Файл: Билет Причины и исторические условия возникновения государства Община.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Прямой характер демократии: граждане обязывались лично участвовать в управлении государством, то есть в деятельности Народного собрания.
3. Демократия строиласьна эксплуатации рабов и союзников: граждан следовало избавить от тяжелого физического труда (чтобы они участвовали в управлении), тем самым им занимались рабы.
Билет 9
Образование государства в Риме. Особенности государственного
строя в «царский период» (середина VIII – конец VI вв. до н.э.). Правовое
положение населения.
Особенности образования государства в Риме
Римское государство возникло в результате синойкизма.
Во второй половине VIII в. до н.э. территориальные поселения трёх этнических групп - латúы, сабúны, этрýски - объединились в сложное вождество и далее сформировалась римская община-государство.
3 трибы - 10 курий - 10 родов.
Курии – это форма организации патриархальных родов, составляли которую мужчины-воины и через которую осуществлялось управление общиной.
Правовое положение населения римской общины
1. Патриции: свободные граждане и обладают полнотой прав граждан.
● Они обладали правом собственности на землю. Сами патриции эту землю не обрабатывали. На земле работали их клиенты и рабы.
● Патриции обладали правом оккупации, т.е. занимать и захватывать – способ приобретения права собственности путем захвата бесхозной вещи.
● Патриции имели право расчищать участки на общественной земле и присоединять к своему наделу. При этом они могли увеличивать количество своих земель.
● Патриции имели право коммерции – гражданская правоспособность а) право приобретать собственность, право самостоятельно заключать сделки без посредства третьего лица; б) право от своего имени выступать в суде (самостоятельно защищать свои интересы в суде, быть свидетелем).
● Патриции имели право конубии – право вступать в законный римский брак. Дети, рожденные в этом браке, от рождения получали римское гражданство.
● Патриции имели право милитае – право формировать общинное ополчение, то есть ополчение граждан..
2.
Плебеи – это позднее население, которое включалось в состав общины по отдельности или небольшими группами; сословие полноправных свободных, рядовые общинники.
Плебеи исключались из сферы управления, не занимали должности. Плебеи считали себя гражданами – они активно боролись за свои права.
● Они обладали правом собственности на землю.
● У плебеев НЕ было право оккупации – они не могли расчищать и присоединять земли, поэтому земли у них было немного. Землю плебеи обрабатывали своим трудом.
● Плебеи НЕ имели политические права, включая право занимать должности и управлять.
● Плебеи могли присутствовать на собрании, однако плебеи в курии не входили, плебеи находились вне триб и курий. Поэтому плебеи в принятии решений в куриатных комициях НЕ участвовали.
● Плебеи имели гражданскую правоспособность: а) право приобретать собственность, право самостоятельно заключать сделки (без посредства третьего лица); б) сюда же относилось право от своего имени выступать в суде (самостоятельно защищать свои интересы в суде, быть свидетелем).
● Плебеи имели право вступать в законный римский брак. Дети, рожденные в этом браке, от рождения получали статус плебеев и не становились чужаками. Однако до 445 года до принятия закона Канулея плебеи не
могли вступать в браки с патрициями.
● Плебеи имели право формировать общинное ополчение.
● Плебеи участвовали в формировании общинно-государственного фонда на общественные нужды. Они
платили налоги.
3.
Клиенты – это категория, которая формировалась из чужаков и из разорившихся общинников, которые, в результате, потеряли статус гражданства. Неполноправные свободные.
Клиенты- НЕ-граждане.
● Клиенты правом собственности на землю НЕ обладали.
● Чужаки получали от своего покровителя землю в держание, и обрабатывали участок, отдавая часть плодов и доходов собственнику земли.
● У клиентов НЕ было право оккупации (захватывания территорий и земель)
● Клиенты НЕ имели политических прав, включая право занимать должности и управлять
● Клиенты НЕ имели гражданской правоспособности: а) они не имели права самостоятельно заключать сделки б) не имели права от своего имени выступать в суде
● Клиенты НЕ могли вступать в законный римский брак. Они заключали свой брак – брак клиентов. Дети, рождённые в этом браке, также становились клиентами.
● Клиенты НЕ имели право формировать общинное ополчение (ополчение граждан). Они могли попасть на войну только как прислуга своего патрона.
4.
Рабы – объекты права, несвободные.
«Патриархальное рабство»- положение рабов «как младших членов семьи». Однако, для того чтобы раб стал младшим членом семьи, необходимо было отпустить его на свободу – манумиссия.
Так называемое патриархальное рабство – непонимание правового статуса раба.
Государственный строй Рима в «царский период»
Основные элементы ранней монархии в Риме: рекс (царь), сенат и народное собрание (куриатные комиции)
Глава государства – рекс (правитель). Он являлся не наследственным, а выборным царем. Избрание происходило на народном собрании (куриатные комиции), однако кандидатов выдвигал патрицианский сенат, которым и утверждалось избрание царя.
Полномочия рекса:
1.
