Файл: Скд Киселева красильников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 9330

Скачиваний: 228

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


108

109

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ции и прежде всего - в надежном, аргументированном, подкреп­ленном обоснованными выводами и рекомендациями психолого-педагогическом обеспечении.

В основе современных концепций социально-культурной дея­тельности лежит подлинно гуманный, человекоцентристский взгляд на суть и смысл решений и действий, предпринимаемых в этой сфере. Именно личность как высшая ценность рассматрива­ется совокупностью гуманитарных дисциплин - философии, со­циологии, педагогики, психологии, культурологии, составляющих методологическую основу теории, методики и организации соци­ально-культурной деятельности.

В настоящее время мы являемся свидетелями последователь­ного разворота содержания и организации социально-культурной деятельности в сторону психологизации, поскольку именно пси­хологические факторы, условия, механизмы во многом определя­ют эффективность и результативность индивидуальных и коллек­тивных занятий участников социально-культурных общностей. Психология и, в частности, социальная психология, служит той наукой, которая помогает достигать поставленных целей, опираясь на творчество, способности, интеллект, профессиональные знания и умения детей и взрослых.

Прикладные отрасли психологии, включающие возрастную и педагогическую психологию, психодиагностику, этнопсихологию, психологию труда, психологию управления и другие, связаны с разработкой и описанием конкретных методов и технологий, на­правленных на преобразование сферы культуры и совершенство­вание различных видов как профессиональной, так и любитель­ской социально-культурной деятельности.

Существует широкая система психологических методов -приемов и средств, с помощью которых решаются те или иные дидактические задачи, осуществляется сбор и анализ фактов и сведений, используемых для дальнейшей разработки социально-культурной теории и практики.

В разных социально-территориальных общностях широкое распространение получил метод наследования культурных ценностей; в семьях и в учебнс-творческих коллективах он прочно утвердил себя как-идейно-нравственная, эстетическая и другие установки, общепринятая норма, правило. Хорошо известна практика творческой «реанимации»

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

народных традиций и обычаев в современном массовом досуге (возрож­дение исконного праздничного календаря и т.п.). Большинство нацио­нальных этнокультурных технологий базируется на неукоснительном соблюдении обычая — продиктованного традицией варианта «механи­ческого» поведения в стереотипных ситуациях.

Многовековым опытом народной культуры подтверждена устойчи­вость воздействия традиций и обычаев на стабилизацию человеческих взаимоотношений, на воспитание молодежи. В то же время нельзя не принимать во внимание негативные свойства отдельных традиций, проявление в них определенной доли консерватизма.

В практике социально-культурной деятельности достаточно ощути­ма роль такого психологического феномена, как внушение. На многосто­ронность и неоднозначность влияния механизма внушения - восприятия объектом информации без ее осмысления - обращали внимание В.М.Вахтеров, И.П.Павлов, КИПлатонов и другие отечественные пси­хологи. Метод произвольного и непроизвольного, прямого и косвенного внушения сравнительно часто используется в оздоровительных целях как средство для достижения эффекта гиперамнезии (сверхзапоминания) в спорте, искусстве, педагогике. Не менее известен эффект метода психо­логического заражения, гипертрофированного возбуждения в массе лю­дей, особенно в подростковой, молодежной аудитории, «стадного чувст­ва», полной отключенности от личного отношения к окружающему (соз­дания панической атмосферы либо достижения всеобщего экзальтиро­ванного восторга и т.п.). При этом зараженность как социально-культурный феномен способна принимать самые различные формы - от бездумного подражания в моде до всеобщей поистине дикой и безумной исступленности. Именно на методе психологического заражения заме­шана агрессивная природа современной массовой культуры, вся практи­ка продвижения и утверждения её «звезд» и «кумиров». Менеджерам, педагогам, технологам, занятым в социально-культурной сффе, хорошо известно, что отсутствие при использовании заражения должной его ор­ганизации, контроля и регулирования неизбежно приводит к реальному возникновению в <оолпе» нездорового ажиотажа, массовых психологи­ческих «вывихов» и вспышек агрессивности.

