Файл: Методические рекомендации Ярославль 2023 2 удк 376 ббк 74. 5 О 641.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

33
Во-вторых, определить уровень обучаемости детей можно в процессе проведения простого обучающего эксперимента. Идея обучающего экспери- мента принадлежит А. Ю. Ивановой, которая предложила определять уровень обучаемости детей на основе количества помощи, которая необходима ребенку, чтобы выполнить предложенное задание. Количество помощи определяется в методике Ивановой по числу подсказок, которые взрослый делает ребенку.
Чем больше подсказок требуется ребенку, тем меньше его обучаемость, тем ниже потенциал развития ребенка.
По аналогии с описанным экспериментом можно провести свой обуча-
ющий эксперимент. Нужно предложить ребенку выполнить задание, которое он не может выполнить полностью самостоятельно, например, это может быть построение узоров из кубиков, составление рассказа по картинке, раскладыва- ние картинок по группам и т.п. Затем взрослый обучает ребенка выполнению этого задания, причем помощь оказывается дозированно, то есть маленькими порциями. Фиксируется, сколько «порций» помощи потребовалось ребенку, чтобы выполнить это задание полностью самостоятельно. Если потребовалось небольшое число подсказок, то обучаемость высокая, если нужно было много раз подсказывать ребенку, то у него низкий уровень обучаемости.
Безусловно, оценка обучаемости при таком подходе будет довольно при- близительной и во многом будет зависеть от опыта специалиста, проводящего обучающий эксперимент.
2. Второй признак, по которому можно проводить дифференциальную диагностику между интеллектуальной недостаточностью и задержкой психиче- ского развития, это уровень критичности ребенка.
При интеллектуальной недостаточности у детей имеется нарушение личности, которое проявляется в низкой критичности по отношению к себе и своим достижениям. В этой связи они не вырабатывают отношения к резуль- татам своей деятельности: не всегда огорчаются при неудаче и не всегда спо- собны самостоятельно радоваться успеху, особенно вне ситуации, когда кто-то их за это похвалит.
У детей с задержкой психического развития критичность значительно выше: у них формируется оценка себя и своих достижений, поэтому они ведут себя по-другому в ситуации успехов и неудач.
Дифференциальная диагностика между интеллектуальной недостаточно- стью и задержкой психического развития представляет большие сложности, особенно если приходится проводить различение между тяжелыми степеня-
ми ЗПР и легкой умственной отсталостью.
Дополнительные сложности возникают в тех случаях, когда ребенок не получал педагогической помощи, специального обучения и у него могла
накопиться педагогическая запущенность.
В таких случаях детям назначается «диагностический срок», на протя- жении которого за ними наблюдают, оценивают их успехи в обучении, их по- тенциальные возможности, и только на основе длительного наблюдения окон- чательно определяют диагноз и программу обучения.


34
Характерные особенности детей с задержкой психического развития и детей с умственной отсталостью представлены в таблице.
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что основными при- чинами возникновения задержки психического развития и умственной отстало- сти являются поражение коры головного мозга, наследственные заболевания, влияние патогенных факторов в период внутриутробного развития и родовые травмы. В отличие от задержки психического развития умственная отсталость является необратимым нарушением, а задержка психического развития – это замедление темпа развития психики ребенка.
2.3. Основные отличия ЗПР и умственной отсталости
Сравнительная характеристика детей с задержкой психического развития
и умственной отсталостью
Сфера
ЗПР
УО
Память
Объем запоминаемой информа- ции снижен. Ребенок обладает меньшей продуктивностью, об- ращает внимание только на что- то яркое, лучше воспринимает наглядный материал.
Ученик становится забывчивым, ча- сто не помнит некоторые моменты из жизни. У него в голове отклады- ваются случайно увиденная инфор- мация, внешние примеры.
Ребенку сложно дается построение логических связей. Практически не- развита смысловая память.
Внимание Сниженная концентрация и не- устойчивое внимание. Ребенок легко отвлекается на посторон- ние вещи и не может быстро переключиться с одного дела на другое.
Испытывает трудности с распреде- лением своего внимания, медленно переходит с одной задачи на другую.
Слабая концентрация внимания.
Мышле- ние
Скачкообразное развитие мыс- лительной деятельности – не- равномерно формируется сло- весно-логическое и наглядно- действенное мышление.
Ребенок имеет хорошие воз- можности для развития навыков анализа, синтеза, обобщения и абстрагирования, но возникают сложности с причинно- следственными связями.
Мышление на протяжении всей жиз- ни – наглядно-образное.
Сниженная активность мыслитель- ных процессов, слабая регуляция мыслей.
Не сформированы навыки анализа, обобщения, сравнения и синтеза. Ре- бенок не может сам оценить выпол- ненную задачу.
При проведении методик, направ- ленных на выявление показателей умственной деятельности, показыва- ет результаты хуже, чем дети с ЗПР.
Способ выполне- ния задач
Ребенок действует методом проб и ошибок, не знает верно- го решения ситуации. Поступа- ет не всегда адекватно.
Нерациональные попытки манипу- ляции. Ребенок не может переносить дела на потом.


