Файл: Скд Киселева красильников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 9339

Скачиваний: 228

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

проживания. Полустационары получили широкое распростране­ние в российских регионах со сложной социально-экономической ситуацией, значительной численностью пожилых людей и преоб­ладанием сельского населения.

Задача интеграции пожилых людей и особенно пожилых инва­лидов в общество решается также за счет расширения сети ком­плексных центров социального обслуживания, предназначенных для представителей различных возрастных и социальных групп населения.

В последние годы во многих малых городах России происхо­дит типичное изменение демографической структуры населения, сопровождаемое ростом численности пенсионеров с ограниченной способностью к самообслуживанию. В связи с этим актуально ока­зание пожилым людям медицинской помощи, учитывающей осо­бенности таких больных, что обусловливает необходимость разви­тия более экономичной службы длительного ухода за пожилыми людьми на дому включая хоспис. Модели длительного ухода за пожилыми пациентами в домашних условиях внедряются орга­нами социальной защиты населения и здравоохранения совместно.

С точки зрения обеспечения действенной заботы о россиянах старших возрастных групп с ограниченными доходами перспек­тивной остается интеграция в сеть социального обслуживания уч­реждений медицинской ориентации (социальные койки, отделе­ния, больницы, социальные аптеки, социальные отделения в поли­клинической сети, санаторно-оздоровительные отделения, соци­альные учреждения паллиативного ухода).

Успешное функционирование обновляемой на региональном и муниципальном уровнях социально-культурной инфраструктуры становится возможным за счет консолидации средств бюджетов, выделяемых на культуру, здравоохранение и социальную защиту населения, а также за счет собственных средств обслуживаемых лиц.

Потенциальные возможности перспективных моделей органи­зации социального обслуживания пожилых людей позволят повы­сить эффективность не только социально-медицинских, но и со­циально-культурных услуг, что понимается как удовлетворен­ность пожилых людей условиями своего досуга в сочетании с бо-

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

лее высокой результативностью лечения, ухода и снижением об­щих затрат.

В современном обществе, ориентированном на молодежную культуру, сложились негативные стереотипы отношения к пожи­лым людям и инвалидам. Эти стереотипы отрицательно отража­ются не только на самих этих категориях населения, но и на всем обществе в целом. Искусственные ограничения возможностей уча­стия пожилых людей и инвалидов в политической, экономической, социально-культурной жизни общества, воспитании молодого по­коления пагубно отражаются на уровне, качестве и образе их жиз­ни, мешают им проявить себя, свои таланты и способности, нрав­ственные качества, накопленные знания, свою социальную актив­ность, направив ее в нужное обществу русло, и стать достойными участниками процессов социально-культурного развития.

Толерантность в контексте социально-культурной реабилитации

В глобальном контексте достаточно четко просматривается взаимосвязь идеи создания в России полноценного гражданского общества и развертывания системы социально-культурной реаби­литации как одного из эффективных инструментов реализации этой идеи. Признание такой взаимосвязи требует дальнейшего ос­мысления и изменения самого функционального устройства реа­билитационного процесса - от четко прописанных в квалификаци­онных характеристиках целей и задач деятельности специалистов (организаторов) до надежно выверенной диагностики и оценки результативности используемых ими социально-культурных мето­дов и технологий.

Решение проблем жизни, труда, быта и досуга лиц с социаль­ной недостаточностью требует комплексного подхода. Говоря о людях, входящих в ближайшее окружение человека с социальной недостаточностью (инвалида или пожилого), подчеркнем, что до­минирующее место в работе с ними занимает формирование у них толерантности - качества, предполагающего терпимое, уважи­тельное отношение к любому инакомыслию и инакодействию, равно как и к людям, которые в силу своего преклонного возраста, физических или умственных недостатков отличаются от окруже­ния.



250

251

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Как уже отмечалось, в обществе распространен устойчивый неблагоприятный стереотип восприятия таких неизбежных соци­альных явлений, как инвалидность и старость. Например, некото­рые люди психологически слабо подготовлены к наступлению по­жилого возраста, с трудом находят взаимопонимание с пожилыми родственниками, другими согражданами старших возрастных групп. Отсюда нередки в молодежной и подростковой среде проявления так называемого «эйджизма» - нетерпимости, непри­ятия представителей старшего поколения. Снижение уровня твор­ческой активности пожилых людей, ослабление их социальной адаптации также является проблемой.