Эффективность каждого из психологических методов зависит от то­го, насколько он соответствует ряду требований, а именно: валидности -точности измерения получаемого результата, действенности и степени



ПО

111

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

адекватности исследуемой проблеме; надежности - постоянству и устой­чивости получаемых результатов; трудоемкости, количеству времени и уровню квалификации, необходимым для овладения данным методом. В процессе социально-культурной деятельности получили большое рас­пространение такие методы психологии, как метод наблюдения, опрос­ные методы, диагностические методы и метод эксперимента (см. под­робнее о характеристике каждого из них в разделе «Социально-культурные технологии»).

Социально-психологические параметры, методы и приемы социометрии и референтометрии позволяют не только охарактери­зовать состав участников социально-культурной деятельности, сделать их способными к оптимальному взаимодействию, придать их усилиям эффективность, развить их потенциальные склонности и способности. Практическая реализация образовательных, рек­реативных, реабилитационных и других социально-культурных технологий невозможна без учета психологических особенностей аудитории, сущности и содержания ее социальных установок и ценностных ориентации.

Как известно, одна из актуальных задач в работе с участни­ками социально-культурных общностей (студий, учебных кур­сов, творческих мастерских и т.д.) - определение творческого потенциала и творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. Здесь используются не только результаты специального психологического обследования, но и информа­ция, полученная с помощью анкетирования и опросов в рефе­рентной среде. Предметом изучения в данном случае служит уровень креативности - способности ученика, студента, специа­листа-профессионала к творчеству, необычным и неожиданным проектным решениям, восприимчивость к новым творческим идеям.

Определение креативности как способности удивляться и умения находить решения в нестандартных ситуациях, введен­ное в психологию П.Торренсом, имеет принципиально важный смысл для организаторов, педагогов, технологов социально-культурной деятельности. Актуален для них и другой вывод П.Торренса о том, что уровень креативности распространяется не только на чисто организаторскую деятельность специалиста (менеджмент), но самым тесным образом связан с конкретными

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

достижениями в учебном и профессионально-творческом тру­де1.

В методике изучения и учета социально-психологических особенностей детей, подростков, взрослых — участников соци­ально-культурных процессов - особое место занимает подсис­тема индивидуально-семейного выбора и проектирования форм и способов проведения свободного времени. Она, в частности, пред­полагает индивидуальный выбор, проектирование и реализацию не только традиционных, но и нетрадиционных, альтернативных форм самоорганизации собственного досуга. С помощью различ­ных видов социально-психологического инструментария мы по­лучаем также возможность отслеживания и диагностики процес­сов, связанных с непрерывной интеграцией, пересечением, взаи­мопроникновением различных направлений социально-культур­ной деятельности в масштабах отдельно взятого социума - го­рода, поселка, производственного, учебно-творческого, досугового колектива.

С точки зрения психологии и педагогики, исходной для чело-векоцентристского подхода к социально-культурному процессу является следующая позиция. Человек - главный ценностный объект, без которого невозможны ни производство, ни реализация, ни потребление культурных продуктов и услуг. Это не взаимоза­меняемая деталь, а личность со своим характером, мотивацией, склонностями и увлечениями. По существу, человек - источник и носитель интеллектуального ресурса, которым обладает любая, даже самая первичная социально-культурная общность, например, семья. Результат, качество и прибыль в реализации продукции ин­дивидуальной и коллективной социально-культурной деятельно­сти в конечном счете зависят от человека, от умения помочь ему раскрыть себя, максимально поддержать и поощрить его инициа­тиву и творчество.

Исторически творческий потенциал рода воплощается не в са­мих по себе готовых продуктах человеческой деятельности - ве­щах и идеях, а в порожденных ею проблемах, предметными носи­телями которых служат эти продукты. Благодаря этому через со-

'Shape10Торренс П. - Шпалинский В.В. Психология менеджмента - М' Изд-во УРАО, 2000. -С.65.



