Файл: Скд Киселева красильников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 9328

Скачиваний: 228

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


88

89

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

В контексте всей социальной жизни ребенка помимо «соци­альных корней» предстоит преодолеть сложившееся равнодушное, а зачастую агрессивное отношение к подрастающему поколению, внедряя в общество культуру взаимоотношений в семье, в детской, подростковой, взрослой среде.

Очевидна и необходимость умения правильно интерпретиро­вать социально-культурную ситуацию, правильно определить, ка­кие факторы являются сегодня и завтра наиболее существенными.

Время постоянно рождает все новые духовные потребности. Трудно рассчитывать, что любая, даже самая идеальная совокупность социально-культурных институтов будет способна их полностью удовлетворить. В связи с этим на протяжении последних десятков лет социологи, культуро­логи, педагоги, психологи, экономисты ставят закономерный вопрос о необходимости формирования социально взвешенной и, самое главное, сбалансированной культурной среды в каждом регионе. Подразумевается создание, возрождение не одного элемента этой среды, а всего их ком­плекса как результата самоорганизуемой и самонаправляемой социально-культурной деятельности населения.

Эволюция социально-культурной деятельности — это не толь­ко следствие ее внутреннего развития, но и результат необратимых изменений, происходящих в жизни общества, ставшего на путь демократизации и обновления.

Анализ практического опыта и научных исследований свидетельст­вует, прежде всего, об очевидной культурной «автономизации» каждого из регионов Российской Федерации, стремительном наращивании как управленческой, так и творческой самостоятельности, самобытности и самоценности их культурного потенциала. Эта закономерность носит всеобщий характер, в том числе в проведении каждым из регионов соб­ственной, достаточно энергичной социально-культурной политики, в разработке и реализации множества социально-культурных, творческих проектов и инициатив. В современных сложных условиях особенно воз­растает роль традиционных очагов культуры в Центре, на Урале, в Си­бири, на Дальнем Востоке и других регионах, исторически являющихся авангардом духовного возрождения страны, основой консолидации ее культурных сил.

Повсеместно отмечается всеобъемлющий, интенсивный рост демократизации и гуманизации социально-культурного простран­ства.

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

Мы являемся свидетелями процессов раскрепощения и развития об­щественного сознания на основе гласности и демократизации, выработки конструктивных решений вопросов развития общества путем всенарод­ного обсуждения, воспитания чувства ответственности за судьбу госу­дарства. Приоритетное место в общественном сознании, мышлении при­надлежит сегодня гуманизации, переоценке сложившихся стереотипов, преодолению догматизма, психологии иждивенчества и уравниловки, воинствующей категоричности в оценках явлений общественной жизни, нетерпимости к иному мнению. Демократизация предполагает и форми­рование новой политической психологии - терпимости, умения вести диалог, выслушивая критику, уважения мнения меньшинства и понима­ния особенностей обыденного сознания.

Если говорить об идеологической подоплеке социально-культурной деятельности, то ее ключевая идея состоит в том, что­бы расковать инициативу, творчество, предприимчивость и само­стоятельность людей. Понятия «объект» и «субъект» социально-культурной деятельности находятся в диалектической взаимосвя­зи. Какое-либо противопоставление этих понятий методологиче­ски некорректно, поскольку на практике имеет место постоянная взаимозаменяемость позиций и функций между объектами и субъ­ектами.

Главные приоритеты в регулировании и управлении социаль­но-культурной деятельности мы отдаем не тому или иному «объ­екту» или «субъекту», а созданию оптимальных условий, рефе­рентной среды для их взаимодействия, так как в социально-культурной сфере мы имеем дело с огромным числом юридиче­ских и физических лиц, выступающих в качестве непосредствен­ных участников социально-культурных процессов. Среди них -государственные и негосударственные (общественные, коммерче­ские) структуры.

Социально-культурная деятельность характеризуется много­образием занятий, обусловленных принципиальной неповторимо­стью, уникальностью и самобытностью личности человека, по­свящающего им свое свободное время. Однако имеющиеся здесь ресурсы используются недостаточно полно и эффективно. Это связано с глубокими противоречиями, сложившимися в течение десятилетий между демократической природой культуры и авто-



90

91

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ритарно-бюрократической системой управления ею; между реаль­ными потребностями и интересами населения и степенью их удов­летворения; между возрастающим плюрализмом в нарождаю­щемся гражданском обществе и старой парадигмой культурного развития; между необходимостью развития материальной базы и материально-хозяйственным обеспечением отрасли, сохраняю­щимся «остаточным принципом» по отношению к ней. В обществе длительное время существовала явная недооценка роли и значения культуры как основы общественного прогресса, социально-эконо­мического развития, духовно-нравственного формирования лич­ности.