35
Обучае- мость и отноше- ние к по- мощи
Низкий уровень обучаемости.
Без проблем принимает помощь от взрослых во время выполне- ния заданий.
Более быстрый темп усвоения информации, возможность ее применения.
Низкий уровень обучаемости и усво- ения информации. Педагогическая запущенность. Испытывает трудно- сти с использованием знаний в жиз- ни.
Не принимает помощь взрослых, все задания делает сам.
Познава- тельная деятель- ность
Избегает интеллектуальных за- даний, обходит напряжение стороной, но при обучении про- являет интерес.
Необходимо исключать из вос- питания наказания и ругань.
Большая возможность даль- нейшего развития.
Не проявляет интерес к познанию окружающего мира, имеет о нем ис- каженное представление.
Действует шаблонно, отсутствует тяга к новым занятиям.
Эмоцио- нальность
Ребенок имеет яркую эмоцио- нальность, что позволяет при- влекать его к обучению через заинтересованность задачей, например, с помощью игрового процесса.
Однако развитие осложнено гиперактивностью или инфантилизмом.
Испытывает проблемы с адапта- цией и планированием своих дел.
Эмоциональная сфера неразвита, подчиняется инстинктам.
Игровой способ обучения отвлекает от выполнения задания.
Обладает внушаемостью и слабой уверенностью в собственном мне- нии.
Не может контролировать свои эмо- ции, имеет нестабильное настроение.
Изобрази- тельная деятель- ность
Обладает данными навыками в разной степени.
Без специальной подготовки уровень навыка выражается в «чирканьях». В некоторых случаях при правильном подходе можно научить ребенка изображать формы, рисовать домики или условных людей.
Игры и развлече- ния
В игре действует активно, про- являет инициативу. В отличие от УО, игровая деятельность детей с ЗПР носит более эмоци- ональный характер. Они могут правильно подобрать способ достижения цели, однако отсут- ствуют умственная сфера и за- мысел. Без должного обучения останавливаются на уровне сю- жетной игры.
Не проявляет активность, при игре действует так же, как и остальные дети, подражая им.
Отсутствует сюжетный замысел, ограничивается предметно-игровой деятельностью.
Речь
Ребенок воспринимает речь взрослых, включая рассказы и сказки.
Отсутствуют грубые ошибки в произношении и грамматике.
Речь имеет грубые дефекты. Ребенок не понимает значения многих слов, неправильно произносит фразы, об- ладает небольшим словарным запа- сом, испытывает трудности с форму-


36
Даже если дети с ЗПР допуска- ют нарушения при письме или чтении, то самостоятельно пы- таются понять проблему и ис- править ее.
Обладают большим запасом слов, чем дети с УО. Способны пересказать услышанный текст. лировкой предложений.
Также у этих детей неразвиты фоне- матический слух и звуковой анализ.
Они не стремятся понять прочитан- ный текст и использовать речь в до- статочном объеме.
Моторика Движения чаще осознанные и скоординированные.
Отлича- ются ловкостью и целенаправ- ленностью действий.
Ребенок испытывает трудности с ко- ординацией, медленно и неловко двигается. Не может быстро пере- ключиться с одного действия на дру- гое.
В отличие от умственно отсталых детей, у детей с задержки психического развития выше обучаемость. Они лучше используют помощь учителя или старшего и способны применить показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий. У всех детей с задержкой психического развития и ум- ственной отсталостью не сформирована готовность к школьному обучению.

37
1   2   3   4   5   6   7   8

Глава 3. Эффективные практики инклюзивного
образования в Ярославской области
В современной России активно идет процесс гуманизации отношения государства и общества к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, расширяются аспекты их интеграции в разные сферы социальной и экономической жизнедеятельности страны.
В этой связи важными являются разработка и реализация всех форм со- циально-педагогической, психологической помощи данной категории населе- ния. В современных условиях практическая деятельность образовательных ор- ганизаций Ярославской области начинается на раннем этапе и, главное, про- должается на этапах общего, среднего и высшего образования, ориентируясь на особенности нозологической группы.
Ниже представлены эффективные модели и практики работы педагогов области с детьми с легкой умственной отсталостью и задержкой психического развития, а именно, представлены система оценивания личностных и мета- предметных результатов младших школьников с задержкой психического раз- вития, а также интегрированная деятельность как составная часть междисци- плинарного взаимодействия специалистов инклюзивного образования.
3.1. Система оценивания личностных и метапредметных резуль-
татов младших школьников с задержкой психического развития
Павлова Наталья Викторовна, заместитель директора ГОУ ЯО
«Переславль-Залесская школа-интернат № 4»
Фёдорова
Анастасия
Викторовна,
учитель-логопед
ГОУ
ЯО
«Переславль-Залесская школа-интернат № 4»
Проблема качества образования возникла одновременно с зарождением и развитием образования как особого социального явления. Среди большого числа показателей качества образования основными по-прежнему признаются образовательные достижения обучающихся.
Важность вопроса качества школьного образования определяется избран- ным в Российской Федерации подходом к нормированию образовательной дея- тельности с помощью федерального государственного образовательного стан- дарта (ФГОС).
Как известно, с 1 сентября 2016 года начал внедряться в практику работы школ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, в котором закреплены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ.
Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) предусмотрены два варианта обучения. Оба они являются цензовыми.