Файл: Скд Киселева красильников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 9326

Скачиваний: 228

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


98

99

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Наиболее полно развивающее начало воплощает в себе и ин­формационно-просветительная функция социально-культурной деятельности.

Эта функция отличается постоянством и всеобщностью. По­скольку процесс просвещения носит непрерывный характер, каж­дый человек продолжает повышать уровень своего образования в течение всей жизни. Отметим характерные особенности этой функции, отличающие деятельность учреждений досуга и творче­ства от деятельности институтов народного образования (школ, вузов, техникумов). Информационно-просветительная функция не связана с определенным регламентом, установленным и обяза­тельным в учебных заведениях, а основана на добровольности, инициативе, самостоятельности самих людей. Эта функция обес­печивает более полное удовлетворение разнообразных индивиду­альных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий. Она опирается на более широ­кий, чем в учебных заведениях, арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, навыков, умений, продолжает, дополняет и углубляет знания и информацию, полученные в учебных заведе­ниях и из других источников.

С этой функцией тесно взаимодействует и культуро-творческая функция социокультурной деятельности. Она связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, худо­жественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная), целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (фес­тивали, олимпиады, смотры, конкурсы, каникулярные объедине­ния, туристические походы, школы актива и т. п.).

Следует помнить, что в сфере социально-культурной деятель­ности иерархия интересов людей, особенно детей и молодежи, на шкале ценностей постоянно меняется. Изменяется и целевая на­правленность интересов. От этого зависит выбор времени, места и вида педагогически организованной творческой деятельности де­тей и взрослых. На выбор содержания и форм досуга активно влияют кино и телевидение.

Культуротворческая деятельность людей решает целый ряд важных социальных проблем. Прежде всего, она в значительной мере компенсирует недостаток возможностей для более полной

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

реализации разносторонних творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. Такой дефицит весьма распростра­нен среди работающих на предприятиях.

Специфической является рекреативно-оздоровительная функция социально-культурной деятельности. По существу, она состоит в разработке и осуществлении множества развлекатель­ных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различ­ных групп населения, причем с целью восстановления сил, затра­ченных в процессе труда, снятия производственного напряжения и одновременно развивающего воздействия. Именно поэтому при разработке программ организаторы учитывают и характер труда, его объем и уровень интенсивности, потребности людей в тех или иных видах досуговой деятельности.

Рекреативно-оздоровительная функция по содержанию и ха­рактеру ориентирована на досуг активный и пассивный, организо­ванный (запрограммированный) и неорганизованный, коллектив­ный (в том числе семейный) и индивидуальный. По существу, эта функция способствует физическому и духовному восстановлению ребенка и взрослого человека (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.), а во многих случаях она направлена на социально-культурную реабилитацию людей с ог­раниченными возможностями, как физическими, так и психиче­скими.

В любом случае организаторы стремятся к созданию рацио­нальных, активных видов рекреации, основанных на доброволь­ном, но управляемом общении. Общим признаком для всех видов рекреации является создание среды для регулярного, неформаль­ного общения людей, игровой деятельности, танцев, проведения зрелищных мероприятий, занятий любительских объединений и клубов по интересам, реализации программ выходного дня, вклю­чающих экскурсии, соревнования и т.д.

Осуществление рекреативно-оздоровительной функции требу­ет установления тесных контактов и взаимодействия с творчески­ми, экскурсионно-туристскими, медицинскими учреждениями, умения учитывать самые неожиданные житейские ситуации.

Социально-культурные функции сложились на основе много­летнего опыта. Именно они в своей совокупности образуют само



100

101

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилънжов. Социально-культурная деятельность

понятие социально-культурной деятельности. Соседствуя и взаи-модополняя друг друга, они, в основном, остаются постоянными величинами в процессе проектирования и реализации социально-культурных занятий в области досуга. Взаимодействуя, эти функ­ции образуют систему содержания и технологий социально-культурной деятельности.

На протяжении последних лет вместе с развитием функций со­циально-культурней деятельности динамично изменялись и функ­ции самих организаторов этой деятельности. Они соответствуют наиболее типичным проблемам и ситуациям практики, состав­ляющим суть профессии специалиста социально-культурной сфе­ры.