112

113

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

держание социокультурного опыта от поколения к поколению транслируются как уже реализованные, так и непроявленные и даже избыточные возможности (замыслы, проекты) деятельности. Вступая в мир культуры, ребенок осуществляет ориентировочную, исследовательскую, творческую, проектную деятельность, связан­ную с анализом и синтезом человеческих предметов, их внутрен­них соотношений и компонентов, экспериментирование с ними, опробование возможных способов преобразования предметных ситуаций. В сотрудничестве со взрослыми и другими детьми ребе­нок непрестанно преодолевает ограничения тех конкретных задач, которые ставят перед ним партнеры по сотрудничеству, инициа­тивно выдвигает новые цели и проблемы.

Культура не может быть прямо и однозначно передана ребенку через усвоение общественно выработанных норм и предписаний. Существуют особые формы ее фиксации и способы межпоколен­ной передачи.

В качестве формы спонтанной, самостоятельной и инициатив­ной проблематизации ребенком эталонов социального опыта рас­сматривают такое явление детской субкультуры, как перевертыши. К.И.Чуковский использовал данный термин для обозначения ши­рокого круга особых словесных произведений, в которых смысл как бы выворачивается наизнанку. Перевертыши исторически уко­ренены в народной смеховой культуре (шутовство, карнавал и др.), они пронизывают собой малые фольклорные жанры, рассчитанные в том числе на детей.

В восточно- и западноевропейской культурной традиции «пе­ревертывание» издревле выступало как мощное средство расши­рения сознания, развития творческих способностей взрослых и детей. Особое место оно занимает в жизни современного ребенка-дошкольника. Дети сравнительно рано приступают к самостоя­тельному конструированию перевертышей, затевая на их основе своеобразные «умственные игры» со взрослым.

Педагогическую ценность перевертышей К.И. Чуковский свя­зывал с тем, что через них ребенок познает подлинную природу и назначение вещей, разоблачает иллюзии во имя торжества реа­лизма, в словесной игре пытается по-новому утвердиться в знании «нормы», а потому «ненорма» зачастую переживается им как не­что комическое. Благодаря свободным экспериментам со звуковой

114

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

оболочкой слова, приводящей к образованию забавных словечек, ребенок оптимально овладевает уже сложившейся, исторически устоявшейся системой языковых норм.

Следовательно, успешность каждого специалиста социально-культурной сферы обусловлена не только усвоением специальных предметно-профессиональных знаний и формированием соответ­ствующих умений и навыков. Она определяется также и тем, на­сколько психологически и педагогически грамотно выстраивается социальный контекст профессионального поведения и общения этого специалиста с коллегами, насколько эффективны его дело­вые взаимодействия, глубоко его понимание самого себя, его вла­дение техникой саморегуляции в достаточно сложных профессио­нально-творческих ситуациях.

Для характеристики и классификации профессий, востребо­ванных и задействованных в социально-культурной сфере (в част­ности, в соответствии с классификатором специальностей и спе­циализаций МГУКИ), применима широко известная в практиче­ской психологии и педагогике классификация профессий, разрабо­танная Е.А.Климовым1. Следуя этой классификации, в исключи­тельно широкой по направлениям социально-культурной сфере за типологическую основу (критерий) выдвигается объект или пред­мет труда профессионалов и любителей как субъектов индивиду­альной или коллективной социально-культурной деятельности.

В зависимости от того, на что или на кого направлена эта активная, преобразующая деятельность, все профессии, специальности, специали­зации, обладающие собственным специфическим объектом (предметом) труда в необычайно широкой социально-культурной сфере, подразделя­ются на следующие типологические группы: «человек - природа» (эко­логические, природоориентированные, природоохранные); «человек -техника» (кино- и фотодело, компьютерные, операторские, инженерные и др.); «человек - человек» (история культуры, социология, социальная педагогика, менеджмент и маркетинг, право, общественные связи, пси­хология, режиссура культурно-досуговых программ и др.); «человек -знак» (информатика, журналистика, дизайнерские, программистские и др.); «человек - художественный образ» (режиссерские, актерские, музы-

1Shape11 Климов ЕЛ. Введение в психологию труда. - М: МГУ, 1988; Климов ЕЛ. Как выбратьпрофессию. Изд. 2-е. -М: Просвещение, 1994.