Подобная жизнедеятельная парадигма в работе с социально незащищенными людьми выходит далеко за рамки чисто реаби­литационной проблематики. Дело в том, что многие проблемы со­временной педагогики часто определяются неспособностью тра­диционных воспитательных систем, распространенных в совре­менной школе, подготовить человека к драматическим реалиям жизни. Это, в свою очередь, вызвано отрывочным и фрагментар­ным характером образа самого человека, который формируется в образовательном процессе, вытеснением из образовательного ма­териала наиболее острой проблематики человеческого бытия, его неотъемлемых атрибутов - борьбы, страданий, несчастья. Воспи­танного на таком «урезанном» проблемном поле молодого чело­века при столкновении с драматической реальностью неизбежно ожидают разочарование, цинизм и опустошенность.

Исследователи природы толерантности и нетерпимости под­черкивают, что толерантность (терпимость) и терпение (терпели­вость) далеко не равнозначные понятия. Терпение чаще всего вы­ражает чувство или действие со стороны человека, испытываю­щего боль, насилие или другие формы негативного воздействия. Терпимость - это способность личности открыто и решительно признать равенство других, отказаться от какого-либо доминиро­вания или насилия по отношению к инакомыслящим или инако-

действующим.

Как свойство, родственное свободному мышлению, толерант­ность предполагает осознание того, что окружающая социально-культурная среда является многоликой и многомерной, а значит оценки находящихся в этой среде людей, в том числе лиц с соци-

252

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

аShape74 льной недостаточностью, не могут и не должны сводиться к сте­реотипам.

Толерантность как установка в отношении личности всегда является результатом добровольного индивидуального выбора, она не навязыва­ется, а приобретается в процессе воспитания, усвоения соответствую­щей информации, накопления личного жизненного опыта. Не овладев «азами» толерантности, социальному педагогу, менеджеру, технологу трудно добиваться решения реабилитационных задач, преодолевать пре­пятствия в повседневных контактах с инвалидами и пожилыми людьми, менять, когда это нужно, тактику своего поведения. Не случайно толе­рантность стала «хитом» в повседневной практике менеджеров, педаго­гов, психологов, технологов, занятых в инвалидной или пожилой средах.

Для школьной и студенческой аудитории специалистами раз­работана система тестов, позволяющих участникам проверить се­бя на толерантность, то есть определить, в какой степени каждый из них способен в инвалидной или пожилой среде продемон­стрировать открытость, уважение к этим людям, солидарность и сопричастность с этой средой.

Результаты тестов дали возможность разработать и осущест­вить анализ специальной шкалы толерантности, в которой фикси­руются три уровня проявления этого качества у каждого из участ­ников теста: 1)пассивность, закомплексованность; 2)терпимость, толерантность в полном смысле слова; 3)агрессивность, открытая неприязнь человека к окружающим его лицам с ограниченными возможностями.

Работы и пособия, связанные с социально-культурной реабилита­цией и воспитанием толерантности, используются при подготовке спе­циалистов, персонала и управленческих кадров учреждений социальной защиты.

Бесспорен факт, что отношение к инвалидам и пожилым лю­дям свидетельствует о зрелости, социальном и нравственном здо­ровье общества. Совместная деятельность органов исполнитель­ной власти всех уровней, общественных объединений, предпри­ятий и организаций, самих инвалидов и лиц пожилого возраста показала, что россияне готовы сделать все возможное, чтобы соз­дать условия для нормальной жизни людей в старости. Общество готово преодолеть стереотипные представления о представителях

253


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильншов. Социально-культурная деятельность

этих групп населения, полнее использовать их профессиональный опыт и творческий потенциал.

Реабилитационный потенциал социально-культурной деятель­ности обусловлен ее социализирующими и идентификационными возможностями. Всемирно-исторический процесс породил колос­сальное многообразие частных факторов культурного развития человека и человечества, которые ребенок застает в готовой фор­ме. Однако без внутренней духовно-смысловой работы значение этих факторов осталось бы «нулевым», а ребенок - абсолютно беспомощным существом перед лицом социокультурной реально­сти. Природа (если рассматривать ее в контексте антропогенеза), изъяв из генофонда человека инстинктивные механизмы поведе­ния, передала свои развивающие функции культуре, которая ос­тавляет свои творения открытыми для творческого освоения ре­бенком1. Таким образом, культура создает для человека исходную проблемную ситуацию развития, ставит его перед необходимо­стью развиваться универсально, т.е. саморазвиваться.

На разных этапах онтогенеза ресурсы социокультурной среды претерпевают существенные преобразования в контексте собст­венной деятельности ребенка. Преобразуя ресурсы социокультур­ной среды, ребенок заново конструирует ее новые смысловые фрагменты, инициативно расширяя границы своего индивидуаль­ного опыта - границы той локальной зоны ближайшего развития, которые непосредственно задает взрослый. Тем самым самодетер­минация целостного способа деятельной жизни ребенка стано­вится логической доминантой его бытия. Это позволяет интерпре­тировать психическое развитие ребенка как изначально творче­ский, креативный процесс2.