Одной из приоритетных является экономическая функция -участие в создании необходимых социально-экономических ус­ловий развития и рекреации в различных формах досуга и творче­ства жителей социума. Именно эта функция является достаточно востребованной для специалистов социально-культурной сферы. Выпускники высшей школы призваны квалифицированно и ком­петентно решать проблемы, связанные с социально-культурным менеджментом и маркетингом, формированием и реализацией раз­вивающих и рекреационных программ. Они должны быть общи­тельными, способными к прогнозированию, выработке конструк­тивных решений, сопереживанию, эффективному взаимодействию с другими людьми, иметь навыки руководства малыми группами, неформальными общностями, стихийно складывающимися в сфе­ре организованного и неорганизованного досуга.

Одной из важных является функция нормативно-правового обеспечения и защиты конституционных свобод личности в условиях досуга. Различные формы социальных инициатив и са­модеятельности населения должны стать для каждого человека условием свободной реализации его конституционных гарантий, школой политической культуры и демократии. Специалисту соци­ально-культурной сферы необходимо знать нормативные и право­вые акты, имеющие отношение к сфере свободного времени, вла­деть информацией в области правового регулирования деятельно­сти общественных организаций, добровольных обществ и люби­тельских объединений, ориентироваться в социальной структуре региона и т. д.

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

Функция финансово-экономического обеспечения учрежде­ний досуга связана не столько со способностью ориентироваться в существующих документах, регламентирующих финансовую дея­тельность, сколько с владением механизмом материального обес­печения самодеятельных инициатив, при котором не теряется вос­питывающая суть досуговой деятельности. Будущее организации досуга - ориентация на те виды досуговой деятельности, которые не требуют больших материальных затрат, способствуют всесто­роннему развитию личности.

Содержание функции обеспечения досуговых форм самодея­тельности населения заключается не только в разработке, кор­ректировке и реализации социально-культурных, досуговых ини­циатив, программ, проектов, но и в развитии инициативы и само­деятельности населения, поскольку это и есть стратегическая ли­ния и условие демократизации общественной жизни. Однако на местах социально-культурные инициативы населения нередко блокируются. Поэтому социальный педагог берет на себя в каком-то смысле охранительные функции по отношению к социально значимым инициативам населения, не находящим пока поддержки муниципальных органов, государственных институтов, учрежде­ний, защищая их от некомпетентного, порой сугубо администра­тивного вмешательства.

Анализ уровня профессиональной подготовки специалистов досуговой сферы свидетельствует о том, что существующая сис­тема их обучения недостаточно соответствует требованиям време­ни, нуждается в совершенствовании.

Особую ролевую функцию специалиста социально-культурной сферы можно определить как организацию групповой, семейной или личностной службы досуга в социуме. Она основана на тра­диционном гуманизме, уважении достоинства человека независи­мо от его возраста и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях социально-экономического кризиса рациональное ис­пользование свободного времени, по возможности, кардинально решить их досуговые проблемы. Деятельность специалиста-организатора досуга является важным связующ! м звеном между жителями социума и социально-культурными институтами, дейст­вующими в сфере свободного времени.



102

103

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Каждая из функций социально-культурной деятельности про­никнута социально защитным, реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения, развитие творческих спо­собностей личности, создание максимальных условий для полно­ценного социально-культурного творчества людей.

На практике знание функций необходимо для того, чтобы со­вершенствовать, улучшать педагогическую организацию социаль­но-культурной сферы, исключать из нее элементы случайности, сократить ненужные затраты времени, рациональнее использовать материальные, финансовые, кадровые ресурсы. Знание этих функ­ций создает благоприятную возможность для углубления сотруд­ничества государственных, общественных, частных предпринима­тельских структур сферы досуга. Объективной основой укрепле­ния их взаимодействия служит выявление и творческое использо­вание совпадающих или частично сходных функций различных типов социально-культурных институтов.

Важнейшими методологическими категориями, характери­зующими суть и диалектику развития социально-культурных про­цессов, являются принципы социально-культурной деятельности.

Принципы в педагогике - генеральная идея, объективная нор­ма, свод главных правил реализации воспитательного назначения субъекта или объекта. Соблюдение данных правил подразумевает­ся всей логикой социальных, педагогических, культурных процес­сов.

В самой категории принципа находят отражение основные ис­ходные положения теории, нормы поведения и деятельности группы людей или отдельного человека, основные особенности, структура и функционирование того или иного социального ин­ститута.

Процессы социально-экономического и духовного обновления общества оказывают постоянное влияние на трансформацию принципов социально-культурной деятельности. Эти принципы представляют собой важнейшие (стратегические) требования, вы­полнение которых обязательно для всех систем управления и ор­ганизации социально-культурной сферы. Конкретное отражение, развитие и обоснование они получают в практике государствен-

Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности

ных и негосударственных, общественных институтов, в докумен­тах законодательных и исполнительных органов государственной власти.