115


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

капьно-исполнительские, народное творчество, дизайн, декоративное и прикладное искусство, хореография и др.).

Для каждой из типологических профессиональных групп специали­стов социально-культурной сферы психологами разработаны соответст­вующие матрицы профессиональной пригодности. Например, для педа­гогически ориентированных специальностей типа «человек-человек» -социальных педагогов, социологов, менеджеров по общественным свя­зям, юристов и др. - в качестве исходных профессиональных требований к специалисту выдвигается умение активно взаимодействовать с людьми, коммуницировать, хорошо ориентироваться в той производственной области, в которой осуществляется работа, быть подготовленным к эф­фективному деловому общению с людьми; для профессий, связанных с художественно-творческим исполнительством, помимо специальных знаний, умений и навыков необходимы природная одаренность, наличие творческих задатков и способностей.

Приведенные данные подтверждают вывод о том, что в прак­тике социально-культурной деятельности может быть задейство­вана разветвленная система психологических наук. Если учесть, что в последнее время в психологии каждые 4-6 лет появляется новое направление, то в комплексе развивающихся психологиче­ских дисциплин, имеющих прямое или косвенное отношение к социально-культурной сфере, необходимо выделять дисциплины фундаментальные (базовые, теоретические) и прикладные (прак­тические).

Фундаментальные отрасли, объединенные в такое направле­ние, как общая психология, имеют методологическое значение для понимания и объяснения социально-психологических явлений, особенностей поведения и поступков людей в конкретных соци­ально-культурных процессах и ситуациях. Касаясь индивидуаль­ной либо групповой социально-культурной деятельности, общая психология помогает исследовать множество вопросов, связанных с активностью отдельно взятой личности или группы людей, их мотивацией, способностями, общением, взаимодействием с окру­жающей средой.

Не менее важное, чем психология, место в социально-культур­ной деятельности занимает педагогика. Так, сопряжённость куль­турологии и социальной педагогики, а также подход к образова­нию как к крупнейшей и самодостаточной сфере социально-куль-

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

турной деятельности в целом дают основания для выделения в ней педагогического компонента.

Не случайно для социально-культурной деятельности рядом авторов предлагались в качестве альтернативных такие определе­ния, как «педагогика социально-культурной сферы», «педагогика досуга», «социально-культурная педагогика» и другие. Предме­том педагогического компонента в любом из перечисленных вари­антов всегда было и остается исследование закономерностей обу­чения и воспитания в условиях специально организованного соци­ально-культурного процесса, выявление эффективности приме­няемых в этих целях педагогических методов и технологий, уста­новление педагогически оправданных и обоснованных связей и взаимоотношений между участниками.

Большое число социально активных субъектов, постоянно спо­собствующих возникновению и развитию новых досуговых инте­ресов, увлечений и потребностей, образуют неисчерпаемый педа­гогический потенциал социально-культурной деятельности. Ос­новное требование заключается в создании реальных условий функционирования этого потенциала в рамках конкретного соци­ально-культурного объекта (учреждения, объединения, организа­ции, студии и др.), отдельного мероприятия или акции.

Социально-культурная деятельность по самой своей сути глу­боко педагогична. Множество социальных проблем, с которыми мы сталкиваемся в процессе этой деятельности, так или иначе не­изменно приобретает статус педагогических задач. Их решение зависит от согласованного взаимодействия всех звеньев педагоги­ческой цепочки. К ним относятся:

  • межсубъектное сотрудничество партнеров, учет влияния окру­
    жающей среды и факторов воспитания, выбор наиболее эф­
    фективных педагогических методов и технологий,    выявление
    их социальной направленности, педагогически продуманная
    организация деятельности от планирования до контроля и
    оценки ее результатов;

  • наличие сенсорных качеств (обилие и острота ощущений и восприя­
    тий, устойчивость внимания, любознательность, тяга к новизне), па­
    мять, способность узнавания, экстравертивность - интровертивность;