Верховная военная власть: право выбирать войско, председательствовать на войне, распоряжаться военной добычей.
2.
Верховное управление государством: право созывать сенат и народ, председательствовать на этих собраниях, вносить на утверждение собраний законы, заведовать казной, гос. Имуществом, устанавливать подати и повинности, назначать и смещать должностных лиц, поддерживать порядок в гос-ве, охранять безопасность гос-ва, заботиться о благосостоянии населения и благоустройстве города, устанавливать отношения с другими государствами. Право законодательной инициативы (но! Законодательная власть у римских комиций, законодатель – римский народ¬).
3.
Верховная юрисдикция: судебные решения рекса имели силу законов. Рекс мог налагать наказания вплоть до смертной казни, привлекать к разбору дел сенат.
4.
Верховная религиозная власть: рекс стоял над всеми жрецами. Рекс – посредник между народом и богами. Он совершал богослужения и жертвоприношения, обладал правом дивинации (интерпретировать божественные законы)
Рекс мог назначать себе соправителя.
Власть рекса юридически не ограничена, но фактически – да.
Сенат: совещательный орган по важным делам при рексе, состоял из 300 старцев, глав больших патриархальных семей, из к-х состоял род. В царский период обладал судебными функциями, а также выносил рекомендации об
избрании царя.
Куриатные комиции: собрание всех взрослых, способных носить оружие полноправных граждан – патрициев.
Собрания проходили по куриям, курия = 1 голос, внутри курии – персональное голосование. Важнейшая функция – избрание рекса.
Реформы Сервия Туллия - введение нового имущественного и территориального деления, создание
центуриатных комиций.
Сервий Туллий провел разделение римского мужского населения на пять имущественных разрядов, в состав которых вошли и патриции и плебеи:
1) с имуществом в 100 тысяч áссов (асс - медная монета весом 327, 5 грамма) или с земельным участком площадью свыше 20 ю’геров (один югер равнялся одной четверти гектара)
2) 75 тысяч ассов
3) 50 тысяч ассов
4) 25 тысяч ассов
5) 11 тысяч ассов
Возникло народное собрание по разрядам и центуриям - центуриáтные комúции. Они постепенно сделались главной
формой народных собраний в Риме. К ним переходили функции куриатных комиций. Голосование происходило по
центуриям, а не поголовно.
Кроме того, Сервий Туллий провел разделение населения по территориальному признаку, на территориальные округа - трúбы.
Билет 10. Эволюция государственного строя древнего Рима в период
республики (конец VI – I вв. до н.э.). Правовой статус населения.
Падение царской власти в Риме. Переход к аристократической республике
В 509 г. до н.э. - падение царской власти в Риме.
В итоге во главе были 2 консула: разделили функции рекса: административные, военные и, частично, судебные; избирались только на 1 год в центуриатных комициях.
Судебная власть ограничивалась: телесные наказания только за пределами Рима, в Риме нельзя было.
Верховным жрецом Рима сделался «царь священнодействий» - религиозные функции.
Народные собрания (комиции)
3 вида народных собраний:
1. Куриáтные комиции - собрания патрициев, здесь утверждались акты завещаний и усыновлений
2. Центуриáтные комиции - патриции и плебеи, разделенные на имущественные разряды. Центурии не были постоянными единицами, формировались после проведения ценза
Функции:
1) выбирали важнейших магистратов - консулов, цéнзоров и прéторов
2) принимали новые законы
3) решали вопросы войны, мира и заключения международных договоров
4) предоставляли римское гражданство
5) осуществляли суд по наиболее тяжким уголовным преступлениям
3. Демократические трибýтные комиции - патриции и плебеи распределялись по трибам независимо от имущественного ценза
Функции:
1) избирали некоторых магистратов - квесторов, курульных эдилов, народных трибунов
2) судили преступления, за которые полагался штрафы
3) принимали законы по предложению народных (плебейских) трибунов
Сенат
Руководящий и постоянно действующий орган, куда входили патриции, а затем нобили. Сенаторы назначались консулами, а затем цензорами. В сенат также зачислялись отслужившие магистраты - архонты из ареопага.
Функции:
1. Военные - решение вопроса о наборе и роспуске армии, определение численности армии.
2. Финансовые - составление государственного бюджета и контроль за его исполнением.
3. Внешнеполитические - право представлять Рим перед иностранными государствами, вести с ними переговоры.
4. Религиозные - установление общественных празднеств, культа новых богов, постройка храмов, высший надзор за культом.
5. Административные - управление провинциями, назначение наместников провинций, надзор за полицией.
Общая характеристика магистратов римской республики
Магистраты - это выборные должностные лица римской республики, осуществляющие исполнительную власть, управление.
Особенности устройства:
1. Выборность - магистраты, за исключением диктатора, избирались в народных собраниях.
2. Краткосрочность службы - все магистраты избирались на короткий срок, обычно на год, и только цензоры на пять лет.
3. Безвозмездность - магистраты считались не службой, а почётом, поэтому должности не оплачивались, и были доступны только богатым лицам.
4. Коллегиальность магистратур - каждая должность имела одновременно несколько представителей, коллег.
Каждый коллега в пределах своей должности мог делать распоряжения совершенно самостоятельно.
Другой коллега мог вмешаться в действия своего коллеги и посредством интерцéссии - произнесением слова
«вéто» лишить любое его распоряжение силы.
5. Ответственность перед народом - высшие магистраты, кроме диктаторов, цензоров и народных трибунов, по истечении должностного срока могли быть привлечены к суду народного собрания за злоупотребления, допущенные при отправлении должности.
Права римских магистратов:
1) Империум - это верховная и неограниченная власть, суверенитет, всеобъемлющее право приказывать гражданам именем всей общины. (верховное командование войском, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право гражданского и уголовного суда вплоть до смертной казни, право общаться с богами от имени общины)
2) Потестас - это меньшая власть, выражающаяся в праве издавать обязательные для всех распоряжения в пределах своей компетенции (эдикты) и налагать штрафы.
Магистраты:
1) Ординарные (постоянные, ежегодно избираемые (консулы, преторы, цензоры, народные трибуны, эдилы, квесторы))
2) Экстраординарные (непостоянные, избираемые при чрезвычайных обстоятельствах (диктатор))
Ординарные магистраты
1) Консулы - высшие магистраты, обычные председатели Сената и народных собраний, предводители римского войска.
2) Прéторы - первоначально считались помощниками, заместителями консулов, а затем они осуществляли руководство правосудием.
3) Цéнзоры - два должностных лица, избираемых центуриатными комициями раз в пять лет. Цензор не отвечал за свои действия.
Цензоры выполняли следующие функции:
- производство народной переписи
- распределение граждан по трибам и центуриям
- заполнение сената
- контроль за нравами
- управление государственными доходами и расходами: отдача на откуп налогов, сдача в аренду государственных земель, заведование постройкой общественных зданий.
4) Плебейские трибуны - избирались только из плебеев трибутными комициями на годичный срок.
- обладали правом вмешательства в деятельность магистратов
- правом veto - протеста на распоряжения сената и всех магистратов, кроме диктатора и цензора.
-
ЗАТЕМ: главные представителями законодательной инициативы
5) Эдúлы - четыре должностных лица - два плебейских и два курульных, избираемых трибутными комициями на один год. Они следили за чистотой улиц, за общественным порядком, за торговлей на рынках, за снабжением города продовольствием, заботились об организации публичных игр, главную часть расходов по которым они принимали на себя.
6) Квéсторы - низшая магистратура, избираемая в трибутных комициях. Они заведовали государственным архивом и государственной казной.
Диктатор
Диктатор - экстраординарная, непостоянная магистратур.
Назначался одним из консулов из бывших консулов в случае крайней внутренней или внешней опасности для государства.
Цель этой магистратуры - централизация власти для преодоления кризисной ситуации - для отпора внешней опасности, отражения агрессии или прекращения внутренних смут.
Полибий о смешанном образе правления в римской аристократической республике
Полúбий считал римское государственное устройство наилучшим, благодаря своеобразному сочетанию трёх
элементов:
1) Монархический элемент власти выражал единовластие и осуществлялся магистратами
2) Аристократический элемент власти выражал участие лучших людей в управлении и осуществлялся сенатом
(власть принадлежала народу)
Демократический элемент власти выражал участие народа в управлении и осуществлялся народными собраниями.
Билет 11.
Кризис республики в древнем Риме. Эволюция государственного строя
древнего Рима в период империи: принципат (27 г. до н.э. – 284 г.) и доминат (284 –
476 гг.). Изменение правового положения населения.
Принципáт - это монархия, маскируемая республиканскими учреждениями, когда единоличная власть императора скрывалась за республиканскими учреждениями. Принципат представлял собой компромисс между монархическими и республиканскими принципами.
Название периода принципата происходит от титула прúнцепса (princeps). В период республики титулом «princeps senatus» именовался первый сенатор. В период принципата принцепс считался первым и лучшим гражданином республики, высшим республиканским магистратом, главой государства. Принцепс обладал титулом императора.
Почетное звание императора присваивалось ещё в период республики полководцам, одержавшим крупные победы, а со времени Октавиана Августа (27 г. до н. э.-14 г.) и его преемников стало обозначать носителя верховной власти.
Принцепс избирался сенатом пожизненно. Римский народ и сенат делегировали, передавали всю полноту власти - импéриум одному лицу - принцепсу (императору) бессрочно, который обязывался править в интересах общего блага.
Император имел власть потому, что был избран сенатом и народом. Он считался представителем народа. Верховная власть по-прежнему в теории принадлежала народу, а власть императора считалась делегированной, производной от народа. Для прочности власти император обожествлялся, признавался богом.
Прúнцепсы - императоры сосредоточили в своих руках военную власть, высшие республиканские должности.
Основу власти принцепса составило сосредоточение в его руках влиятельных республиканских магистратур- должностей, возникших из раздробления прежней царской власти.