В условиях динамично развивающегося мира существенно возрастает влияние социокультурной ситуации на характер и со­держание образа жизни, быта, досуга жителей социума. В самом содержании социально-культурной деятельности тесно взаимо­действуют различные направления общественного воспитания де­тей, подростков и взрослых. Наравне с профессиональными соци­ально-культурными услугами интенсивно развивается любитель­ство. В подростково-молодежной, национально-этнической, про­фессиональной среде по-прежнему возникает множество традици­онных и нетрадиционных общностей (любительских объединений, клубов по интересам; студий, кружков и т.д.), разнопрофильных программ (информационных, развивающих, зрелищных и т.д.), традиционных и альтернативных форм.

Что касается участия государственного (муниципального), экономи­ческого (делового) и общественного секторов в духовных процессах, то они также являются субъектами, но иного рода. Их социальная миссия состоит в создании условий, необходимых для развития инициативы, активного творчества народа в области культуры, искусства, досуга.

Действующие в социально-культурной сфере государственные и общественные структуры сосредоточивают свои усилия на распростра­нении и развитии культуры, социально-культурной сферы, организации культурного общения и культурного отдыха населения. Однако при этом подразумевается, что они одновременно направлены на формирование массового общественного сознания, на воспитание молодежи и взрослых в духе общечеловеческих ценностей, гуманизма, демократических идеа­лов.

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

В условиях жесткой борьбы за экономическое выживание учрежде­ния культуры и досуга вынуждены прибегать к различным источникам добывания необходимых материально-финансовых средств, включая сдачу помещений и оборудования клубов и Домов культуры в аренду, прокат инвентаря, привлечение спонсоров, реализацию коммерческих заказов на рекламу, проведение платных мероприятий, расширение сети самоокупаемых кружков и объединений и т.д.

В плену вчерашних стереотипов и установок оказалась сама система управления социально-культурно-доеуговой сферой на уровне района, города, области. Именно здесь, как известно, складывается местная стра­тегия развития сферы культуры и досуга с учетом социально-эко­номических особенностей региона, интересов и культурных запросов населения различных категорий, состояния профессионального искусст­ва и традиций народного творчества. Однако на деле стратегическая ре­гиональная социально-культурная политика часто подменялась адми­нистрированием. Ограниченные текущие задачи, как правило, организа­ционного характера превращались в самоцель и решались вне связи с конечным результатом - развитием инициативы и самодеятельности на­селения. Бесконечные проверки, чрезмерный контроль сковывали твор­ческую инициативу на местах, воспитывали исполнителей, способных [работать лишь в четко ограниченных рамках требований и указаний вы­шестоящих инстанций.

Отдельные попытки изменить сложившуюся ситуацию, преодолеть авторитарные тенденции управления ощутимых результатов не принес­ли. Единственно возможный выход из сложившейся ситуации - устра­нение организационных механизмов, не позволяющих клубным работ­никам проявить самостоятельность, инициативу и творчество, демокра­тизация всей системы управления социально-культурными процессами. Социально-культурную стратегию в наши дни можно обозначить сле­дующей формулой: от работы для населения - к самостоятельности и инициативе самого населения, к сознательно-культурному творчеству масс. Социально-культурная деятельность призвана стать условием реа­лизации демократических, конституционных прав человека, про­странством поиска смысла жизни, творческого развития и самореализа­ции личности.

Для решения этой задачи потребовалось в корне изменить и организационные основы социально-культурной деятельности,



92

93

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

отказаться от господствовавших долгое время организационно-хозяйственных принципов управления социально-культурной сфе­рой, дотаций, категорийности, фиксированных штатного расписа­ния и заработной платы, сложившихся форм планирования, учета и контроля всех элементов старой системы управления.

На протяжении многих десятилетий складывался традицион­ный взгляд на культуру как на убыточную отрасль в системе хо­зяйственных связей, включающую совокупность учреждений культуры и искусства, «обижаемых» госбюджетом и постоянно нуждающихся в дополнительных ассигнованиях. Этот взгляд об­наружил свою неперспективность хотя бы потому, что и сегодня те мизерные средства, которые выделяются на культуру, не осваи­ваются, поскольку планы не сбалансированы и не подкреплены ресурсами. Кроме того, традиционный подход, основанный на ме­ханическом сложении усилий различных культурно-досуговых служб и учреждений, которые предлагают готовые блага, но все­гда нуждаются при этом то в одном, то в другом, неизбежно себя изживает. Между тем сфера досуга рождает все новые и новые по­требности, и невозможно всякий раз быстро и качественно удовле­творять их силами только одних традиционных культурных учре­ждений и институтов.

Сложившаяся ситуация потребовала создания принципиально иных структур управления социально-культурной деятельностью. В основу такой модели положены принципы децентрализации управления, максимальной организационной и экономической са­мостоятельности, многообразия государственных и общественных социально-культурных формирований, делегирования полномочий на их создание не только государственным органам власти, но и добровольным объединениям граждан и самодеятельным органи­зациям.