Творческое участие ребенка в изменении действительности и самоизменении - процесс внутренне противоречивый. С одной стороны, такое участие предполагает разрыв с традиционным со­циальным опытом, известную свободу от его эталонов. С другой стороны, он подразумевает сопричастность ребенка творческой традиции.

1Shape75КудрявцевВ.Т. Указ. соч. -С. 67.

2 Там же. - С. 68.

254

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

СShape76 истема социально-культурной реабилитации и поддержки, охватывающая сегодня практически большую часть населения, является и средством, и результатом общественной практики со­циально-культурной деятельности. В этой области занят много­численный отряд специалистов - профессионалов самых различ­ных отраслей и направлений. Все они прямо или косвенно участ­вуют в реализации реабилитационных проектов и программ, осу­ществлении многочисленных культуротерапевтических, реабили­тационных технологий. Ниже приводится схема, дающая пред­ставление о широкой профилизации сотрудников социальных служб и учреждений.

Реальная модель функциональных ролей специалистов,

занятых в сфере социально-культурной реабилитации

и поддержки населения



Государст­венный сектор

Социальные службы здравоохранения

Семейный врач, медицинский, социальный работник

Социальные службы сферы культуры и спорта

Социальный педагог, организатор досуга

Службы социальной защиты

Служба занятости населения

Социальный работник по ра­боте с безработными

Служба экстренной психологической помощи

Социальный педагог-психолог

Семья

Семейный социальный педагог Социальный юрист

Служба социального обеспечения

Социальный менеджер Специалист по социальной работе

Службы социальной помощи на дому

Медицинский социальный работник Социальный психолог

Службы

образова­ния

Дошкольные образовательные учреждения

Социальный педагог, психолог

Образовательные учреждения

Социальный педагог

Учреждения дополнительного образования

Социальный педагог Валеолог

255


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности


НShape77Shape78 егосудар­ственный сектор социальной сферы

Комитет территориального самоуправления микрорайонов

Социальный работник Семейный социальный педагог

Фонды социальной защиты населения

Социальный менеджер

Национально-этнические общест­венные организации

Социальный педагог-этнолог

Общественные      организации    по защите прав семьи и инвалидов

Социальный работник

Общественные      организации    по защите      интересов      участников войн и конфликтов

Социальный юрист Социальный работник Социальный психолог

Профессиональные общественные организации социальных работ­ников /АСОПиР

Социальный педагог Социальный работник

Социальный сектор производст­венной сферы

Государственные и негосударст­венные (коммерческие, частные, акционерные и др.) предприятия, фирмы, банки, торговые дома

Социальный работник в сфере производственных отношений



Социальные службы

Специализации социального педагога

Предметы для обучения

Функциональное назначение специальности

Здравоохра­нения; куль­туры и спор­та; занятости населения; экстренной психологиче­ской помощи; семьи; соци­ального обес­печения; по­мощи на до­му; дошколь­ного воспита­ния; образо­вательных учреждений

Социальный семей­ный педагог

Психология семьи; Пе­дагогика и психология развития личности; На­циональные особенности быта и семейного воспи­тания народов, насе­ляющих регионы; Мето­дика работы с семьей; Технология социальных педагогических диагно­стик семьи; Структура социальной сферы; Зна­ние социальной полити­ки; Знание социальной полигики в регионе; Законодательные акты по социальной защите населения региона.

Курирование семьи,    побужде­ние ее членов к решению          про­блем;      формиро­вание нравствен­ных и общечело­веческих      ценно­стей у ее членов

Дополнитель­ного образо-

Специалист по со­циальной работе с

Психологические особен­ности развития детей и

Формирование нравственного        и



вания; коми-

детьми    и молоде-

подростков; Основные

физического      здо-

теты террито-

жью

аспекты работы в нефор-

ровья      подрастаю-

риального


мальных молодежных

щего        поколения;

