ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 1511
Скачиваний: 32
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
57 4. Правильное произношение слов. Обязательное условие высокой культуры и техники речи — правильное произноше-
ние слов, постановка ударения и построение предложений.
Например, часто ставят неправильное ударение в словах
“начать”, “договор”, “каталог”, “мышление”, “менеджмент”,
“маркетинг”, “обеспечение”, “диалог”, употребляют несуще- ствующую в русском языке форму глагола “ложите”. Плохое впечатление производит речь человека, если она засорена словами-паразитами типа: “так сказать”, “как говорится”,
“значит”, “понимаешь”, “ну”, “так”, “в некотором роде”, “и так далее”, “и вот”, “в общем и целом”, “надо сказать”, “говоря откровенно” и пр. Низкая культура речи, затрудняющая ее восприятие и снижающая ее силу, обнаруживается в засоре- нии ее “мычащими” и “блеющими” звуками — “м-м-м-м...”,
“э-э-э-э...”. На многих должностях людям с дефектами речи
(заиканием и пр.) трудно работать.
5. Выразительность речи. Речь хороша своей выразитель-
ностью, способной улучшить ее восприятие слушающим и воздействие на него. Для реализации этого существуют опре- деленные правила:
1) эмоциональной выразительности (экспрессивности).
В речи должно чувствоваться отношение к излагаемой мысли, что позволяет лучше донести ее до слушающего. Считается, что понимание на 40% зависит от интонации, адекватной содержа- нию высказывания и значению слов. Важно и интонационное богатство речи, варьирование громкостью, эмоциональностью, тембром, при этом нужно исключать форсирование голоса.
Монотонность, невыразительность, речь на одной ноте — все это наносит ущерб эффективности разговора, утомительно и вызывает либо сонливость, либо раздражение.Экспрессивные
средства общенияв публичной речи:
• эмоциональное ударение: восхищение, возмущение, иро- ния, удивление, негодование, огорчение, страх;
• мелодическое интонирование: радость — грусть; удив- ление — безутешность, уныние; возмущение — недовольство; угроза — страх; гнев — восторг;
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
58
• модификации длительности фраз: темп речи, специаль- ные паузы, длительность звуков;
2) лексической выразительности — использование точных, ярких, нестандартных, образных слов и словесных оборотов, синонимов, омонимов, терминов;
3) фонетической выразительности — отчетливое, ясное произношение, изменение ритмики, громкости, ударений;
4) грамматической выразительности — использование разнообразных словесных оборотов, ярко сформулированных выражений, применение уменьшительных и ласкательных слов, идиом, афоризмов, пословиц, дидактических повторов, подытоживания и др.
6.Паралингвистические составляющие. Тембр, громкость —
музыка речи. Бас, баритон ласкают слух, а визгливый, хриплый, глухой голос портит восприятие даже прекрасных по смыслу слов. Голос должен быть достаточно громким, чтобы речь была слышна. Некоторые люди имеют плохую привычку произносить слова в конце предложении с пониженной громкостью, “загла- тывать” их. Полезно знать, что тихую речь люди склонны вос- принимать как проявление робости, неуверенности в себе.
7. Экстралингвистические составляющие. Темп речи — это скорость ее осуществления. Быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержа- нии речи. “Пулеметный” темп сильно утомляет слушателей, ставя их перед необходимостью не пропускать слова и успе- вать схватывать смысл сказанного. Медленный темп навевает скуку, сонливость, его часто воспринимают как проявление равнодушия говорящим, и слушающие начинают отвлекаться, думать о своем. Вполне оправданно менять темп, используя, например, замедление для выделения важных слов, фраз, трудных для понимания мест. Иногда от плавного, разме- ренного темпа бывает полезно почти сразу переходить к быстрому, что требует быстрых ответов от партнера. Наибо- лее оптимальный вариант темповой организации словесного действия выбирается на основе анализа характера ситуации общения, его целей и задач. Темп связан с паузами, которые
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
59
нужны не для того, чтобы отдышаться, а чтобы дать возмож- ность собеседнику обдумать ответ или повысить его волнение.
Нередко паузы говорят не меньше, чем слова, бывают мно- гозначительны. Паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места. Дикция, ясное, четкое произношение звуков, облегчает процесс проникновения в содержание словесного действия.
В книге В. Зигерта и Л. Ланг “Руководить без конфликтов” выделяются типичные ошибки, связанные с ориентацией на
себя, которые не позволяют донести свою мысль до собеседника.
Если в общении мы ориентированы на себя, а не на собеседника, то мы:
• не организуем свои мысли перед тем, как их высказыва- ем, а говорим спонтанно, надеясь, точнее, требуя, чтобы другие
“поспели” за нами;
• из-за небрежности или неуверенности не выражаем свои мысли точно, поэтому они приобретают двусмысленность;
• говорим слишком длинно, так что слушатель к концу на- шего высказывания уже не помнит, что было вначале;
• продолжаем говорить, даже не замечая, реагирует слу- шатель или нет.
Правила для говорящего
1. Уважительность, доброжелательность по отношению к партнеру по общению.
2. Вежливость и недопустимость категоричности в сужде- ниях.
3. Скромность в самооценках и самопрезентации, ненавяз- чивость изложения своих позиций, взглядов и оценок.
4. Ориентироваться на партнера, создавать для него психо- логический комфорт.
5. Постоянно стимулировать интерес партнера к теме обще- ния, учитывать его интересы.
6. Быть логичным в изложении своих взглядов и позиций.
7. Поддерживать внимание партнера, стимулировать его активность в восприятии речи.
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
60 8. Избирать стиль речи, приемлемый не только для ситуации общения, но и для восприятия партнером.
9. Избирать дистанцию в общении, систему жестикуляции и мимики, не раздражающие партнера и создающие для него удобства в общении.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 23
3. Умение слушать
Успех делового общения во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника. Все пони- мают, что слушать можно по-разному. Представление о том, что
“слушать” и “слышать” — это не одно и то же, зафиксировано в русском языке самим фактом наличия разных слов для обозна- чения эффективного и неэффективного слушания.
Французскому писателю-моралисту Ж. Лабрюйеру при- надлежит изречение: “Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие; если после беседы с вами человек доволен собой и своим остроумием, значит, он вполне доволен и вами”.
Неумение слушать — основная причина неэффективного общения, именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам. При кажущийся простоте (некоторые думают, что слу- шать — значит просто помалкивать) слушание — сложный про- цесс, требующий значительных психологических энергозатрат, определенных навыков и общей коммуникативной культуры.
Стили слушания. Манера слушания складывается у че- ловека стихийно и зависит от его пола, психического склада, занимаемого служебного положения, профессии.
Различают мужской и женский стили слушания. Мужской
стиль характеризуется вниманием к содержанию разговора.
Само слушание длится 10–15 секунд. Как только становится ясно, о чем идет речь, сосредоточиваются на критических заме- чаниях или перебивают собеседника. Женский стиль слушания характеризуется большим вниманием к эмоциональной стороне сообщения, самому процессу общения, а не к содержанию раз- говора. Женщины лучше понимают чувства говорящего, видят
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
61
его как личность, реже перебивают. Оба стиля слушания имеют преимущества и недостатки. Мужской стиль слушания может вызвать у собеседника дискомфорт, а то и помешать ему вы- сказаться; женский стиль в отдельных ситуациях может быть малоэффективен.
Чтобы научиться слушать, нужно прежде всего проана- лизировать свою манеру слушать: к какому стилю ее можно отнести, позволяет ли она получить необходимую информацию от собеседника и удовлетворить его потребность высказаться.
Тем, кто обнаружил у себя недостатки мужского стиля слу- шания, можно посоветовать давать собеседнику время выска- заться. Не все в состоянии сразу точно выразить суть дела. Если говорящего перебить, он может смутиться и вообще не добраться до нее. Умение слушать требует доброжелательности и терпения.
Отсутствие этих качеств приводит к конфликтам в общении.
Если вы склонны заражаться настроением говорящего, нуж- но сосредоточиваться на информационной стороне разговора.
Расположитесь немного дальше обычного от эмоционального собеседника и вслушивайтесь в смысл его слов, а не в интона- цию.
Процесс слушания имеет два этапа: на первом происходит собственно слушание собеседника, на втором — после обдумы- вания и уточнения сказанного высказывается свое отношение к услышанному.