Принципиальным является вопрос и о правовой, законода­тельной базе социально-культурных инициатив. Законодательные акты о культуре, как уже подготовленные, так и находящиеся в стадии разработки, призваны защитить культуру и, в частности, социально-культурную сферу от политического манипулирования ею, экономических потрясений в условиях перехода к рынку, на­циональной замкнутости.

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

Закон - надежное средство защиты культуры, это доказано мировым опытом. В правовом регулировании социально-культурной деятельности приоритетное место принадлежит таким категориям, как свобода творчества, право личности на саморазви­тие и самореализацию, согласование интересов гражданина и об­щественно-государственных организаций, обеспечение условий для охраны и развития культурного населения, доступность куль­турных ценностей и культурной деятельности каждому граждани­ну, социальная защита деятелей культуры всех категорий — как профессионалов, так и любителей.

В законодательном закреплении нуждаются и другие жизненно важ­ные реалии, такие, как налоговые льготы — основной инструмент под­держки культуры государством, практика ввоза, вывоза и передачи куль­турных ценностей, статус профессионального творческого работника сферы культуры. Определяя права и полномочия государства, твор­ческих организаций, политических партий и движений в области культу­ры и досуга, законодательство призвано преодолеть сепаратизм, местни­чество, ведомственность, бюрократизм, корпоративность, ком­мерциализацию — барьеры, препятствующие нормальному развитию культуры, социально-культурной сферы и социально-культурной дея­тельности.

2. Функции и принципы социально-культурной деятельности

Педагогический статус социально-культурной деятельности законо­мерно требует рассмотрения её ведущих функций и основополагающих принципов.

Совокупность социальных функций деятельности в сфере культуры, образования, досуга исторически является результатом многолетнего социально-педагогического опыта, накопленного учреждениями культу­ры и образования, демократическими институтами, общественными ор­ганизациями и движениями. Этот опыт во многом базируется на соци­ально-ориентированном подходе к анализу традиционной деятельности объектов социально-культурной сферы.

Вопрос о функциях социально-культурной деятельности и их класси­фикации имеет несомненное методологическое значение. Не настаивая на абсолютности своей трактовки данной темы, авторы учебника открывают



94

95

Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

перед обучающимися возможность аргументированно отстаивать и свою, даже не адекватную общепринятой, точку зрения.

Слово «функция» фигурирует во многих отраслях знаний. Од­нако все его оттенки и значения в конечном счете связаны с родо­вым смыслом - «отправление», «деятельность». Любая функцио­нальная система характеризуется тремя принципиальными Черта­ми. Во-первых, любая из функций включает в себя специально выбранные компоненты (способы, приемы, методы и т.п.). Во-вторых, эти компоненты взаимосодействуют друг другу в дости­жении конкретных и определенных целей. В-третьих, в качестве основополагающего признака функции фиксируется получение конечного полезного результата.

Функции в своем содержании отражают определенные на­правления и стороны деятельности как отдельных людей, так и социально-культурных институтов, общностей, групп, движений. При этом необходимо иметь в виду определенное различие между функциями профессиональной и непрофесиональной, индивиду­альной и коллективной культурной деятельности.

Функции определяют природу, специфику и средства дости­жения цели, способы и приемы освоения духовных богатств в процессе социально-культурной деятельности. Они отражают об­щественные потребности каждого конкретно-исторического этапа развития общества и носят объективный характер. Поэтому функ­ции выполняют и роль своеобразного критерия при оценке соци­ально-культурных процессов, эффективности работы досуговых объединений и центров, их социально-преобразующего воздейст­вия на личность. Подчеркивая объективную обусловленность функций, отметим, что они имеют своим содержанием определен­ные направления и стороны жизнедеятельности людей.

Многочисленные виды социально-культурной деятельности выполняют те или иные общественные функции, которые одно­временно компенсируют и дополняют друг друга. Противопостав­ления тут недопустимы. Кроме того, необходимо иметь в виду, что организация социально-культурной, в частности досуговой, дея­тельности функционально связана с современным производством и последствиями его интенсификации.

Именно поэтому для эффективного функционирования сферы культуры и досуга объективно необходимо неукоснительное со-

96

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

блюдение дифференцированного подхода к интересам, потребно­стям и нуждам людей    в рабочее и внерабочее/внеучебное время.

Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предпри­имчивости населения. Не случайно сегодня многие современные клубы и досутовые объединения представляют собой самодея­тельные, самоуправляющиеся творческие организации, создавае­мые на основе общности интересов. Интерес обусловливает эф­фективность процессов взаимообучения и взаимовоспитания, формирования общественного мнения, социально-культурной активности людей.

Функции подвергаются изменению во времени - от возникно­вения к становлению до полной зрелости. В зависимости от дли­тельности тех или иных этапов развития социально-культурной деятельности ее функции подразделяются на постоянные, основ­ные, присущие большинству социально-культурных институтов, и вспомогательные, временные, которые возникают и исчезают на определенных временных отрезках.

В качестве одного из главных оснований для классификации функций следует принять, прежде всего, развивающий характер самой социально-культурной деятельности, осуществляемой че­ловеком на профессиональной/ непрофессиональной основе, в его свободное или рабочее время. Всем им присущ ярко выраженный развивающий характер, им свойственны взаимосвязь и взаимоза­висимость в целостном процессе формирования личности, под­вижность и изменяемость под воздействием социально-экономических факторов, рыночных отношений, процессов об­новления российского общества.

Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или ина­че подчинена развитию и саморазвитию личности, ее социальному самоутверждению.

Творческое начало социально-культурной деятельности вклю­чает в себя множество основных «опорных элементов» - это и кино, и телевидение, и техническое творчество, и спорт, и при­кладной труд, и художественное творчество, и природно-экологическая деятельность, и чтение и т. д. Оно способствует повышению эрудиции, потреблению духовных ценностей (чтение,

97


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т. п.). Культурогенные начала изначально составляют качественную суть социально-культурной деятельно­сти.

Развивающий диапазон культуры и досуга поистине беспреде­лен. С давних времен народ связывал культуру и досуг со^ свобо­дой деятельности, творческим состоянием. Все, чем людям инте­ресно заниматься, можно и нужно относить к сфере их досуга.

Резкое снижение активности населения в культурной жизни свидетельствует о необходимости усиления культурогенных на­чал, безусловно стимулирующих социально-культурную актив­ность людей. Социологи подсчитали, что у людей в домашнем пользовании насчитывается около 40 миллиардов книг, но в то же время интерес к книге у детей крайне низок. Это социальная тра­гедия, которая не может оставить равнодушным каждого человека.

Каждую из функций необходимо рассматривать с точки зрения того, каким образом данная деятельность влияет на развитие чело­веческой личности и её профессиональной карьеры, на развитие тех или иных (физических, духовных, эмоциональных, интеллек­туальных, коллективистских и т.п.) способностей человека. Каж­дая из функций ориентирует человека на определенный, заданный способ социально-культурных занятий: либо на пассивный (зри­тельский, слушательский), либо на активный (деятельностный); педагогически организованный (педагогически целесообразно ис­пользующий свободное время) и, наоборот, стихийный (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени). Как свидетельствует практический опыт, этот процесс может быть контролируемым и неконтролируемым; коллективным и индиви­дуальным; подражательным и творческим; функции по своему со­держанию могут носить либо опережающий (например, изыска­тельная перспективная деятельность), либо нормативный характер (традиционно сложившиеся модели досуга и творчества).

Другим не менее существенным основанием для характери­стики функций социально-культурной деятельности является на­личие различных подходов к их классификации - системного, сре-дового, ситуационного, дифференцированного и т.д.

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

К основным постоянным функциям социально-культурной деятельности относятся: коммуникативная, информационно-про­светительная, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная.

Совершенно естественно, что в зависимости от профессио­нального и непрофессионального, индивидуального и коллектив­ного характера деятельности, от специфики её содержания и нали­чия возрастных, этносоциальных, профессиональных и прочих условий основные функции в каждом конкретном случае допол­няются отдельным рядом специально востребованных вспомога­тельных функций, благодаря которым в конечном счете обеспечи­вается достижение конечного результата.

Одной из характерных для социально-культурной деятельно­сти является её коммуникативная функция. Она предполагает реализацию потребности человека в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, празд­ники, диспуты, танцы, вечеринки и т.п.), в непрерывном инфор­мационном межсубъектном взаимодействии в различных сферах общественной социально-культурной практики.

Содержание коммуникативной функции применительно к со­циально-культурной сфере составляют производство, обмен, ко­дирование и декодирование, потребление и использование огром­ных объемов информации из мира науки, искусства, религии и других областей. Различны и уровни, масштабы реализации этой функции: межличностный, групповой, организационный (учреж­денческий) и массовый.

Если, например, на групповом уровне эту функцию осуществ­ляют, как правило, малые группы, то на организационном (учреж­денческом) уровне в качестве субъектов коммуникативной функ­ции выступают крупные интегрированные сети, охватывающие информационное взаимодействие множества людей и групп в уч­реждениях и организациях социально-культурной сферы (театрах и концертных залах, музеях и кино, учебных заведениях, библио­теках, парках и т.д.). На массовом уровне эта функция предполага­ет распространение культурной информации с помощью СМИ и средств современного аудиовизуального технологического ком­плекса: радио, телевидения, Интернета, кабельных и компьютер­ных сетей и т.д.