые типы реакций при социаль­
    но-психологическом взаимодействии (характеризуются по
    ролевым и другим функциям, выполняемым индивидом в
    малых и/или больших группах);

  5. оказание комплекса самых различных социальных услуг: со­
    циально-экономических,    социально-трудовых,    социально-
    бытовых, медико-социальных, коррекционных, социально-
    педагогических,      социально-психологических,      социально-
    культурных и других.

Как свидетельствует практика, достойный образ жизни людей с проблемами физического и психического развития не может га­рантироваться принятием только адекватных мер медицинского или психологического вмешательства. Выйти на такой уровень социально-культурной компетенции, который позволил бы этой части населения без особых затруднений вступать в обычные со­циальные контакты и взаимодействия, - такова цель, объединяю-

230

Раздел П. Сферы реализации социально-культурной деятельности

щShape62 дя и гражданские институты, и самих людей с ограниченными возможностями.

На многочисленные социально ослабленные и социально не­защищенные категории населения, включая в первую очередь де­тей-сирот и воспитанников детских домов, материально не обес­печенные и многодетные семьи, детей и взрослых с ограниченны­ми возможностями (инвалидов), лиц пожилого и престарелого возраста и других, распространяется и их социально-культурная поддержка и реабилитация.

Это исключительно важная сфера повседневной практической деятельности государственных и негосударственных (обществен­ных, коммерческих, частных) организаций. В данном случае речь идет о практическом решении на уровне каждого социума множе­ства проблем, связанных с отчуждением этой части населения страны от культурных, духовных благ, созданием полноценной среды для их творческого самоутверждения и саморазвития.

Когда говорят о социально ослабленных или незащищенных слоях населения, имеются в виду не только ограничения, по разным причинам, трудоспособности этих людей, но и ограничения или отклонения от норм их доступа к духовным благам, их социально-культурного функ­ционирования, постоянная или временная утрата ими возможностей или способностей к активному участию в многообразных видах социально-культурной деятельности. Следовательно, в основе социально-культурной деятельности обг ^ества должна постоянно находиться забота о реабилитации и поддерж»; этой внушительной массы людей, о пре­одолении, компенсации существующих в их повседневной жизни огра­ничений и отклонений.

Социально-культурная реабилитация и поддержка лиц с ограни­ченными возможностями (детей и взрослых-инвалидов, пожилых людей и других) - это комплекс мероприятий и процесс, имеющий целью по­мочь этим группам населения достигнуть и поддержать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень куль­турной компетенции и удовлетворения культурно-досуговых потребно­стей, что обеспечивает им возможности для позитивных изменений за счет расширения рамок их независимого образа жизни и наиболее пол­ной интеграции в окружающую среду.

В более узком смысле под социально-культурной реабилитацией человека с ограниченными возможностями подразумевается адресная,

231


ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

личностная помощь этому человеку, совместное выявление с ним его собственных духовных целей, интересов и потребностей, путей и спосо­бов преодоления препятствий. Поиск и мобилизация всех имеющихся у самого человека резервов и возможностей в конечном счете помогут ему интегрироваться и нормально функционировать в окружающей со­циально-культурной среде, самостоятельно достигая желаемых результа­тов в его досуге, обучении, общении, творчестве.

В отличие от процесса первоначального формирования социально-культурных умений и навыков у людей с ограниченными возможностя­ми, который называют абилитацией, социально-культурная реабили­тация означает восстановление, возмещение утраченных ими способно­стей и возможностей самоутверждения и самореализации в различных видах досуга и творчества.

Социальное в этом процессе предполагает выход людей с фи­зической или социально-психологической недостаточностью на такой уровень компетенции, который позволил бы им без особых затруднений вступать в обычные социальные контакты и взаимо­действия, другими словами, достичь цели, которая объединяет людей с ограниченными возможностями и все многочисленные гражданские институты. Культурное - подразумевает наполнение процесса реабилитации инвалидов конкретным культурным со­держанием, освоение ими культурных ценностей, норм и тради­ций, указание на качество и сферу проявления их культурной ак­тивности, на результаты их творчества в процессе их социально-культурной деятельности.

Следуя логике концептуального подхода к этой сфере общест­венной практики социально-культурной деятельности, обладаю­щей огромным, не востребованным до конца воспитательным по­тенциалом, процесс социально-культурной реабилитации пред­стаёт перед нами в нескольких значениях.

Во-первых, это обширная область профессиональной деятель­ности, располагающая собственной интенсивно развивающейся многосубъектной инфраструктурой, широким диапазоном востре­бованных здесь профессиональных умений и навыков и объеди­няющая специалистов медико-социального, психологического и культурологического профиля. Реабилитационная деятельность требует от них обязательного наличия определенных знаний, по­требностей и интересов, норм и правил поведения, умений и навы-

232

Раздел П. Сферы реализации социально-культурной деятельности

кShape63 ов, а главное, формирования у них убежденности и устойчивой привычки к систематической деятельности в достаточно сложной социальной среде.

Во-вторых, это крупная самостоятельная отрасль научного знания, которая затрагивает многие области культуры, образова­ния, творчества, досуга, спорта и складывается на стыке психоло­гии и медицины, педагогики и культурологии, этики, искусствове­дения и других научных дисциплин.

В-третьих, это совокупность различных по назначению и пока­заниям социально-культурных реабилитационных методов и тех­нологий, многие из которых практически еще только подлежат освоению учреждениями социальной защиты, культуры, образова­ния, искусства, досуга, спорта.

В стране функционирует разветвленная инфраструктура уч­реждений и организаций, предназначенная для социальной, и в частности социально-культурной, реабилитации людей с наруше­ниями и ограничениями жизнедеятельности и социальной недос­таточностью. Она включает в себя службы социальной защиты и социального обеспечения, входящие в систему муниципальных органов власти, центры социального обслуживания и социальной, в том числе экстренной психологической, помощи, реабилитаци­онные центры, центры восстановительного лечения и творчества, специализированные учреждения интернатного типа - интернаты и пансионаты, детские дома и специализированные школы; советы ветеранов и общественные объединения и организации инвалидов (общества инвалидов, ВОС, ВОГ и другие); общественные фонды и ассоциации социальной поддержки; клубы, Дома культуры и библиотеки, литературно-музыкальные, туристские, спортивные и другие объединения по интересам.

Таким образом, государственная система социальной защиты и реабилитации инвалидов и лиц пожилого возраста предусмат­ривает совместную деятельность органов государственной власти, независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления и учреждений различного уровня по реализации мероприятий в области медицинской, психологической, профес­сиональной и социальной, в том числе социально-культурной, реабилитации. Одним из наиболее эффективно действующих ме­ханизмов этой системы следует считать разработку и проведение

233


Т.Г. Киселева, Ю-Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

вShape64 жизнь на федеральном, региональном и местном уровнях паке­тов социальных проектов и программ, в том числе индивидуаль­ных программ, социально-культурной реабилитации для отдель­ных категорий инвалидов, пожилых и престарелых граждан.

Содержание социально-культурной реабилитации составляет целый ряд компонентов, имеющих важное значение для преодо­ления социальной недостаточности инвалидов и людей пожилого возраста.

Информационно-познавательную, просветительную состав­ляющую характеризует приобретение лицами с ограниченными возможностями знаний и понятий о реальных явлениях окружаю­щего их мира, осознание ими необходимости непрерывной связи со своим непосредственным окружением, использование знаний в практической деятельности с целью переустройства своего образа жизни. Одновременно это означает и устранение недостатков как существующего отношения общества к инвалидам и лицам пожи­лого возраста, так и их отношения к обществу, изменение нравов, политики, быта, менталитета в сфере межличностных и социаль­ных отношений.

Досуговая и творческая составляющая связана с организа­цией досуга для удовлетворения духовных и физических потреб­ностей лиц, обладающих социальной недостаточностью, обеспе­чением их книгами, журналами, газетами, специальными телеви­зионными и радиопередачами, играми; содействия в организации оздоровительных мероприятий, занятий физкультурой и спортом, посещении театров, выставок, различных культурно-просвети­тельных, спортивных и иных мероприятий.

В зависимости от индивидуальных возможностей целесооб­разно создать все необходимые условия для творческой самореа­лизации и самоутверждения лиц пожилого возраста, слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, амнестико-интеллектуальными нарушениями, детей и взрослых с выраженным и полным физиче­ским бессилием.

Коррекционная составляющая предполагает полное или час­тичное устранение или компенсацию с помощью социально-куль­турных занятий ограничений жизнедеятельности и развития лич-

234

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

нShape65 ости, преодоление возможных педагогических, воспитательных упущений.

Здесь речь идет о целом ряде позитивных факторов, влияю­щих на повышение качества жизни людей с ограниченными воз­можностями. Это коррекционно-воспитательное воздействие, включающее в себя привитие социальных норм, под которыми подразумеваются установленные обществом правила, определяю­щие устойчивые формы социального взаимодействия людей на уровне макро- и микроколлективов. Это коррекционно-развиваю-щее воздействие, ориентированное на всестороннее, целостное развитие личности, что подразумевает активное освоение богатств общественной культуры и саморазвитие самодостаточной творче­ской личности. Это и коррекционно-образовательное воздействие, направленное на повышение образованности индивида в соответ­ствии с нормами и требованиями современной социально-куль­турной среды.

Лечебно-оздоровительная составляющая рассчитана на ис­пользование культурно-творческого фактора для активизации ре­зервных возможностей организма человека (слуховых, зритель­ных, двигательных, тактильных), создания и поддержания у него положительного психологического фона и через эти механизмы достижение соответствующих благоприятных медико-социальных показателей его здоровья.

Эмоционально-эстети» еская составляющая включает эстети­ческое освоение человек' м с ограниченными возможностями ок­ружающего мира, формирование у него способности творить по законам красоты, положительное эмоциональное воздействие сре­ды и занятий на его чувства и переживания, что приносит ему большое удовлетворение и существенно изменяет образ его жизни.

Правовые основы

Социально-культурная реабилитация и поддержка лиц пожи­лого возраста и инвалидов опирается на нормативно-правовые основы. В широком контексте эта деятельность нуждается в на­дежной законодательной базе. Социально-культурная поддержка незащищенных категорий населения предусматривает осуществ­ление гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих этим категориям защиту их прав

235


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильнжов. Социально-культурная деятельность

и свобод в сфере культуры в соответствии с действующим зако­нодательством, а также создание равных с другими гражданами условий и возможностей их участия в социально-культурной дея­тельности, различных видах досуга и творчества.

Методологическую базу социокультурной реабилитации и адаптации детей и взрослых-инвалидов составляют одобренные и провозглашенные Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Фундаментальные положения стандартных пра­вил и изложенные в них принципы взаимодействия общества и инвалидов касаются предоставления этой категории граждан прав и свобод не только в таких сферах общественной жизни, как здра­воохранение, образование, социальное обеспечение, профессио­нальная занятость, но и в области культуры.

Требования международного сообщества нашли свое отраже­ние в целом ряде важнейших законодательных документов Рос­сийской Федерации: Конституции РФ (статьи 7, 15, 17, 44 и др.), Основах законодательства РФ о культуре (статьи 3-17), федераль­ном законе «О социальной защите инвалидов Российской Федера­ции» и других законодательных и нормативных правовых актах по проблемам инвалидности и инвалидов, обеспечении их беспрепят­ственного доступа к объектам социальной, транспортной и инже­нерной инфраструктур. Проблемы социальной защиты населения, социально-культурной реабилитации и поддержки отдельных групп находятся в центре внимания целого ряда законодательных актов Российской Федерации.

Среди них Гражданский кодекс Российской Федерации, Се­мейный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Рос­сийской Федерации, Основы законодательства Российской Феде­рации об охране здоровья граждан, федеральные законы «О меди­цинском страховании граждан», «Об основах социального обслу­живания населения в Российской Федерации», «О социальном об­служивании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О ветера­нах», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О реабилита­ции жертв политических репрессий», «О статусе военнослужа­щих» и другие. На последовательную реализацию прав и свобод

236

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

гShape66 раждан с ограниченными возможностями направлено законода­тельство и субъектов Российской Федерации.

Основами законодательства Российской Федерации о культуре (№ 3612 -1 от 9 октября 1992 года, в ред. федерального закона от 23. 06. 99 № 115 - ФЗ) провозглашена неотъемлемость права каж­дого человека на культурную деятельность (ст. 8), приоритетность прав человека по отношению к правам государства, организаций и групп (ст. 9), право каждого человека на все виды творческой дея­тельности, свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, приобщение к культурным ценностям, на доступ к го­сударственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности, право на гуманитарное и художественное образование, выбор его форм и способов в соответствии с законодательством Российской Федера­ции об образовании (ст. 10, 11, 12,13,14).

В соответствии со статьей .8 данного законодательного акта культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина, независимо от национального и социального проис­хождения, языка, политических и религиозных учреждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии и др. обстоятельств. Согласно статье 12 пожилые люди, как и все граждане, имеют право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам и др.

Открыты для доступа граждан пожилого возраста в соответствии со СТ.35 федерального закона «О музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации» музейные предметы и музейные коллекции.

Весомое место в осуществлении досуговой деятельности пожилых людей имеет федеральный закон « Об основах туристической деятельно­сти в Российской Федерации». Пожилые люди, как и все граждане Рос­сийской Федерации, при реализации права на отдых и свободу передви­жения могут путешествовать в оздоровительных, познавательных, про­фессиональных, спортивных, религиозных или иных целях.

Лицам старшего возраста, согласно Федеральному закону «О библио­течном деле», доступны фонды библиотек, что позволяет им приобщаться к ценностям национальной и мировой культуры, иметь нужную инфор­мацию. В арсенале норм данного закона есть наиболее важная для соци­альной поддержки пожилых людей ст.8. Она установила существенную

237


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

пShape67 ривилегию для пожилых людей: «Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступ­ных библиотек через заочные или нестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ».

Как подчеркивается в целом ряде законодательных актов, принципиально важно отказаться от бытующих в теории и прак­тике взглядов и утверждений о якобы консерватизме, однозначно­сти и структурной незыблемости реабилитационных процессов. Нынешние социальные условия жизни большинства инвалидов и пожилых людей, практика многочисленных социально-культур­ных центров и учреждений убедительно свидетельствуют о несо­стоятельности подобных стереотипов. Они дают основания гово­рить о социально-культурной реабилитации как процессе далеко не однородном, максимально динамичном, гибком и подвижном по своему содержанию и технологиям.

Принципы и подходы

Накопленный опыт социально-культурной реабилитации и поддержки лиц с ограниченными возможностями позволяет сфор­мулировать целый ряд существенных общих и частных принци­пов, которых придерживаются в своей деятельности специалисты, занятые в этой сфере: медики, психологи, социальные работники, специалисты социально-культурной сферы.

К общим, универсальным принципам относится прежде всего принцип системного подхода к социально-культурной реабили­тации инвалидов и лиц пожилого возраста. Он предполагает все­стороннюю проработку решений и предпринимаемых действий, анализ возможных альтернатив, координацию усилий специали­стов различного профиля, оценку возможных последствий осуще­ствляемых культурно-терапевтических, реабилитационных тех­нологий. В соответствии с принципом системности каждая из та­ких технологий должна обладать всеми признаками системы: ло­гикой процесса реабилитации, взаимосвязью составляющих его элементов, целостностью.

Другим общим принципом является принцип средового подхода. Он предполагает создание педагогически организован-

238

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

нShape68 ой среды для лиц пожилого возраста и инвалидов, которая слу­жила бы местом отдыха и общения с предметами искусства, свер­стниками и интересными людьми, проведения занятий и репети­ций, личных наблюдений и исследований, творческих встреч и экскурсий.

Содержание социально-культурной реабилитации людей с ограни­ченными возможностями во многом базируется на организации для по­жилого человека или инвалида благоприятных в духовном отношении референтных сред их досуга и общения.

Это прежде всего среды его межличностного общения и досуга в се­мье, в кругу ближайших родственников, друзей, соседей, в производст­венном, учебном или досуговом коллективе. Это и среды его внелично-стного общения со СМИ, с книгой, искусством, природой, животными и т.д. Преодолению физических и социальных ограничений, дефицита ду­ховного и эстетического развития пожилых людей и инвалидов помогает создание специально организованных эстетических, экологических, ва-леологических и других референтных сред, основанных на сочетании работы многопрофильных творческих мастерских и студий с экспози­циями современного искусства или интерактивными лабораториями.

Создание и многократное использование притягательных досуговых средств и ситуаций, ориентированных на потребности этих людей в по­знавательной, игровой и творческой деятельности, объективно требуют применения в практике социальной реабилитации не только традицион­ных медико-социальных, ее диально-психологических или педагогиче­ских методик, но и методи социально-культурных. Их эффективность неизмеримо возрастает, если досуговая деятельность лиц с ограничен­ными возможностями:

  • носит более длительный и поэтапный характер - от достижения
    коллективных задач к личностному росту (фактор самоактуали­
    зации);

  • ориентирована на проявление и развитие творческого потенциала
    того или иного человека, его коммуникативных и социальных свя­
    зей (фактор социальнс-творческий).

Обеспечивая условия общения и познания, среда способствует формированию позитивного мышления, развивает воображение, стимулирует творческое начало, дает возможность любому из них, особенно ребенку, познавать мир не только по фильмам, книгам,

239