В литературе выделяются следующие виды слушания.
Нерефлексивное (пассивное) слушание — это умение вни- мательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Слушание этого вида особенно полезно тогда, когда собеседник проявляет такие чувства, как гнев или горе, горит желанием высказать свою точку зрения, хочет обсудить наболевшие вопросы. На первом этапе не следует перебивать говорящего, ограничивая свое участие в беседе короткими реп- ликами типа: “Да!”, “Ну-и-ну!”, “Продолжайте”, “Интересно”,
“Да, понимаю” и т. д. Когда собеседник останавливается, уместны слова: “Продолжайте, прошу вас”, сочувственное молчание или одобрение высказанного.
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
62
Рефлексивное (активное) слушание представляет собой процесс расшифровки смысла сообщений. Оно необходимо чаще всего в деловых контактах с целью получить как можно больше информации от партнера. Активное слушание предпочтительнее пассивного по следующим причинам:
1) вследствие многозначности слов и выражений возможно неправильно истолковать сообщение;
2) собеседник не всегда умеет четко и определенно выразить свои мысли;
3) собеседник может избегать открытого самовыражения или намеренно скрывать информацию.
Приемы активного слушания:
1. Уточняющие вопросы для выяснения смысла выражения или слова: “Что вы имеете в виду?”, “Простите, я не понял...”,
“Пожалуйста, уточним это” и т. п. С помощью данных вопросов допускается перебить говорящего на первом этапе.
2. Наводящие вопросы уместно задавать, когда собеседник умолкает. Они помогут собеседнику рассказать о каких-то не затронутых им сторонах дела.
3. Побуждение — прямая просьба остановиться на опреде- ленном моменте, стимулирует беседу.
4. При отражении чувств акцент делается на отражении слу- шающим эмоционального состояния говорящего при помощи фраз:
“Вероятно, вы чувствуете...”, “вы несколько расстроены...” и т. д.
5. Перефразирование — новая формулировка сообщения для проверки его точности. Применяется, если собеседник выражается неясно. Начать перефразирование можно так:
“Вы хотите сказать, что...”, “Вы имеете в виду, что...”, “Как я понял вас...”, “Вы думаете, что...”, “По вашему мнению...” и т. п.
В том случае, когда партнер специально затемняет суть дела, такой прием позволяет выявить его истинные соображения.
6. Резюмирование — подытоживание основных идей и чувств собеседника, например: “Итак, если я вас правильно понял...”, “Вашими основными идеями, как я понял, являются...”,
“Если теперь подытожить сказанное вами, то...”. Резюмирование уместно в ситуациях при обсуждении разногласий в конце бесе-
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
63
ды, во время длительного обсуждения вопроса, при завершении разговора.
Когда значение сообщения выяснено, можно высказать свое мнение или совет.
Чтобы поддержать расстроенного собеседника, применяют
эмпатическое слушание, состоящее в передаче говорящему чувства сопереживания, что выражается в позе, жестах, мимике, взгляде, репликах одобрения или сочувствия: “Конечно...”, “Еще бы...”, “Я понимаю...” и т. д. Эмпатическое слушание целесооб- разно лишь тогда, когда удается точно понять эмоциональное состояние собеседника.
Необходимость ритуального слушания может появиться в официальной обстановке. Встретив старого знакомого в ситуа- ции, не располагающей к обстоятельной беседе, следует ограни- читься ритуальным приветствием и, задав формальный вопрос:
“Как дела?”, не добиваться подробного ответа. Вам нужно лишь вежливо выслушать, а затем сказать нечто вроде: “Рад за тебя” или “Надеюсь, скоро все наладится”.
Среди типичных ошибок слушания можно выделить:
• перебивание собеседника во время его сообщения. Боль- шинство людей перебивают друг друга неосознанно. Руково- дитель чаще перебивает подчиненных, а мужчины — женщин.
