Файл: М. А. Измайлова деловое общение учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 1521

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

147
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   23

Вопросы и задания
для самопроверки и размышлений
1. Выявите специфические особенности, характерные для телефонной коммуникации.
2. Сформулируйте базовые правила телефонного обще- ния.
3. Какие ошибки являются наиболее распространенными в телефонном общении?
4. Обобщите рекомендации по установлению успешной телефонной коммуникации. Какие из них наиболее актуальны для вас?
5. Проанализируйте свою манеру разговора по телефону и оцените ее соответствие вышеназванным правилам. Какие наи- более частые ошибки в телефонном общении допускаете вы?
6. Проведите самодиагностику умения реагирования на те- лефонные звонки, воспользовавшись тестом 16 приложения 1.
7. Для развития умения осуществлять эффективное обще- ние по телефону вам поможет упражнение 8 приложения 3.
Литература:
[
8
]
,
[
9
]
,
[
31
]
,
[
38
]
,
[
41
]
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml

148
Т е м а 8. Публичное выступление
1. Понятие о риторике.
2. Психологическая основа публичного выступления.
3. Языковые средства публичного выступления.
4. Методика и техника организации
публичного выступления.
1. Понятие о риторике
Важной составной частью любой коммерческой или поли- тической деятельности является умение владеть словом, четко обрисовать проблему, показать на конкретных фактах ее ак- туальность и сформулировать конкретные рекомендации по ее решению. Поэтому умение выступать перед коллективом или другой более широкой аудиторией — визитная карточка любо- го серьезного бизнесмена или политика, важнейшая составная часть его личного имиджа. Доказано, что никакая другая спо- собность, которой может обладать деловой человек, не дает ему такого авторитета и возможности быстро завоевать симпатии слушателей, как умение хорошо выступать.
Умению выступать учит особая наука — риторика, или наука о красноречии. Она излагает законы подготовки и произ- ношения публичных речей с целью оказания желаемого воздей- ствия на аудиторию, чтобы склонить людей к своим взглядам и позициям. Особо подчеркнем, что это не просто наука о способах красивой передачи информации посредством устного слова, но свод конкретных законов и правил, обеспечивающих дей- ственность речи, превращающих слово в средство влияния на других людей. Знание законов и правил красноречия особенно
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml


149
важно для людей дела. Невладение ими — одна из существенных причин неудач многих коммерческих и политических проектов.
Поэтому в самых общих чертах опишем сущность ораторского
искусства.
Риторика предполагает учет факторов, от которых зависит действенность общения. Первый их них — это фактор состава
аудитории, т. е. то, что характеризует ее культурно-образова- тельные, национальные, возрастные, политические и профес- сиональные особенности.
Второй фактор предполагает учет содержания и характера самого выступления. Здесь недопустимы авторитарный тон, без- апелляционность высказываний. Необходимо проявлять доверие к людям, советоваться с ними в процессе выступления.
Третий фактор требует объективной самооценки доклад- чиком своих личностно-деловых качеств, компетенции в тех вопросах, которые он ставит в своем выступлении. Важно не переоценивать и не занижать свою подготовленность.
2. Психологическая основа речевого воздействия
В риторике используются следующие психолого-дидакти-
ческие принципы речевого воздействия: доступность, ассоциа- тивность, экспрессивность и интенсивность.
Принцип доступности вытекает из необходимости учи- тывать культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный и производственный опыт, национальный состав и вероисповедание. Никогда не следует забывать, что многие люди слышат то, что хотят слышать. Отсюда необходимость прини- мать во внимание эмоционально-психологическое расслоение каждой аудитории. Для повышения доступности весьма эф- фективен прием, заключающийся в сообщении малоизвестной информации (новизна и оригинальность), а также в сочетании разнохарактерных сведений и их достоверности.
Принцип ассоциативности связан с вызовом сопережива- ний и размышлений у слушателей путем обращения к их эмоцио- нальной и рациональной памяти. Для вызова соответствующих
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml

150
ассоциаций используются такие приемы, как аналогия, ссылки на прецеденты, образность высказываний.
Экспрессивность выражается в эмоционально напряжен- ной речи выступающего, его мимике, жестах и позе, свидетель- ствующих о полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание — все это конкретные формы экспрессивности.
Интенсивность характеризуется темпом подачи инфор- мации выступающим. Различная информация и разные люди нуждаются в дифференцированном темпе изложения и усвоения речи. Надо учитывать темперамент людей, их подготовленность к восприятию конкретного вида информации. В связи с этим важны: умение выступающего ориентироваться в настроении аудитории; способность аудитории работать в определенном ин- формационном клише; умение выступающего предлагать ауди- тории необходимый скоростной режим усвоения информации.
Существует целый набор ораторского инструментария, элементами которого являются коммуникационные эффекты.
Рассмотрим их более подробно.
Эффект визуального имиджа. Как правило, вначале че- ловека воспринимают по его внешнему облику, и это первона- чальное впечатление накладывает отпечаток на дальнейшие взаимоотношения. Поэтому просто необходимо взять на воору- жение эстетику одежды, поставленную мимику, обостренное чувство такта; чтобы излучать обаяние, завоевать аудиторию элегантной манерой общения, уверенным и доброжелательным взглядом и т. д.
Не следует допускать эксцентричности в одежде. Ничто в одежде не должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения рук.
Мужчины должны быть чисто выбритыми, освободиться от не- нужных вещей, оттопыривающих карманы, убрать торчащие из бокового кармана карандаши и ручки. Женщинам рекомен- дуется не надевать кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти — это помешает слушать то, что вы говорите.
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml


151
Жесты в речи являются одним из средств передачи инфор- мации, которые призваны ее усиливать и помогать убеждать слушателей. Целесообразность использования жестикуляции в речи заключается в том, что в значительной части человече- ская деятельность осуществляется при помощи рук, и поэтому их положение и движение стали наиболее характерными для выражения наших переживаний.
Восприимчивость к жестикуляции глубоко заложена в соз- нании слушателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Но они должны быть адекватны содержанию речи, соответствовать ему, надлежа- щим образом подчеркивая некоторые смысловые элементы.
Работа рук создает впечатление мужественности и отвечает естественной человеческой потребности в движении, которая не находит достаточного удовлетворения в интеллектуальной деятельности.
Очень вредят оратору искусственные, театральные жесты, которые выдают неискренность речи, оставляя осадок предубе- ждения и недоверия. Оратор не должен специально придумы- вать жесты, но контролировать их он обязан. Приэтом следует руководствоваться следующими правилами.
1. Жесты должны быть естественными. Прибегайте к жесту только по мере ощущения потребности в нем.
2. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестику- лируйте на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.
3. Управляйте жестами. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.
4. Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.
5. Жесты должны отвечать своему назначению. Их количе- ство и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории.
Эффект первых фраз закрепляет или корректирует пер- воначальное впечатление у людей. В первых фразах должна
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml

152
быть сосредоточена самая интересная информация с элементами оригинальности, сразу приковывающая к себе внимание.
Эффект аргументации. Речь должна быть обоснованной, убедительной, логичной, вызывающей соразмышление и осмыс- ление информации.
Эффект порционного выброса информации является одним из действенных риторических приемов поддержания внимания аудитории. Этот эффект основан на заранее продуманном рас- пределении по всему пространству речи новых мыслей и аргу- ментов, периодической интерпретации ранее сказанного. Таким образом, выступающий активизирует внимание слушающих его людей, выбрасывая через определенные временные интервалы порции свежей информации.
Эффект художественной выразительности — это гра- мотное построение предложений, правильные словоударения, использование метафор, гипербол и т. п. Как утверждал Вольтер, прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена.
Эффект релаксации (расслабления). Тому, кто умеет во- время пошутить, вставить остроумное замечание, повезет зна- чительно больше, чем не умеющему это делать. Юмор создает естественную паузу для передышки, сближает и настраивает аудиторию на благожелательный лад. Но, прибегая к шутке, не следует забывать того, что в свое время сказал Д.И. Писарев:
“Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все об- стоит благополучно. Когда они делаются целью, тогда начинается умственное распутство”.
Когда оратор говорит перед аудиторией, им, как правило, движут два желания: поделиться своей мыслью и передать чувства, им испытываемые. Сочетание мысли и чувства, рацио- нального и эмоционального элементов речи составляют суть ора- торского искусства. Противоречия здесь нет. Оба этих элемента в ораторской речи правомерны. Дело в том, что человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образ- ной, им соответствуют две разновидности познания — наука и искусство, и они взаимно дополняют здесь друг друга. В этой связи ораторская речь представляет собой своеобразный вид
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml


153
эмоционально-интеллектуального творчества, воплощаемого посредством живого слова: она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека. Мастерство публичного высту- пления и состоит в том, чтобы умело использовать обе формы человеческого мышления.
Все вышесказанное позволяет заключить, что ораторская речь сочетает в себе воздействие не только на разум слушате- лей, но и на их чувства, поэтому эмоциональность — совершенно естественное и вместе с тем необходимое качество публичной речи, которое помогает воспринять и усвоить ее содержание.
Эмоциональным выступление бывает обычно тогда, когда оратор испытывает чувства, которые созвучны его аудитории.
3. Языковые средства публичного выступления
Существуют особые языковые средства, относимые к поня- тию “образность речи”, при помощи которых оратор оказывает эмоциональное воздействие на слушателей. Они подробно осве- щены в многочисленных книгах и статьях, поэтомуограничимся лишь кратким их перечислением.
Важнейшими лексическими средствамивыразительности речи (тропами) являются: гипербола (образное преувеличение), олицетворение (одушевление неодушевленного), эпитет (образ- ное определение), сравнение (сопоставление двух предметов или явлений с целью более яркой характеристики одного из них через свойства другого), метафора (перенос на один предмет свойства другого предмета, сближение двух явлений по сход- ству или контрасту), метонимия (замена одного слова другим на основании близости выражаемых ими понятий), синекдоха
(употребление названия большего в значении меньшего, целого взначении части и наоборот).
К лексическим средствам выразительности относятся так- же и фразеологизмы — устойчивые сочетания слов с полным или частично переосмысленным значением, которые отражают национальную специфику языка, его самобытность. Во фра- зеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, в ней
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml

154
отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, осо- бую выразительность, меткость и образность. К фразеологизмам примыкают пословицы, поговорки, присловья, крылатые слова
и афоризмы.
Другая группа средств выразительности речи — это син-
таксические средства (фигуры речи). К ним принято относить: риторический вопрос (утверждение или отрицание, облеченное в форму вопроса, которое в себе самом содержит ответ и предна- значается для активизации внимания и привлечения интереса слушателей), повтор — многократное повторение одного и того же слова или словосочетания с целью выделить или подчеркнуть наиболее существенные места высказывания (разновидность повтора — анафора, т. е. повтор начальных слов, и эпифора, т. е. повтор заключительных слов), антитеза (оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия), инверсия (намеренное нарушение обычного порядка слов), градация (расположение слов, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по ин- тенсивности), риторическое восклицание (особо эмоциональное утверждение или отрицание, цель которых привлечь внимание аудитории или побудить ее разделить мнение оратора).
Для оратора большое значение имеет техника речи, состав- ными частями которой являются постановка речевого дыхания,
дикция и орфоэпия (т. е. правильное литературное произноше- ние). Суть техники речи — в организации координированной работы дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения. Указанная организация обеспечивает такие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высота, четкость дикции.
Сила голоса оратора имеет очень большое значение для аудитории. Если он говорит чрезмерно громко да еще имеет крикливый голос, то это вызывает раздражение слушающих его людей, и эффект выступления существенно снижается. Если оратор говорит тихо, его могут слышать только находящиеся
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml