Файл: Билет Причины и исторические условия возникновения государства Община.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Билет 23. Формирование дуалистической монархии в Англии во второй
половине XVII – начале XVIII вв. Формирование парламентарной
монархии (XVIII – XIX вв.). Избирательные реформы XIX в.
Избирательная реформа 1832 года
В 1832 г. виги провели первую избирательную реформу. Она осуществила перераспределение избирательных округов с целью установить хотя бы относительную пропорциональность числа депутатов численности населения и расширила число избирателей путём изменения имущественного ценза. Перераспределение избирательных округов, представительства в парламенте выразилось в том, что большая часть гнилых местечек лишалась представительства в парламенте, а представительство других местечек сокращалось.
Освободившиеся депутатские места распределялись между городами и графствами - сельскими округами.
Реформа произвела изменение имущественного ценза. В графствах избирательное право предоставлялось собственникам или арендаторам земельного участка, приносящего определённый годовой доход: для земельных собственников - не менее 10 фунтов - 200 шиллингов; для арендаторов, более высокий доход - не менее 50 фунтов годового дохода с земли. В городах избирательным правом пользовались собственники или арендаторы недвижимости - дома, магазина, конторы, склада, фабрики с определённым годовым доходом не менее 10 фунтов.
Таким образом, избирательный ценз повышался для земельных собственников с 40 шиллингов до 200. Для арендаторов он стал ещё больше. И, тем не менее, число избирателей увеличилось, так как избирательное право предоставлялось арендаторам недвижимости. Прежде им обладали только земельные собственники. С другой стороны, новый имущественный ценз приводился в соответствие с уровнем инфляции и доходов населения. Ведь ценз 40 шиллингов был установлен ещё в XV в.
Избирательная реформа устанавливала и иные цензы - условия для избирателей: 1) мужской пол; 2) достижение совершеннолетия - 21 год; 3) уплата налога в пользу бедных; 4) наличие ценза осéдлости - проживания в избирательном округе - 12 месяцев.
Избирательная реформа открыла доступ в палату общин буржуазии, богатым людям, не имевшим дворянских званий. Она тем самым лишила землевладельческую аристократию монополии на участие в политической жизни страны. После проведения реформы буржуазия наравне с аристократией стала обладать политической властью. Общее число избирателей увеличилось на одну треть - с 220 тысяч 650 тысяч человек при 14 миллионном населении Англии.
Избирательная реформа 1867 года
В 1867 г. консерваторы под давлением рабочих союзов провели вторую избирательную реформу. По этой реформе оставшиеся местечки лишались права посылать депутатов в палату общин. Освободившиеся места распределялись между более населёнными городами и графствами. В графствах имущественный ценз для собственников или арендаторов земли снижался до 5 фунтов.
В городах избирательное право предоставлялось всем квартиронанимателям, уплачивающим арендную плату не менее 10 фунтов в год.
Под это условие подходили многие городские рабочие и ремесленники, жившие на своих квартирах. Реформа тем самым давала право голоса состоятельным городским рабочим. В деревне же сельские рабочие избирательного права не получили. Остальные цензы сохранились те же, что и предусматривала избирательная реформа 1832 г.
Избирательная реформа 1884 - 1885 гг.
В 1884 г. была проведена третья избирательная реформа, по которой в графствах избирательное право предоставлялось арендаторам жилых домов, уплачивающим арендную плату не менее 10 фунтов в год. Реформа тем самым распространила избирательное право на сельских рабочих.
В результате трёх избирательных реформ XIX века избирательное право получили две трети всего мужского населения Англии. Чтобы иметь право голоса на выборах, надо было быть совершеннолетним мужчиной, достигшим 21 года, и сверх того следовало иметь недвижимую собственность, либо арендовать помещение - дом, квартиру определённой стоимости.
Закон 1885 г. уменьшил прежнее неравенство избирательных округов. Города и графства разделялись на избирательные округа в соответствии с численностью населения. От избирательного округа избирался один депутат. Округ охватывал 50-54 тысячи жителей. Всего насчитывалось 670 округов, от которых избиралось 670 депутатов палаты общин. В округе могло выдвигаться любое число депутатов, обычно
3 или 4, но избранным считался кандидат, получивший относительное большинство голосов избирателей, хотя бы большинство было всего в один голос.


Билет 24. Становление государства в США. Законодательство Первой
американской революции и войны за независимость. Образование США.
Декларация независимости 1776 года. «Статьи конфедерации» 1781 года.
Декларация независимости 1776 года. Провозглашение независимости колоний
В апреле 1775 г. начались военные действия между колонистами и Англией. 4 июля 1776 г. в Филадéльфии собрался второй континентальный конгресс. Он состоял из представителей от всех тринадцати колоний - штатов (колонии стали называть себя штатами, то есть государствами), выбранных законодательными собраниями штатов. Конгресс был уполномочен законодательными собраниями штатов к разрыву с Англией и принял Декларацию независимости, составленную Тóмасом Джéфферсоном (1743-1826). Декларация заключала оправдание разрыва колоний с их метрополией, объясняла причины, побудившие колонии совершить этот шаг. Именно с этого документа началось становление северо - американской государственности.
В Декларации можно выделить три составные части. Первая часть декларации обосновывала право штатов на независимое и обосо`YT5432бленное существование нарушением английским правительством естественных прав. Декларация провозглашала, что все люди рождаются равными в правах, и обладают такими естественными, неотъемлимыми правами, как право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав люди учреждают правительства. Народ имеет право на восстание против тиранического правительства, которое нарушает эти права граждан.
Во второй части декларации содержался перечень злоупотреблений английского правительства по отношению к северо - американским колониям. Это позволяло колонистам рассматривать власть английского правительства над ними как тираническую, а, следовательно, это давало колониям основание для разрыва государственных связей с Англией.
Третья часть декларации провозглашала разрыв политических связей между колониями и Англией и признавала каждую колонию независимым государством - свободным штатом с полным правом объявлять войну, заключать мир, вступать в союзы, вести торговлю и совершать другие действия, которые имеют право совершать другие независимые государства.
Образование конфедерации. «Статьи конфедерации» 1781 года
Почти все штаты, как стали называть себя бывшие колонии, стали независимыми государствами и приняли собственные конституции, провозглашая суверенитет и верховенство собственных законов. Борьба штатов за независимость длилась до 1783 г., когда Англия юридически признала независимость Соединенных Штатов. Во время войны за независимость возникла потребность в создании единого государства, которое могло бы заменить Англию для отдельных штатов. Филадельфийский второй континентальный конгресс соединил разрозненные колонии - штаты для борьбы с Англией. полномочия, за исключением тех, которые прямо передавались Конфедерации в лице её органов. Центральное управление осуществлялось однопалатным конгрессом. Он состоял из представителей штатов в количестве от двух до семи, выбираемых законодательными органами штатов. Каждый штат в конгрессе имел один голос. Конгресс мог принять важное решение только квалифицированным большинством, не менее чем девяти штатов.
Конгресс имел право контролировать вопросы, связанные с внешней и военной политикой - решения об объявлении войны и заключении мира, направление войск, отношения с иностранными государствами, назначение и отзыв послов, заключение международных договоров, назначение высших воинских чинов. В ведении штатов оставалась полная законодательная власть в отношении внутренней политики, включая право контроля собственной торговли, сбора налогов, выпуска собственных денег и т. п.
Конфедерация представляла собой слабый союз сильных штатов. Слабость конфедерации выражалась в следующем:
1. Конгресс, не имея возможности взимать общие налоги, не располагал собственными средствами для содержания армии и флота, а также для реализации других своих функций. Конгресс мог лишь просить необходимые средства у штатов. Многие штаты при этом имели собственные вооружённые силы, включая военные корабли.
2. Конгресс не имел права регулировать торговлю между штатами. В такой ситуации одни штаты устанавливали налоги на товары других.
3. Конгресс не мог запретить штатам введение и использование их собственных валют, что приводило к инфляции и затрудняло торговлю.
4. Все принимаемые конгрессом решения приводились в исполнение властями отдельных штатов. Центральная власть конфедерации не имела ни исполнительных, ни судебных органов, проводящих в жизнь решения конгресса. Конфедерация не имела ни принудительной власти, ни исполнительного органа, ни единоличного руководителя правительства. Вследствие отсутствия исполнительной власти, конгресс сам занимался всеми административными вопросами.
5. Отсутствие судебных органов приводило к тому, что конгресс опирался на суды штатов для претворения в жизнь общенациональных законов, а также для разрешения споров между штатами. На практике нередко суды штатов отменяли общеамериканские законы.


Билет 25. Конституция США 1787 года. «Билль о правах» 1789-1791
годов.
Первая конституция США получила название «Статей конфедерации». Принятие Конституции США в 1787 г. было обусловлено реальными экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами.
Буржуазия и плантаторы хотели установить сильную власть. Конституция закрепила республиканский строй. Во главе исполнительной власти был поставлен президент, избираемый на четыре года и наделенный широкими полномочиями. Президент командовал армией, флотом, заключал международные договоры и назначал чиновников.
Первым президентом был избран Д. Вашингтон. Высшим законодательным органом - Конгресс США. Он состоял из двух палат - нижней (палаты представителей), избирающейся населением штатов, и верхней (сената), членов которого избирали (вплоть до 1913 г.) парламенты штатов. Палата представителей и сенат получали равные права в том, что касалось законодательной инициативы и принятия законов.
В сенат выбирали по два представителя от каждого штата. Большие полномочия получил Верховный суд, члены которого назначались президентом. В его задачу входило наблюдение за тем, чтобы законы соответствовали
Конституции.
Конституция была дополнена «Биллем о правах», предоставляющим гражданам свободу слова, собраний и выбора религии, неприкосновенность личности и жилища. Но многие бедняки, все негры и индейцы, а также женщины избирательного права не получили.
Конституция 1787 г. не ликвидировала политической автономии штатов, но тем не менее сформировала ей сильную центральную власть. Конфедерация превратилась в федерацию. Американская конституция в том виде, в каком она была одобрена конвентом и затем ратифицирована, представляет собой краткий документ. Она состоит из преамбулы и
7 статей, из которых только 4 разбиты на разделы.
Основополагающим принципом был провозглашен принцип «разделения властей». Законодательную властьКонституция 1787 г. вверяла Конгрессу.
Главный законодательный орган страны - Конгресс США - получил право как суверенный законодательный орган отклонять любые законопредложения президента, которые он может вносить через свою креатуру в палатах.
Конституционным средством воздействия президента на Конгресс являлось отлагательное вето, которое может быть преодолено только в том случае, если билль или резолюция, отвергнутые президентом, будут повторно одобрены двумя третями голосов в обеих палатах.
Третьей властью Соединенных Штатов Конституция называет суд. Конституция разрешала правительствуфедерации военное вмешательство во внутренние дела штатов для подавления актов мятежа и «беспорядков». Вводилось всеобщее избирательное право, противоречащее интересам рабовладельческого Юга.
Конституция могла вступить в силу не иначе как после ее ратификации (утверждения) штатами (по меньшей мере девятью из тринадцати).
Воздерживаясь от каких-либо регламентации права собственности, Конституция США устанавливает принципиально важное положение: частную собственность нельзя отбирать на общественное употребление без справедливого вознаграждения (пятая поправка). Конституция 1787 г. прямо запрещает штатам издавать законы, уничтожающие обязательную силу договоров.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Билль о правах 1791 года
Биллем о правах 1791 г. в США называют первые десять поправок к Конституции США, принятые конгрессом в 1789 г. и ратифицированные требуемым числом штатов в 1791 г. Билль о правах закрепляет важнейшие политические и личные свободы граждан.
Билль о правах исходит из концепции естественных прав, принципа ограничения власти государства определёнными запретами. Поэтому его формулировки носят запретительный характер, так как запрещают ограничивать права и свободы граждан, которые презюмúруются, предполагаются.
Билль устанавливает, что конгресс не должен устанавливать законы, ограничивающие свободу слова, печати, собраний (право собираться мирно и без оружия), право народа хранить и носить оружие, право обращаться к правительству с петициями, свободу вероисповедания, неприкосновенность личности, документов, переписки. Он предусматривает суд присяжных, право обвиняемого на защиту, право отказываться от дачи показаний против самого себя. Биллем не допускается двойное наказание за одно и то же преступление, запрещается требовать большой залог по судебным делам, налагать чрезмерные штрафы, применять жестокие и необычные наказания.
Билет 26.
Развитие государственно-политической системы США в XIX веке.
Развитие федерации и формирование противоречий между Севером и Югом.
Развитие политических противоречий между Севером и Югом
в первой половине XIX века
В середине XIX в., в 1861 - 1865 гг. американская федерация пережила гражданскую войну между Севером и Югом. К середине XIX в. обострились противоречия между промышленными северными штатами и рабовладельческими южными. Причинами гражданской войны являлись:
1. Рабство вызывало промышленное отставание Юга и народного хозяйства страны. Южные штаты являлись областями больших плантаций хлопка, табака, риса, которые обрабатывались при помощи рабского труда привозных негров. В северных штатах, наряду с индустрией и торговлей, получило развитие фермерство. Труд сосредоточился в руках юридически свободных людей.
Рабский труд приносил доход в условиях сравнительно низких цен на рабов и исключительно благоприятной конъюнктуры для хлопка, который поставлялся для крупной фабричной промышленности в Англии. Однако рабы не имели никаких стимулов к работе, кроме бича надсмотрщика. Труд рабов являлся малопроизводительным. Рабы являлись объектом права. Им права человека в демократической

республике не полагались.
2. Острые разногласия между северными и южными штатами вызывала борьба за свободные западные земли, проблема распространения рабства на новые земли. В 1820 г. законом конгресса закреплялся временный Миссýрийский компромисс установлением линии раздела по реке Миссýри, на север от которой в новых территориях рабство запрещалось. Новые штаты должны были создаваться и приниматься в федерацию попарно, одновременно, один - свободный от рабовладения, другой - рабовладельческий. В Сенате, где штаты представлялись одинаковым числом голосом, силы южан и северян уравнивались. В 1820 г. в составе федерации насчитывалось 11 свободных от рабовладения штатов и 10 рабовладельческих штатов.
В 1854 г. законом (билль Канзáс - Небрáска) отменялся компромисс 1820 г., учреждались два новых штата - Канзас и Небраска к северу от линии раздела 1820 г. с правом ввести у себя рабовладение, если они сами этого пожелают. Тем самым отменялись ограничения для распространения рабовладения на новые территории.
В 1857 г. Верховный суд США рассматривал дело негра Д. Скотта, которое сводилось к следующему. Хозяин раба негра Д. Скотта, проживавший в рабовладельческом штате Миссури, выехал на некоторое время со своим рабом в свободный штат Минессóту. По возвращении в Миссури Д. Скотт возбудил дело против своего хозяина, ссылаясь на то, что пребывание в штате, где рабство запрещено, сделало его свободным. Верховный суд США, рассматривая дело негра Д. Скотта, вынес решение о том, что раб является полной собственностью хозяина в любом штате. Поэтому рабовладелец может перевозить своих рабов как принадлежащее ему имущество, даже в тех штатах, где рабство запрещено. Верховный суд пытался узаконить рабство по всей стране, признал компромисс 1820 г. антиконституционным и установил, что негры не могли быть гражданами США.
3. Северяне выступали преимущественно за сильную центральную власть и, если нужно, за проведение авторитета союза - федерации вооружённой силой. Южане, в опасении потерять своё рабовладельческое устройство, более отстаивали автономию - самостоятельность штатов и в крайнем случае готовы были на отделение от союза.
Билет 27.
Особенности становления конституционного государства во
Франции (1789-1792 годы): «Декларация прав человека и гражданина» 1789 года.
Конституция Франции 1791 года.
Французская Конституция 1791 года
Учредительное собрание занималось выработкой Конституции более двух лет без всякого участия короля. В сентябре 1791 г. оно закончило разработку Конституции. Король вынужден был под угрозой низложения дать присягу на верность Конституции. Французская
Конституция 1791 г. стала первой писаной конституцией в Европе и послужила прототипом всех последующих конституций.
Она основывалась на принципах народного национального суверенитета и разделения властей. Декларация прав человека и гражданина вошла в Конституцию как вводная её часть. Согласно принципу народного суверенитета «единая, нераздельная, неотчуждаемая и неотъемлемая» верховная власть принадлежит нации как общности равноправных граждан. Французская нация проявляла свою верховную власть через двух своих уполномоченных - представителей - законодательного корпуса - собрания и наследственного короля. Король является постоянным, наследственным представителем нации. Депутаты законодательного собрания являлись его представителями, избираемыми на определённое время.
Между этими двумя представителями нации, то есть законодательным собранием и королём производилось разделение власти законодательной и исполнительной. Законодательная власть предоставлялась законодательному собранию, исполнительная власть - королю, судебная власть - судьям, избираемым на время народом.