В качестве принципов нами рассматриваются основопола­гающие, фундаментальные идеи и положения социально-культурной деятельности. Они подвержены постоянной и непре­рывной трансформации и дифференциации, обусловлены новой социально-культурной ситуацией, изменениями в политической и экономической жизни общества, процессами жизнеобеспечения, социализации и гуманизации, изменяющимися потребностями и интересами людей.

Как отрасль педагогической и культурологической наук, соци­ально-культурная деятельность отличается множественностью принципов. Это объясняется тем, что в теории и практике самой отрасли бытуют различные подходы (сколько научных школ в ву­зах культуры и искусств, столько и различных подходов), и каж­дый из них опирается на собственный понятийный аппарат, харак­терные методы и способы анализа и свои принципы. Расхождения в существе и направленности принципов обусловлены также раз­ными позициями и точками зрения авторов на нынешнюю социо­культурную ситуацию в обществе и состояние социально-культурной сферы и, что вполне естественно, различиями кон­кретных локальных (региональных) социально-экономических, этнических, культурных и других факторов, присущих определен­ному краю, области, городу, району и т.д.

В то же время существуют и некоторые общие, принципиаль­ные закономерности, характерные для различных видов общест­венной социально-культурной практики, учреждений и предпри­ятий сферы досуга, образования, искусства, спорта, социально-культурной реабилитации, межкультурного сотрудничества.

К общим принципам социально-культурной деятельности прежде всего относится принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды. Этот принцип, к сожалению, не­редко воспринимают упрощенно: для того, чтобы решить в прак­тике учреждения культуры ту или иную этическую, психологиче­скую либо организационную проблему, полагают достаточным придать ей «статус» педагогической задачи, определить цель и



104

105

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

наиболее подходящие способы воспитывающего воздействия, вы­
строить вариант соответствующего педагогического поведения
субъекта и объекта, подобрать соответствующий педагогический
инструментарий. ^

Повседневная практическая деятельность менеджеров, педа­гогов, технологов требует иного, более глубокого подхода к про­блеме. Принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды нацелен на учет такого важного фактора, как понятие «педагогическая закономерность». В соответствии с педа­гогической наукой закономерность справедливо трактовать как объективную повторяющуюся диалектическую связь различных явлений социально-культурной деятельности.

В социально-культурной практике с такими закономерностями мы сталкиваемся буквально на каждом шагу. При этом они позво­ляют не только обозначить наиболее существенное и устойчивое в содержании самого процесса деятельности, но и связать его со специфическими особенностями проявления в досуге, образова­тельной деятельности, профессиональном и непрофессиональном творчестве, социально-культурной реабилитации и других облас­тях.

К числу таких закономерностей относится сочетание про­дуктивного и непродуктивного в самой сути, в содержании соци­ально-культурной деятельности. Эта деятельность ориентирована на внутренний мир человека, на получение удовольствия от про­цесса производимых действий и переживаний. Но вместе с тем здесь возможен и конкретный, осязаемый результат в виде творче­ского продукта, изделия, услуги.

Отсюда следует еще одна закономерность - аккумулирование в этой деятельности необходимого заряда творческой энерге­тики, позволяющего реализовать внутренние потенции человека.

Творческая энергетика людей, особенно в детском и подрост­ковом возрасте, обычно несовершенна, нестабилизированна. Од­нако личностная энергетика очень часто инерционна, базируется на низком уровне духовности, общей и досуговой культуры и мо­жет привести к негативным последствиям.

Для более глубокого педагогического проникновения в сущ­ность социально-культурной деятельности очень важно посто­янно видеть и ощущать в ней диалектику соотношения времени,

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

пространства и содержания. Вся социально-культурная дея­тельность протекает в рамках свободного времени, определенного культурного пространства и выбранного содержания творчества. Они взаимосвязаны и формируют вкусы людей всех возрастов, удовлетворяют их интересы, пристрастия, реализуют духовные и физические силы.

Наконец, как любая педагогическая деятельность, связанная с духовным миром, социально-культурная деятельность обладает такой закономерностью, как «зеркальность» и универсальность. Не только досуг, но и все другие её сферы, включая и образова­ние, и искусство, и спорт, отражают и воспроизводят окружающий мир во всем его богатстве и неповторимости, что делает эту дея­тельность поистине волшебной.

Универсальным характером обладает и принцип личностного подхода. Он предполагает признание личности ребенка, подро­стка, взрослого человека высшей социальной и культурной цен­ностью, уважение уникальности и культурного своеобразия каж­дой личности, признание прав и свобод людей в социально-куль­турной сфере. По сути, это принцип саморазвития, самоутвержде­ния и самореализации человека.

Принцип учета культурного многообразия взаимодейст­вующих субъектов и объектов касается большинства многона­циональных по составу регионов Российской Федерации (в том числе республик Дагестан, Татарстан, Башкортостан и др.).

Принцип ориентации на культурно-ценностные отноше­ния и организацию культуротворчества в отдельных группах и общностях пронизан гуманистическим подходом к построению межличностных отношений в процессе досуга и творчества, к ра­циональному, педагогически оправданному использованию со­держания и всего воспитательного потенциала социально-куль­турной деятельности.

Среди современных принципов социально-культурной дея­тельности перечислим принципы культуросообразности техноло­гического процесса, опоры в используемых социально-культурных технологиях на национальные традиции, нравственные и эстетиче­ские нормы поведения, национально-этническую обрядность, осо­бенности народного творчества, фольклора, национальных промы-



106

107

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

слов и ремесел и т.д.; принцип приоритета общечеловеческих ин­тересов в содержании социально-культурных проектов и про­грамм; принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и нацио­нально-этнического опыта, традиций и инноваций; принцип обще­ственно-государственного соуправления, обеспечения децентрали­зации и суверенности региональной политики в социально-куль­турной сфере.

В них отражены основные положения федеральных законода­тельных актов, а также принятых международных документов и программ ООН и ЮНЕСКО по реализации политики в области культуры, обеспечению активного участия населения в культур­ной деятельности, выделению культурного аспекта развития и ут­верждения культурной самобытности каждого народа.

В этих документах содержатся попытки сформулировать и обосновать концепции, связанные со стратегией и тактикой раз­вития культуры в современном обществе. Суть и смысл их состоит в необходимости проявления со стороны правительственных и не­правительственных учреждений и организаций такого же заинте­ресованного отношения к культуре, как к экономическому разви­тию и социальному благосостоянию общества.

В качестве ключевых областей и приоритетных принципиаль­ных видов деятельности перечислим следующие: учет культур­ного аспекта развития; связь между культурой, наукой и техникой; сохранение культурного достояния; человек и средства массовой информации; участие в культурной жизни; стимулирование твор­чества и созидания в области искусств. Для оценки хода реализа­ции программ используется ряд критериев. Среди них: учет мест­ных условий при определении потребностей и ресурсов в сфере культуры; придание новаторского характера обычным методам и средствам социально-культурной деятельности; получение пред­полагаемого социального эффекта; развитие междисциплинарных связей и обеспечение тесной связи научно-исследовательской дея­тельности с практикой культурного развития; объединение средств для осуществления смежных или аналогичных проектов, пред­ставляющих интерес для ряда партнеров.

Таким образом, в опыте различных научно-педагогических школ мы находим широкий веер разнообразных принципиальных

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

подходов к содержанию и организации социально-культурной деятельности. Это свидетельствует о достаточно активных поис­ках и интересных находках, направленных на развитие теории и практики досуга и творчества детей, подростков и взрослых.

3. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Поскольку социально-культурная деятельность относится к сравнительно молодым, набирающим силу отраслям научного знания, постольку её методологическая база постоянно нуждается в пополнении и качественном обогащении. Эта сфера, как другие области педагогической общественной практики, помимо дефици­та новейших современных технологических наработок в произ­водстве качественных культурных продуктов и услуг, испытывает еще и дефицит свежих научных идей, часто элементарного здраво­го смысла, дефицит современных профессиональных знаний, уме­ний и навыков. Культура, образование, искусство, досуг нужда­ются в людях, умеющих вырабатывать и предлагать новые идеи, брать на себя инициативу в продвижении инновационных проек­тов и программ, общаться с другими, умело направлять их знания и энергию. В решении этих проблем ведущее место, естественно, принадлежит базовым научным дисциплинами - педагогике и психологии, целью которых в данном случае является психолого-педагогическое обеспечение как профессиональной, так и непро­фессиональной (любительской) социально-культурной деятельно­сти.

Включение разделов психолого-педагогического цикла в курс основ социально-культурной деятельности является естественным и закономерным. Предметом данного цикла служат психологиче­ские и педагогические факторы и феномены, определяющие эф­фективность любого вида и уровня социально-культурной дея­тельности.

Характерным признаком социально-культурной деятельности является органическое единство и взаимодействие целей, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм и методов занятий людей в условиях их свободного времени. Именно поэто­му она объективно нуждается в научно обоснованной интерпрета-