ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 1518
Скачиваний: 32
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
155
рядом слушатели, а до остальных суть его речи не доходит, что также вызывает неудовольствие аудитории. Поэтому говорить надо так, чтобы была полная уверенность, что речь не утомляет слушающих и всем хорошо слышна.
Как тихая, так и громкая речь может быть монотонной, что быстро утомляет аудиторию, и она перестает слушать оратора.
Поэтому надо стремиться, чтобы речь не убаюкивала слушате- лей. Для этого постепенно и плавно то повышайте, то понижайте голос, делайте его то громким, то тихим.
Оратор, который хочет быть убедительным, говорит медленно и в низкой тональности. Но он должен оставаться в рамках есте- ственного диапазона своего голоса, иначе будет казаться неис- кренним.
Чтобы добиться звучности голоса необходимо правильно поставить дыхание. Это означает дышать глубоко, включая диафрагму в процесс вдоха и выдоха. Это значит также уметь контролировать свое дыхание, экономно распределяя выдох.
У хорошего оратора соотношение длительности вдоха и выдоха должно быть в соотношении 1:15–1:20.
Многие ошибочно считают, что вдох нужно делать на знаках препинания или по окончании фразы. На одном вдохе можно про- изнести только короткую фразу. Если вы произносите длинную фразу, то по мере приближения ее конца неизбежно падают сила и звучность голоса. Поэтому дышать надо часто, поддерживая постоянный запас воздуха, причем вдох следует делать во время естественных (логических) пауз и незаметно.
Кроме чисто физиологических есть и психические пред- посылки полноты и звучности речи. Это уверенность в себе, душевный подъем, увлеченность предметом разговора. Чем лучше подготовлен оратор, чем более интересными фактами он располагает, тем увереннее он себя чувствует и, как следствие, тем легче ему придать своему голосу звучность и выразитель- ность.
Техника говорения включает в себя и понятие темпа речи, который характеризуется такими показателями, как быстрота
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
156
речи, длительность звучания отдельных слов, интервалы и длительность пауз.
Скорость речи весьма разнообразна и зависит от особенно- стей самого оратора и характера содержания его речи. Большин- ство ораторов произносят от 120 до 150 слов в минуту.
Торопливость речи, вызываемая робостью, — один из наи- более распространенных и серьезных недостатков. Слишком быстрая речь является следствием полного безразличия оратора к аудитории. Хорошие ораторы никогда не прибегают к скорого- ворке. Они дают слушателям время, чтобы вникнуть в наиболее содержательные моменты речи.
Вялая речь — порок флегматичных и ленивых людей, ко- торые долго раскачиваются, прежде чем вымолвят слово. Они никак не могут осознать, что слушатель теряет способность следить за смыслом высказывания, прежде чем такие ораторы доберутся до его конца.
Темп речи определяется также и длительностью звучания отдельных слогов и самих слов. Слоги, как и слова, подобно гармо- ни, можно растягивать и сжимать. Их гибкость в этом отношении зависит от их значения и выражаемых ими чувств.
Хорошая речь предполагает умение оратора “держать пау- зу”. Пауза облегчает дыхание, дает возможность сообразить, к какой мысли следует перейти дальше. Она позволяет важным соображениям глубже проникнуть в сознание слушателя. Ко- роткая пауза перед кульминационным моментом речи и после — один из способов выделить его. Пауза применяется между от- дельными элементами мысли (фразами, придаточными пред- ложениями, законченными суждениями). Она также оттеняет наиболее существенные слова.
Главная задача паузы — психологическая. Она нужна для того, чтобы собрать внимание аудитории, дать ей рассмотреть говорящего, обеспечив тем самым возможность подготовиться к восприятию его речи. Ему же пауза нужна для того, чтобы успо- коиться, снять излишнее волнение. Паузой можно заинтриговать слушателей, а ее отсутствием, внезапным началом речи — оше-
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
157
ломить их. В обоих случаях — это психологический прием, цель которого — привлечь внимание, вызвать интерес.