самоуправле-


организациях; Влияние

организационные

ния; фонды


специфики региона на

работы по профи-

социальной


формирование социально-

лактике      правона-

защиты насе-


психологических качеств

рушений, наркома-

ления; нацио-


личности, мотивов дея-

нии, алкоголизма в

нально-


тельности, ценностных

молодежной среде,

этнические


ориентации; Законода-

способствующие

обществен-


тельные акты и постанов-

социальной      адап-

ные органи-


ления по защите прав

тации      подростка,

зации; обще-


детей и молодежи; Моло-

формированию

ственные


дежные движения и объе-

активной    жизнен-

организации


динения; Особенности

ной позиции

по защите


коррекционной работы с


прав семьи,


девиантными подростка-


ребенка, ин-


ми


валидов; об-




щественные




организации




по защите




интересов




войн и кон-




фликтов




Профессио-

Медицинский соци-

Методы и приемы оздо-

Выявление факто-

нальные

альный      работник,

ровительных мероприя-

ров, влияющих на

обществен-

валеолог

тий с различными воз-

экологию окру-

ные органи-


растными            группами;

жающей среды,

зации соци-


Способы      адаптации      и

информирование о

альных      ра-


оздоровления в экстре-

нарушениях соот-

ботников;


мальных условиях; не-

ветствующих ин-

социальные


традиционные        формы

станций и общест-

подразделе-


самооздоровления

венности; органи-

ния в госу-



зационные работы

дарственных



по формированию

и негосудар-



навыков, способст-

ственных



вующих физиче-

предприяти-



ской адаптации и

ях



самооздоровлению




в условиях жизни




региона; осущест-




вление взаимодей-




ствия «ребенок-




школа-семья»,




выявление и реше-



256

257

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности


Shape79Shape80




ние конфликтных ситуаций в школь­ном коллективе

Социальный работник по проблемам занятости; Законы          и законода­тельные акты России о    труде    и социальной защите без­работных и их семей

Специалист по ор­ганизации      досуго-вой деятельности

Мировая культура, на­циональные этнические культурные          традиции народов      и    этнических групп региона; Основы сценического искусства; Формы и методы орга­низации досуга; Техно­логия организации ме­роприятий;      Потенциал культурно-досуговой      и спортивной сферы ре­гиона

Организация со­вместной дея­тельности всех категорий насе­ления региона по интересам

Социальная экономиче­ская поли­тика госу­дарства и психологи­ческие осо­бенности безработно­го

Специалист по ра­боте с лицами с ограниченными возможностями

Основы медицинских знаний; Законодатель­ные акты по социально-правовой защите людей с ограниченными воз­можностями; Психоло­гические особенности инвалидов-детей и взрослых; Условия реа­даптации клиентов


Организация профессио­нальной под­готовки и переподго­товки безра­ботных по овладению новыми вос­требованны­ми в регионе профессиями

Социальный этно­лог

Основы этнокультурной работы; Народные про­мыслы региона; Знание языка этногрупп

Организация ра­боты по возрож­дению культур­ных традиций народа региона; пропаганда на­циональных идей

Способство­вать решению проблем тру­доустройства для нуждаю­щихся; изуче­ния рынка и спроса трудо-

Социальный работ­ник, геронтолог

Психологические осо­бенности людей третье­го возраста; Валеология здоровья и образа жизни пожилых людей в усло­виях региона

Обеспечение от­носительной включенности в социальную жизнь общества; оказание необхо­димой помощи, неограниченные

258


вых ресурсов региона



возможности клиента; органи­зация досуговой деятельности


Социальный работ­ник по работе с беженцами и ми­грантами

Законы о беженцах и мигрантах

Оказание помощи в изучение рус­ского языка и быстрейшей ас­симиляции в об­ществе; помощь в решении жилищ­ных проблем и трудоустройстве

Выполнение перечисленных профессиональных функций тре­бует обязательного наличия определенных знаний, потребностей и интересов, норм и правил поведения, умений и навыков, а главное - сформированных убежденности и устойчивой привычки к сис­тематической реабилитационной деятельности с помощью куль­туры, образования, творчества, досуга, спорта.

В глобальном контексте достаточно четко просматривается взаимосвязь идеи создания в России полноценного гражданского общества и развертывания системы социально-культурной реабилитации как одного из эффективных инструментов реализации этой идеи. Признание такой взаимосвязи требует дальнейшего осмысления и изменения самого функционального устройства реабилитационного процесса - от четко прописанных в квалификационных характеристиках целей и задач деятельности специалистов (организаторов) до надежно выверенной диагностики и оценки результативности используемых ими социально-культурных методов и технологий.

Самой жизнью подтверждается вывод о том, что совершенст­вование и развитие социально-культурной реабилитации незащи­щенных групп населения - сложный, многоуровневый процесс. Он обусловлен не только личностными и социальными интересами и потребностями инвалидов и лиц пожилого возраста, но и отноше­нием к ним со стороны государства, общества и его социальных институтов.

Образ жизни людей с ограниченными возможностлми в пер­вую очередь формируется ими самими.      Их жизнеобеспечение,

259