  • наличие характера как совокупности отличительных психических



116

117

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

особенностей (черт), приобретенных личностью в процессе её фор­мирования; главными характерологическими чертами являются ин­теллектуальность (рациональность - иррациональность); развитие логического мышления, интуиции, ассоциативного мышления, фан­тазии, воображения; владение речью;

  • этические отношения к самому себе (эгоизм, альтруизм, совесть,
    чувство долга, самолюбие, честолюбие); к другим людям (доброже­
    лательность, коллективизм, симпатии, антипатии, недоверчивость,
    подозрительность, откровенность);

  • эстетические отношения: художественный вкус, чувство гармонии,
    переживание прекрасного;

  • наличие или отсутствие воли - умение и готовность сознательно
    управлять своим поведением (целеустремленность, решительность,
    выдержка, мужество, способность к волевым воздействиям на окру­
    жающих и качества, противоположные перечисленным);

  • образованность (культурность) - знания, умения, навыки, вера (убеж­
    дения), идеалы, почерпнутые в результате социализации (репродук­
    тивная деятельность) и выработанные самостоятельно (продуктивная
    творческая деятельность индивидуализирующейся личности). Обра­
    зованность влияет на черты характера, облекая их в культурные
    формы, и сама зависит от природных данных (память, восприятие) и
    характера человека;

  • духовность; степень развитости и гармоничности духовных потреб­
    ностей, представление о смысле жизни, ответы на «вечные вопросы»,
    выработанные личностью самостоятельно в результате само­
    познания и умозрительного созерцания.

Выстраивая такую цепочку, педагогическая организация со­циально-культурной деятельности предполагает необходимость прежде всего выделения диагностического и формирующего эта­пов, наиболее полного использования социально-педагогического потенциала, а также преодоления причин, препятствующих пол­ному и эффективному его использованию.

В силу своей многосферности, полисубъектности, необычайно широкого диапазона направлений и технологий социально-куль­турная деятельность опирается на теоретический и методический арсенал целого созвездия самостоятельных педагогических дисци­плин: общую педагогику, социальную педагогику, психопедаго-

Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности

гику, историю педагогики, дошкольную и школьную педагогику, дефектологию (сурдо-, тифло- и олигофренопедагогики), военную педагогику и т.д. В каждом конкретном случае между теорией и практикой социально-культурной деятельности, с одной стороны, и перечисленными научными дисциплинами - с другой, устанав­ливаются существенные связи и отношения. Они распространя­ются на процессы психолого-педагогических воздействий, различ­ные социальные, профессиональные, этнические, конфессиональ­ные среды, внутренние процессы развития мышления, эмоцио­нально-волевой сферы, творческих способностей у различных воз­растных групп и отдельно взятой личности.

Психолого-педагогическое взаимодействие и взаимовлияние наиболее рельефно и глубоко представлено в области методов и технологий социально-культурной деятельности. Пожалуй, трудно найти другую такую сферу педагогической практики, где бы так систематически и эффективно использовался богатейший арсенал педагогических методов и технологий, в их числе - обучающих и воспитательных, общеобразовательных и профессиональных, классно-урочных и альтернативных, академических и клубных, индивидуальных и групповых и т.д.

Психолого-педагогический контекст дает возможность про­следить взаимосвязь профессиональных требований и индивиду­ально-психологических особенностей лиц, занятых в процессе производства и реализации культурных продуктов и услуг. При выборе профессии, в ходе профессионального обучения и в про­цессе дальнейшего становления специалиста как индивидуальная, так и групповая социально-культурная деятельность человека по­стоянно испытывает воздействие двух групп факторов - объектив­ных и субъективных.

Объективные факторы - это профессиональные требования, нормы и ограничения, выдвигаемые в процессе социально-куль­турной деятельности к её участникам (как профессионалам, так и любителям); это наличие у каждого из них необходимых профес­сиональных знаний, умений и навыков, профессионально значи­мых качеств. Но не менее существенна роль факторов субъектив­ных, к которым психологи и педагоги относят имеющиеся у кон­кретного человека (профессионала, любителя) задатки и способно-