Учеными экспериментально установлено, что интонации и паузы способствуют 10–15-процентному приращению инфор- мации, вызывая у собеседников ассоциации и предложения.
Однако паузы в речи говорящего не всегда несут смысловую нагрузку. Иной раз они возникают из-за того, что он затрудня- ется в поисках слова, которое наилучшим образом выразило бы его мысль.
Если перебоев в речи говорящего немного и они отражают поиски необходимого средства выражения мысли, их наличие не только не мешает аудитории, но порой даже активизирует ее. Однако, когда прерывистость речи очень сильна, это сви- детельствует либо о незнании говорящим предмета, либо о его чрезмерном волнении, либо о плохом владении словом.
В технике речи большое значение придается работе над
дикцией. Многие говорят небрежно, неотчетливо, не разжимая зубов, неправильно артикулируя звуки. Это ведет к тому, что искажается слово, а за ним и мысль, аудитория теряет интерес к выступлению, не в силах разобраться в нечленораздельном бормотании оратора.
В обычном разговоре такое произношение допустимо, так как смысл речи подсказывается ситуацией, общей темой бесе- ды, т. е. собеседники понимают друг друга с полуслова. Если же один из них и не понял чего-либо из речи другого, он тотчас же его переспросит. Во время выступления перед большой ауди- торией понимания с полуслова быть не может. Слова должны произноситься четко и ясно, поскольку любое отклонение от норм произношения и ударения переключает внимание аудитории с существа речи на ее форму, тем самым отвлекая от восприятия смысла и раздражая слушающих.
Отчетливость произношения часто зависит от помещения, где выступает оратор. Чем больше пространства, тем речь долж- на быть медленнее, чтобы все было слышно. Звук не распростра- няется так быстро, как свет. Для того чтобы звуковые волны не смешивались и не заглушали друг друга, нужно дать время для
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
158
их распространения. Однако тот, кто обладает четким и ясным произношением, может меньше внимания уделять громкости своего голоса. Речь оратора с хорошей дикцией, даже если он говорит тихо, хорошо слышна в любом помещении.
Наши чувства в речи передаются не только при помощи слов, но ипосредством разнообразных интонаций. Иногда имен- но в интонации кроется истинный смысл сказанного. Психологи выделили более 20 интонаций, выражающих различные чувства: радость, удивление, страх, сомнение, негодование, восхищение, злоба и т. п. Оратор должен стремиться выразить голосом то чувство, которое соответствует содержанию его речи. О грустном надо говорить печальным голосом, о веселом — радостным.
Настроение оратора не всегда соответствует содержанию речи. Это, естественно, находит проявление и в его голосе. Экс- периментально доказано, что слушатели не усваивают до 30% интересующей их информации, если интонация говорящего не соответствует содержанию его речи. Поэтому выступающий должен научиться сдерживать себя, владеть своими чувства- ми, думать в момент произнесения речи только о ней и своих слушателях, а не о чем-либо другом. Если оратор погружается в содержание речи и забывает обо всем, кроме того, что он гово- рит, голос его будет звучать искренно и убедительно, отражая те чувства, которые он хотел бы передать своим слушателям.
Итак, мы рассмотрели основной ораторский инструмента- рий, который может оказаться весьма полезным для бизнесменов и политиков, готовящихся к публичному выступлению. Теперь кратко опишем методику и технику его организации.
1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 23
4. Методика и техника организации
публичного выступления
Подготовка выступления — начальный и наиболее труд- ный этап. Во-первых, необходимо определить предмет и цель выступления. Выясните, насколько продолжительная речь от вас ожидается. Уточните, будет ли отведено время для ответов на вопросы слушателей и входит ли это время в общее время
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
159
вашего выступления. Планируйте свою речь так, чтобы точно уложиться в график. Специалисты считают, что выступление продолжительностью свыше 20 минут неэффективно. В выступ- лении должны быть максимум 2–3 стержневые идеи, каждая из которых требует для своего развития 5–7 мин. Объем материала и структура выступления должны всегда ориентироваться на это время.
Подготовка материала для выступления обычно проходит три стадии: 1) ориентировка в проблеме; 2) сбор материала для самого выступления; 3) подбор материала для заключительно- го слова, для ответов на возможные вопросы, дискуссионный резерв и т. п.
Затем подготовленный таким образом материал распреде- ляется по структурным частям выступления. Обычно в хорошем выступлении содержатся 2–3 стержневые идеи. Каждую идею можно изложить в форме мини-выступления, состоящего из четырех частей: четкая формулировка идеи; факты, свидетель- ствующие о ее актуальности и важности; наличие различных мнений и столкновение различных точек зрения; практические рекомендации, вытекающие из реализации идеи. Построенное по этой схеме выступление будет обладать тем, что принято счи- тать наиболее важным в его содержании — четкой постановкой проблемы, конкретными фактическими данными, альтернатив- ностью и практической направленностью.
Готовя текст выступления, следует учитывать так назы- ваемый закон края. Суть его заключается в том, что лучше вос- принимается и запоминается то, что сказано в начале и в конце выступления. Отсюда вывод: если хотите, чтобы слушатели что-то хорошо запомнили, скажите это в начале выступления, а если хотите, чтобы они что-то сделали, сообщите об этом в конце вашей речи.
Традиционный совет для начинающего оратора — писать текст выступления, ибо написанный материал позволяет глубже проникнуть в проблему, рассчитать время, лучше запомнить содержание речи и потому более уверенно чувствовать себя во время выступления. Что касается более опытных ораторов, то
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
160
им можно рекомендовать записывать только ключевые фразы, несущие наиболее существенную смысловую нагрузку. Именно они удерживают выступающего в рамках продуманного заранее материала, спасают от неожиданностей и в то же время дают возможность импровизировать, быть внутренне свободным и текстуально раскованным.
Сложные ситуации возникают, когда докладчику адресу- ются:
1) наивные вопросы и критика авторитетных людей, не яв- ляющихся специалистами в обсуждаемой проблеме (сложность в том, что, опровергая такую критику спомощью азбучных истин, ставишь в неудобное положение маститых оппонентов, которые болезненно реагируют на это);
2) ироничные вопросы с “подковыркой” молодых жизне- радостных людей, желающих повеселить аудиторию (ответ возможен либо в духе мягкого юмора, либо серьезным тоном с подчеркиванием недопустимости недооценки важности обсуж- даемого вопроса);
3) сложные вопросы, затрагивающие малоизвестную док- ладчику смежную область и заданные с целью “прощупать” эрудицию и находчивость докладчика (ответить лучше: “Нельзя объять необъятное” или “Решение этой задачи не предусматри- валось в нашем исследовании”);
4) вопросы, на которые докладчик уже отвечал, а так- же вопросы несуразные и критика тех, кто невнимательно слушал и недопонял суть обсуждаемого дела (здесь важ- но не впадать в шок от замечаний оппонента, не заявлять ожесточенно: “Я ведь это уже объяснял!”, а спокойно и кратко повторить ответ, используя фразу: “Как уже отмеча- лось...”;
5) вопросы — замечания о несоответствии выводов докладчика мнению некоего авторитета, имя которого под- час никому ничего не говорит (может помочь ответ: “По мере того как накапливаются новые факты, многие ра- нее казавшиеся бесспорными истины, провозглашенные даже авторитетами, пересматриваются”);
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
161 6) вопросы, принижающие значимость проблемы или по- лученных результатов (поскольку в такой ситуации задевается самолюбие выступающего, важно не откликнуться эмоциональ- ной вспышкой, а, оценив степень провокационности вопроса, ответить заранее продуманной фразой).
Во время выступления эпизодически оценивайте себя “со стороны”, свой тон, позу, жесты, наличие “слов-паразитов”, расслабляйте “мышечные зажимы”. Во избежание досадных недоразумений четко оговорите значение употребляемых тер- минов, не следует рассчитывать, что вас должны понимать “с полуслова”, учитывайте степень подготовленности аудитории в обсуждаемом вопросе.