При перебивании нужно постараться тут же восстановить ход мыслей собеседника;
• поспешные выводы заставляют собеседника занять обо- ронительную позицию, что сразу же возводит преграду для конструктивного общения;
• поспешные возражения часто возникают при несогласии с высказываниями говорящего. Зачастую человек не слушает, а мысленно формулирует возражение и ждет очереди выска- заться. Затем увлекается обоснованием своей точки зрения и не замечает, что собеседник пытался сказать то же самое;
• непрошенные советы обычно дают люди, не способные оказать реальную помощь. Прежде всего нужно установить, что хочет собеседник: совместно поразмышлять или получить конкретную помощь;
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
64
• отсутствие всяких эмоций на лице собеседника или, наобо- рот, преувеличенный эмоциональный отклик на услышанное;
• привычка собеседника смотреть в сторону;
• скептицизм в выражении лица партнера.
Установки и правила продуктивного слушания:
1. Чтобы лучше понять собеседника, его мысли и чувства, необходимо заранее настроиться на то, что разговор с ним бу- дет полезен и приятен, т. е. нужна установка одобрения. Она проявляется в положительном отношении к собеседнику, даже если он вам несимпатичен. Доброжелательное отношение со стороны слушающего приводит любого человека в спокойное состояние, при котором ему легче выражать свои мысли, быть более откровенным.
2. Нужно уметь также сосредоточиться на теме разговора, забыть о своих проблемах, следить за ходом мысли собеседника.
Когда становится ясно, о чем собеседник хочет сказать, возника- ет соблазн перебить его или отдаться течению собственных мыс- лей. Чтобы этого не произошло, используйте высвободившееся время для того, чтобы понять, искренен ли партнер, что кроется за его информацией, можно ли ей доверять и т. д. Понаблюдайте за жестами, мимикой, выражением лица партнера. Они допол- няют, а нередко и проясняют смысл сказанного.
3. Старайтесь сдерживать себя при попытке прервать собеседника. Прежде чем ответить, дайте ему возможность
высказаться. Невербальными жестами покажите ему, что вам интересно его слушать.
4. Давайте собеседнику время на формулирование мыслей.
Многие люди думают вслух и идут к своей точке зрения как бы на ощупь. Поэтому первое высказывание часто является лишь начальным, грубым приближением к основной мысли. Для того чтобы человек открыл и выразил свою мысль до конца, вы должны дать ему время высказаться спокойно и не торопясь. Не подчеркивайте своим поведением, что его трудно слушать.
5. Проявляйте внимание при слушании.
6. Используйте различные типы и приемы слушания в зависимости от цели говорящего и ситуации общения.
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
65 7. Повторите своими словами и про себя высказывание со- беседника. Выделите в сказанном главную мысль или основные пункты и поинтересуйтесь, это ли имелось в виду. Выполнение этого правила оградит вас обоих от неясностей и недопонима- ния.
8. Избегайте поспешных выводов. Поверхностные суждения являются очень мощным коммуникативным барьером. Воздер- живайтесь от скоропалительных оценок. Лучше попытаться понять собеседника и ход его мыслей до конца.
9. Не заостряйте внимание на речевых особенностях
партнера по общению (неправильные ударения в словах, манеру выражать мысли и вести себя во время беседы). Если вы считаете себя хорошим собеседником, вас не должны отвлекать манеры и выразительные средства, которыми он пользуется.
10. Реагируйте спокойно. Хороший слушатель всегда сдерживает волнение, не разбрасывается по мелочам, а ищет и находит главную мысль, суть высказывания, основное содер- жание сообщения.
11. Не лицемерьте. Бывает так, что, когда нам уже ясно, что речь собеседника начисто лишена информации и время тратится впустую, мы начинаем притворяться: высказываем подчеркнутое внимание к партнеру, но то же время невербаль- ными проявлениями (рассеянный взгляд и т. д.) даем понять, что нам неинтересно продолжать разговор. Так вот, во-первых, не надо настраивать себя на то, что беседа будет пустой и неин- тересной (ведь всякая информация полезна). А во-вторых, не нужно притворяться. Лучше тактично попросить собеседника обратиться к фактам.
12. Не отвлекайтесь. Плохого слушателя отвлекает все: звук с улицы, телефонный звонок, хождение людей и т. д.
И наоборот, хорошего слушателя не отвлекает ничего — он либо сядет так, чтобы ничего не видеть, либо сконцентрирует внима- ние только на словах партнера.
13. Не всю информацию удается вложить в слова. Часть ее доносится, дополняется изменением тональности и окраски голоса, мимикой, жестами. Общий смысл сказанного собесед-
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml