Файл: Билет Причины и исторические условия возникновения государства Община.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Прекращение римских избирательных комиций. Сенат
Народные собрания созывались редко и никакого реального значения не имели. На их утверждение предоставлялось только то, что угодно было императору, и не было случая, чтобы они отказывали в их утверждении. Функции народных собраний перешли сенату, хотя формально комиции не упразднялись.
Сенат утратил своё самостоятельное значение и обладал следующими полномочиями:
Он юридически считался законодательным органом. За его постановлениями признавалась сила закон. При этом законопроекты предлагались императором и без обсуждения принимались сенатом.
Он выбирал вместо народного собрания на магистратские должности, но кандидатуры предлагались императором.
Он управлял частью провинций и финансов.
Ему предоставлялся суд по некоторым важным преступлениям.
Ему принадлежало право выбора и даже смены императоров и суд над их памятью после их смерти.
Рядом со старыми республиканскими магистратами развивается система императорских чиновников, подчинённых императору.
Республиканские магистратуры почти все сохранились. Однако они утратили своё значение, превратились в почётные звания, лишённые реальной власти. Императорские чиновники заменили постепенно республиканских магистратов в действительном управлении империей.
Изменения в правовом положении населения в период принципата.
В период принципата продолжался процесс распространения римского гражданства на свободное население всей империи. Различия между римскими гражданами и перегринами постепенно сглаживались. С переходом к принципату граждане лишились политических прав, права участвовать в народных собраниях в связи с прекращением созыва этих собраний. Римский народ в значительной мере утратил свои этнические особенности, перемешавшись с иностранцами.
Другие народы в значительной мере усвоили латинский язык и культуру.
Поэтому в 212 г. эдикт - закон императора Каракáллы предоставил права римских граждан всему свободному населению римских провинций. Так завершился продолжавшийся около трехсот лет - со времени союзнической войны в начале I в. до н. э. процесс распространения римского гражданства на свободное население всей империи. После 212 года перегрины исчезли. Население распадалось на свободных граждан и рабов.
При императоре Августе произошло юридическое оформление сословий. Они различались по имущественному цензу и стали наследственными. Для сенаторского сословия устанавливался имущественный ценз в один миллион сестéрциев.
Только члены сенаторского сословия допускались к занятию республиканских магистратур, дающих место в сенате. Для всаднического сословия устанавливался имущественный ценз не менее четырёхсот тысяч сестерциев. Из среды этого сословия императоры преимущественно набирали своих чиновников. Сенаторы и всадники составляли привилегированные сословия, обладавшие исключительными правами. Все остальные свободные лица, не имеющие ценза в четыреста тысяч сестерциев, считались простонародьем - плебс.
Юридическая природа домината
Правление императора Диоклетиáна (284-305) открыло второй этап в истории империи - этап домината. Доминáт представлял собой централизованную военно-бюрократическую абсолютную монархию. Император окончательно признавался абсолютным монархом. В его руках сосредоточилась вся полнота государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной. Власть императора была юридически неограниченной. Он мог единолично принять любое решение без согласия какого-либо государственного органа. Все органы управления, как центральные, так и местные, находились в полной зависимости от императора.
Императорская власть в Риме окончательно утратила характер государственной должности, переданной императору сенатом и народом римским. Необходимость сохранения хотя бы видимости республики отпадает. Император уже не являлся принцепсом, то есть высшим республиканским магистратом, власть которого производна от народа. Его стали именовать dominus (дóминус), господин, владыка. От этого титула происходит название периода домината. Власть императора признаётся безусловно самостоятельной и независимой. Императоры отождествляют себя с божеством. С принятием христианства утверждается представление, что власть императора установлена Богом.
Император является наместником Бога на земле, но уже не божеством. Власть императора производна не от человеческой воли, не от народа, а от Бога.
Порядок престолонаследия и в период домината остался недостаточно урегулированным. Формально избрание императора по-прежнему принадлежало сенату. Однако фактически преемник указывался самим императором, или же провозглашался войском.
Установление абсолютной монархии сопровождалось окончательным падением роли сената, который перестал быть общегосударственным, центральным органом, превратился в городской совет и ведал только местными делами.
Республиканские магистратуры (консулы, преторы, квесторы) сохранялись как почетные звания, не участвующие в государственном управлении.
Правовое положение населения в период домината
В период домината происходило преодоление деления на свободных и рабов, дальнейшее оформление и развитие сословий. Из прежних высших сословий всадническое сословие исчезло. Сенаторское сословие составляли крупные землевладельцы, занимавшие высшие государственные должности. Специального сенаторского имущественного ценза более не существовало. Это сословие более всего пополняется бывшими и настоящими высшими должностными лицами империи.
Общей чертой периода домината являлось прикрепление населения к его профессиям.. В этот период возникло многочисленное сословие крепостных крестьян - колóнов.
В начале принципата бóльшая часть земли находилась в руках крупных землевладельцев. мелкое крестьянское землевладение находилось в состоянии полного упадка. Римское землевладение сложилось в систему крупных поместий
- латифундий, обрабатывавшихся рабами. В период империи произошло значительное сокращение числа рабов, вызванное уменьшением притока рабов в связи с прекращением завоеваний, низкой рождаемостью рабов, высокой смертностью рабов из-за непосильной работы, жестокого обращения. Рабский труд стал дороже и рабов уже не хватало для обработки земли.
Вследствие этого землевладельцы - латифундисты стали делить свои имения - латифундии на мелкие участки и сдавать их в аренду свободным арендаторам, колонам, то есть поселенцам. Арендная плата обычно вносилась в денежной сумме, но и иногда и продуктами, частью урожая. Свободные арендаторы, колоны подвергались экономическому закабалению. Мелкие арендаторы не имели необходимых денежных средств, инвентаря, обязывались уплачивать постоянно растущие государственные налоги. Поэтому они попадали в долговую зависимость от своих хозяев. Всё это привело к фактическому прикреплению колона к обрабатываемому им участку. Колон был не рабом, а субъектом права.
Он мог вступать в брак, обладать собственным имуществом, приобретать имущество, заключать договоры, оставлять наследство. Против господина он мог возбуждать уголовное преследование, но не гражданские иски. За пользование землей колон обязывался ежегодно уплачивать собственнику земли оброк денежный или натуральный - продуктами земли. Хозяин не мог увеличивать обычный размер оброка. В случае нарушения этого запрета колону дозволялось, в виде исключения, предъявить к хозяину гражданский иск для уплаты оброка в надлежащем размере. Государству колон обязывался платить налоги, которые взыскивал с него и вносил в казну хозяин земли.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Билет 12.
Государственный строй Византийской империи.
Римская империя в 395 г. разделилась на две половины – Западную и Восточную. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г.
В истории Византийской империи, которая продолжалась от IV до XV веков, различались периоды подъема и упадка.
Причинами устойчивости Византийской империи являлись:
1. Сохранение сильной императорской власти, поддержка ее православной христианской церковью.
2. В состав Восточной империи входили богатые и культурные области, что давало империи большие материальные ресурсы для борьбы с внешними врагами.
3. На Востоке Константинополь оставался политическим, культурным и религиозным центром империи, к которому постоянно притекали свежие силы из провинций и у которого никто не мог оспорить его первостепенного значения. Константинополь был прекрасно укрепленным центром, годным для защиты от внешних врагов. Он находился на перекрестке торговых путей между странами Запада и
Востока, являлся крупнейшим портом, имел достаточный флот. Константинополь являлся политическим центром империи, местом пребывания императора и его двора, высших военных и гражданских чинов империи. Константинополь являлся религиозным центром империи, здесь проживало высшее духовенство. Константинополь был культурным центром, где сохранялись античная культура
(архитектура, скульптура, живопись, философия, литература, право, библиотеки), где наука и искусство имели своих почитателей.
4. Византийская империя смогла отразить натиск варваров и ужиться с ними – германцами и славянами. Византия, нуждаясь по причине тяжких войн в людях для заселения своих земель, привлекала к себе германцев и славян. Славяне заимствовали у Византии христианскую православную веру, письменность, заимствовали основные черты государственного устройства. Под влиянием Византии развились литература славян, их архитектура, иконопись, церковное пение.
5. Сохранение свободного крестьянства и общинного землевладения, которые являлись опорами сильной императорской власти.
Империя была окружена железным кольцом врагов в Европе и Азии. Она вынуждена была бороться с притязаниями мусульман на
Востоке и европейцев и католической церкви на Западе.
В X в. (в 962 г.) на Западе германским королем Оттоном I была провозглашена Священная Римская империя. Таким образом, Византия была соперницей Запада и вызывала озлобление западных политических деятелей самим фактом своего существования.
В XI в. произошло полное отделение Западной католической церкви от Восточной православной, что усилило враждебность Запада к
Византии. В 1204 г. западные рыцари – католики (крестоносцы) захватили и разграбили Константинополь. Византийская столица никогда уже не смогла оправиться от последствий нашествия западных рыцарей. Византийская империя распалась на несколько государств. В 1261 г. крестоносцы были изгнаны из Константинополя одним из греческих императоров из династии Палеологов. Византийская империя была восстановлена, но с уменьшенной территорией. Она подвергалась беспощадному двустороннему давлению как со стороны Запада, так и
Востока. В 1453 г. войска турецкого султана захватили город Константинополь, который был переименован в Стамбул и сделался столицей
Османской (Турецкой) империи.
По форме правления Византийская империя являлась абсолютной монархией, православной самодержавно-бюрократической
монархией, в которой власть монарха юридически неограниченна, но фактически ограничена православной христианской верой, православной церковью, моралью, обычаями, целесообразностью, возможностью сопротивления подданных, и монарх управлял государством с помощью бюрократического аппарата управления. Во главе государства стоял император.
Центральное управление
Император осуществлял управление с помощью централизованного бюрократического аппарата управления, унаследованного от поздней Римской империи. Центральное управление было сосредоточено во дворце императора.
При императоре находился Государственный совет (консисторий), состоявший из высших должностных лиц и являвшийся совещательным органом. Он собирался только по воле императора и по его предложению обсуждал вопросы законодательства и управления, а также рассматривал наиболее важные судебные дела. Мнение совета было юридически необязательным для монарха.
Наряду с Государственным советом существовал сенат (синклит), состоящий из высшей знати. В состав сената входили члены высшего сенаторского сословия. Сенат формально избирал императора, обсуждал законопроекты, вопросы внешней политики. Фактически сенат не был постоянно действующим учреждением с точно узаконенными полномочиями, а являлся особо расширенным по составу совещательным органом при императоре.
В IV-VI вв. в Византии сохранялось централизованное местное управление, унаследованное от поздней Римской империи. Территория империи делилась на две префектуры: Восточную и Иллирийскую (Балканский полуостров). Во главе каждой префектуры стоял префект претория, в