В заключение дадим наиболее общие советы по ораторскому
искусству, которые являются кратким обобщением всего ранее изложенного.
1. Выступайте только тогда, когда есть что сказать и когда вы уверены в важности или полезности вашей речи.
2. Не начинайте свою речь сразу, как только вам дали слово.
Немного выждите. Дайте слушателям посмотреть на вас секунд
15–20. Затем посмотрите на аудиторию, улыбнитесь и скажите
“здравствуйте”.
3. Если вы решили читать речь по бумажке, то читайте так, словно вы говорите с собеседником. Если вы говорите “без бумажки”, все равно время от времени зачитывайте короткие справки и цифры, хотя вы и помните их. Это снимет сомнения слушателей в достоверности вашей информации.
4. Речь должна быть ограничена предметом обсуждения и опираться на строго проверенные и отобранные факты.
5. Не останавливайте взгляд на отдельных лицах. Пом- ните, что долгий пристальный взгляд оставляет неприятное чувство. Поэтому скользите взглядом по отдельным слуша- телям. Это привлекает внимание слушающих и вызывает их расположение.
6. Говорите выразительно, ибо выразительная речь способна передать огромную массу оттенков мысли.
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
162 7. Используйте весь запас слов своего лексикона. Старайтесь исключить из своей речи канцеляризмы и вульгаризмы. Избе- гайте также книжного стиля.
8. Возбуждайте внимание слушателей. Ожидание вызывает интерес и эмоции сильнее, чем что-то неожиданное. В начале речи намекните, что главное будет впереди и несколько раз на- помните об этом. Надо с первых же слов посадить слушателя на
“крючок” интереса, настроить на ожидание сюрприза.
9. Научитесь держать паузу. Это поможет сосредоточить внимание на важных мыслях, подчеркнуть неожиданность вы- водов, обобщить изложенное.
10. Соединяйте слово с жестом. Часто выразительный жест понятен без слов. Жесты должны быть скупыми, точными и выразительными. Мимика должна быть умеренной и доброже- лательной.
11. Меняйте темп речи. Это придает ей выразительность.
Смена темпа речи меняет и скорость восприятия, мешая слу- шателю заснуть. Меняйте также и тон голоса — он должен то повышаться, то понижаться, как поверхность моря. Внезапное повышение или понижение тона голоса выделяет слово или фразу на общем фоне.
12. Говорите громко, внятно, отчетливо, выразительно, но не повышайте голоса без особой необходимости.
13. Стремитесь избегать менторского тона и назидательных ноток в голосе.
14. Имейте в запасе юмористические истории, шутки, бай- ки и анекдоты, которые в трудных случаях всегда вас могут выручить.
15. Всегда старайтесь делать яркое начало и конец, по- скольку лучше всего запоминается то, что находится с краю, т. е. начало и конец выступления. Если все же главные тезисы по логике изложения попадают на середину, следует в конце выступления резюмировать их.
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
163
Вопросы и задания
для самопроверки и размышлений
1. Что изучает наука риторика?
2. Перечислите факторы, предопределяющие действенность публичного выступления.
3. Раскройте психолого-дидактические принципы речевого воздействия.
4. Какие коммуникативные эффекты следует учитывать в ораторской речи?
5. Дайте классификацию языковых средств выразительно- сти речи.
6. Какие требования предъявляются к технике речи ора- тора?
7. В чем заключается подготовка к публичному выступле- нию?
8. Какие трудности могут возникнуть в публичном выступ- лении и как их можно предотвратить?
9. Проведите самодиагностику вашей обаятельности, вос- пользовавшись тестом 17 приложения 1.
10. Развить ваше ораторское искусство помогут советы 6–12 приложения 2 и упражнение 9 приложения 3.
Литература:
[
7–9
]
,
[
17
]
,
[
20–23
]
,
[
26
]
,
[
31
]
,
[
40
]
,
[
41
]
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml